Урок математики "Площадь прямоугольного треугольника"
план-конспект урока математики (4 класс) по теме

Материал содержит конспект урока математики  "Площадь прямоугольного треугольника" для 4 класса, интерактивное объяснение для урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ploshchad_pryamougolnogo_treugolnika_4_klass.zip108.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 48

Урок математики

«Площадь прямоугольного треугольника»,

проведенный в 4 классе «Б»

(с использованием проблемно - диалогического обучения)

Составил учитель начальных классов

МОУ гимназии № 48

Власова И. С.

Тольятти 2007 – 2008 учебный год

Тема урока: Площадь прямоугольного треугольника.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с формулой измерения площади прямоугольного треугольника.
  2. Научить вычислять площадь прямоугольного треугольника по формуле.
  3. Закрепить умение выражать площадь геометрических фигур через разные единицы измерения площади.
  4. Развивать мышление, память, логику.

Оборудование: чертежи геометрических фигур, таблички с понятиями, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Я приветствую юных математиков на очередном заседании в клубе «Величины». Мы сегодня продолжаем работу по теме «Измерение площади».

II. Актуализация изученных знаний.

  1. Минутка чистописания.

 - Пропишем заданные числа:

3510 – данное число увеличить на 2 десятка

9201 – записать предшествующие числа данному.

2. Занимательные задания.

а) Чему равна сторона прямоугольника, если его периметр равен 16 см, а другая сторона – 2 см. найдите правильное решение.

1) (16 + 2) : 2 = 9 (см)

2) (16 - 2) : 2 = 7 (см)

3) 16 : 2 – 2 = 6 (см)

б) Начертите прямоугольник, периметр которого равен 8 см. вычислите площадь прямоугольника.

в) Сторона квадрата равна 5 см. Чему равен периметр квадрата? Найдите правильное решение.

1)  5 + 5 + 5 + 5 = 20 (см)

2) 5 + 4 = 9 (см)

3) 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см)

4) 5 · 4 = 20 (см)

3. Самостоятельная работа (образовательная технология «ИнтеллекТ»)

- Какова тема самостоятельной работы? («Формула периметра и площади прямоугольника»)

-  Какие интеллектуальные способности будем развивать данным упражнением? (мышление)

- Для чего нам нужно мышление?

- Внимательно читайте задание и выполняйте. Время работы 1 минута. Желаю успеха.

(После выполнения рефлексия и самопроверка)

  1. Физминутка.

(Выполнение зрительной, ножной гимнастики)

  1. Изучение нового материала.

1.  Постановка проблемной ситуации.

- На доске чертеж фигуры,  площадь которой нужно измерить. Как это сделать?

 

        

(Дочертить до прямоугольника, измерить стороны и вычислить площадь по формуле)

- Какие фигуры были вырезаны из прямоугольника? (квадрат и треугольник)

- Площади каких фигур мы уже умеем вычислять? (квадрата и прямоугольника)

2. Формулировка темы и цели урока.

- Какова тема нашего урока?

- Чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

3. Вывод формулы вычисления площади прямоугольного треугольника.

- Какие треугольники бывают по сторонам? (разносторонние, равнобедренные, равносторонние)

- Какие треугольники бывают по углам? (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)

- Какой угол называется острым? Прямым? Тупым?

- С каким углом идет сравнение?

- Площадь какого треугольника сначала попробуем вычислить? (прямоугольного)

4. Практическая работа.

- У меня в руке два прямоугольных треугольника. Какую фигуру можно составить, используя эти треугольники? (прямоугольник)

- Как называется линия в прямоугольнике, которая соединяет два треугольника? (диагональ)

- Что делает диагональ в прямоугольнике? (делит прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника)

- Мы умеем вычислять площадь прямоугольника? А можем узнать площадь одного прямоугольного треугольника?

S = (a · b) : 2

        

- Чем являются стороны а и в в прямоугольном треугольнике?

- Что вы знаете о сторонах прямоугольного треугольника? (катет и гипотенуза)

- Как сформулировать правило нахождения площади прямоугольного треугольника, называя стороны треугольника катетами и гипотенузой?

Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин его катетов и разделить полученную величину на два.

  1. Первичное закрепление изученного материала.
  1. Упражнение № 7 (с. 95)

S = (a · b) : 2

(30 · 4) : 2 = 60 (см²)

600 мм = 6 дм

(5 · 6) : 2 = 15 (дм²) = 150 000 (мм²) = 1 500 (см²)

60 дм = 6 м

(70 · 6) : 2 = 210 (м²) = 21 000 (дм²)

2. Упражнение № 8 (с. 95)

Всего – 12 га

Ипподром - ? га, ¾ всей площади

Конюшни – ? га, в 2 раза больше служебных помещений

Служебные помещения – ? га

  1. 12 : 4 · 3 = 9 (га) – ипподром
  2. 12 – 9 = 3 (га) – конюшни и служебные помещения
  3. 3 : 3 = 1 (га) – служебные помещения
  4. 1 · 2 = 2 (га) – конюшни

Ответ: 200 аров занимают конюшни.

3. Занимательная задача.

- А если имеется треугольник, у которого нет прямого угла? Как вычислить его площадь?

- Древние египтяне заметили, что любую фигуру можно разбить на прямоугольные треугольники. Так как вычислить площадь любого треугольника?

- Надо провести из любой вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника. При этом получаются два разных прямоугольных треугольника, площадь которых мы можем вычислить.

4. Упражнение на логику (работа в парах)

Упражнение № 10 («Магические квадраты»)

  1. Домашнее задание

Упражнение № 9 (с. 95)

  1. Подведение итогов

- Чему научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

VII.  Рефлексия

Урок

- привлек меня тем. …

- показался интересным …

- заставил задуматься …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Геометрия-правительница всех мыслительных изысканий. Площадь прямоугольного треугольника"

 Содержание представленного урока-презентации разработано с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон и ориентировано на работу по ...

Урок мавтематики по программе "Школа 2000" по теме "Площадь прямоугольного треугольника", 4 класс.

Урок математики в 4 классе по теме "Площадь прямоугольного треугольника". Автор учебника Л. Г. Петерсон. Урок составлен с использованием деятельностного подхода при сообщении нового материала. Урок со...

Урок "Площадь прямоугольного треугольника"

Урок математики в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова". Тип урока-"открытие нового знания". Разнообразные технологии, методы и приемы обучения позволили добиться понимания материала учащимися....

Конспект урока "Площадь прямоугольного треугольника"

Цель: создание условий для овладения   учащимися  алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника Задачи:        повторить изученный матери...

урок "Площадь прямоугольного треугольника"

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Технологическая карта урока математики по теме "Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников." 2 класс

Технологическая карта урока математики по теме "Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников." 2 класс...

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...