Урок математики по теме "Число 7"
план-конспект урока математики (1 класс) на тему

Кольцова Людмила Петровна

С помощью сказочного персонажа - дяди Фёдора из Простоквашина для ознакомления учеников с цифрой и числом 7, состав числа 7.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostokvashino.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе по теме «Число 7»

Цели урока:

  1. Познакомить с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7; упражнять в написании цифры 7.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки.
  3. Воспитывать качества, необходимые детям для успешной учебы.
  4. Развивать обще учебные умения и навыки: речь, внимание, память, мышление, интерес к предмету.

Тип урока: урок введения нового знания.

Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения.

Частные методы и приемы:

  1. Создание проблемной ситуации (подводящий диалог);
  2. Поиск решения, наглядно-иллюстративный;
  3. Словесный;
  4. Репродукивный.

Дидактические средства:

  1. Таблица «Число и цифра 7»;
  2. Карточка с рядом чисел;
  3. Числовой домик;
  4. Числовой луч;
  5. Таблички со словами, характеризующими качества ученика;
  6. Цветные полоски – части отрезка;
  7. Численник – календарь;
  8. У учащихся – цифровой «веер»;
  9. Иллюстрация к произведению Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»

ТСО: 

  1. магнитофон,
  2. диск с записью голоса дяди Фёдора и мелодии из м/ф «Каникулы в  Простоквашино»

Методическая литература:

  1. Л.Г.Петерсон Учебник по математике для начальной школы. 1 класс (Часть 2).
  2. Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс.
  3. О.В.Тараканова. Решения, ответы, комментарии к учебнику Л.Г.Петерсон «Математика. 1 класс».
  4. Математика. Поурочные планы (по учебнику Л.Г.Петерсон для четырёхлетней начальной школы)/Авт. – сост. Т.В.Бут.
  5. В.Волина. Праздник числа (Занимательная математика для детей)/Книга для учителей и родителей.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок (дети хором)

II. Постановка целей и задач урока

Учитель: Сегодня утром я получила звуковое письмо. Послушайте его.

Включает аудиозапись, на доске – картинка с изображением героев книги Э.Успенского.

Голос дяди Фёдора: Здравствуйте, ребята! Привет из Простоквашино! Это я – дядя Фёдор. Много времени прошло с момента нашей последней встречи. Вы, наверно¸ многому научились, многое умеете. Я тоже через год пойду в школу. Но прежде хочу знать, какие качества нужны человеку для успешной учебы в школе? Вы, ребята, не подскажете мне их? Буду ждать ответа! До свидания!

Учитель: Ребята, давайте попробуем в ходе урока назвать качества, которые необходимы, чтобы хорошо учиться в школе. А потом напишем об этом дяде Фёдору. Ещё на уроке мы узнаем много нового, важного и интересного из области математики.

III. Актуализация опорных знаний

1. Счёт

  1. Счёт от 1 до 10, прямой и обратный (хором).
  2. Счёт до 20, прямой («цепочкой»).

2. Игра «Молчанка» (показ ответов с помощью цифрового «веера»).

  1. Какое число стоит перед числом 4? (3)
  2. Какое число следует за числом 5? (6)
  3. Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
  4. Какие числа являются «соседями» числа 6? (5 и 7)

3. Математический диктант

  1. Запишите в тетрадь ряд чисел (под диктовку): 6,1,3,5,4,2.
  2. Обведите, синим карандашом два числа, между которыми в наутральном ряду стоит число 3.
  3. Обведите жёлтым карандашом число, которое следует при счёте за числом 4.
  4. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6? Обведите ответ красным карандашом.
  5. Посмотрите на доску (открыть разворот доски с образцом выполнения задания)
  6. Проверьте, так ли вы выполнили задание? Кто справился без ошибок, может нарисовать в тетради на полях солнышко.

IV. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания

  1. Число и цифра 7

Учитель.  Отгадайте загадку:

В этой книге шесть листов простых,

А седьмой золотой.

-О какой книге идёт речь? (календарь)

Показ календаря – численника.

  1. Какие шесть листов простых, а седьмой золотой? (дни недели)
  2. Назовите эти дни по порядку.
  3. Какой по счёту день недели – воскресенье? (седьмой)
  4. Кто догадался, чему будет посвящён наш урок математики?

Повесить табличку с темой урока.

  1. Образ цифры 7

Демонстрация таблицы «Число и цифра 7»

           - На что похожа цифра 7?

Учащиеся читают стихи

Вот семерка – кочерга.

У неё одна нога.

С.Маршак

Семь – точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

Г.Виеру

  1. Написание цифры 7
  1. Пальчиковая гимнастика (растирание ладоней и пальцев рук).
  2. Письмо цифры 7 в учебнике – тетради (с.3):
  1. Обведение образца большой цифры три раза;
  2. Показ образца написания учителем на доске с комментарием;
  3. Письмо в воздухе;
  4. Письмо в строке.

  1. Место цифры 7 в числовом ряду

Работа с рядом чисел и числовым отрезком в учебнике-тетради (с.3):

  1. За каким числом следует при счёте число 7?
  2. Как получить из 6 число 7?
  3. Вам подсказывает числовой отрезок (Нужно сделать один «шаг» вправо из точки 6)
  4. На сколько 7 больше 6?
  5. На сколько 6 меньше 7?

  1. Состав числа 7

Работа с игральными костями домино в учебнике (с.3) и одновременная демонстрация числового домика.

  1. Из каких двух «частей» можно получить «целое» 7?
  2. Какие это будут слагаемые?

V. Первичное закрепление

  1. Отработка состава числа 7

Работа по учебнику-тетради

№1, с.2

  1. Что изображено сверху, над каждым столбиком примеров? (Большой отрезок, который состоит из маленьких отрезков белого и красного цвета.)
  2. Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой обозначено «целое»? А какими цифрами – «части»?
  3. Объясните равенства к этому отрезку (Если сложишь «части» 6 и 1, то получим «целое» 7. И наоборот. Если из всего отрезка, «целого» 7 взять «часть» 6, то останется другая  «часть» 1 и т.д.)
  4. Пользуясь числовыми отрезками, заполните «окошки» в оставшихся равенствах.

Работа в парах.

  1. Последовательность числового ряда от 1 до 7

№6, с.3

  1. Рассмотрите задание. Гномы предлагают выполнить его вместе. Используйте карандаш для рисования стрелок. Путешествовать по пенькам будут учащиеся 1 варианта, а развешивать фонарики – учащиеся 2 варианта. Начнём работу одновременно.
  2. Кто быстрее? (Выполнившие задание дети встают на ноги.)
  3. Проверьте выполнение задания друг у друга.

  1. Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка

№2, с.2

  1. Прочитайте числовое выражение слева (хором). Пользуясь числовым отрезком, выполните вычисления. (Один учащийся работает у доски: комментирует и демонстрирует, остальные учащиеся – на местах).
  2. Откуда начинаем движение? (из точки 4)
  3. В каком направлении? (вправо, т.к. выполняем сложение)
  4. На сколько «шагов»? (на 3, проводим одну длинную стрелку)
  5. В какой точке остановились? (В точке 7. Напишем цифру над знаком «+» в выражении)
  6. Как будем действовать дальше? (Из точки 7 сделаем два «шага» влево, т.к. вычитаем 2)
  7. Какой результат получили? (5) Запишите его в окошко.

Одновременно с коллективной работой со вторым выражением из этого номера самостоятельно работает один учащийся у доски.

VI. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать!

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!  (дети садятся за парты)

VII. Самостоятельная работа

№3, с.2

  1. Рассмотрите задание. Что требуется сделать? (Сравнить два числа с помощью фигур в мешочках», поставить знаки  , , =.)
  2. Кому не понятно задание? (Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя)

Дополнительно: №7, с.3

VIII. Итог урока. Расширение нового знания

  1. Какому числу был посвящён урок?
  2. Что нового узнали?
  3. Чему научились?
  4. Ваши одноклассники познакомят с интересными фактами, связанными с числом 7.

1 ученик.

Семерка в древности была окружена особенно большим почётом. Почитание этого числа сохранилось в пословицах и поговорках: «Семь бед – один ответ», «На седьмом небе», «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут».

2 ученик:

Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым относили тогда и Солнце и Луну. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя.

3 ученик:

Семь стало священным числом. Его считали магическим. Это волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь богов, семь чудес света в Древней Греции. Одиссей семь дет был в плену. Великий пост у христиан длится 7 недель. А у индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников.

Учитель. Подведем итог. Какие же качества необходимы для успешной учебы в школе? (Чтение хором слов с табличек)

Примечание: после завершения каждого этапа урока учитель вывешивает на доске таблички со словами, характеризующими качества ученика.

III. «Внимательность»

IV. «Любознательность», «Наблюдательность», «Находчивость», «Смекалка»

V. «Аккуратность», «Отзывчивость»

VII. «Самостоятельность»

VIII. «Трудолюбие», «Прилежание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...