Задачи на части (урок математики в 4 классе)
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

 

Путешествуя по страницам сказок на уроке математики у учащихся формируются умения решать задачи на части с неправильными дробями, воспитывается чувство товарищества и взаимовыручки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_4_klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Задачи на части (урок-сказка)

Цели урока: образовательная: формирование умения решать задачи на части с неправильными дробями; закрепление способов действий при решении задач и примеров с дробями;

развивающая: создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать  и делать выводы, развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу;

воспитательная: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.

Оборудование: картинки сказочных персонажей, таблицы-опоры, карточки с заданиями, пленка демонстрационная для кодоскопа с заданиями.


Ход урока

I. Организационный момент.

  Сегодня у нас на уроке присутствуют гости - ваши родители. Приглашаю всех в путешествие по сказкам на уроке математики.

II. Актуализация знаний.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

1. Игра «Перевертыш»: учитель называет дробь, а дети должны перевернуть ее и назвать другую дробь. (Дроби записывают на доске в строчку, а во вторую строчку – перевертыши).

3/5

6/24

7/9

5/5

2/8

5/3

24/6

9/7

5/5

8/2

- Какая дробь лишняя в первой строке? (5/5, так как эта дробь неправильная, она равна 1. Остальные дроби правильные, меньше 1 и выражают правилььные части величин.)

- Чем походи дроби второго столбика? (эти дроби неправильные, больше или равны единице, выражают неправильные части величин).

2. Карточки с заданиями.

Найди 2/3 от 24

24:3*2=16

Буква «З»

Найти число, 5/6 которого составляет 120

120:5*6=144

Буква «К»

Найти 3% от 300

300:100*3=9

Буква «А»

Какую часть составляет 1 см от 7 см?

1:7=1/7

Буква «К»

Найти число, 5% которого составляет 20

20:5*100=400

Буква «И»

Какую часть года составляет 1 месяц?

1:12=1/12

Буква «С»

Запишите ответы в порядке возрастания и расшифруйте слово.

1/12

1/7

9

16

144

400

С

К

А

З

К

И

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

- В какой сказке мы оказались?

- Кто ее написал?

Решите задачи (на пленке кодоскопа задачи):

а) Старик поймал в первый день а кг рыбы, а во второй день m/n этого количества. Сколько кг рыбы поймал старик во второй день? ( а=40,   m/n=4/5)

40:5*4 = 32 (кг),                            

б) Старуха напряла b м пряжи, что составляет m/n ее месячной нормы. Сколько метров пряжи напрядет старуха за месяц? ( b=100,   m/n=4/5)

100:4*5 = 125 (м)                            

III. Постановка проблемы.

- Переверните дроби в задачах и найдите значения данных выражений.

40:4*5 = 50 (кг)                                     100:5*4 = 80 (м)

- Что произошло? (Из правильной дроби получили неправильную).

- Как вы думаете, можно ли решить задачи с неправильными дробями по тем же правилам, что и задачи с правильными дробями?

Дети высказывают свои мнения.

- Цель урока – установить, решаются ли задачи с неправильными частями по тем же правилам, что и задачи с правильными частями.

На доске открывается тема урока: «Задачи на части».

IV. «Открытие» детьми нового знания.

- Что нужно найти в обеих задачах? (Чему равна одна часть))

- Что можно найти, если известно чему равна одна часть? (Чему равны несколько частей)

- Итак, по какому правилу мы решили задачу с неправильными частями при нахождении части от числа? (Число 40 разделили на знаменатель 4 и умножили на числитель 5).

- проверим по опорной схеме, совпадает ли это число с правилом нахождения правильной части от числа? (Да).

На доске – опорная схема:

Часть=Число:Знаменатель×Числитель

- По какому правилу вы находили число по его части при решении задач с неправильными частями? (Часть 100 разделили на числитель 5 и умножили на знаменатель 4)

На доске – опорная схема:

Число=Часть:Числитель×Знаменатель

Проверим по опорной схеме, совпадает ли это правило с правилом нахождения числа по его правильной части? (Да).

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.19.

- Какой вид задач мы не разобрали? (Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого).

Решим задачу №4 на стр.20 про Золушку.

- Кто написал сказку Золушка?

Мачеха, уходя с дочерьми на бал, велела Золушке перебрать 100 кг крупы. Золушка, чтобы угодить мачехе, перебрала 150 кг. Какую часть своего задания выполнила Золушка? Вырази эту часть в процентах.

150 : 100 = 150/100 = 150 %

- Совпадают ли правила решения задач с неправильными дробями и задач с правильными дробями на нахождение части, которую одно число составляет от другого? (Да)

Опорная схема:

Дробь=1 Число : 2 Число

- Как найти часть от числа?

- Как найти число по его части?

- Как определить какую часть одно число составляет от другого?

V. Физкультминутка.

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Руки к плечам вращения вперед (4 р) вращения назад (4 р)

Нарисуем два квадрата,

А для них огромный круг.

Рисуют в воздухе «квадрат» обеими» руками, потом «круг»

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок,

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево

VI. Первичное закрепление.

- Кто этот чудачок?

- Отправляемся в гости к Буратино?

- Кто написал про него сказку? (А.Толстой)

- Как она называется?

№2 стр.20 выполняют в паре с дальнейшей проверкой.

Буратино решил купить для папы Карло новый дом за 300 сольдо. Но пока он копил деньги, цена дома увеличилась на 20%. Сколько теперь должен заплатить Буратино за этот дом?

1 способ

2 способ

300 : 100 * (100 +20) = 360 (с).

1) 100% + 20% = 120% - новая цена дома

2) 120% = 120/100

3) 300 : 100 * 120 = 360 (с).

Винни-Пух заготовил в июне 48 кг меда, а в июле 7/6 этого количества. Сколько кг меда заготовил Винни-Пух в августе, если за все лето он заготовил 150 кг меда?

  1. 48 : 6 * 7 = 56 (кг) – в июле.
  2. 56 + 48 = 104 (кг) – в июне и июле.
  3. 150 – 104  = 46 (кг) в августе.

-Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу,-

Молвил он царю, - на спицу:

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой…»

- Из какой сказки этот отрывок? Кто ее написал?

Задача. Спица на куполе может выдержать вес 44/5 кг. Царю подарили петушка массой 31/4 кг. Выдержит ли спица, если петушок поправится на 1 кг?        ( 1 кг – 1000 г )

1) 1000 : 5 * 44 = 8800 (г) – 8 кг 800 г – может выдержать спица.

2) 1000 : 4 * 31 = 7750 (г) – 7 кг 750 г - масса петушка.

3) 7 кг 750 г + 1 кг = 8 кг 750 г – масса петушка, если он поправится.

4) 8 кг 800 г > 8 кг 750 г – спица выдержит.

Задача. Царевна-Лягушка, когда превращается в девушку, весит 48 кг, что составляет 24/с ее веса в образе лягушки. А Иван-Царевич весит 32/2 веса лягушки. Сколько кг весит Иван-Царевич?

  1. 48 : 24 * 2 = 4 (кг) – вес лягушки.
  2. 4 : 2 * 32 = 64 (кг) – весит Иван-Царевич.

VII. Повторение.

Работа по группам (рядам).

1 группа - №8 стр.21, 2 группа - №9 стр.21, 3 группа - №10 стр.21.

VII. Итог урока.

- Чему мы научились на уроке? (Решать задачи с неправильными частями).

- К какому выводу пришли? (Задачи с неправильными частями решаются по тем же правилам, что и задачи с правильными частями).

- Кто испытывал затруднения в новой теме?

- Как оцениваете свою работу?

Д/з  №№ 6, 7, 11 стр.21

Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нахождение числа по его части" урок математики 4 класс

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ( компетентностный подход). Включён самоанализ урока....

Урок математики. 2 класс. Закрепление изученного. Решение обратных задач. Часть 1.

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС НОО. Данный урок преследует следуущую цель: создать условия для проверки умений составлять и решать обратные задачи, совершенствовать вычислительные...

Урок математики. 2 класс. Закрепление изученного. Решение обратных задач. Часть 2.

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС НОО. Данный урок преследует следуущую цель: создать условия для проверки умений составлять и решать обратные задачи, совершенствовать вычислительные...

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Решение простых задач (презентация к уроку математики 1 класс)

Презентация к уроку математике, где учащиеся знакомятся с понятием "задача", учатся их оформлять и решать....

Технологическая карта урока математики 1 класс Тема: Задача. Составные части задачи.

Урок математики в 1 классе по теме "Задача. Составные части задачи." по программе Школа России (учебник Моро М.И.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 2 место в муниципальном к...