Рабочие программы
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Рабочие программы по предметам:русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, ОБЖ, технология  3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_3_klass.rar253.85 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).

Программа рассчитана на 140 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2009. – 160 с.: ил.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009 – 48 с.: ил.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

В авторскую программу изменения не внесены.

Данная программа соответствует образовательным стан дартам начального общего образования и соответствует ба зисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Основная цель уроков литературного чтения в началь ных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности,  когда  он  способен  воспринимать  текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец,  воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления  правильной читательской деятельности.  Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельно сти: слушании, чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «лите ратурного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание еще на один специфичес кий для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой еди ницы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное вос приятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти ас пекты деятельности не следует путать. Поэтому в програм ме разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художест венного произведения» разведены, каждый имеет свое со держание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  1. изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  2. в результате обучения развивается читательская дея тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  3. содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Как осуществляется обучение литературному чтению в 1-4 классах?

В 1 классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму чи таемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и от дельных произведений.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литера турные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает боль шую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определен ные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащие ся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается  работа над  структурой  художественного; произведения (компонентами сюжета) и сравнением     произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.

       Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждо го изучаемого раздела.          

Программа включает  следующие основные  рубрики круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.  Кроме того, в  программе определены  основные требования  к  знаниям,  умения и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.

Основные линии программы:

  1. развитие навыка чтения;
  2. развитие восприятия произведения;
  3. развитие литературоведческих представлений и понятий;
  4. развитие речевых умений;
  5. развитие творческой деятельности.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  1. читать сознательно и правильно текст целыми слова ми вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
  2. знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  3. выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  4. определять смысл событий и поступков героев; выра жать свое отношение;
  5. пересказывать текст  произведения (подробно и крат ко) по готовому плану;
  6. самостоятельно читать произведения и книги по изу чаемым темам;
  7. работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
  8. отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  9. пользоваться справочной литературой.

                       

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(4 часа в неделю, всего 140 часов)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плано-вые сроки похождения

Приме-чание

1 четверть (36 часов)

Раздел "Устное народное творчество"

16 ч

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка – сказка. В.Даль "Старик- годовик"

1

Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Загадки, пословицы

1

 О присказках. Виды присказок. Русская  народная  сказка. "Самое дорогое"

1

Определение  смысла (главной мысли). Русские народные сказки. "Про Ленивую  и Радивую"

1

Слушание и ра бота с детскими книгами. Сказки о животных.

Дополнитель ное чтение Русские народ ные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич"

1

 Особенности сказок с загадками., развитие сюжета.Сказки с загад ками. «Дочь-семилетка». Русская народ ная сказка

1

 Понятие: волшебные сказки. Их особенности.

«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народ ная сказка.

1

 Сравнение бытовых и волшебных сказок. Русская народ ная сказка.  «Царевич Нехитёр-Немудёр».. 0 присказках

1

Слушание и работа с дет скими книгами. Дополнитель ное чтение Русские народ ные сказки. «Елена Премуд рая»,«Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц»

1

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Проверочная работа

1

 Понятие о былине. Былины. «Добрыня и Змея».

1

 Персонажи положительные и отрицательные. Былины.  «Илья Муромец и Соловей-раз бойник».

1

 Особенности былины: напевность, особенности языка,повторы.Былины.  «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»,  «Вольга и Микула»

1

Слушание и работа с дет скими книгами. Былины. Дополнитель ное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»

1

Урок-обобщение по теме «Были ны» («Проверьте себя») Проверочная работа

1

Басни

5 ч

 Понятие: басня, мораль, олицетворение. Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и вино град»

1

 Особенности записи басни. Сравнение героев. И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнитель ное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица»

1

Дополнитель ное чтение И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Кресть янин и работник»

1

Слушание и ра бота с детской книгой.

Дополнитель ное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхво стая Лисица» А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Произведения А.С. Пушкина

1

10 ч

 Представление об олицетворении. Отрывки из по эмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...».

1

 Понятие: эпитет. Отрывки из по эмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...». Дополнитель ное чтение «Бой Руслана с головой»

1

 Сравнение с народной сказкой. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкин

1

 Сходство сюжетов, героев, превращений  А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане...»

1

 Наблюдение за изменением настроения автора. Характеристика героев. А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане...»

1

Слушание и ра бота с детской книгой. К. Г. Паустов ский. «Сказки Пушкина». Дополнитель ное чтение А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёрт вой царевне и о семи богаты рях».

Э. Бабаев. «Там лес и дол виде ний полны...»

1

Слушание и ра бота с детской книгой.  Дополнитель ное чтение А. С. Пушкин. «Сказка о мёрт вой царевне и о семи богаты рях».

Э. Бабаев. «Там лес и дол виде ний полны...»

1

 Сравнение, определение тем. А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер»

1

 Тон и темп стихотворения. А. С. Пушкин. «Няне»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Литературный диктант

1

Стихи русских поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова,  А.А. Фета

5 ч

 Сравнение стихотворений. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначаль ной...», «Чародейкою зимою...»

1

 Работа над выразительностью. А.Н. Майков. «Осень»

1

 Сравнение. Выразительное чтение. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1

Слушание и ра бота с детской книгой. Стихи русских поэтов.

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

Дополнитель ное чтение И.А. Бунин. «Листопад»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

2 четверть ( 28 ч)

Произведения Л.Н. Толстого

11ч

 Сравнение жанров  произведений. Л.Н.Толстой « Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня)

1

«Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня)

1

Слушание и ра бота с детскими книгами. Дополнитель ное чтение Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан»

1

  1.        

 Выразительное и выборочное чтение.  Л.Н.Толстой  «Лебеди».

1

Научно-познава тельные и худо жественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». Дополнитель ное чтение «Лев и собачка»

1

Разножанровые произведения. Л.Н.Толстой  Рассказ    «Пры жок».

1

 Характеристика героев. Рассказ «Пры жок». Былина «Как боролся русский бога тырь»

1

Обучение рассказыванию былины   «Как боролся русский бога тырь»

1

Слушание и ра бота с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнитель ное чтение «Ореховая ветка»;

А. Сергеенко. «Как Л.Н. Тол стой рассказы вал сказку об огурцах»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Проверка навыка чтения вслух.

Произведения Н.А. Некрасова

1

7 ч

 Выделение эпитетов. Н.А. Некрасов Крестьянские дети» (отрывок).

1

Сравнение интонаций. Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок).

1

Аналитическое чтение статьи. К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок

1

Слушание и ра бота с детской книгой. Дополнитель ное чтение Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокра щении

1

 Сравнение времён года. Н.А.Некрасов «Славная осень...». Дополнитель ное чтение «Зелёный Шум». К. И. Чуковский. «Зелёный Шум»

1

 Тон, темп, ритм чтения. Стихи о природе. «Мороз-воево да» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

Слушание и ра бота с детской книгой.

К. И. Чуковский. «0 стихах Н.А. Некрасова». Дополнитель ное чтение Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Произведения А.П.Чехова

6 ч

 Описание грозы, луны, ветра, дождя. А. П. Чехов Повесть «Степь» (отрывок). Дополнитель ное чтение А. П. Чехов. «Белолобый».

1

 Дополнитель ное чтение А. П. Чехов. «Белолобый»; И. С. Тургенев. «Лес и степь»

1

Работа над чтением рассказа А. П. Чехова « Ванька»

1

 Выделение эпизодов  описаний героя, его жизни. А. П. Чехов "Ванька». Дополнитель ное чтение Н.С. Шер. «0 рассказах А.П. Чехова»

1

Слушание и ра бота с детскими книгами. Книги о живот ных.

Дополнитель ное чтение Л. Андреев. «Кусака»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Сказки зарубежных  писателей

4 ч

Особенности речи произведения Ш. Перро. «Подарки феи»

1

 Наблюдение : начало и конец сказки. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнитель ное чтение Ц. Топелиус. «Зимняя сказка»

1

Слушание и ра бота с книгами зарубежных сказочников

 Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

. Дополнитель ное чтение Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская»

1

Урок-утренник «В мире сказок»

1

3 четверть ( 40 часов)

Стихи русских поэтов

7 ч

 Понятие о тоне, ритме. И. С. Никитин. «Русь»

1

 Описание картины природы, выделение эпитетов и олицетворений. И. С. Никитин. «Утро»

1

 Выделение эпитетов и олицетворений И.З. Суриков. «Детство»

1

Слушание и ра бота с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнитель ное чтение И. С. Никитин. «Помню я: быва ло, няня...»

1

 Сравнение тем.С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»

1

Слушание и ра бота с детскими книгами. Дополнитель ное чтение Ф.Н. Глинка. «Москва»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Литературный диктант.

1

Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка

7 ч

 Выделение главной мыли. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

 Работа над содержанием  рассказа. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

Работа  с планом. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

 Выделение частей сказки. Аналитическое чтение.  Д.Н.Мамин-Сибиряк сказка «Умнее всех»        

1

Обучение краткому пересказу.

Д.Н.Мамин-Сибиряк сказка «Умнее всех»

1

Слушание и ра бота с детской книгой.

Дополнитель ное чтение «Постойко»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Литературный диктант.

1

Произведения А.И. Куприна

7 ч

 Аналитическое чтение. А.И.Куприн «Синяя звезда»

1

  Работа с текстом рассказа  А.И.Куприна «Синяя звезда»

1

Краткий пересказ. А.И.Куприн «Синяя звезда»

1

 Работа по сюжету. А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Дополнитель ное чтение «Собачье счастье»

1

 Описание героев рассказа. А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Дополнитель ное чтение «Собачье счастье»

1

Слушание и ра бота с детскими книгами о живот ных.

Дополнитель ное чтение «Ю-ю»

1

Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»)

1

Стихи С.А. Есенина

7 ч

 Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. С.А.Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...»

1

 Выделение олицетворений, сравнений и эпитетов.  С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

Выделение олицетворений, сравнений и эпитетов «Берёза». Дополнитель ное чтение. Стихи о берёзе (отрывки)

1

«Бабушкины сказки» Сравнение стихотворений.

1

Слушание и ра бота с детскими книгами   стихов русских поэтов Дополнитель ное чтение «Топи да боло та...», «Сыплет черёмуха сне гом...»;

И. С. Тургенев. «Деревня»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Библиотечный урок. Стихи рус ских поэтов

Литературный диктант.

1

Произведения К.Г. Паустовского

12 ч

 Аналитическое чтение ,деление на части и составление плана. К.Г. Паустовский. Сказка «Сталь ное колечко»

1

 Г. Паустовский. Сказка «Сталь ное колечко.

Описание образа Вари, выделение сравнений.

1

Г. Паустовский. Сказка «Сталь ное колечко

Обучение художественному пересказу по плану.

1

 Понятие: юмористический рассказ, юмор.  

 К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

1

 Работа с текстом рассказа К.Г.Паустовского  «Какие бывают дожди?»

1

К.Г. Паустовский   «Заячьи лапы» Пересказ по плану.

1

Слушание и ра бота с книгами К.Г. Паустов ского.

Дополнитель ное чтение «Тёплый хлеб»

1

Слушание и ра бота с книгами К.Г. Паустов ского.

Дополнитель ное чтение «Тёплый хлеб»

1

Слушание и ра бота с детскими книгами о приро де (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим,В. Бианки и др.). Дополнитель ное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»;

1

Слушание и ра бота с детскими книгами о приро де(Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим,В. Бианки и др.). Дополнитель ное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»; И. С. Тургенев.«Воробей»,

«Перепёлка»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

1

Урок-утренник «Моя любимая книга»

1

4 четверть (32 часа)

Произведения С.Я.Маршака

4 ч

Заучивание наизусть.   С.Я. Маршак «Урок родного языка»

1

Выделение  сравнений и эпитетов  «С.Я. Маршак Ландыш»

1

Слушание и ра бота с книгами С.Я. Маршака. Дополнитель ное чтение Пьеса-сказка «Кошкин дом»

1

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги

С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком»

1

Произведения Л. Пантелеева

 Первичное чтение, определение темы. Л. Пантелеев «Честное слово»

1

 Л. Пантелеев «Честное слово»

Обучение художественному пересказу по плану.

1

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

Первичное чтение, определение темы.

1

 Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

Работа с сюжетным треугольником.

1

Слушание и ра бота с детской книгой.

Дополнитель ное чтение «Фенька», «Новенькая»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») Проверка навыка чтения молча.

1

Произведения  А. П. Гайдара

5 ч

 А.П,Гайдар «Горячий камень»

Работа с сюжетом.

1

А.П,Гайдар «Горячий камень»

Сравнение героев рассказа.

А.П,Гайдар Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

Знакомство с книгой.

1

А.П,Гайдар  Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

Проверка навыка чтения молча.

1

СВ. Михалков. «Аркадий Гай дар»;

К. Г. Паустов ский. «Об Арка дии Петровиче Гайдаре». Дополнитель ное чтение СВ. Михалков. «Ошибка» Чтение ,выполнение заданий в учебнике и в тетраде.

1

Слушание и ра бота с книгами о детях. Дополнитель ное чтение В.Ю. Драгун ский. «Девочка на шаре»

1

Произведения  М.М. Пришвина

7 ч

 Работа над текстом  очерка  М.М .Пришвина  «Моя Родина». Дополнительное чтение «Двойной след»

1

Очерк «Моя Родина». Дополнительное чтение «Двойной след»

1

М.М .Пришвина  Выскочка» Чтение , работа с сюжетом.

1

М.М .Пришвина  «Жаркий час». Выразительное чтение.

1

 Контрольная работа. Сформированность учебной и читательской деятельности.

1

Слушание и ра бота с детскими книгами о при роде.

В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине»

Дополнитель ное чтение В. В. Бианки. «По следам»

1

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Проверка выразительности чтения.

1

Произведения зарубежных писателей

11  ч

Дж. Лондон. «Волк» Чтение , работа с сюжетом

1

Дж. Лондон. «Волк» Чтение , работа с сюжетом

1

Дж. Лондон. «Волк».Герои рассказа.

1

Э. Сетон-Томп сон. «Чинк» Чтение , работа с сюжетом

1

Э. Сетон-Томп сон. «Чинк» Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента.

1

Э. Сетон-Томп сон. «Чинк» Подробный пересказ по плану.

1

Слушание и ра бота с детскими книгами зарубеж ных писателей. Дополнительное чтение Дж. Родари "Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн"

1

Слушание и ра бота с детскими книгами зарубеж ных писателей. Дополнительное чтение Дж. Родари "Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн"

1

Урок - обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Комплексная разноуровневая контрольная работа ( один из вариантов) Тест.

1

Библиотечный урок "Летнее чтение"

1

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

1

Урок – праздник "Здравствуй, лето!"

1

3 КЛАСС

Содержание программы

3 класс (140 ч)

Круг чтения. Произведения устного народного творче ства русского народа и других народов. Стихотворные и про заические произведения отечественных и зарубежных писа телей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энцикло педия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о герои ческих подвигах во имя Родины, о труде людей и их отно шении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отноше нии к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотвор ные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повто ров, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые кон цовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные

и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лирич ность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и геро ев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные расска зы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реаль ных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Лите ратура, фольклор, литературное произведение. Литератур ные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художествен ное произведение, научно-художественное, научно-популяр ное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворе ние, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или про изведений одного и того же автора; особенности произведе ния (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их по ступков, выделение деталей для характеристики; определе ние времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формиро вание своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художе ственному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных ис торий с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произве дениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на фа культативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказоч ный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения*. Чтение вслух и про себя небольших про изведений или глав из произведений целыми словами. Уме ние читать выразительно текст произведения, передавая от ношение к событиям, героям, выбирая соответствующий со держанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смы сла событий. Вычленение главной мысли текста. Определе ние поступков героев и их мотивов в произведениях; сопо ставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отноше ния к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концов ка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текс та (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостояте льное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  1. самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
  2. отбор произведений по теме и жанру, авторской при надлежности;
  3. самостоятельное чтение произведений и книг по за данной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

  1. с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочи нение считалок, сказок, рассказов);
  2. с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, ис пользование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
  3. с уроками музыки: знакомство с музыкальными про изведениями на тексты отдельных произведений, составле ние музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
  4. с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

                 

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра вильности передачи основного содержания текс та, последовательности и полноте развития сюже та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан ров и особенностей, знание имен детских пи сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на изусть или с листа. Осуществляется на матери але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти па «закончи предложение», «найди правиль ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. В рабочей тетради по литературному чтению  после каждого раздела есть задания "Проверь себя".

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа нию незнакомые тексты. При выборе текста осу ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа ми. Для проверки учитель заготавливает инди видуальные карточки, которые получает каж дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Контрольная работа №1

Вариант 1.

1.        Отметь фамилию баснописца.

  1. Л.Н. Толстой
  2. С.А. Есенин
  3. И.С. Никитин
  4. И.А. Крылов
  5. С.Д. Дрожжин

2.        Что такое мораль басни?

  1. установка
  2. правило
  3. нравоучение
  4. закон
  5. развитие

3. Отметь слова, которыми можно дополнить предло жение.

И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин — ...

  1. стихи
  2. сказки
  3. басни
  4. былины
  5. загадки

4. Дополни предложение, отметив ответ. Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И.А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» — древнегрече ский баснописец ...

□        Л.Н. Толстой

□ А.Е. Измайлов

□ С.А. Есенин

□         Эзоп

□         А.С. Пушкин

5.        Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.

□        пословица

□        загадка

□        стихотворение

□        былина

□        потешка

6.        Отметь слово, чтобы дополнить предложение.
Эзоп и И.А. Крылов — это ...

□        сказочники

□        баснописцы

□        поэты

□        летописцы

7.        Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Былина, сказ, пословица, потешка,        

8.        Какой автор писал рассказы о природе? Отметь
ответ.

  1. И.А. Крылов
  2. А.С. Пушкин
  3. И.С. Тургенев
  4. Л.Н. Толстой
  5. С.А. Есенин

9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.

  1. обложка
  2. цвет обложки
  3. оглавление (содержание)
  4. аннотация
  5. переплёт

10. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.

Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, __        __        

Вариант 2.

1.        Отметь фамилию автора сказок.

  1. Эзоп
  2. И.З. Суриков
  3. А.С. Пушкин
  4. И.С. Тургенев
  5. В.Ю. Драгунский

2.        Что такое абзац? Отметь ответ.

  1. рассказ
  2. произведение
  3. часть текста
  4. пословица
  5. текст

3.        Допиши предложение.

Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Тургенева —

4.        Отметь лишнее слово. Объясни выбор.

  1. Илья Муромец
  2. Алёша Попович
  3. Добрыня Никитич
  4. Лесной Дед
  5. Соловей-разбойник

5.        Кто написал рассказ «Перепёлка»? Отметь ответ.

  1. Н.Н. Носов
  2. А.С. Пушкин
  3. И.С. Тургенев
  4. Е.И. Чарушин
  5. И.А. Крылов

6.        Закончи предложение, отметив ответ.

Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Анд реевич Крылов —...

  1. сказки
  2. былины
  3. небылицы
  4. басни
  5. загадки

7.        Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.

  1. аннотация
  2. титульный лист
  3. обложка
  4. предисловие
  5. оглавление (содержание)

  1. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.

Шутка, скороговорка, потешка, небылица,        

  1. Отметь фамилию поэта и сказочника.
  1. И.С. Тургенев
  2. И.А. Крылов
  3. А.С. Пушкин
  4. С.А. Есенин
  5. А.Е. Измайлов

10.        Героем каких произведений стал Илья Муромец? Отметь ответ.

  1. сказок
  2. рассказов
  3. басен

          былин

Контрольная работа №2.

Вариант1.

1. Отметь фамилию писателя- сказочника.

  1. А.А.Фет
  2.  Ф.И.Тютчев
  3. Л.Н. Толстой
  4. Н.А. Некрасов
  5. И.А. Бунин

2.        Что такое пейзаж? Отметь ответ.

 □        рассказ о природе

  1. описание картины природы
  2. сказка о природе
  3. стихотворение о природе
  4. история о природе

3.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

Ф.И. Тютчев писал стихи, а А.П. Чехов ...

  1. басни
  2. песни
  3. рассказы
  4. загадки
  5. былины

4.        Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.

Сказку «Подарки феи» написал Ш. Перро, а сказку «Два брата» ...

  1. А.С. Пушкин
  2. Л.Н. Толстой
  3. братья Гримм
  4. Х.К. Андерсен
  5. В.Г. Сутеев

5.        Отметь лишнее слово.

  1. пословица
  2. загадка
  3. рассказ
  4. потешка
  5. скороговорка

6.        Кто автор стихотворения «Крестьянские дети»? Отметь ответ.

  1. А.А. Фет
  2. А.Н. Майков
  3. А.С. Пушкин  

         □ Ф.И. Тютчев

  1. НА. Некрасов

7.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

А.А. Фет, И.А. Бунин, АН. Майков — русские ...

  1. сказочники
  2. баснописцы
  3. летописцы
  4. поэты

8.        Допиши одно слово в ряд слов.

Загадка, потешка, закличка, пословица,        

9.        Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответы.

  1. переплёт
  2. цвет обложки
  3. оглавление (содержание)
  4. аннотация
  5. обложка

10.        Героем какого произведения является Ванька Жуков? Отметь ответ.

  1. сказки
  2. рассказа
  3. басни
  4. стихотворения
  5. былины

                 

                    Вариант 2.

1.        Отметь фамилию русского поэта и сказочника.

  1. И.А. Крылов
  2. А.А. Фет
  3. А.Н. Майков
  4. А.С. Пушкин
  5. Н.А. Некрасов

2.        Сколько абзацев в отрывке? Допиши предложение.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бе жала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жел тизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

В этом отрывке…        

3.        Что такое пейзаж? Отметь ответ.

  1. часть текста
  2. текст
  3. абзац
  4. описание картины природы
  5. описание внешнего вида героя

4.        Допиши предложение.

Толстого зовут Лев Николаевич, а Некрасова —        

5. Кто автор рассказа «Белолобый». Отметь ответ.

  1. Л.Н. Толстой
  2. Н.А. Некрасов
  3. А.П. Чехов
  4. Н.Н. Носов
  5. Н.И. Сладкое

6.        Отметь лишнюю фамилию.

  1. А.А. Фет
  2. А.Н. Майков
  3. НА. Некрасов
  4. И.А. Бунин
  5. А.П. Чехов

7.        Что поможет выбрать нужное произведение в книге-

сборнике? Отметь ответы.

  1. предисловие
  2. иллюстрация
  3. оглавление (содержание)
  4. титульный лист
  5. аннотация

8.        Дополни ряд фамилий авторов произведений.
Н .А. Некрасов, И.А. Бунин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев,        

9.        Кто автор научно-познавательного рассказа «Зайцы»?  Отметь ответ.

  1. И.С. Тургенев
  2. М.М. Пришвин
  3. Л.Н. Толстой
  4. А.П. Чехов
  5. Е.И. Чарушин

10. Героем какого произведения является Соловей-раз бойник? Отметь ответ.

  1. басни
  2. сказки
  1. рассказа
  2. былины
  3. стихотворения

                             Контрольная работа №3.        

                    Вариант 1.

1.        Отметь жанр фольклора.

  1. басня
  2. художественный рассказ
  3. научно-познавательный рассказ
  4. сказка
  5. стихотворение

2.        Отметь фамилию поэта.

  1. А.П. Чехов
  2. И.С. Тургенев
  3. С.А. Есенин
  4. А.И. Куприн
  5. К.Г. Паустовский

3.        Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить
предложение.

Стихотворение «Бабушкины сказки» написал ...

  1. И.С. Никитин
  2. С.А. Есенин
  3. С.Д. Дрожжин
  4. Ф.И. Тютчев
  5. НА. Некрасов

4.        Отметь имя и отчество Есенина.

  1. Александр Сергеевич
  2. Николай Алексеевич
  3. Сергей Александрович
  4. Иван Захарович
  5. Фёдор Иванович

5.        Отметь лишнее слово.

  1. загадка
  2. потешка
  3. считалка
  4. олицетворение
  5. былина

6.        Отметь слово, которым нужно дополнить предложение.

И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, С.А. Есенин - это ...

  1. сказочники
  2. баснописцы
  3. летописцы
  4. поэты

7.        Допиши одно слово в ряд других.
Обложка, переплёт, заголовок, титульный лист,        

8.        Отметь фамилию поэта, который написал стихи

о русской берёзе.

  1. С.А. Есенин
  2. И.С. Никитин
  3. А.С. Пушкин
  4. Н.А. Некрасов
  5. С.Д. Дрожжин

9.        Отметь заголовок рассказа К.Г. Паустовского.

  1. «Белолобый»
  2. «Стальное колечко»
  3. «Барбос и Жулька»
  1.  «Акула»
  2. «Воробей»
  1. Допиши одну фамилию в ряд других.
    Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет,        

Вариант 2.

1.        Отметь жанр фольклора.

  1. басня
  2. рассказ
  3. былина
  4. повесть
  5. стихотворение

2.        Отметь сказочных героев.

  1. Приёмыш
  2. Индюк
  3. Ёж
  4. Соболько
  5. Ю-Ю

3.        Дополни предложение.
Глупый Индюк — герой        

4.        Отметь лишнее слово.

  1. рассказ
  2. сказка
  3. былина
  4. обложка
  5. басня

5.        Отметь фамилию автора рассказа «Кусака».

  1. Л.Н. Андреев
  2. А.И. Куприн
  3. А.П. Чехов
  4. И.С. Тургенев
  5. Д.Н. Мамин-Сибиряк

6.        Отметь имя и отчество писателя, которыми нужно
дополнить предложение.

Есенина зовут Сергей Александрович, а Паустовско го — ...

  1. Иван Сергеевич
  2. Антон Павлович
  3. Александр Иванович
  4. Михаил Михайлович
  5. Константин Георгиевич

7.        Что поможет тебе выбрать нужное произведение
в книге-сборнике? Отметь ответ.

П заголовок произведения

  1. обложка
  2. сведения об авторе
  3. цвет корешка
  4. размер книги

8.        Допиши одну фамилию в ряд данных.

Пушкин, Есенин, Фет, Майков,        

9.        Отметь фамилию автора рассказов о животных.

  1. А.С. Пушкин
  2. И.С. Никитин
  3. А.И. Куприн
  4. И.А. Крылов
  5. С.Д. Дрожжин

10.        Героя какого произведения зовут Ваня Малявин?
Отметь ответ.

  1. сказки
  2. басни
  3. повести
  4. рассказа
  5. былины

Контрольная работа №4.

Вариант 1.

1.        Отметь жанр и тему произведения М.М. Пришвина
«Двойной след».

  1. рассказ о животных
  2. рассказ о детях
  3. рассказ о природе
  4. сказка о животных
  5. сказка о природе

2.        Отметь заголовок стихотворения.

  1. «Честное слово»
  2. «Фенька»
  3. «По следам»
  4. «Ландыш»
  5. «Жаркий час»

3.        Допиши предложение.

Рыжий - герой рассказа Джека Лондона «Волк», а Скрип — герой        

4.        Отметь лишнее слово.

  1. рассказ
  2. басня
  1. пословица переплет
  1. считалка

5.        Отметь фамилию автора рассказа «Чинк».

  1. Дж. Чиарди
  2. Дж. Лондон
  3. А. И. Куприн
  4. М.М. Пришвин
  5. Э. Сётон-Томпсон

6.        Дополни предложение.

Куприна зовут Александр Иванович, а Гайдара —        

7.        Отметь обобщающее слово, которым можно допол-
нить предложение.

И.С. Никитин, С.Я. Маршак, СА. Есенин — это ...

  1. баснописцы
  2. поэты
  3. летописцы
  4. сказочники

8.        Кто написал рассказ «Фенька»? Отметь ответ.

  1. К.Г. Паустовский
  2. А.П. Гайдар
  3. Л. Пантелеев
  4. М.М. Пришвин
  5. А.И. Куприн

9.        Отметь заголовок произведения Л. Пантелеева.

П «Двойной след»

  1. «Новенькая»
  2. «Заячьи лапы»
  3. «Горячий камень»
  4. «Выскочка»

10.        Допиши одну фамилию в ряд других.

АН. Куприн, В.В. Бианки, Дж. Лондон, Д.Н. Мамин
Сибиряк,        —        

Вариант 2.

1.        Отметь имя и отчество Маршака.

  1. Михаил Михайлович
  2. Александр Сергеевич
  3. Самуил Яковлевич
  4. Николай Николаевич
  5. Николай Алексеевич

2.        Отметь заголовок рассказа В.В. Бианки.

  1. «По следам»
  2. «Двойной след»
  3. «Воробей»
  4. «Стрижонок Скрип»
  5. «Заячьи лапы»

3.        Допиши предложение.

Джек Лондон — автор рассказа «Волк», а В.П. Астафьев —

4.        Отметь лишнее слово.

  1. потешка
  2. скороговорка
  3. рассказ
  4. пословица
  5. загадка

5.        Кто написал сказку «Снеговик»? Отметь ответ.

  1. Ш. Перро
  2. Ц. Топелиус
  3. Дж. Чиарди
  4. Х.К. Андерсен
  5. Дж. Лондон

6.        Допиши предложение.

Куприна зовут Александр Иванович, а Паустовского —

7.        Отметь слова, которыми можно дополнить предло-
жение.

А.П. Гайдар и Л. Пантелеев писали рассказы ...

  1. о животных
  2. о природе
  3. о детях
  4. о Родине
  5. о приключениях

8.        Отметь фамилию поэта.

  1. Л.Н. Андреев
  2. А.П. Чехов
  1. А.И. Куприн
  2. А.П. Гайдар
  3. СВ. Михалков

9.        Отметь заголовок басни СВ. Михалкова.

  1. «Стрекоза и муравей»
  2. «Ландыш»
  1.  «Выскочка»
  2. «Ошибка»
  3. «Волк»

10.        Допиши одну фамилию в ряд других.

Братья Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсен, Дж. Чиарди,…

Итоговый тест  

Вариант 1

Прочитай текст «Пират». Выполни задания.

1.        Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного
текста, и отметь его

Бревенчатая избушка пастуха стояла в центре села.    □
     Пират был породистой собакой.                                   □

Весной старик вернулся к своему стаду.                                 □

Зимой Пират жил в конуре.                                  □

2.        Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.

Старик назвал пса Пиратом         

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку.        

Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником.        

 Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху.

Собака-то как раз и выручила.        

Но однажды старик заболел.        

4. Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему? Отметь свой ответ.

потому что его изба стояла на краю села и ему нужен был сторож                                                                                                  

потому что у него была старая заброшенная конура                                                                                                    

потому что Пират был преданным и смышлёным псом                      

  потому что он был добрым человеком и пожалел    собаку                                                                                                

  1. Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, которые произошли с Пиратом вскоре после того, как он стал жить у старика.

______________________________________________________________

6.        Почему старик не мог сам пойти за дровами? Отметь свой ответ  

потому что решил научить Пирата приносить дрова           □

потому что он болел и у него не было сил                             □

потому что во время пурги он очень сильно замёрз             □

 потому что он хотел проверить Пирата на смышлёность   □

7.        Пират был очень умным псом. Приведи два примера его действий,
которые подтверждают это.

1.         

2.______________________________________________________________

 

8.        Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении
с
лютыми ветрами и метелями? Отметь свой ответ

колючими        □

сильными        □

злостными        □

старательными        □

9.        Как ты понимаешь выражение угрюмый на вид в предложении:
«Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху,
одинокому, угрюмому на вид человеку»? Отметь свой ответ

видно, что угрюмый        □

точно угрюмый        □

действительно угрюмый        □

кажущийся угрюмым        □

10.        Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Вместе ещё
затемно уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером
домой»? Отметь свой ответ

вечером        □

поздно вечером        □

рано утром        □
ночью                            □

11. Автор называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте ещё не менее 3 слов и запиши их.

Пират,  дворняжка, ___________________________________________________________________

12.        В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
Отметь свой ответ /.

Сказка за сказкой        □

Рассказы о природе        □

Басни о животных        □

Рассказы о дружбе и верности        □

13.        Объясни, как ты понимаешь предложение: «Сникший уж было старик
ожил».___________________________________________________________

14. Как появление Пирата изменило характер пастуха?

_____________________________________________________________

Выпиши из текста предложение, которое доказывает твой ответ.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

________________________________________________________________________________

15.        Какие чувства испытывает Пират к старику? Отметь свой ответ.

жалости и привязанности        □

отчаяния и надежды        □

преданности и любви        □

страха и недоверия        □

16.        О чём главным образом хотел рассказать автор?
Отметь свой ответ /'.

о болезни старика        □

об одиноком пастухе        □

о бездомной беспородной собаке        □

о дружбе человека и собаки        □

17.        Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Отметь свой ответ.

Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной.        □

Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не прогнал.        □

Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.        □
Даром что простая и беспородная дворняга, Пират верой

и правдой нёс свою службу.        □

18.        Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ

Любую собаку можно дрессировать.        □

Когда есть друг, жизнь становится лучше.        □

Бездомным собакам очень плохо живётся.        □

Пастуху нельзя пасти своё стадо без собаки.        □

19.        Докажи, что пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь» — подходит к этому произведению.

20. Как ты думаешь, если бы Пират умел говорить, о чём бы он рассказал старику? Напиши об этом.

Пират

Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и одноглазая. Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно оберегая повреждённую. Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрю мому на вид человеку. Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не согнал.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в самом конце села. Здесь и прижил ся пёс, которого с первого же дня старик окрестил Пиратом за его единствен ный глаз. Нашлась для него и конура, хоть старая и заброшенная. В ней ког да-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.

Шли дни. Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а един ственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду. К тому же одноглазый Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной. Повсюду он со провождал старика, деля с ним все тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало старания и изобретательности: вовремя возвращал в стадо отставших и потерявшихся животных.

С утра до вечера старик и его четвероногий друг были неразлучны. Вместе ещё затемно уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером до мой. Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником. Даром что про стая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу. Да и сам хозяин привязался к питомцу. В часы отдыха любил подолгу разговари вать с ним так, словно тот был своим, близким человеком. И казалось стари ку, что умная собака понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость. А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговор чивей, глаза потеплели. Словно бы душа у него оттаяла...

Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась морозная, с лю тыми ветрами и метелями. Пастух забрал собаку в дом: вдвоём и теплее, и ве селее. Но однажды старик заболел. Сил его хватало только на самые необхо димые домашние дела. А тут ещё печь. Не топить нельзя — замёрзнешь в та кую стужу. Хорошо, что с осени были впрок заготовлены дрова. Да вот беда: сложенные в сенях поленья уже на исходе, а поленница дров в самом даль нем углу двора, под навесом. Пурга же, как назло, не утихала уже которые сутки. Про такую погоду обычно говорят: собаку на улицу не выгонишь.

Собака-то как раз и выручила. Уж как сумел хозяин объяснить, что от неё требовалось, трудно сказать. Только с этого дня старик уже не знал заботы с дровами. Достаточно ему было подойти к печи и погреметь на ладони спичеч ным коробком, как Пират немедленно устремлялся к двери, ожидая, когда хо зяин отодвинет засов. Вытянув из поленницы очередное полешко, пёс в зубах нёс его в дом, клал у печи и тут же спешил за следующим...

В доме стало тепло и уютно. Сникший уж было старик ожил, пошёл на по правку. А к весне он настолько окреп, что снова вернулся к своему стаду. На пару с Пиратом, конечно. Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

  1. Сборник  программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".-  3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие : 3 класс/ Л.А. Ефросинина. – 3 –е изд., доп. М.:  Вентана – Граф, 2009. – 240 с.
  3. Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.:  Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
  4. Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.:  Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
  5. Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.:  Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
  6. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.:  Вентана – Граф, 2009.

                                   

7.    Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005

8.Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

                              Дополнительная литература

  1. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2010. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
  2. Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2010. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
  3. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
  4. Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.:  Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)

       5.Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

Учебно-методические средства обучения

№п/п

Наименование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Наглядный и игровой материал по чтению 1 класс.

Карточки с разноуровневыми  заданиями по чтению 1 класс.

Материал по динамическому чтению 1-4 класс.

                                        Альбомы

«Непобедимая и легендарная»

«Просторы нашей Родины»

«А.С.Пушкин»

«Времена года»

«Наша Родина прежде и теперь»

«Наша армия родная»

«Мастера Палеха»

«Родина»

«Любимые сказки»

                   Таблицы по внеклассному чтению

А.Митяев «Богатыри»

М.Пришвин «О животных»

В.Бианки «Хвосты»

В.Берестов «Мастер-птица»

Стихи Михалкова, Барто, Маршака

«У солнышка в гостях»

Осеева «Добрая хозяюшка»

«Сказки, песни, загадки»

«Красная шапочка»

«О хороших людях»

«О подвигах»

«О родном крае»

«Рассказы о детях»

Н.Носов «Затейники»

Б.Житков «О дружбе»

«О защитниках Родины»

                           Портреты писателей

А.Н.Толстой

К.Г.Паустовский

В.В.Бианки

В.Ю.Драгунский

А.Л.Барто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...