рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_1_klass.doc474.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 часов)

1

Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов

Урок-экскур сия

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. Д.)

Уметь сравнивать пред меты по различным при знакам (цвет, форма, раз мер). Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)

Текущий

Называть числа в порядке их следования при счёте.

2

Счёт предметов (с использованием количественного и порядкового числи тельных)

Комби ниро ванный

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. Д.)

Текущий

Называть числа в порядке их следования при счёте.

Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).

3

Отношения «столько же», «больше», «меньше»

Комби ниро ванный

Сравнение групп предме тов: больше, меньше, столько же

Уметь сравнивать две группы предметов с по мощью установления вза имно однозначного соот ветствия, то есть путём образования пар

Текущий

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте;

4

Пространственные представления «вверх», «вниз»,«на лево», «направо»

Урок-путе-шест-вие

Установление пространст венных отношений с по мощью сравнения: выше –ниже, слева – справа

Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо

Уметь воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке уве личения и уменьшения

Уметь вести счёт пред метов (звуков, движений, слов)

Фронталь ный опрос

Индивиду альный опрос

Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.


5

Временные пред ставления (раньше, позже, сначала, по том)

Порядковые отноше ния «стоять перед», «следовать за», «на ходиться между»

Комби ниро ванный

Взаимное расположение предметов в пространстве

Установление пространст венных отношений с по мощью сравнения: спере ди – сзади, перед, после, между и др.

Знать, как пользоваться порядковыми числитель ными

Уметь ориентироваться в окружающем простран стве

Текущий

Индивиду альный опрос

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

6

Сравнение групп

предметов.

На сколько больше?

На сколько меньше?

Комби ниро ванный

Сравнение групп предме тов: «столько же», «больше на…», «меньше на …». Сравнение групп предме тов: больше, меньше, столько же

Уметь сравнивать пред меты, использовать зна ния в практической дея тельности

Текущий опрос

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

7

Уравнивание пред метов и групп пред метов

Комби –

ниро-

ванный

Уравнивание предметов. Сравнение групп предме тов

Уметь уравнивать пред меты

Фронталь ный опрос

Уравнивать  две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте;

8

Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Про странственные и вре менные представле ния»

Комби ниро ванный

Сравнение групп предме тов: «столько же», «больше на…», «меньше на …». Сравнение групп предме тов: больше, меньше, столько же.

Установление пространст венных отношений с по мощью сравнения: спере ди – сзади, перед, после, между и др.

Уметь использовать зна ния в практической дея тельности для сравнения и уравнивания предметов

Индивиду альный опрос. Провероч ная работа

Называть числа в порядке их следования при счёте.

Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.


Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация ( 28 часов)

9

Много. Один. Циф ра 1. Письмо циф ры 1

Комби ниро ванный

Название и запись цифрой натурального числа 1

Уметь воспроизводить последовательность пер вых десяти чисел в пря мом и в обратном поряд ке, начиная с любого числа

Текущий

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Писать цифры. Соотносить цифру и число

10

Числа 1, 2. Цифра 2. Письмо цифры 2

Комби ниро ванный

Название и запись цифрой натурального числа 2

Знать, какое место зани мает каждое из десяти чисел в этой последова тельности (последующие, предыдущие числа, меж ду какими числами нахо дится)

Текущий

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Писать цифры. Соотносить цифру и число

11

Числа 1,2, 3. Циф ра 3. Письмо циф ры 3

Комби ниро ванный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до З

Знать место числа 3 в числовом ряду

Текущий

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Определять место каждого числа в этой последовательности.
Писать цифры. Соотносить цифру и число

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

12

Знаки: +, -, =. «При бавить», «вычесть», «получится»

Урок-
путе -
шест -
вие        

Знаки: +(плюс), - (минус), =(равно)

Уметь пользоваться ма тематической терминоло гией

Текущий

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях.


13

Число 4. Письмо цифры 4

Комби ниро ванный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 4

Уметь различать линии (прямую, кривую, лома ную), распознавать и пра вильно называть много угольники, измерять от резки и выражать длину в сантиметрах

Текущий

Составлять из двух чисел числа от 2 до 4 (4 — это 2 и 2) Писать цифры. Соотносить цифру и число Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

14

Отношения «длин нее», «короче» «оди наковые по длине»

Комби ниро ванный

Сравнение предметов по размерам (длиннее - коро че)

Уметь сравнивать длины отрезков на глаз

Текущий

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с
использованием мерок).

15

Число 5. Письмо цифры 5

Урок-игра

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 5

Уметь сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чи сел, используя соответст вующие знаки

Текущий

Определять место каждого числа в этой последовательности, среди изученных чисел.
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

Писать цифры. Соотносить цифру и число Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

16

Числа от 1 до 5: по лучение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Со став числа 5 из двух слагаемых

Комби ниро ванный

Получение числа прибав лением 1 к предыдущему числу

Знать состав числа 5 из двух слагаемых. Сравни вать любые два числа, от 1 до 5

Самостоя тельная работа (10 мин)

17

Точка. Линия: кри вая, прямая. Отрезок

Урок-экскур сия

Распознавание и изображе ние геометрических фигур: точки, прямой, кривой, от резка

Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отре зок».

Уметь находить на чер теже геометрические фи гуры

Текущий

Различать и называть прямую линию, кривую


18

Ломаная линия. Зве но ломаной, вер шины

Комби ниро ванный

Распознавание и изображе ние геометрических фигур: точки, прямой, кривой, от резка

Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отре зок».

Уметь находить на черте же геометрические фигуры

Текущий

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

19

Закрепление изученного.

Проверка знаний.

Комби ниро ванный

Последовательность нату ральных чисел от 2 до 5

Знать правило образова ния чисел первого десят ка: прибавлением 1 к пре дыдущему числу или вы читанием 1 из следующе го за ним в ряду чисел

Текущий

Проверять и контролировать свою деятельность

20

Знаки: < (больше), > (меньше), = (равно)

Комби ниро ванный

Отношения «больше», «меньше», «равно» для чи сел, их запись с помощью знаков: > (больше), < (меньше), = (равно)

Уметь сравнивать числа первого десятка

Текущий

Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства.

21

«Равенство», «нера венство»

Комби ниро ванный

Уметь сравнивать выра жения

Текущий

22

Многоугольники

Комби ниро ванный

Распознавание геометриче ских фигур: многоуголь ники

Знать все случаи образо вания чисел первого пят ка в результате сложения двух чисел; все случаи состава чисел 3-5 из двух слагаемых, а по отноше нию к числам 6-10 знать, что каждое из них может быть получено не только прибавлением (вычитани ем) 1, но и другим спосо бом

Текущий

Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).

Строить многоугольники из соответствующего

|  23

Числа 6, 7. Письмо цифры 6

Комби ниро ванный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, сле дующего и предшествующе го (если они существуют)

Текущий

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Писать цифры. Соотносить цифру и число 

Определять место каждого числа в этой последовательности.
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

24

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Письмо цифры 7

Комби ниро ванный

Уметь записать в виде
примера (с использовани -
ем знаков +, -, =) случаи
образования чисел,                

Текущий


читать такие примеры, решать их; определить время по часам

25

Числа 8, 9. Письмо цифры 8

Урок-экскур сия

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8

Знать состав чисел 8 и 9

Текущий

Писать цифры. Соотносить цифру и число Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Определять место каждого числа в этой последовательности.

26

Числа 1, 2, 3,4, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Письмо цифры 9

Комби ниро ванный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9

Знать случаи образова ния изученных чисел

Текущий

  27

Число 10. Запись числа 10

Комби ниро ванный

Названия, последователь ность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

Знать правило образова ния числа 10, случаи со става числа 10

Текущий

Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

28

Числа от 1 до 10. За крепление по теме «Числа от 1 до 10 и число 0»

Урок-игра

Уметь сравнивать число первого десятка. Знать состав чисел от 2 до 10

Текущий

   29

Числа от 1 до 10. За крепление по теме «Числа от 1 до 10 и число 0»

Комби ниро ванный

Последовательность нату ральных чисел от 1 до 10.

Уметь различать понятия «число», «цифра»

Провероч ная работа (10 мин)

30

Сантиметр - единица измерения длины

Комби ниро ванный

Единицы измерения дли ны: сантиметр. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу.

Знать единицу длины, правило образования чи сел первого десятка: при бавлением 1

Текущий

Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).


31

1 Увеличить. Умень шить. Измерение длины отрезков с помощью линейки

Комби ниро ванный

Получение числа вычита нием 1 из числа, непосред ственно следующего за ним при счете

Уметь записывать в виде 1 примера (с использовани ем знаков +, -, =) случаи образования чисел, чи тать такие примеры, ре шать их

 Текущий

Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

32

Число 0. Получение и обозначение. Цифра 0

Урок-сказка

Сложение и вычитание с числом 0

Знать место числа 0 в числовом ряду

Текущий

Писать цифры. Соотносить цифру и число Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел.

33

Сложение с нулём. Вычитание нуля

Комби ниро ванный

Счет предметов

Уметь решать примеры с числом 0

Текущий

34

Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0»

Комби ниро ванный

Сравнение предметов по разным признакам

Знать правило образова ния чисел первого десят ка: прибавлением 1

Текущий

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях.

Упорядочивать заданные числа.
Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать
результат работы.

35

Диагностика знаний учащихся по теме «Числа от 1 до 10 и число 0»

Кон троль и учет знаний

Счет предметов. Запись чисел первого десятка

Знать состав чисел пер вого десятка. Сравнивать числа первого десятка

Провероч ная работа (35 мин)

36

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Комби ниро ванный

Счет предметов. Запись чисел первого десятка

Знать состав чисел пер вого десятка. Сравнивать числа первого десятка

Контролировать и проверять свом знания

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание ( 56 часов)

37

Прибавить и вычесть число 1

Комби ниро ванный

Получение числа прибав лением 1 к предыдущему числу

Уметь применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы

38  

Прибавить и вычесть число 1.Закрепление.

Комби ниро ванный

Получение числа вычита нием 1 из числа, непосред ственно следующего за ним при счёте                        |

Уметь представлять чис ла в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1,

2иЗ

Текущий

Выполнять сложение и вычитание вида:  ± 1.


39

Прибавить и вычесть число 2

Комби ниро ванный

Арифметические действия с числами

Уметь пользоваться ма тематической терминоло гией: «прибавить», «вы честь», «увеличить», «плюс», «минус», «сла гаемое», «сумма»

Текущий

Выполнять сложение и вычитание вида:  ± 1,  ± 2.

40

Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей

Комби ниро ванный

Названия компонентов и результата сложения

Текущий

Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

41

Задача (условие, во прос)

Комби ниро ванный

Арифметические действия с числами. Решение тек стовых задач арифметиче ским способом

Иметь представление о

задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ)

Текущий

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства.

Выделять задачи из предложенных текстов.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

42

Составление и реше ние задач на сложе ние и вычитание по одному рисунку

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь правильно читать и слушать задачи, пред ставлять ситуацию, опи санную в задаче, выделять условие задачи и ее во прос

Текущий

43

Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

Выполнять сложение и вычитание вида:  ± 1,  ± 2.

  44

Присчитывание и отсчитывание по 2

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь прибавлять и вы читать число 2

Текущий

Присчитывать и отсчитывать по 2.

45-46

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чи сел. Отношение «больше на», «меньше на»

Уметь пользоваться ма тематической терминоло гией: «прибавить», «вы честь», «увеличить», «плюс», «минус», «сла гаемое», «сумма»

Текущий

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

47-48

Закрепление и повторение изученного материала

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чи сел. Отношение «больше на», «меньше на»

Уметь пользоваться ма тематической терминоло гией: «прибавить», «вы честь», «увеличить», «плюс», «минус», «сла гаемое», «сумма»

Текущий


49-

50

Проверочная работа.» Прибавление и вычитание одного и двух»

Работа над ошибками

Кон троль и учет знаний

Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения

Проверочная работа

Контролировать и оценивать свою работу.

51

Прибавить и вычесть число 3. Приемы вы числений

Комби ниро ванный

Приёмы вычислений: при бавление (вычитание) чис ла по частям, вычитание на основе знания соответст вующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Уметь прибавлять и вы- читать число 3 по частям

Текущий

Присчитывать и отсчитывать по 3. 

Выполнять сложение ми вычитание вида  ± 3.

52

Закрепление по теме «Прибавить и вы честь число 3». Ре шение текстовых за дач

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Решение задач арифметическим спо собом

Знать состав числа чисел отЗ до 10.

Уметь выполнять вычис ления вида±3

Текущий

Дополнять условие задачи одним недостающим данным

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков  задачи,

53

Закрепление по теме «Прибавить и вы честь число 3». Ре шение текстовых за дач

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Решение задач арифметическим спо собом

Уметь применять навыки прибавления и вычитания 3 к любому числу в пре делах 10

Текущий

54

Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц

Комби ниро ванный

Сложение и вычитание. Таблица сложения одно значных чисел

Уметь прибавлять и вы читать число 3

Текущий

Выполнять сложение ми вычитание вида  ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 3. 

55

Сложение и соответ ствующие случаи состава чисел

Комби ниро ванный

Последовательность нату ральных чисел от 2 до 10. Название компонентов и результата действия сло жения. Вычитание на осно ве знания соответствую щих случаев сложения

Уметь представлять чис ла в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2иЗ

Текущий

Представлять числа от 2 до 5 в виде суммы двух слагаемых

56

Решение текстовых задач

Комби ниро ванный

Решение задач арифмети ческим способом. Арифме тические действия с чис лами

Знать математические термины: «задача», «ус ловия», «решение», «во прос», «ответ»

Текущий


57

Прибавить и вычесть число 3. Решение задач

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Решение текстовых задач арифмети ческим способом

Знать таблицу сложения и вычитания числа 3

Текущий

Выполнять сложение ми вычитание вида  ± 3.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

58

Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3»

Комби ниро ванный

Арифметические действия с числами. Таблица сложе ния однозначных чисел

Текущий

 59

Обобщение и закреп ление знаний уча щихся по теме «При бавить и вычесть число 3»

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Сложение и вычитание чисел, исполь зование соответствующих терминов

Знать таблицу сложения и вычитания числа 3

Провероч ная работа (10 мин)

Дополнять условие задачи одним недостающим данным

Выполнять сложение ми вычитание вида  ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 3. 

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

60

Решение задач изу ченных видов

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Самостоя тельная работа (10 мин)

61-62

Закрепление изученного материала

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Сложение и вычитание чисел, исполь зование соответствующих терминов

Знать таблицу сложения и вычитания числа 3

Уметь решать текстовые задачи

Текущий

63-

64

Проверочная работа. « Прибавление и вычитание трех»

Работа над ошибками

Кон троль и учет знаний

Таблица сложения одно значных чисел.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Проверочная работа

Контролировать и оценивать свою работу.

65

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Реше ние задач

Комби ниро ванный

Арифметические действия с числами. Решение тек стовых задач арифметиче ским способом

Уметь применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

66

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя мно жествами предметов)

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом. «Увеличить на». «Умень шить на»

Уметь представлять чис ла в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2иЗ

Текущий

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

67

Задачи на уменьше ние числа на не сколько единиц (с двумя множества ми предметов)

Урок-состя зание

Приёмы вычислений: при бавление (вычитание) чис ла по частям, вычитание на основе знания соответст вующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Уметь пользоваться ма тематической терминоло гией: «прибавить», «вы честь», «увеличить», «плюс», «минус», «сла гаемое», «сумма».

Текущий


|68

Прибавить и вычесть число 4. Приемы вы числений

Комби ниро ванный

Текущий

Выполнять вычисления вида: ± 4.

69

Решение задач и вы ражений

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание чи сел, использование соот ветствующих терминов. Отношения «больше на...», «меньше на...»

Уметь правильно читать и слушать задачи, пред ставлять ситуацию, опи санную в задаче, выде лять условие задачи и ее вопрос

Тест (7 мин)

Дополнять условие задачи одним недостающим данным

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

70

Задачи на разностное сравнение чисел

Комби ниро ванный

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чи сел при счёте

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

71

Сравнение чисел. Решение задач на сравнение

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь сравнивать числа

Текущий

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

72

Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Таблица сложения одно значных чисел

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

Выполнять вычисления вида: ± 4.

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

73

Прибавить и вычесть числа 1,2, 3, 4. Ре шение задач

Комби ниро ванный

Приёмы вычислений: при бавление (вычитание) чис ла по частям, вычитание на основе знания соответст вующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Знать таблицу сложения однозначных чисел. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Самостоя тельная работа (15 мин)

74

Перестановка сла гаемых и ее приме нение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8,9

Комби ниро ванный

Переместительное свойст во сложения. Группировка слагаемых

Уметь пользоваться пе-реместительным свойст вом сложения

Индивиду альный опрос

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида  + 5,  + 6,  + 7,  + 8,  + 9.


.

75

Перестановка сла гаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9

Комби ниро ванный

Сложение и вычитание чи сел, использование соот ветствующих терминов. Отношения «больше на...», «меньше на...»

Уметь пользоваться ма тематической терминоло гией «слагаемое», «еди ница»

Текущий

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида  + 5,  + 6,  + 7,  + 8,  + 9.

Проверять правильность выполнения сложения, используя

другой приём сложения, например приём прибавления по частям ( + 5 =  + 2 + 3).

Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.

76

Перестановка сла гаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8,9. Со ставление таблицы сложения

Комби ниро ванный

Приёмы вычислений: при бавление числа по частям

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Тематиче ский

77

Состав числа 10. Решение задач

Комби ниро ванный

Последовательность нату ральных чисел от I до 10

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Тематиче ский

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

78

Закрепление изученного материала

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел

Тематиче ский

Проверять правильность выполнения сложения, используя

другой приём сложения, например приём прибавления по частям ( + 5 =  + 2 + 3).

79

Решение на разност ное сравнение

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь представлять чис ла в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1,

2иЗ

Текущий

Решать задачи на разностное сравнение чисел.


80

Связь между суммой и слагаемыми

Комби ниро ванный

Название компонентов и результата действия сло жения. Вычитание на осно ве знания соответствую щих случаев сложения

Уметь правильно читать и слушать задачи, пред ставлять ситуацию, опи санную в задаче, выде лять условие задачи и ее вопрос

Текущий

Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.

Проверять правильность выполнения сложения, используя

другой приём сложения, например приём прибавления по частям ( + 5 =  + 2 + 3).

81

Связь между суммой и слагаемыми

Комби ниро ванный

Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел

Текущий

82

Решение задач и вы ражений

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи

Текущий

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

83

Уменьшаемое. Вычи таемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей

Комби ниро ванный

Называние компонентов и результата действия вычи тания

Уметь пользоваться ма тематической терминоло гией: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»

Текущий

Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

84

Вычитание из чи сел 6, 7. Состав чисел 6, 7

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Приемы вычислений: вычитание числа по частям

Знать состав чисел 6, 7

Текущий

Выполнять вычисления вида: 6 –  , 7 – ,, применяя знания состава чисел 6, 7, и знания о связи суммы и слагаемых.


85

Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания

Комби ниро ванный

Вычитание на основе зна ния соответствующих слу чаев сложения

Уметь пользоваться изу ченной математической терминологией

Текущий

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

86

Вычитание из чи сел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия

Комби ниро ванный

Использование соответст вующих терминов

Уметь пользоваться изу ченной математической терминологией

Текущий

Выполнять вычисления вида:  8 – , 9 – ,

, применяя знания состава чисел  8, 9,  и знания о связи суммы и слагаемых.

87

Вычитание из чи сел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия

Комби ниро ванный

Приёмы вычислений: вы читание числа по частям. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

88

Вычитание из чис ла 10. Таблица сло жения и соответст вующие случаи вы читания

Комби ниро ванный

Приёмы вычислений: вы читание числа по частям

Уметь представлять чис ла в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2иЗ

Текущий

Выполнять вычисления вида:10 – , применяя знания состава чисел  10 и знания о связи суммы и слагаемых.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

89

Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложе ния и вычитания

Комби ниро ванный

Вычитание на основе зна ния соответствующих слу чаев сложения

Уметь пользоваться мате матической терминологи ей: «прибавить», «вы честь», «увеличить», «плюс», «минус», «слагае мое», «сумма»

Текущий

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две
простые задачи, представленные в одной цепочке.

90

Килограмм

Урок-путе-шест-вие

Единица измерения массы: килограмм. Установление зависимости между вели чинами

Знать единицы массы. Иметь представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ)

Текущий

Взвешивать предметы с точностью до килограмма.

Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы.


91

Литр

Единица измерения вме стимости: литр. Установ ление зависимости между величинами

Знать единицы объема. Правильно читать и слу шать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и ее вопрос

| Текущий

Сравнивать сосуды по вместимости.

Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.

92

Контрольная работа по теме «Числа пер вого десятка. Сложе ние и вычитание»

Кон троль и учет знаний

Сложение и вычитание чи сел, использование соот ветствующих терминов. Отношения «больше на...», «меньше на...»

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Контроль ная работа (35 мин)

Контролировать и оценивать свою работу.

Числа от 11 до 20. Нумерация ( 11часов)

93

Названия и последо вательность чисел

от 11 до 20

Комби ниро ванный

Названия, последователь ность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Знать порядок следова ния чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок сле дования при счёте

Текущий

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

  94

Десятичный состав чисел от 11 до 20

Комби ниро ванный

Названия, последователь ность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. Разря ды двузначных чисел

Уметь воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке воз растания и убывания, на зывать предыдущее и по следующее числа

Текущий

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.


95

Чтение и запись чи сел от 11 до 20

Сравнение чисел второго десятка

Комби ниро ванный

Названия, последователь ность и запись цифрами натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Уметь записывать числа и читать эти числа, объ ясняя, что обозначает ка ждая цифра в их записи

Текущий

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.

96

Дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром

Комби ниро ванный

Единицы измерения дли ны: дециметр. Установле ние зависимости между величинами. Соотношение между единицами длины (см, дм)

Уметь применять знания по нумерации при реше нии примеров вида 15+1, 16-1, 10 + 5,12-10, 12-2.

Знать новую единицу измерения - дециметр

Текущий

Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

97

Случаи сложения и вычитания, основан ные на знаниях ну мерации

Комби ниро ванный

Арифметические действия с числами

Знать порядок следова ния чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок сле дования при счёте

Индивиду альный опрос

Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,

 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.

98

Подготовка к изуче нию таблицы сложе ния в пределах 20

Комби ниро ванный

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Разряды двузначных чисел

Уметь воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке воз растания и убывания, на зывать предыдущее и по следующее числа

Индивиду альный опрос

Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,

 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.

99

Решение задач

Комби ниро ванный

Таблица сложения. Реше ние текстовых задач ариф метическим способом с опорой на краткую запись

Уметь записывать числа и читать эти числа, объ ясняя, что обозначает ка ждая цифра в их записи, представлять их в виде суммы

Текущий

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.


100

101

Подготовка к введе нию задач в два дей ствия

Решение задач

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись

Уметь применять знания по нумерации при реше нии примеров вида 15+1, 16-1, 10 + 5, 12-10, 12-2

Текущий

Составлять план решения задачи в два действия.

102

103

Ознакомление с задачей в два дей ствия

Решение задач в два действия

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись

Знать способ решения задач в два действия

Текущий

Составлять план решения задачи в два действия.

Решать задачи в два действия.

Табличное сложение и вычитание ( 23 часов)

104

Общий прием сло жения однозначных чисел с переходом через десяток

Урок-игра

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с исполь зованием изученных приё мов вычислений

Знать прием сложения однозначных чисел с пе реходом через десяток. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пре делах 20

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

105

Случаи сложения

+2

+3

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел и соответст вующие случаи вычитания

Текущий

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.


106

Случаи сложения

+4

Таблица сложения одно значных чисел и соответст вующие случаи вычитания

Знать прием сложения однозначных чисел с пе реходом через десяток. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пре делах 20

Текущий

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в изменённых условиях. 

107

Случаи сложения

+5

Текущий

108

Случаи сложения

+6

Комби ниро ванный

Индивиду альный опрос

 109

Случаи сложения

+7

Комби ниро ванный

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с исполь зованием изученных приё мов вычислений

Текущий

110

Случаи сложения

+8, +9

Комби ниро ванный

Текущий

111

Таблица сложения

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел и соответст вующие случаи вычитания

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

112

Решение задач и вы ражений

Урок-сорев нование

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Установление зави симости между величинами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях

113

Проверка знаний. Тест

Комби ниро ванный

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с исполь зованием изученных приё мов вычислений

Уметь представлять чис ла в пределах 20 в виде суммы десятка и отдель ных единиц

Тест (15 мин)

Контроль о оценка знаний

114

Приём вычитания числа по частям

Комби ниро ванный

Приём вычитания числа по частям

Знать прием вычитания по частям

Текущий

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание

с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.


115

Случаи вычитания

11-

1 Комби-ниро-

1 ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

! Знать прием вычитания по частям

Текущий

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание

с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20 Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях 

Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток.

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования.

Составлять свои узоры.

116

Случаи вычитания

12-

Комби»

ниро-

ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему

Знать и уметь выполнять случаи вычитания

12-

Самостоя тельная работа (15 мин)

117

Случаи вычитания

13-

Комби ниро ванный

1аблица сложения одно значных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

118

Случаи вычитания

14-

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям

Знать и уметь выполнять случаи вычитания

14-

Текущий

119

Случаи вычитания

15-

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Знать термины: «одно значное число», «дву значное число»

Текущий

120

Случаи вычитания

16-

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий

121 |

Случаи вычитания

17-, 18-

Комби ниро ванный

Таблица сложения одно значных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям

Знать названия и после довательность чисел от 0 до 20; названия и обозна чение действий сложения и вычитания; таблицу

Текущий


122-123

124

Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычита ние чисел»

Решение задач

Комби ниро ванный

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям

сложения чисел в преде лах 10 и соответствую щие случаи вычитания

Текущий

Контролировать выполнение правила, по которому

составлялся узор.

125

126

Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычита ние чисел»

Работа над ошибками

Кон троль и учет знаний

Таблица сложения одно значных чисел. Разряды двузначных чисел

Уметь считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Контроль ная работа (35 мин)

Контролировать и оценивать свою работу, её результат,

делать выводы на будущее

Итоговое повторение ( 6 часов  )

127

Закрепление и обоб щение знаний по те ме «Табличное сло жение и вычитание»

Урок-сорев нование

Таблица сложения одно значных чисел и соответст вующие случаи вычитания. Установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь читать, записы вать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового вы ражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл дейст вий сложения и вычита ния, а также задачи на нахождение числа, кото рое на несколько единиц больше (или меньше) данного

Индивиду альный опрос

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат,

делать выводы на будущее

128-129

Решение задач в одно и два действия

Комби ниро ванный

Текущий

130

Путешествие по таб лице «Сложение и вычитание в преде лах первого десятка»

Кон троль ный

Тематиче ский

131

Закрепление по теме «Геометрические фи гуры. Измерение длины»

Комби ниро ванный

Распознавание геометриче ских фигур. Установление зависимости между вели чинами

Уметь распознавать гео метрические фигуры, изо бражать их на бумаге, разлинованной в клетку

Текущий

132

Игра « Путешествие по стране Математика»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

деревни Вольная Горка

Батецкого района Новгородской области

                                                                                                 Утверждено

                                                                       на педагогическом совете школы

        протокол №      от

                                                                                   Директор                   Степанова Л.П.

Рабочая программа    по математике

                                                     

                                                Учитель: Толпышева Л.Н.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  1. Математическое развитие младших школьников.
  2. Формирование системы начальных математических знаний.
  3.  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
 измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...