Рабочая программа по математике для 4 класса
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему

Морозова Ирина Евгениевна

Архив содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по математике для 4 класса УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.zip86.87 КБ
Файл matematika.rar69.93 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13

с углубленным изучением предметов эстетического цикла»

«Рассмотрено»        «Согласовано»        «Утверждаю»

на заседании методического        на заседании учебно-        Директор МОУ СОШ №13

объединения учителей        методического совета                       Цвиль И.О.

начальных классов                           Протокол № ______                           ______________________

Протокол №___

от «__» ________ 2011года          от «__» _________ 2011года         от «__» _________2011года

                                                                                                                                                                             Руководитель методического

Объединения: Клейдман Ю.А.

_________________________

Рабочая программа

по математике

для 4  класса

4 часа в неделю (всего 136 часов)

Составитель: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 13

Морозова Ирина Евгениевна

                                                                       

                        2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

       Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы основного  общего образования и авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика».

( Школа России. Концепция и программы для начальных классов М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. – Москва: Просвещение, 2008. – с.122-125)

Структура документа. Данная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Содержание обучения  с распределением учебных часов по разделам курса  и Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету к концу 4 класса.

 Общая характеристика учебного предмета

        Программа рассчитана на 132 часа в год (4 часа в неделю).

        Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

        Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерений.

Одной из основных задач четвертого года обучения становится пополнение и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотношения между единицами каждой величины. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания значений величин, выраженных в одних и тех же единицах (длины, массы, времени и др.), умножение и деление значений величины на однозначное число.

        Предполагается формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

        Включение  в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

        Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью  материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

В 4 классе усложняется и структура решаемых уравнений (х-8 = 246-86 и т. п.). Это способствует формированию у детей понятий: равенство, левая и правая, части равенства, верное (неверное) равенство.

При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности операций, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого из алгоритмов; сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы — план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Это поможет правильно организовать процесс формирования вычислительных умений. В этом процессе должен осуществляться своевременный переход от подробного объяснения каждого шага рассуждений к постепенному свертыванию объяснений, когда выделяются только основные операции алгоритма. Например: «Делю тысячи, получаю...», «Делю сотни, получаю...», «Делю десятки получаю...» и т. д.

Уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений является одной из основных задач начального обучения математике, так как это необходимо для продолжения обучения и позволяет решать любую вычислительную задачу без использования специальных средств.

Раздел I ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

Повторение и обобщение пройденного в 3 классе: нумерация; четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление.

Задачи и планируемые результаты изучения темы.

1.        Повторить нумерацию чисел в пределах 1000: учащиеся должны уметь читать и записывать числа, знать их десятичный состав, а также порядок их следования в натуральном ряду чисел.

2.        Уметь представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

  1. Знать, как получить при счете число, следующее за данным Шелом, и число, ему предшествующее; уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 1000.
  2. На основе знаний по нумерации выполнять вычисления в таких случаях, как: 900 + 60 + 3, 799 + 1, 900 - 1, 240 + 60 - 220.

  1. Повторить правила порядка выполнения арифметических действий при нахождении значений выражений без скобок и со скобками и уметь применять их в вычислениях.
  2. Повторить алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.
  3. Вспомнить также прием письменного умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число для различных случаев.
  4. На уроках должны быть повторены все изученные виды задач в 2-3 действия.

Познакомить учащихся со свойствами диагоналей прямоугольника

Раздел II НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ БОЛЬШЕ 1000

Задачи и планируемые результаты изучения темы.

В результате изучения темы дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. Усвоить названия классов (первый класс - класс единиц, второй класс - класс тысяч, третий класс - класс миллионов, четвертый класс - класс миллиардов); знать, что каждый класс содержит единицы трех разрядов (единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч и т. д.).
  2. Уметь составлять многозначные числа из единиц разных классов и наоборот, заменять число суммой чисел разных классов, уметь на этой основе читать и записывать любые числа в пределах миллиарда.
  3. Уметь выделять в числе единицы каждого разряда, заменять число суммой разрядных слагаемых, называть общее количество единиц любого разряда, содержащегося в числе, заменять мелкие единицы крупными и, наоборот, крупные - мелкими как при счете, так и при измерении.
  4. Знать, как получить при счете число, следующее за заданным числом, и число, ему предшествующее; уметь называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах миллиарда.

5. На основе знании по нумерации выполнять вычисления в таких случаях, как: 2000 + 300+ 8, 75900 - 5000, 9909 + 1 10000-1.

Раздел Ш ВЕЛИЧИНЫ

Задачи и планируемые результаты изучения темы.

В результате изучения темы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Познакомиться с новыми единицами длины, массы и времени, закрепить наглядные представления о каждой единице, а также усвоить соотношение между всеми изученными единицами каждой из величин, то есть знать таблицы единиц и уметь их применять при решении практических и учебных задач.
  2. Знать, с помощью каких инструментов и приборов измеряют каждую величину, иметь четкое представление о процессе измерения длины, массы, времени; закрепить умения измерять и строить отрезки с помощью линейки.
  3. Иметь реальное представление о квадратном метре, километре, миллиметре, аре и гектаре как единицах площади.
  4. Уметь находить площадь фигуры, используя палетку.

5.        Знать правило нахождения площади прямоугольника и уметь, пользуясь им, решать задачи на вычисление площади пря моугольных фигур.

6.        Научиться вычислять площадь прямоугольника в квадратных метрах, километрах; знать таблицу единиц площади и уметь устанавливать соотношения между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром и квадратным миллиметром; находить длину одной из сторон прямоугольника по данной его площади и длине другой стороны.

Раздел IV СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Задачи и планируемые результаты изучении темы.

В результате изучения темы учащиеся должны:

  1. Знать конкретный смысл сложения и вычитания, уметь применять полученные знания при решении задач, владеть соответствующей терминологией (знать названия действий, названия компонентов и результатов сложения и вычитания).

Знать переместительное и сочетательное свойства сложения, а также свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа

  1. Знать связи между результатами и компонентами сложения и вычитания, уметь применять эти знания при проверке вычислений и при решении уравнений.
  2. Усвоить приемы письменных вычислений, овладеть навыками выполнения сложения и вычитания многозначных чисел в пределах миллиона, познакомиться с приемом письменного сложения и вычитания значений величин, научиться применять его при вычислении.

Раздел V

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ. УМНОЖЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

Задачи и планируемые результаты изучения темы.

  1. Учащиеся должны знать связь умножения и сложения одинаковых слагаемых, уметь применять эти знания при нахождении произведения, при решении простых и составных задач.
  2. Знать переместительное свойство умножения суммы на число, уметь применять это свойство при выполнении вычислений.

  1. Знать связь между компонентами и результатом действия умножения и уметь использовать это знание при решении уравнений, при выполнении различных упражнений.
  2. Усвоить приемы устного и письменного умножения многозначных чисел на однозначное для различных случаев и овладеть навыками выполнения этих действий.

Раздел VI ДЕЛЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

Задачи и планируемые результаты изучения темы.

  1. Ученики должны знать связь деления с умножением, применять эти знания при вычислении частного, при решении задач.
  2. Знать связь между компонентами и результатом действия деления и уметь использовать эти знания при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений.
  3. Усвоить приемы устного и письменного деления многозначных чисел на однозначное число для различных случаев и овладеть навыками выполнения этого действия.
  4. Одновременно с изучением темы: «Деление на однозначное число» учащиеся должны научиться решать новый вид задач на нахождение четвертого пропорционального.

Раздел VII

СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

В итоге изучения названной темы учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:

  1. Получить представление о скорости равномерно движущегося тела.
  2. Знать связь между скоростью движущегося тела, временем и расстоянием, уметь найти расстояние по данным скорости и времени движения; время - по данным расстояния и скорости, скорость -по данным расстояния и времени движения.
  3. Уметь решать простые и составные задачи, используя знание связи между величинами - скоростью, временем и расстоянием.

Раздел УШ

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НУЛЯМИ

В итоге изучения темы учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

  1. Знать свойство умножения числа на произведение: уметь его формулировать и применять в устных и письменных вычислениях.
  2. Знать приемы устного и письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями (60, 500), и объяснять эти приемы, опираясь на свойство умножения числа на произведение. Овладеть навыками умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
  3. Знать свойство деления числа на произведение, уметь его формулировать и применять в устных и письменных вычислениях.

  1. Знать приемы устного и письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, и уметь объяснять эти приемы, опираясь на свойство деления числа на произведение.
  2. Уметь решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях, выполняя при этом соответствующие чертежи.
  3. Закрепить знание приемов умножения на 10, 100 и 1 000, деления без остатка на 10, 100 и 1 000. Усвоить прием деления с остатком на 10, 100 и 1000.

Раздел IX УМНОЖЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

В результате изучения темы учащиеся должны:

1. Знать свойство умножения числа на сумму; уметь его формулировать и применять в вычислениях

  1. Знать приемы устного и письменного умножения на двузначные и трехзначные числа; уметь обосновать прием, опираясь на свойство умножения числа на сумму; уметь достаточно быстро умножать на двузначное число.
  2. Уметь решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям.

Раздел X ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

В итоге изучения темы учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:

  1. Ученики должны знать прием письменного деления многозначных чисел на двузначные и трехзначные числа; уметь объяснять каждую операцию, входящую в состав этого приема.
  2. Владеть твердым навыком письменного деления на двузначное число, ознакомиться с делением на трехзначное число.

Уметь выполнять проверку деления и умножения

        Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

        Программа обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования(объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения математике:

  • формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях;
  • сформировать  и закрепить представления детей о том, как образуются классы чисел, научить их читать, записывать, сравнивать;
  • способствовать процессу формирования своевременного перехода от подробного объяснения каждого шага рассуждений к постоянному свертыванию объяснений, когда выделяются только основные операции алгоритма;
  • уверенное овладение навыками устных и письменных вычислений;
  • формирование представлений о различных геометрических фигурах;
  • алгебраическая пропедевтика;

                Для реализации данного предмета авторским коллективом разработан учебно-методический комплект пособий. Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке (работа индивидуальная, в группах и др.) и вне урока (кружки, факультативы, конкурсы и тд.).

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

 — Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также юля оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления Ванных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаки для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Содержание программы (136 часов)

                            Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

                                       Числа, которые больше 1000

Нумерация (9 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы раз-* рядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Устное сложение и вычитание в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное  в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Величины (15 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (9 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация' знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и peзультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х + 312 = 654 + 79, 729-х=217 + 163, х- 137 = 500- 140.

Устное сложение и вычитание в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин

Умножение и деление (75 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 х = 429 + 120, х- 18 = 270-50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2—4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
  • решение задач в одно действие, раскрывающих:

а)        смысл арифметических действий;

б)        нахождение неизвестных компонентов действий;

в)        отношения больше, меньше, равно;

г)        взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в 2—4 действия;
  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2—3 ее частей;
  • построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам, обучающихся

 к концу 4 класса

Нумерация

Обучающиеся должны знать;

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как образуется каждая следующая счетная единице (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки] > (больше), < (меньше), = (равно);
  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

  • названия и обозначения арифметических действий названия компонентов и результата каждого действия;
  • связь между компонентами и результатом каждого действия;
  • основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел т соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

  • записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них); I
  • находить числовые значения буквенных выражения вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовые значениях входящих в них букв;
  • выполнять, устные вычисления в пределах»'Д00 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
  • решать уравнения вида х + 60 = 320, 125+х = 750, 2000-л:=1450, х- 12 = 2400, х:5 = 420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  • решать задачи в 1—3 действия.

Величины

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений. Обучающиеся должны знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  • связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  • узнавать время по часам;
  • выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
  • применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Геометрические фигуры

Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

  • виды углов: прямой, острый, тупой;
  • виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
  • определение прямоугольника (квадрата);

—        свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:

   — строить заданный отрезок;        ,

—        строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.


Учебно-методическая литература:

1. Моро М.И. Математика. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. – М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова – М.: Просвещение, 2009.

2. Моро М.И., Волкова С.И.  Тетрадь по математике для 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2007.

3. Волкова С.И. Проверочные работы к учебнику «Математика 4 класс» Пособие для учащихся 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.

4. Школа России. Концепция и программы для начальных классов М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др. – М.: Просвещение, 2008.


Проверочные работы

Тема

Вид контроля

Форма контроля

Приложение

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Текущий тематический

Проверочная работа  №1

Тетрадь для проверочных работ с.4-5

Письменные приемы вычитания для случаев с двумя переходами через разряд.

Текущий тематический

Проверочная работа №2

Тетрадь для проверочных работ с 6-7

Закрепление письменного приема умножения. Умножение с 0 и 1.

Текущий тематический

Проверочная работа №3

Тетрадь для проверочных работ с 8-9

Письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число.

Текущий тематический

Проверочная работа №4

Тетрадь для проверочных работ с 10-12

Письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число.

Текущий тематический

Тест 1

  Тетрадь для проверочных работ с.12-13

Письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число

Текущий тематический

Тест 2

  Тетрадь для проверочных работ с.14-15

Контрольная работа №1 по теме: «Числа от 1 до 1000».

Итоговый

Тест 1

Тесты по математике, стр.8-10

Разрядные слагаемые. Сравнение чисел.

Текущий тематический

Проверочная работа №5

Тетрадь для проверочных работ с.16-17

Класс миллионов и класс миллиардов.

Текущий тематический

Проверочная работа №6

Тетрадь для проверочных работ с.18-19

Луч. Числовой луч.

Текущий тематический

Тест 3

Тетрадь для проверочных работ с. 20-21

Угол. Виды углов. Построение прямых углов.

Текущий тематический

Тест 4

  Тетрадь для проверочных работ с.22-23

Контрольная работа №2 по тем: «Числа, которые больше 1000

Итоговый

Тест 2

Тесты по математике, стр.14-15

Таблица единиц длины.

Текущий тематический

Проверочная работа №7

Тетрадь для проверочных работ стр. 24-25

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.

Текущий тематический

Тест 3

Тесты по математике, стр.18-21

Таблица единиц площади.

Текущий тематический

Проверочная работа №8

Тетрадь для проверочных работ с.26-27

Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки.

Текущий тематический

Тест 4

Тесты по математике, стр.22-25

Единицы массы. Тонна. Центнер

Текущий тематический

Проверочная работа №9

Тетрадь для проверочных работ с.28-29

Таблица единиц массы.

Текущий тематический

Тест 5

Тесты по математике, стр 28-29

Решение задач на время.

Текущий тематический

Проверочная работа №10

Тетрадь для проверочных работ с.30-31

Единицы времени. Секунда.

Текущий тематический

Тест 6

Тесты по математике, стр 30-33

Единицы времени. Век. Таблица единиц времени.

Текущий тематический

Тест 5

Тетрадь для проверочных работ с.32-33

Контрольная работа №3 по  теме: « Величины».

Итоговый

Тест 6

Тетрадь для проверочных работ с.34-35

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

Текущий тематический

Проверочная работа №11

Тетрадь для проверочных работ с.36-37

Нахождение суммы нескольких слагаемых. Решение задач.

Текущий тематический

Тест 7

Тесты по математике, стр.34-37

Сложение и вычитание величин.

Текущий тематический

Тест 8

 Тесты по математике, стр.38-41,

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме.

Текущий тематический

Проверочная работа №12

Тетрадь для проверочных работ стр.38-39

Закрепление письменных приемов сложения и вычитания.

Текущий тематический

Тест 7

Тетрадь для проверочных работ стр.40-41

Контрольная работа №4 по теме: «Сложение и вычитание»

Итоговый

Тест 8

 Тетрадь для проверочных работ с.42-43

Приемы письменного умножения для случаев вида 4019х7; 50801х4.

Текущий тематический

Проверочная работа №13

Тетрадь для проверочных работ с.44-45

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя.

Текущий тематический

Тест 9

Тесты по математике, стр.42-45

Деление многозначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нули.

Текущий тематический

Проверочная работа №14

Тетрадь для проверочных работ стр.46-47

Деление многозначных чисел на однозначное число.

Текущий тематический

 Тест 10

Тесты по математике, стр.46-51

Закрепление письменных приемов умножения и деления

Текущий тематический

Проверочная работа №15

Тетрадь для проверочных работ стр.48-49

Контрольная работа №5 по теме: «Письменные приемы умножения и деления на однозначное число

Итоговый

Тест 9

Тетрадь для проверочных работ с.50-51

Нахождение среднего значения. Решение задач.

Текущий тематический

 Тест 10

Тетрадь для проверочных работ с.52-53

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Текущий тематический

Проверочная работа №16, тест 11

Тетрадь для проверочных работ стр.54-55

Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости.

Текущий тематический

Тест 11

Тесты по математике, стр.52-55

Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием.

Итоговый

Итоговый тест за 1 полугодие Тест 12

Тесты по математике, стр.56-63

Перестановка и группировка множителей.

Текущий тематический

Проверочная работа №17

Тетрадь для проверочных работ с.56-57

Закрепление письменных приемов умножения.

Текущий тематический

Проверочная работа №18

Тетрадь для проверочных работ с.58-59

Контрольная работа № 6 по теме: «Скорость. Время. Расстояние»

Итоговый

Тест 13

 Тесты по математике, стр.64-67

Деление с остатком на 10,100 и 1000

Текущий тематический

Проверочная работа №19

Тетрадь для проверочных работ с.60-61

Деление на числа, оканчивающиеся нулями

Текущий тематический

Проверочная работа №20

Тетрадь для проверочных работ стр.62-63

Решение задач и примеров.

Текущий тематический

Проверочная работа №21

Тетрадь для проверочных работ стр.64-65

Закрепление письменных приемов умножения и деления

Текущий тематический

Тест 12

Тетрадь для проверочных работ стр.66-67

Контрольная работа №7 по теме: «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями

Итоговый

Тест 14

Тесты по математике, стр.68-71

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям.

Текущий тематический

Проверочная работа №22

Тетрадь для проверочных работ стр.68-69

Письменный прием умножения на двузначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули.

Текущий тематический

Проверочная работа №23

Тетрадь для проверочных работ стр.70-71

Умножение на двузначные числа. Решение задач.

Текущий тематический

Тест 15

Тесты по математике, стр.72-75

Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули.

Текущий тематический

Тест 16

Тесты по математике, стр.76-79

Контрольная работа №8 по теме: «Умножение на двузначные и трехзначные числа»

Итоговый

Проверочная работа №24

Тетрадь для проверочных работ стр.72-73

Решение задач.

Текущий тематический

Проверочная работа №25

Тетрадь для проверочных работ стр.74-75

Деление на двузначное число

Текущий тематический

Тест 13

 Тетрадь для проверочных работ стр.76-77

Контрольная работа №9 по теме: «Деление на двузначные числа».

Итоговый

Тест  17

Тесты по математике, стр.80-83

Деление на трехзначное число

Текущий тематический

Проверочная работа №26

Тетрадь для проверочных работ стр.78-79

Контрольная работа     № 10 по теме: «Деление на трехзначные числа»

Текущий тематический

Тест 18

 Тесты по математике, стр.84-87

Повторение. Арифметические действия.

Текущий тематический

Тест 14

Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.80-81

Повторение. Сложение и вычитание.

Текущий тематический

Тест 15

Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.82-83

Повторение. Умножение и деление.

Текущий тематический

Тест 16

Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.84-85

Итоговая контрольная работа.

Итоговый

Тест 19

Тесты по математике, стр.88-95

Повторение. Решение задач изученных видов.

Текущий тематический

Тест 17

Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.86-87

Работа над ошибками. Повторение. Решение задач изученных видов.

Текущий тематический

Тест 18

Тетрадь для проверочных работ «Математика», стр.88-91

Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

Практическая работа

Контрольная работа

1

Числа от 1 до 1000 (продолжение).

12 ч

Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

№1  по теме: «Числа от 1 до 1000».

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

9 ч

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Устное сложение и вычитание в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное  в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

№2 по теме: «Числа, которые больше 1000»

3

Величины.

15 ч

Познакомиться с новыми единицами длины, массы и времени, закрепить наглядные представления о каждой единице, а также усвоить соотношение между всеми изученными единицами каждой из величин, то есть знать таблицы единиц и уметь их применять при решении практических и учебных задач. Знать, с помощью каких инструментов и приборов измеряют каждую величину, иметь четкое представление о процессе измерения длины, массы, времени; закрепить умения измерять и строить отрезки с помощью линейки. Иметь реальное представление о квадратном метре, километре, миллиметре, аре и гектаре как единицах площади. Уметь находить площадь фигуры, используя палетку. Знать правило нахождения площади прямоугольника и уметь, пользуясь им, решать задачи на вычисление площади прямоугольных фигур. Научиться вычислять площадь прямоугольника в квадратных метрах, километрах; знать таблицу единиц площади и уметь устанавливать соотношения между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром и квадратным миллиметром; находить длину одной из сторон прямоугольника по данной его площади и длине другой стороны.

№3 по теме: « Величины».

4

Сложение и вычитание.

9 ч

Знать конкретный смысл сложения и вычитания, уметь применять полученные знания при решении задач, владеть соответствующей терминологией (знать названия действий, названия компонентов и результатов сложения и вычитания).Знать переместительное и сочетательное свойства сложения, а также свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа Знать связи между результатами и компонентами сложения и вычитания, уметь применять эти знания при проверке вычислений и при решении уравнений. Усвоить приемы письменных вычислений, овладеть навыками выполнения сложения и вычитания многозначных чисел в пределах миллиона, познакомиться с приемом письменного сложения и вычитания значений величин, научиться применять его при вычислении.

№4 по теме: ««Сложение и вычитание»

5

Умножение и деление.

75 ч

Учащиеся должны знать связь умножения и сложения одинаковых слагаемых, уметь применять эти знания при нахождении произведения, при решении простых и составных задач. Знать переместительное свойство умножения суммы на число, уметь применять это свойство при выполнении вычислений. Знать связь между компонентами и результатом действия умножения и уметь использовать это знание при решении уравнений, при выполнении различных упражнений. Усвоить приемы устного и письменного умножения многозначных чисел на однозначное для различных случаев и овладеть навыками выполнения этих действий. Ученики должны знать связь деления с умножением, применять эти знания при вычислении частного, при решении задач.

Знать связь между компонентами и результатом действия деления и уметь использовать эти знания при решении простейших уравнений, при проверке умножения и деления, при выполнении различных учебных упражнений. Усвоить приемы устного и письменного деления многозначных чисел на однозначное число для различных случаев и овладеть навыками выполнения этого действия. Одновременно с изучением темы: «Деление на однозначное число» учащиеся должны научиться решать новый вид задач на нахождение четвертого пропорционального.

№5 по теме: «Письменные приемы умножения и деления на однозначное число

Итоговый тест за 1 полугодие

№6 «Скорость. Время. Расстояние

.№ 7  «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями»

№ 8«Умножение на двузначные и трехзначные числа»

№ 9«Деление на двузначные числа».

№ 10«Деление на трехзначные числа»

6

Систематизация  и обобщение всего изученного.

16 ч

Умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания;

осуществлять контроль и оценку их правильности, осуществлять поиск путей преодоления ошибок.

Итоговая контрольная работа

Переводная  контрольная работа.

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...