Урок математики в 1 классе по теме: " Составная задача"
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

Нарышкина Анна Владимировна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 162

 

 

Урок математики в 1 классе

Тема: « Решение составных задач»

 

                                                                                                                     

 

 

 

   Подготовила и провела

                                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                                      Нарышкина А.В.

 

 

 

 

Хабаровск – 47

2012г.

 

 

 

Тема: Решение составных задач.

Цели: - Познакомить с составной задачей, сформировать способность к решению составной задачи на сложение в два действия; показать, как оформляется задача в два действия;

-  Развивать коммуникативную компетентность, логическое мышление.
- воспитывать умение слушать других.

Общеучебные умения:

коммуникативные — оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне одного предложения, слушать и понимать речь других;

- организационные - учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать свое предположение;

- интеллектуальные -  отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя.

Оборудование: тетради, телеграммы, схемы.

 Тип урока: ОНЗ

Форма урока: комбинированный.

Виды контроля: самоконтроль.

Формы контроля: организация  самостоятельной  работы на  этапе первичного закрепления.

Формы используемые на уроке: коллективная, индивидуальная

Методы и приемы: словесные, проблемно  - диалогические, репродуктивные

Этапы  урока:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка проблемы.
  4. Решение проблемы.

(подводящий диалог)

  1. Проговаривание во внешней речи.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Итог урока.

 

 

 

 

Этапы урока

Хронометраж

Учитель

Ответы ученика

Доска

1.Самоопределение к деятельности

 

 1 – 2 мин.

- Сейчас у нас урок математики. К нам пришли гости.

 - С каким настроением в пришли на урок?

- Ребята, пока вы были на перемене, нам принесли две телеграммы.

 

- Как вы думаете от кого?

- Мы вчера уже помогали Шарику и Матроскину. Сегодня две телеграммы. Они просят о помощи.

 

- Вы готовы прийти на помощь?

 

 

 

 

- От Матроскина и Шарика.

 

 

 

 

 

 

 

-  Да!

Телеграмма 1

 Помогите нам решить.

Вчера Матроскин сорвал 4  ромашки для своей коровы Мурки, а сегодня на 1 больше. Сколько ромашек сорвал Матроскин сегодня?

 

Телеграмма 2

Помогите разобраться!

Вчера Матроскин сорвал 4  ромашки для своей коровы Мурки, а сегодня на 1 больше. Сколько ромашек сорвал Матроскин сегодня? Сколько  ромашек сорвал  Матроскин за два дня?

 

2.Актуализация знаний

5 – 6 мин.

- Чтобы помочь нашим друзьям, вы должны слушать меня, своих товарищей   и быть очень внимательными.

- Прочитайте 2 телеграммы.

- Что напоминает вам текст телеграмм?

- Как вы думаете, что мы должны с ними сделать?

- Значит, какая тема нашего урока?

- Прочитайте  первую телеграмму?

 

 

- Давайте попробуем разобраться с задачей первой телеграммы.

- Посмотрите на схемы и выберите ту, которая подходит к этой задаче.

 - Мы решали такие  задачи?

- Как ответить на вопрос задачи?

- Запишите на маркерных досках решение, решение задачи вывешиваю на листике  на доске.

 

 

- А у нас есть и вторая телеграмма.

- прочитай вслух, а остальные следят.

- Давайте попробуем решить и вторую задачу..

 

- Решите задачу, решение запишите на маркерной доске.

- Кто решил задачу, поднимите руки.

- Кто по-другому решил?

 

- Мнения разошлись. У нас возникла трудность при решении этой задачи.

 

 

 

 

 

- Задачи.

- Решить.

- Решение задач.

- Один ученик читает вслух первую телеграмму.

 

 

- Ученик выбирает нужную схему.

 

- Да

 4 + 1 =5 ( р)

-Ученики записывают решение на маркерных досках.

 

 

- Один ученик читает вслух вторую телеграмму.

Ученики записывают решение на маркерных досках.

 Дети, решившие эту задачу поднимают руку и рассказывают решение задачи.

 

3. Постановка проблемы.

1 – 2 мин.

- Почему не смогли решить эту задачу?

 

- Задачу то надо решать.

 

 Перед тем, как перейти к решению такой задачи, мы представим себя на месте Шарика.

- Нет схемы, 2 вопроса, несколько действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Физ. минутка

1 мин.

Наш Шарик вышел на широкую дорогу. Потянулся. Посмотрел  вперед, повернулся направо, налево,  расправил свои ушки, повертел своим хвостиком и побежал относить Почтальону Печкину телеграммы.

 

 

5. Решение проблемы

10 – 13 мин.

- Теперь садимся, и как почтальон Печкин читаем телеграмму.

 

- Внимательно прочитайте текст задачи.

 

- Чем похожи эти телеграммы?

 

- А чем они похожи?

 

- Чем различаются?

- Давайте прочитаем  этот вопрос.

 

 

 - Чтобы решить задачу, изобразим  схему.
  - Что обозначим первым отрезком?

 

 

-Что обозначим вторым отрезком?

 

- А что значит на 1 больше?

- Прочитайте  1 вопрос задачи.

- Где  на схеме обозначить этот вопрос?

 

- Прочитайте второй вопрос.

 

- Что мы с вами делаем, когда надо узнать, сколько всего?

- Давайте покажем руками.

-На схеме  это  обозначается  при помощи фигурной скобки.

- Давайте проговорим  задачу, глядя на схему.

 

- Схему мы с вами составили, теперь приступим к решению.

- Что должны найти первым действием? Если мы отвечаем на первый вопрос, будем обозначать  цифрой 1 со скобкой.

 

- Запишите решение на маркерной доске.

 - Что мы узнали этим действием?

 

 

- Мы нашли в задаче все, что требовалось?

- Что еще надо найти?

 - Озвучьте второй вопрос задачи.

-  Сколько ромашек сорвал Матроскин вчера?

- Сколько ромашек он сорвал сегодня?

 

- Можем ли мы теперь ответить на второй вопрос задачи.

- Это будет второе действие, будем обозначать цифрой   2 со скобкой.

- Что в задаче записываем после решения?

 

 

На все ли вопросы к задаче мы ответили?

-

- Что находили первым действием?

 

- Вторым действием?

 

- Что обозначает фигурная скобка?

 

- Чем отличается решение этой задачи от  тех, которые мы решали раньше?

 

 

 

Читают еще раз текст задачи.

- Задачами.

 

- Условием, числами, вопросами.

- Есть второй вопрос.

- Ученик читает второй вопрос.

 

 

- Сколько вчера ромашек сорвал  кот Матроскин для своей коровы Мурки.

 - Сколько он сорвал сегодня.

- Это столько же и еще 1.

 

 

 

- Дети читают второй вопрос.

- Объединить, сложить.

 

 

 

 

-  Дети проговаривают задачу.

 

- Сколько Матроскин нарвал ромашек сегодня?

 1) 4 + 1 = 5(р)

 

- Сколько Матроскин  нарвал ромашек сегодня.

- Нет.

- Сколько Матроскин сорвал  ромашек за два дня.

- 4ромашки

- 5 ромашек.

 

- Да.

 

- 4 + 5 =9(р)

 

Ответ: 5 ромашек, 9 ромашек.

 

-Да.

 

- Находили неизвестную часть.

- Находили целое.

 

- Объединение, сколько всего.

 - В два действия.

 

6. Проговаривание во внешней речи.

2 минуты

-  Прекрасно справились с задачами, которые прислали нам наши друзья.

- Я сегодня пойду на почту и отправлю ответы на их  телеграммы.

 

 

 

7. Физ. минутка.

1 минута

- Какие вы молодцы, мы с вами решили серьезную проблему. Давайте немного отдохнем.

 

 

 

 

8. Самостоятельная работа

 5 минут

- Хорошо работали вместе, теперь каждый попробует свои силы и решит самостоятельно задачу № 1 на стр.18

- Кто решит 1, тот поможет мне проверить решение задачи у своих одноклассников.

 

- Дети самостоятельно решать задачу.

 

 

 

- Работа по группам. №3 стр.18

 

 

9.Итог урока

3 минуты

- Ребята, еще раз расскажем, как решаются задачи, которые мы сегодня рассматривали.

-  - Что находили первым действием?

 

- Вторым действием?

 

- Почему мы с вами смогли помочь друзьям?

 

 

- Находили неизвестную часть.

- Находили целое

 

Потому что мы были внимательные. И слушали учителя.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavnaya_zadacha_1_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 162

Урок математики в 1 классе

Тема: « Решение составных задач»

                                                                                                                     

   Подготовила и провела

                                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                                      Нарышкина А.В.

Хабаровск – 47

2012г.

Тема: Решение составных задач.

Цели: - Познакомить с составной задачей, сформировать способность к решению составной задачи на сложение в два действия; показать, как оформляется задача в два действия;

-        Развивать коммуникативную компетентность, логическое мышление.
- воспитывать умение слушать других.

Общеучебные умения:

-        коммуникативные — оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне одного предложения, слушать и понимать речь других;

-        организационные - учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать свое предположение;

- интеллектуальные -  отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя.

Оборудование: тетради, телеграммы, схемы.

 Тип урока: ОНЗ

Форма урока: комбинированный.

Виды контроля: самоконтроль.

Формы контроля: организация  самостоятельной  работы на  этапе первичного закрепления.

Формы используемые на уроке: коллективная, индивидуальная

Методы и приемы: словесные, проблемно  - диалогические, репродуктивные

Этапы  урока:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка проблемы.
  4. Решение проблемы.

(подводящий диалог)

  1. Проговаривание во внешней речи.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Итог урока.

Этапы урока

Хронометраж

Учитель

Ответы ученика

Доска

1.Самоопределение к деятельности

 1 – 2 мин.

- Сейчас у нас урок математики. К нам пришли гости.

 - С каким настроением в пришли на урок?

- Ребята, пока вы были на перемене, нам принесли две телеграммы.


- Как вы думаете от кого?

- Мы вчера уже помогали Шарику и Матроскину. Сегодня две телеграммы. Они просят о помощи.


- Вы готовы прийти на помощь?




- От Матроскина и Шарика.








-  Да!

Телеграмма 1

 Помогите нам решить.

Вчера Матроскин сорвал 4  ромашки для своей коровы Мурки, а сегодня на 1 больше. Сколько ромашек сорвал Матроскин сегодня?


Телеграмма 2

Помогите разобраться!

Вчера Матроскин сорвал 4  ромашки для своей коровы Мурки, а сегодня на 1 больше. Сколько ромашек сорвал Матроскин сегодня? Сколько  ромашек сорвал  Матроскин за два дня?

2.Актуализация знаний

5 – 6 мин.

- Чтобы помочь нашим друзьям, вы должны слушать меня, своих товарищей   и быть очень внимательными.

- Прочитайте 2 телеграммы.

- Что напоминает вам текст телеграмм?

- Как вы думаете, что мы должны с ними сделать?

- Значит, какая тема нашего урока?

- Прочитайте  первую телеграмму?



- Давайте попробуем разобраться с задачей первой телеграммы.

- Посмотрите на схемы и выберите ту, которая подходит к этой задаче.

 - Мы решали такие  задачи?

- Как ответить на вопрос задачи?

- Запишите на маркерных досках решение, решение задачи вывешиваю на листике  на доске.



- А у нас есть и вторая телеграмма.

- прочитай вслух, а остальные следят.

- Давайте попробуем решить и вторую задачу..


- Решите задачу, решение запишите на маркерной доске.

- Кто решил задачу, поднимите руки.

- Кто по-другому решил?


- Мнения разошлись. У нас возникла трудность при решении этой задачи.





- Задачи.

- Решить.

- Решение задач.

- Один ученик читает вслух первую телеграмму.



- Ученик выбирает нужную схему.


- Да

 4 + 1 =5 ( р)

-Ученики записывают решение на маркерных досках.



- Один ученик читает вслух вторую телеграмму.

Ученики записывают решение на маркерных досках.

 Дети, решившие эту задачу поднимают руку и рассказывают решение задачи.

3. Постановка проблемы.

1 – 2 мин.

- Почему не смогли решить эту задачу?


- Задачу то надо решать.

 

 Перед тем, как перейти к решению такой задачи, мы представим себя на месте Шарика.

- Нет схемы, 2 вопроса, несколько действий.









4. Физ. минутка

1 мин.

Наш Шарик вышел на широкую дорогу. Потянулся. Посмотрел  вперед, повернулся направо, налево,  расправил свои ушки, повертел своим хвостиком и побежал относить Почтальону Печкину телеграммы.

5. Решение проблемы

10 – 13 мин.

- Теперь садимся, и как почтальон Печкин читаем телеграмму.


- Внимательно прочитайте текст задачи.


- Чем похожи эти телеграммы?


- А чем они похожи?


- Чем различаются?

- Давайте прочитаем  этот вопрос.



 - Чтобы решить задачу, изобразим  схему.
 - Что обозначим первым отрезком?



-Что обозначим вторым отрезком?


- А что значит на 1 больше?

- Прочитайте  1 вопрос задачи.

- Где  на схеме обозначить этот вопрос?


- Прочитайте второй вопрос.


- Что мы с вами делаем, когда надо узнать, сколько всего?

- Давайте покажем руками.

-На схеме  это  обозначается  при помощи фигурной скобки.

- Давайте проговорим  задачу, глядя на схему.


- Схему мы с вами составили, теперь приступим к решению.

- Что должны найти первым действием? Если мы отвечаем на первый вопрос, будем обозначать  цифрой 1 со скобкой.


- Запишите решение на маркерной доске.

 - Что мы узнали этим действием?



- Мы нашли в задаче все, что требовалось?

- Что еще надо найти?

 - Озвучьте второй вопрос задачи.

-  Сколько ромашек сорвал Матроскин вчера?

- Сколько ромашек он сорвал сегодня?


- Можем ли мы теперь ответить на второй вопрос задачи.

- Это будет второе действие, будем обозначать цифрой   2 со скобкой.

- Что в задаче записываем после решения?


 

На все ли вопросы к задаче мы ответили?

-

- Что находили первым действием?


- Вторым действием?


- Что обозначает фигурная скобка?


- Чем отличается решение этой задачи от  тех, которые мы решали раньше?




Читают еще раз текст задачи.

- Задачами.


- Условием, числами, вопросами.

- Есть второй вопрос.

- Ученик читает второй вопрос.



- Сколько вчера ромашек сорвал  кот Матроскин для своей коровы Мурки.

 - Сколько он сорвал сегодня.

- Это столько же и еще 1.




- Дети читают второй вопрос.

- Объединить, сложить.





-  Дети проговаривают задачу.


- Сколько Матроскин нарвал ромашек сегодня?

 1) 4 + 1 = 5(р)


- Сколько Матроскин  нарвал ромашек сегодня.

- Нет.

- Сколько Матроскин сорвал  ромашек за два дня.

- 4ромашки

- 5 ромашек.

 

- Да.


- 4 + 5 =9(р)


Ответ: 5 ромашек, 9 ромашек.


-Да.


- Находили неизвестную часть.

- Находили целое.


- Объединение, сколько всего.

 - В два действия.

6. Проговаривание во внешней речи.

2 минуты

-  Прекрасно справились с задачами, которые прислали нам наши друзья.

- Я сегодня пойду на почту и отправлю ответы на их  телеграммы.


7. Физ. минутка.

1 минута

- Какие вы молодцы, мы с вами решили серьезную проблему. Давайте немного отдохнем.

 

 

8. Самостоятельная работа

 5 минут

- Хорошо работали вместе, теперь каждый попробует свои силы и решит самостоятельно задачу № 1 на стр.18

- Кто решит 1, тот поможет мне проверить решение задачи у своих одноклассников.

- Дети самостоятельно решать задачу.

- Работа по группам. №3 стр.18

9.Итог урока

3 минуты

- Ребята, еще раз расскажем, как решаются задачи, которые мы сегодня рассматривали.

-  - Что находили первым действием?


- Вторым действием?


- Почему мы с вами смогли помочь друзьям?


- Находили неизвестную часть.

- Находили целое


Потому что мы были внимательные. И слушали учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 3 классе по теме "Составные задачи на все действия" (ПНШ)

Урок связан с острой экологической проблемой – уничтожение лесов....

урок математики 1 класс ПНШ тема "Задача и ее составные части"

Предмет: Математика         Тема: Задача и её составные частиКласс: 1 классТип урока: закрепление изученного материалаЦель урока:Формировать умение распозн...

Урок математики 3 класс на тему " Решение задач по формуле пути"

Сценарий урока и презентация по математике на тему "Решене задач по формуле пути", УМК Петерсон Л.Г.. Сценарий составлен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме: "Решение задач"

Урок математики в 3 классе соответствует требованиям ФГОС...

Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Решение задач на движение"

Данная презентация направлена на отработку умений решать задачи на движение с применением формул....

Конспект урока математики 4 класс по теме "Решение задач на движение"

ЦельСоздать условия для усвоения детьми способов решения задачи на движение.  находить время, если известны расстояние и скоростьТип, вид урокаУрок открытия новых знанийПланируемые результаты (пр...

Конспект урока математики 2 класс, на тему «Решение задач на умножение и деление»

Технологическая карта урока-рефлексии математики во 2 классе, УМК "Школа России"...