Урок математики "Числа от 1 до 5"(учебник Л.Г.Петерсон)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Яцура   Надежда  Ивановна

Разработка урока может быть использована на уроке математики в 1 классе как закрепление. К уроку прилагается презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mat-ki-chisla_ot_1-51kl.rar177.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

                                Учитель начальных классов  

                            Яцура Надежда Ивановна

II квалификационная категория

                   г.Когалым,  2010 г.

Тема  урока:        « Числа  от  1  до  5.  Закрепление  изученного» .

Тип  урока :          урок  закрепления  и  повторения  знаний.

Цели: 

систематизировать знания учащихся о числах от 1 до 5, их составе;

закрепить навыки счета в пределах пяти, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание на числовом отрезке;

расширить знания учащихся о геометрических фигурах; закрепить их умения классифицировать плоские и объемные фигуры;

развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, творческие способности, познавательный интерес к предмету посредством игровых приёмов.

воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма;

Оборудование.

Для учителя:             доска, цветной мел, картинки с изображением сказочных героев (Буратино,     Мальвина, Незнайка,  Чипполино), зонтики с примерами, магнитофон и кассета с записью песни “Буратино”,  образцы  объемных  фигур,  интерактивная  доска + презентация.

 Для учащихся:          учебник-тетрадь Л.Г.Петерсон  (1 класс,  часть 1),   цветные карандаши,  заготовки  зонтиков.

Ход урока:

Организационный момент.                      Эмоциональный настрой.

                Прозвенел  уже  звонок,

               Начинается  урок.

Учитель:

--Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

      II.      Сообщение  задач  и  целей   урока.

Учитель:

--Сегодня мы отправляемся в гости к героям различных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились – умеете ли вы решать примеры, грамотно отвечать на вопросы учителя.

      III.    Актуализация  знаний  учащихся.              Устный счет.

Учитель:

---- Итак,  сейчас  давайте  отправимся  в сказку. Послушайте песню и отгадайте о ком она? (Звучит кассета с записью песни Буратино, дети отгадывают.)

 ---Кто  это?      ( БУРАТИНО).            Из  какой  сказки  этот  герой?                 СЛАЙД 1.

                                                       (А. Толстой. «Приключения  Буратино  и  золотого  ключика)

---Мы  знаем,  какой   Буратино   неумейка,  часто  все  перепутывает,  делает  ошибки.  Вот  и  на  сей  раз   он   не может выполнить задание. Давайте ему поможем.

(На доске ряд натуральных чисел от 1 до 20).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

- Сосчитайте до 20 в прямом и обратном порядке.

- Сосчитайте от 13 до 18, от 17 до 9.

- Назовите предыдущее число 4, 11. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Назовите последующее число 10, 13? Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Какое число стоит между 2 и 4, 15 и 17?

- Какое число стоит справа от 18, слева от 13?

- Назовите соседей числа 7?

-Установите закономерность и продолжите числовой ряд:

1 3 5…                                                                                                (  7, 9, 11.)

----Верно. Объясните,  почему  нужно  так  считать?                   (  Нужно считать через 1.)

Учитель:

---- Восстановите, какие числа пропускал  Буратино?

                                                                                                            (  2, 4, 6, 8, 10, 12.)

Учитель:

---А  еще  у   Буратино  “заблудилось” число. Найдите его и восстановите порядок.

1 2 3 4 6 7 8 9 5 10                                                                           ( Заблудилось число 5.)

Учитель:

---Что вы можете сказать о числе 5?

 ( Число 5 стоит на пятом месте в натуральном  ряду чисел.   Соседи  числа 5 – числа 4 и 6.)

Учитель:

--- Придумайте числовые выражения, значения которых равно  5.

                                                                                            (  1+4,   4+1,   2+3,   3+2,   1+1+3,   2+2+1 )

(Можно использовать фишки - игра «Добавь до 5»)

Учитель.              Вывод.

-- Вместе  с  Буратино   мы  закончили  умственную  разминку. МОЛОДЦЫ,  видно,  что  вы  неплохо  умеете  работать  с  числами. Эти  знания  вам  обязательно  сегодня  пригодятся  на  уроке.  Да  и  Буратино  уже  тоже  многому  научился.

      IY.     Повторение  и  закрепление  изученного  про  числа  от  1  до  5.                             Состав  числа  5.   Геометрический  материал.

Учитель:

--У  Буратино  была  учительница.  Кто  она?   Красивая  девочка  с  голубыми  волосами.

              (  МАЛЬВИНА )                                                                                                 СЛАЙД  2.

--Вы  помните  из  сказки,  как  хотела  Мальвина  научить  Буратино  и  математике,  и  письму,  и  азбуке.  Вот  сейчас  она  предлагает  нам  поработать  в  тетрадках,  еще  раз  вспомнить  написание  цифр.

  1. Работа  в   тетрадях – прописать  цепочки  цифр.

5    55   5   55

25   52   25   52

  2. Работа  в  учебнике  - №1, стр.42

--- А  сейчас  поможем  Буратино  еще  раз  усвоить  некоторые  математические  понятия.         У Буратино было несколько золотых монет. Сосчитайте, сколько их?    

 < Рисунок 1>                                                                                                  ( НА ДОСКЕ)

Учитель:

---- Разбейте их на части по размеру.                                (  Большие и маленькие монеты.)

Учитель:

 ---  Как обозначены все монеты?                                      (Буквой Д – деньги).

- Как обозначены части?                                                      ( Б и М).

- Вставьте в “окошки” пропущенные буквы и цифры.     Объясните решение.   Равенства  запишем  в  тетрадки,  выполним  выделение  целого  и  части.

- Как найти целое? Как найти части?                                  ( Выводы –правила)

( Коллективная  работа  с  комментированием.     Фронтальный  опрос).

- Каких монет больше – больших или маленьких и на сколько?

                                                                      (Ответ обосновывается с помощью составления пар).

Учитель.                    Вывод:

-- Думаю, что  теперь  Буратино  уже  запомнил,  как  составлять  равенства,  находить  целое  и  части.

      Y. Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,  два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Развернулся и пошел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.                                                                                                                                       Ключик  мы  достанем                                                                                                                                                           И  в  замочек  вставим.

   

    YI.         Повторение  и  закрепление пройденного.

Учитель.

-- А  вот  еще  один  сказочный  герой,   который  сначала  был  луковичкой,  а  потом  стал  мальчиком.  Как   же   зовут этого героя?                                                                                                      

( ЧИПОЛЛИНО )                Из  какой  сказки  этот  герой?                                   СЛАЙД 3.

                                                                                 ( Д. Родари.  Приключения  Чиполлино).

Учитель:

----У  Чиполлино  тоже  были  небольшие  трудности  в  математике. Один  раз  Чиполлино  никак  не  мог   выполнить    задание. Давайте поможем ему.

                                                                                         (Учебник -  стр. 43,  №5, 6)

Работа  с  числовыми  отрезками.

Учитель:

--  Что  мы  видим?                                                        ( Числовой  отрезок).                                                                                   Повторим,  как  можно  с  помощью  числового  отрезка   составлять  равенства  и  находить  их  значения.  Помогут   нам  в  этом  лягушка,  бабочка  и  птичка-синичка.

______________________                                             ______________________

      1        2       3      4       5                                                    1       2       3       4      5

             5 -         =                                                                      1 + 4 =

______________________                                             ______________________

      1        2       3      4       5                                                    1       2       3       4      5

             1 + 2 =                                                                              4 + 3 =

Учитель.               Вывод.

---- Вы  правильно  выполнили  задания,  связанные  с  числовым  отрезком.  Не  забываем,  что  наша  линейка – это  своего  рода  тоже  числовой  отрезок,  по  которому  можно  научиться  хорошо  и  быстро  считать. А  ну-ка  сосчитайте  мне:

  3 + 5                4 + 2             9 – 6             8 – 3                    

( Ребята  с  помощью  линейки      выполняют   действия).

Учитель.

--- МОЛОДЦЫ.   Отгадайте, кто однажды сочинил про своего друга стихотворение:

Торопыжка был голодный,

Проглотил  утюг  холодный!              

  ( НЕЗНАЙКА)       Из  какой  сказки  этот  герой?                                                    СЛАЙД 4.

                                                                    ( Н. Носов. Приключения  Незнайки  и  его  друзей).

Учитель:

--- Правильно! Молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что мы переносимся в Солнечный город.                                                                                                                          

Работа  с  геометрическими  фигурами.                          ( Учебник, №7,  8,  стр. 43).

Учитель.

--- Однажды   Незнайка  попал  на  строительную  площадку.  Там  он  встретил  друга  Торопыжку.  Они  решили  построить  домик  из  геометрических  фигур.  Но  оба  такие  неумейки  и  торопыги!  Давайте  им  расскажем,   что  это  за  фигуры.

                                                                                                               ( Это  объемные  фигуры).

--  Какие  объемные  фигуры  вы  уже  знаете?                                                              СЛАЙД 5.

                                              ( Конус,  цилиндр,    шар,  куб,  пирамида,  параллелепипед ).   (Фигуры, называются  и  демонстрируются  учителем).

--  Сейчас  вам  нужно  с  нашими  друзьями по  образцу  разукрасить  данные  объемные  фигуры.  Работаем  самостоятельно.   А  также  обведем  по  тонким  линиям  эти  фигуры  и     выполним  красивую  штриховку  этих  фигур.                                                                                    

Учитель.                Вывод.       

--  Мы  уже  убедились,  что  геометрические  фигуры  бывают  плоские  и   объемные.

Физкультминутка.                 Тренажер   для  зрения.                            СЛАЙД 6,7.                                                                                                      

Работа  с  задачами ( дополнительно)

--Незнайке   предложил  его  друг  Знайка    решить  необычные  задачи – задачи  в  стихах.  Он   растерялся.  Давайте  поможем  Незнайке  решить  такие  задачи.

1.  Два щенка – баловника  бегают, резвятся.
К шалунишкам два дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?             (
Ищем целое   2 + 2 = 4 друга).

2.  Пять лодок было у причала.
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Так  сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?         (
Ищем часть 5 – 3 = 2 лодки).    

3.Четыре краски есть у Саши,

Одна у маленького брата.

Все краски посчитайте сами.

Ну, постарайтесь-ка, ребята!       (Ищем целое 4 + 1 = 5 красок) 

4. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?          (Ищем  часть  5 – 1 ==4 щененка)                                            (Решения   задач  можно  записать  в  тетрадки).

Учитель.                Вывод.

-- Легко  ли  решать  задачи?  Да,  это  трудная  работа,  и  нам  еще  предстоит  многому  научится  на  уроках  математики.

      VII. Итог урока.  Рефлексия.

Учитель:

---  Сейчас на улице осень. А, как известно, осенью часто идет дождь. Чтобы не промокнуть, Мальвина,  выходя  на  улицу,   взяла  красивый  зонтик.  И  про  вас  она  не  забыла.  Но  вам  она  дала  не  совсем  простые   зонтики. Они необычные, с примерами.

  <Рисунок 2>

---  Решите примеры, а затем раскрасьте сектор с ответом 3 красным цветом,   с ответом 2 – желтым,    с ответом 4 – зеленым цветом.

        3                               2                               4

--- Поднимите зонтики над головой, покажите друг другу.  Подарите  кому  желаете  или  оставьте  себе  свои  замечательные  зонтики.

  (  Проверка осуществляется по образцу учителя. )

Учитель.           Выводы.

 - Что больше всего понравилось на уроке?

- Чему учились?  

--Что  не  получилось?   В чем почувствовали трудности?

--А  что  получилось  лучше  всего?    В каком задании  вам  было  легко?

- Подарите друг другу  свои улыбки  и  красочные зонтики.  СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"

Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...

Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)

Тема:Шкала. Цена деления шкалы.Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.Задачи: 1) научить определять цену делен...

Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур

Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...