Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

 

Тема урока: «Измерение площадей. Выбор мерок, удобных для измерения. Стандартные меры площади (квадратный сантиметр)»

 Тип урока: изучение нового материала, закрепление ранее полученных знаний.

 

  Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Сообщение темы урока.
  • Актуализация опорных знаний. Устные упражнения.
  • Изучение нового материала.
  • Физкультминутка.
  • Знакомство с «квадратным сантиметром».
  • Решение задач.
  • Итог урока.

Цели урока:

 

  1. учить детей оценивать соотношение между измеряемой величиной и меркой,

познакомить со стандартной мерой площади – квадратным сантиметром;

  1. формировать умения выбирать удобную мерку для измерения площади      фигур,

формировать мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;

  3)  способствовать воспитанию у обучающихся интереса к математике, 

       культуры общения, чувства взаимовыручки.

 

Задачи урока:

 

  • познакомить обучающихся со способами измерения площади фигур;
  • способствовать актуализации и закреплению  полученных на предыдущих уроках знаний;
  • развивать самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности;;
  • создать благоприятный эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.                                                                                                                                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc154.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №51

Урок

математики в 1 классе

 

                                                                             Подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Анаит Анатольевна

                                                                                                                                                                                                                                         

 

г. Липецк, 2010 г.

Тема урока: «Измерение площадей. Выбор мерок, удобных для измерения. Стандартные меры площади (квадратный сантиметр)»

 Тип урока: изучение нового материала, закрепление ранее полученных знаний.

  Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Сообщение темы урока.
  • Актуализация опорных знаний. Устные упражнения.
  • Изучение нового материала.
  • Физкультминутка.
  • Знакомство с «квадратным сантиметром».
  • Решение задач.
  • Итог урока.

Цели урока:

  1. учить детей оценивать соотношение между измеряемой величиной и меркой,

познакомить со стандартной мерой площади – квадратным сантиметром;

  1. формировать умения выбирать удобную мерку для измерения площади      фигур,

формировать мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;

  3)  способствовать воспитанию у обучающихся интереса к математике,  

       культуры общения, чувства взаимовыручки.

Задачи урока:

  • познакомить обучающихся со способами измерения площади фигур;
  • способствовать актуализации и закреплению  полученных на предыдущих уроках знаний;
  • развивать самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности;;
  • создать благоприятный эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.                                                                                                                                        

Оборудование: учебник Э. И. Александровой «Математика» 1 класс, часть 2;       «Рабочая тетрадь №2» на печатной основе; герои-Смешарики (вырезанные ламинированные картинки); фонограмма из мультфильма «Смешарики»; ИКТ.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, поощрение,     дедуктивный.

Девиз урока: «Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом».

(Анатоль Франс)

Ход урока.

   I.Организационный момент. (Направлен на проверку готовности обучающихся к уроку):

       Ну-ка проверь, дружок,

       Ты готов начать урок?

       Всё ль на месте?

       Всё в порядке?

       Все ли правильно сидят?

       По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

  • Психологический настрой. (Проводится с целью повышения интереса детей к данному уроку).

      - Ребята, сегодня необычный день. Мы с вами сегодня на некоторое время отправимся в маленький сказочный городок. А к кому, вы сейчас сами догадаетесь, послушав внимательно фонограмму.

(Звучит фонограмма из мультфильма «Смешарики»)

- Правильно! Мы в гостях у Смешариков.

     (Открывается доска со Смешариками).

                   Приглашаю вас, друзья,

                  Поиграть сегодня я.

  Не хотите ли сказать,

                 С кем придётся нам играть?

        (Дети перечисляют Смешариков: 1.) Ёжик, 2.) Совунья,

3.) Лосяш, 4.) Крош.)

II. Сообщение темы и цели урока. (Направлено на повышение мотивации к учебной деятельности).

   - Ребята, французский писатель XIX века Анатоль Франс заметил: «Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом». (Учитель делает краткое пояснение смысла этого изречения).

     Сегодня на уроке мы будем следовать этому совету, работать активно, внимательно, учиться выбирать удобную мерку для измерения величины с большим желанием. А ещё мы с вами познакомимся с единицей площади – квадратным сантиметром.

     

III. Актуализация опорных знаний. Устные упражнения. (Проводятся с целью повторения натурального ряда чисел).

Математика нас ждёт,

Начинаем устный счёт.                                                             

                           

  1. Фронтальная работа. (На слайде).

1.) Числовой ряд. Порядок при счёте.

     - Посмотрите, пожалуйста, на номера домов, в которых живут Смешарики. Что вы заметили?

                (Числа расставлены не по порядку).

    - Восстановите ряд чисел в порядке возрастания. (1 обучающийся восстанавливает представленный ряд чисел на доске):

         (1, 3, 2, 4

          1, 2, 3, 4)

  - Сколько всего Смешариков?

               (4).

   - Что вы можете рассказать о числе 4?

          (Оно нечётное, однозначное, …).

  2.Подготовка к изучению нового.

    - Ребята, ну а сейчас мы с вами побываем в гостях у Смешариков, не нарушая порядковых номеров их домов. К кому же мы пойдём сейчас?

              (К Ёжику).

  Что же приготовил нам Ёжик? (Геометрические фигуры.)

  • Сравнение площадей фигур зрительно, путём наложения.

 У каждого на партах лежат два одинаковых по площади разноцветных прямоугольника и два разных по размеру треугольника.

- Определить на глаз, площадь какого из треугольников больше.

- Что можно сказать о площадях прямоугольников? (Они равны.)

- Как доказать? (При наложении их друг на друга  фигуры совпадают.)

       (Далее сравниваются (на глаз или путём наложения) площади большого треугольника и прямоугольника, маленького треугольника и прямоугольника.)

     - Что же такое «площадь» фигуры? (Это пространство, занимаемое фигурой).

 IV. Изучение нового материала (начинается с работы в тетрадях на печатной основе). Практическая работа в тетрадях на печатной основе.

   - Молодцы! Ёжик нами остался доволен. И мы отправляемся к Совунье. Она предлагает нам поработать с ножницами. (Учитель с детьми повторяет правила работы с ножницами).

    Работа по учебнику. (Направлена на формирование умения у обучающихся ориентироваться, черпать информацию из учебника)

 - Откройте, пожалуйста учебники на с. 103, прочитайте задание 21. (1 обучающийся читает задание вслух).

 - Какая дана фигура? (А, прямоугольник.)

 -   Сколько мерок нам предложено? (5.)

 - Откройте тетради на печатной основе на с. 47, найдите №21. ( Работа в тетрадях на печатной основе позволяет реализовывать деятельностный подход в обучении).

  - Раскрасьте их в тетрадях на печатной основе.

  -  Какой их всех мерок удобнее всего найти площадь фигуры  А? (№5)

  - Вырежьте мерку №5.

  - А что значит «найти площадь фигуры А»? (Определить, сколько раз мерка Е умещается в фигуре А.)

  - Сколько же раз мерка Е умещается в фигуре А? (8.)

      Можно ли с помощью других мерок измерить площадь фигуры А? (1, 2, 3 и 5 вместе.)

  • Самостоятельная работа по вариантам. (Позволяет учителю выявить умение обучающихся измерять площадь фигуры путём подсчёта количества уложенных мерок).

- I варианту вырезать мерку №1, а  II варианту вырезать мерку №2 и определить, сколько раз каждая мерка укладывается в фигуре А.

  • Прверка самостоятельной работы. (Позволяет выявить обучающихся для индивидуальной последующей работы)

- Сколько раз мерка Е №1 помещается в фигуре А? (32.)

     - Сколько раз мерка Е №2 укладывается в фигуре А? (16.)

 -Молодцы! С заданием Совуньи тоже справились.

   V. Физкультминутка. (Направлена на снятие напряжения с мышц рук, ног, улучшение кровообращения).

           Мы осанку исправляем,

      Спинки дружно выпрямляем,

      Вправо, влево мы нагнулись,

      До носочков дотянулись.

      Плечи вверх, назад и вниз.

           Улыбайся и садись.

 VI. Знакомство с квадратным сантиметром. (Работа в тетрадях).

 - Итак, мы в гостях у Лосяша. Он познакомит нас с единицей площади – квадратным сантиметром.

  - Начертите в тетради квадрат со стороной 1 сантиметр.

 Это квадратный сантиметр, записывается сокращённо так: 1 см.2 

  • Работа по учебнику.

           - Откройте, пожалуйста учебники на с. 104, прочитайте задание к №23. (Чтение про себя, затем чтение учеником вслух.)

  (На партах у каждого лежат квадраты со стороной 1 см).

 - С помощью модели квадратного сантиметра измерьте I вариант площадь фигуры А, II вариант – фигуры В.

 - Сколько см 2 составляет площадь фигуры А? В?

 -Чему же будет равна площадь новой фигуры, составленной из двух данных фигур? Как узнать? (Сложить площади фигур А и В.)

   VIII. Решение задач. (Направлено на актуализацию, первичное закрепление полученных знаний)

  - Ребята, к кому же сейчас мы пойдём в гости?

          (К Крошу.)

   Дима и Лена измеряли площадь фигуры С меркой Е, которая укладывается в фигуре С 7 раз. После того, как Дима несколько раз уложил мерку Е в фигуре С, Лене осталось её уложить ещё 2 раза. Сколько раз Дима уложил мерку Е в фигуре С?

  • Чтение задачи учащимися.
  • Чтение задачи 1 учащимся вслух.
  • Разбор задачи.

- О чём говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

- Сколько раз всего укладывается мерка Е в фигуре С? (7)

- Чем является число 7?  (Целым.)  (Чертим схему у доски и в тетрадях.)

- Сколько раз Лене осталось уложить мерку?  (2.)

- Чем является число 2?  (Частью.)  (Покажем на схеме.)

- Что нужно узнать в задаче?  (Сколько раз Дима уложил мерку Е?

- Что неизвестно: целое или часть?  (Часть.)  (Покажем на схеме.)

     4. Решение задачи.

- Можно ли сразу узнать, сколько раз уложил мерку Е в фигуре С Дима?

- Как, каким действием?

   (7-2=5)

- А как с помощью уравнения решить задачу?

     7-х=2

     х=7-2

                  х=5

            7-5=2

   (Запись решения задачи детьми самостоятельно. Тем, кто сможет, решить с помощью уравнения).

   - Чему равен х?

   - Сколько же раз уложил Дима мерку Е в фигуре С?  (5.)

   - Ответ запишите самостоятельно.

      Х. Итог урока.

  - Вот и закончился наш урок.

  • Какую тему сегодня изучали?
  • С какой мерой измерения площади мы познакомились?
  • Какое задание вам показалось наиболее трудным?
  • Что особенно вам понравилось выполнять?

- У вас на партах геометрические фигуры. Если вам понравился наш урок, то нарисуйте улыбающийся ротик, если не понравился, то нарисуйте прямой ротик.

   - Спасибо вам, ребята! Вы – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...