Главные вкладки

    Примерная рабочая программа по математике (система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова )
    календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

    Ковалёва Людмила  Александровна

    Примерная рабочая программа по математике в 1 классе в системе развивающего обучения. Программа соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                            Муниципальная гимназия

                                                                                              Утверждена                                                        

                                                                                               Зам. директора___________                                      

                                                                                                                      /Ющенко Т.В./                                    

                                                                                             «___»_________2011г.                      

                                                                                                                       

                                    

    Рабочая программа

     по математике

    для 1 класса А

    начального общего образования

                             уровень:  общеобразовательный

    Учитель: Ковалёва Людмила Александровна

    Квалификационная категория: Высшая

    Программа рассмотрена  на  заседании  школьного  методического

    объединения учителей начальных классов

    Протокол от «____»______________2011 г № ________________

    Руководитель МО ____________                         (Базанова О.А.)

                                          подпись                                расшифровка подписи

                                                    2011 года

    СОДЕРЖАНИЕ

    РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                    

            

    Пояснительная записка

    Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы

    Содержание         

    Учебно-тематический план         

    Требования к уровню подготовки учащихся        

    Оборудование и цифровые образовательные  ресурсы        

                                                      Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана на основании:

    -   ФГОС по математике

    - примерной  программы начального общего образования           по математике.

    - Программы начального общего образования по математике 1-4 кл. Авт. Александрова Э.И. стр.184-224. (Сборник программ для начальной общеобразовательной школы по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова – М.: Вита-Пресс, 2010г. )

    - учебников

                  УМК:

    1.Учебники (2 части): Автор - Э.И.Александрова, Издательство Вита-

                                              Пресс, М.: 2010г.

    2. Рабочие тетради 4 части: Автор - Э.И.Александрова, Издательство Вита-

                                        Пресс, М.: 2010г.

    3. Математические прописи: Автор - Э.И.Александрова, Издательство  Вита-Пресс, М.: 2010г.

    4.   Александрова Э.И.Методика обучения математике в начальной школе.1 класс: Пособие для учителя. - М.: Вита-Прес,2004г.

    5.Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной  школы / Сост. А.Б. Воронцов .- 2- издание – М.: Вита-Пресс, 2011г. ,  стр.290   / Новые общеобразовательные стандарты/

    Сроки освоения программы

    1 год.

    Объем учебного времени

    132 часа.

    Форма обучения

    очная.

    Режим занятий

     4 часа в неделю

    Формы контроля

    текущий контроль, итоговая контрольная работа

    Количество контрольных работ: текущих – 2, итоговая - 1

                          Общая  характеристика учебного предмета

    Данная программа по математике и соответствующий ей УМК ориентированы на деятельный подход в обучении, позволяет реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения, поскольку ориентированы как на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, так и на формирование разных компетенций младших школьников, опираясь при этом на исторический подход при изучении основного математического понятия – понятия числа.

       Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и нeo6ocнованные суждения, вести поиск информации (фактов, основании для упорядочения, вариантов и др.);

    освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

    воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

                          Основные  содержательные линии

    Система учебно- практических задач в курсе математики в первом классе позволяет решить следующие задачи:

    задачи на восстановление объекта, обладающего различными свойствами – признаками

    задача на восстановление величины в ситуации, когда подбор величины, равной данной, невозможен и для её восстановления необходимо изготовить новую величину

    задача на моделирование отношений равенства- неравенства

    задача на введение буквенно – знаковых символов

    задача на введение операций сложения и вычитания величин

    задача на введение понятия части и целого

     

                              Содержание учебного курса, предмета

    Содержание смотреть в авт. Программе начального общего образования по математике 1-4 кл.  Автор - Э.И.Александрова стр.184-224. (Сборник программ для начальной общеобразовательной школы по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова – М.: Вита-Пресс, 2010г.)

                      Учебно - тематическое планирование

    на 2011/2012 учебный год

                         Количество часов, на которое рассчитана программа:

                                             132часа (по 4 часа в неделю)

    Планирование является примерным .

    Учитель имеет право корректировать количество часов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами для ДОУ от 01.09.2011 и Мин Пис РФ «Об организации обучения в 1 классе 4-х летней начальной школы № 20,21/11-13 от 25.09.2000 г. установлена ступенчатая организация обучения, поэтому уменьшено  количество часов  в течении года. Для полноценного прохождения материала сокращены часы на отдельные темы и повторение.

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата проведения

    план

    факт

    I полугодие (58 часов)

    ТЕМА 1: выделение свойств предметов через их сравнение.

    Отношение равенства и неравенства.

    1

    Выделение признаков предмета через их сравнение. Сравнение по длине, толщине, цвету, материалу, форме. Отрезок как носитель длины.

    1

    02.09

    2

     Сравнение по выделенным признакам. Отношения «равно», «неравно», слова синонимы для обозначения этих отношений. Способы сравнения по длине. Проверочная работа.

    2

    05.09

    06.09

    3

    Выделение признаков предметов через их сравнение по длине, ширине, цвету, форме, материалу.

    2

    07.09

    09.09

    4

    Подбор предметов, равных или неравных по разным признакам

    Моделирование отношений с помощью полосок. Проверочная работа

    3

    12.09

    13.09

    14.09

    5

    Периметр, Сравнение периметров разных фигур. Знаки «равно», «неравно». Проверочная работа.

    2

    16.09

    19.09

    6

     Площадь. Сравнение площадей. Способы сравнения. Проверочная работа.

    2

    20.09

    21.09

    7

    Перекраивание фигур. Равновеликие и равносоставленные фигуры.

    2

    23.10

    26.09

    8

    Контрольная работа. Анализ работы.

    27.09

    9

    Сравнение объемов. Графическое моделирование: от копирующего рисунка к схеме.

    3

    28.09

    30.09

    03.10

    Урок-игра «Угадай-ка»

    1

    04.10

    10

    Переход от схемы к сравнению предметов и наоборот.

    Способы сравнения объемов путем переливания

    3

    05.10

    07.10

    17.10

    11

    Сравнение предметов по всем известным признакам. Отрезок, луч, прямая.

    3

    18.10

    19.10

    21.10

    Урок-экскурсия по городу «Как найти свою школу?»

    1

    24.10

    12

    Опосредованное сравнение объемов с помощью кубиков

    2

    25.10

    26.10

    Урок-экскурсия в компьютерный класс

    1

    28.10

    13

    Работа со знаками «=», «≠». Введение знаков «>», «<»

    Введение буквенной символики как средства фиксации признака, по которому сравнивают одни и те же предметы.

    Рефлексия способов сравнения.

    3

    31.10

    01.11

    02.11

    14

    Сравнение по массе. Способы сравнения

    2

    04.11

    07.11

    15

    Проверочная работа по теме: «Сравнение по массе»

    1

    08.11

    16

    Сравнение групп предметов

    1

    09.11

    17

    Сравнение по другим признакам: по составу частей, из которых состоит рисунок,  по расположению

    2

    11.11

    14.11

    18

    Способы сравнения по количеству

    Проверочная работа по теме: «Сравнение по количеству»

    2

    15.11

    16.11

    19

    Угол. Сравнение углов по величине.

    Треугольник.

    3

    18.11

    28.11

    29.11

    20

    Понятие величины. Буквы латинского алфавита. Проверочная работа

    2

    30.11

    02.12

    21

    Работа по прописям (часть 1). Подготовка  к написанию цифр и букв

    3

    05.12

    06.12

    07.12

    22

    Анализ способа написания цифры 1

    1

    09.12

    23

    Сравнение цифр по составу частей. Написание цифр 7 и 4

    1

    12.12

    24

    Цифра 3. Составление формул с помощью букв, обозначающих свойства предмета, и знаков «=», «≠»,  «>», «<».  Рефлексия отношений

    2

    13.12

    14.12

    25

    Цифры 5 и 2. Опосредованное сравнение, заданное через схему или формулу

    4

    16.12

    19.12

    20.12

    21.12

    26

    Цифры 6 и 9. Сравнение величин с помощью схем и формул. Переход от сравнения предметов к схемам, форм там и обратно

    3

    23.12

    26.12

    27.12

    27

    Цифры 8 и 0. Проверочная работа

    2

    28.12

    30.12

    Резерв.

    4

    09.01

    10.01

    11.01

    13.01

    2 ЧАСТЬ

    1

    Уравнение величин: переход от неравенства к равенству. Моделирование отношений с помощью схемы и формулы. Введение знаков «+», «-»

    3

    16.01

    17.01

    18.01

    2

    Переход от неравенства к равенству и наоборот

    3

    20.01

    23.01

    24.01

    3

    Рефлексия способов уравнивания и соотнесение их с конкретными условиями. Текстовые задачи на уравнивание. Переходы от текста к схеме и формуле и наоборот

    5

    25.01

    27.01

    30.01

    31.01

    01.02

    4

    Свойства отношений равенства и неравенства (А=В = А+С = В+С; А=А; А=В=В=А; А=В и В=С =А=С)

    3

    03.02

    06.02

    07.02

    5

    Описание процесса уравнивания с помощью графической модели (схемы) и знаковой (формулы)

    2

    08.02

    10.02

    6

    Задача восстановления целого по частям (на разных величинах). Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками» Переход от одних моделей к другим.

    3

    13.02

    14.02

    15.02

    7

    Текстовые задачи на понятие части и целого. Введение значков для обозначения целого и части на схемах и в формулах. Подбор числовых значений букв в формулах.

    4

    17.02

    27.02

    28.02

    29.02

    8

    Название компонентов при сложении и вычитании, их соотнесение с понятием части и целого. Переместительный закон сложения.

    1

    02.03

    9

    Превращение величины в части и в целое. Относительность этих понятий.

    2

    05.03

    06.03

    10

    Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами: А-В-С=А-(В+С)

    1

    07.03

    11

    Понятие нулевой величины

    1

    09.03

    12

    Проверочная работа

    2

    12.03

    13.03

    13

    Понятие уравнения. Решение текстовых задач путем составления:

    а) выражения вида х = …;

    б) уравнения вида а + х = в, а – х = в, х – а = в

    4

    14.03

    16.03

    19.03

    20.03

    14

    Переход от формул к числовым выражениям с опорой на дошкольное представление ребенка о числе и наоборот. Примеры с «секретами». Сравнение числовых выражений. Восстановление части по целому и другой части. Связь между компонентами сложения и вычитания

    5

    21.03

    23.03

    26.03

    27.03

    28.03

    15

    Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

    2

    30.03

    02.04

    16

    Рефлексия изученного. Решение задач и уравнений. Проверочная работа.

    2

    03.04

    04.04

    1

    Какие бывают мерки. Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой.

    2

    06.04

    16.04

    2

    Задача опосредованного сравнения:

    а) с помощью посредника, равного одной из величин;

    б) с помощью посредника-меры. Число как результат измерения.

    2

    17.04

    18.04

    3

    Выбор меры, удобной для измерения длины, площади, объема, массы, углов, количества.

    6

    20.04

    23.04

    24.04

    25.04

    27.04

    30.04

    4

    Знакомство с названиями стандартных мер.

    1

    01.05

    5

    Знакомство с другими величинами: скорость, время, стоимость.

    1

    02.05

    Резерв.

    13

    04.05-

    25.05

                   

    .

                          Требования к уровню подготовки учащихся

    К концу первого класса обучающиеся должны:

     знать:

    состав чисел первого десятка с опорой на дошкольную подготовку на основе понятия части и целого;

     уметь:

    выполнять сложение и вычитание в пределах  10;

    выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы по разным признакам: по длине(ширине, высоте), площади, объему, массе количеству, форме, цвету, материалу, углам и др;

    моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью отрезков (графическое моделирование) и с помощью буквенной формулы (знаковое моделирование);

    производить сложение и вычитание величин при переходе от неравенства к равенству и обратно;

    описывать явления и события с помощью величин

    прогнозировать результат сравнения величин путём их оценки и прикидки будущего результата

    решать несложные текстовые задачи с буквенными данными, связанные с уменьшением или с увеличением величин, составлять текстовые задачи  по схеме и формуле; придумывать вместо букв «подходящие» числа и заменять числовые данные буквенными;

    владеть понятием части и целого, уметь описывать отношения между частями и целым с помощью формул;

    разбивать фигуры на части и составлять целое из частей плоских и объемных фигур;

    решать уравнения типа  а+х=в, а-х=в, х-а=в с опорой на схему

    изготавливать и конструировать модели геометрических фигур, перекраивать их при сравнении площадей.  

        Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могyт быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

        Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - .решать учебные задачи с помощью знаков(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

         Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

                                   Дополнительная литература:

        1).Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. А.К. Дусовицкий, Е.М.Кондратюк и др.-М.:Вита-Пресс,2010г.

        2). Eжемесячный научно-методический журнал «Начальная школа».- М.:-ОАО «Чеховский п/к».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент урока обучения письму по системе д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова по теме "Строчная буква к"

    Фрагмент урока письма с комментариями по формированию универсальных учебный действий. В материале содержится ролик с конструированием буквы "К"  из элементов букв....

    Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

    Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

    Планирование по окружающему миру по УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» 1 класс (ФГОС)

    Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компо­нент со­ставляют два учебных блок...

    Мультимедийная разработка урока математики по системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Тема: решение задач с помощью схем.

    Цель: освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи. Урок №1.Задача учителя: создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одн...

    Образовательная система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

    Данный материал можно использовать на собрании для родителей будущих первоклассников....