рабочая программа по математике для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Науменко Татьяна Игоревна

Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника М.И. Моро, М.А. Бантова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено на МО                                                                             Утверждаю

учителей начальных классов                                                         Директор школы-интерната № 2

        _______________М.Г. Черных

протокол № ______________

Председатель МО_________        «      »_______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

Ступень обучения (класс) начальное общее,  4 класс

Количество часов____136 часов в год_                        Уровень ____базовый______

Учитель  ______Науменко Т. И.

Программа разработана на основе программы по математике для 4 класса комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего Образования Министерства Р.Ф.   М.:- Просвещение, 2010 год.  Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова.

Санкт-Петербург 2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место дисциплины

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.

Для детей, обучающихся в речевой школе, характерно нарушение   всех сторон деятельности,  что создает проблему не только в усвоении учебного материала,  но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом.  Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств ребенка. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности,  небольшой объем восприятия и сохранения информации,  а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ  предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих  заданий.

В связи с этим материал необходимо преподносить дозированными блоками с использованием опережающего обучения, ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка. Получая  положительный результат своей работы на занятии,  ученик старается закрепить его на уроке, продемонстрировать свой успех сверстникам и учителю.  Это является мощным мотивирующим фактором к продолжению коррекционных занятий.

            Учитывая особенности психического развития  детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность,  отсутствие интереса к окружающему)  и для оптимизации их обучения необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.  Для этого в содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения,  направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Для реализации программного содержания используются:

Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

Универсальные учебные действия

В процессе изучения математики у обучающихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности:

- обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов, зависимостей в окружающем мире;

- прогнозирование результата вычисления, решения задачи;

- сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа;

- планирование хода решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение;

- пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры;

- поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;

- моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин;

- анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;

-  сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования компьютера);

- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Цель программы - организация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. 

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

- повысить уровень общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания и пространственных представлений;

  -  провести коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;

-  подготовить к восприятию   содержания   учебной программы путем опережающего обучения;

- математическое развитие младшего школьника- развитие логического и знакового мышления, пространственного воображения, математической речи (умение строить рассуждения, выбирать аргументацию); развитие умения различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Специфика программы

 Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.

В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Структура программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:

Арифметические действия. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.

Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления на однозначное число.

Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.

Нумерация. Новая счетная единица – тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Числовой луч.

Величины. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

 Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание. Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида X+312=654+79, 729-X=217+163, X-137=500-140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание величин.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

Умножение и деление. Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.

Решение уравнений вида 6*X=429+120, X:18=270-50, 360:X=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное числа (в пределах миллиона).

Умножение и деление величины на однозначное число.

Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, расстояние).

Диагонали прямоугольника. Свойство диагоналей прямоугольника (квадрата).

В течении всего года проводится:

- вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующие применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;

- решение задач в 1 действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

- решение задач в 2-4 действия;

- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 ее частей; изображение изученных фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью линейки, чертежного треугольника и циркуля.

Основные содержательные линии курса

- Арифметические действия – 16 часов

- Нумерация – 11 часов

- Величины – 19 часов

- Сложение и вычитание – 8 часов

- Умножение и деление – 76 часов

- Повторение – 6 часов

Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:

- традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;

Формы организации учебного процесса

 Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

- фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Объём и сроки изучения

Программа курса общим объемом 136 часов в год, 4 часа в неделю изучается в течение всего года. 

Количество часов в   I четверти – 37.
Количество часов во II четверти – 28.
Количество часов в   III четверти – 43.
Количество часов в   IV четверти – 30.

Тематическое планирование

№      

Содержание учебного материала

Количество часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

4 класс (4 часа в неделю)

                                                              1 четверть (37 часов)

  Числа от 1 до 1000

16 часов

Знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.

1.

Нумерация. Счет предметов. Разряды

1

2.

Числовые выражения. Порядок выполнения действий

1

3.

Сложение и вычитание

1

4.

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

5.

Вычитание трехзначных чисел

1

6.

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

1

7.

Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные

1

8.

Приемы письменного деления на однозначное число

1

9.

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

Письменное деление на однозначное число

1

10.

Деление трехзначного числа на  однозначное, когда в записи частного есть нуль

1

11.

Входная  контрольная  работа (40 мин)

1

12.

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

1

13.

Свойства диагоналей прямоугольника

1

14.

Свойства диагоналей квадрата

1

15.

Письменные вычисления с натуральными числами

1

16.

Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических  действия». Арифметический диктант (10 мин)

1

Числа, которые больше 1000. Нумерация

11 часов

1.

Нумерация больше 1000. Разряды  и классы

1

Уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), <(меньше), = (равно);

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

      2.  

Чтение чисел

1

      3.

Запись чисел. Значение цифры в  записи числа

1

4.

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

5.

Сравнение  чисел

1

6.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

1

7.

Нахождение  общего количества единиц  какого-либо разряда в данном числе

1

8.

Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000»

1

9.

Класс миллионов, класс миллиардов

1

    10.

Луч, числовой луч

1

    11.

Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки

1

Величины

19 часов

1.

Величины. Единица длины – километр

1

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.

Уметь:

- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

2.

Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр

1

3.

Таблица единиц площади

1

4.

Измерение площади фигуры с помощью палетки

1

      5.

Контрольная работа за I четверть (40 мин)

1

6.

Анализ контрольной работы, работа над  ошибками. Нахождение нескольких долей целого

1

7.

Нахождение нескольких долей целого

2

8.

Закрепление изученного по теме «Единицы длины, единицы площади»

1

9.

Единицы массы. Тонна. Центнер

1

2 четверть (28 часов)

10.

Таблица единиц массы

1

11.

Единицы времени

1

        12.

24-часовое исчисление времени

1

13.

Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события)

1

14

Единица времени – секунда

1

15

Единица времени – век

1

16

Таблица единиц времени

1

17

Закрепление изученного. Единицы времени

1

18

Единицы времени. Самостоятельная работа по теме «Единицы времени» (20 мин)

1

Сложение и вычитание

8 часов

1

Письменные приемы сложения и вычитания

1

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Знать:

-названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

- связь между компонентами и результатом каждого действия;

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

2

Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648)

1

3

Нахождение неизвестного слагаемого

1

4

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого

1

5

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

6

Сложение и вычитание  величин

1

7

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

1

8

Контрольная  работа  по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» (40 мин)

1

Умножение и деление

76 часов

1

Анализ контрольной работы, работа над  ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0

1

Уметь:

- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, a-3, 8*k, b:2; a+b, a-b, c*d,  k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

- решать уравнения вида x+60=320, x-60=320, 125+x=750, 2000-x=1450, x*12=2400, x:5=420, 600:x=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

- решать задачи в 1-3 действия.

2

Письменные приемы умножения

1

3

Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7

1

4

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

1

5

Нахождение неизвестного множителя

1

6

Деление как арифметическое действие

1

7

Деление многозначного числа на однозначное

2

8

Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное

1

9

Итоговая контрольная работа за I полугодие (40 мин)

1

10

Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Работа над ошибками

1

3 четверть (43 часа)

11

Решение задач на пропорциональное деление

1

12

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

1

13

Деление многозначных чисел на однозначные

1

14

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

1

15

Решение задач на пропорциональное деление

1

16

Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные»

2

17

Контрольная  работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел» (40 мин)

1

18

Анализ контрольной  работы, работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные

1

19

Среднее арифметическое

2

20

Скорость. Единицы  скорости

1

21

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

3

22

Закрепление по теме «Задачи на движение

1

23

Решение задач

1

24

Виды  треугольников

2

25

Виды  треугольников. Построение  треугольника  с помощью угольника

1

26

Виды  треугольников. Построение  треугольника  с помощью циркуля и линейки

1

27

Контрольная  работа по теме «Задачи на движение»(40 мин)

1

28

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение

1

29

Умножение числа на произведение

1

30

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

31

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

32

Письменное умножение двух  чисел, оканчивающихся нулями

1

33

Решение задач на движение

1

34

Перестановка и группировка множителей

1

35

Деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

36

Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач

1

37

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

38

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

39

Решение задач на движение в противоположных направлениях

1

40

Контрольная  работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» (40 мин)

1

41

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

42

Умножение числа на сумму

1

43

Письменное умножение на двузначное число

1

44

Письменное умножение на двузначное число

1

45

Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов

1

46

Письменное умножение на трехзначное число

1

4 четверть (30 часов)

47

Письменное умножение на трехзначное число

1

48

Письменное деление на двузначное число

1

49

Письменное деление на двузначное число с остатком

1

50

Деление на двузначное число

1

51

Деление на двузначное число

1

52

Решение задач изученных видов

1

53

Деление на двузначное число

1

54

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули

1

55

Закрепление по теме «Деление на двузначное число»

1

56

Контрольная  работа по теме «Деление на двузначное число» (40 мин)

1

57

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число

1

58

Письменное деление на трехзначное число

2

59

Деление на трехзначное число

2

60

Деление с остатком

1

61

Решение задач. Деление с остатком

1

62

Решение задач. Деление с остатком

1

63

Решение задач изученных видов

1

64

Решение уравнений

1

65

Контрольная  работа по теме «Деление на трехзначное число» (40 мин)

1

66

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение уравнений

1

67

Решение задач

1

68

Решение  уравнений и задач на движение

1

Итоговое повторение (6 ч)

1

Итоговое повторение. Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение

1

Повторение материала, пройденного в течение года. Анализ допускаемых ошибок.

В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности.

2

Итоговая контрольная работа за II полугодие (40 мин)

1

3

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.  Закрепление по теме «Арифметические  действия. Сложение и вычитание»

1

4

Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий»

1

5

Закрепление по теме «Величины. Решение задач»

1

6

Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры»

1

календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

I четверть (37 часов)

1

Числа от 1 до 1000
(16 ч)



















































Нумерация. Счет предметов. Разряды

1

Комбинированный

Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем

Текущий

2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий

1

Комбинированный

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях

Текущий

3

Сложение и вычитание

1

Комбинированный

Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления   с натуральными числами. Способы

Арифметический диктант

4

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

проверки правильности вычислений

Текущий.

Самостоятельная работа

5

Вычитание трехзначных чисел

1

Комбинированный

Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения

Текущий

6

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

Текущий.

Фронтальный опрос

7

Приемы письменного умножения однозначных
чисел на трехзначные

1

Комбинированный

Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное

Самостоятельная
работа
(15 мин)

8

Приемы письменного деления на однозначное
число

1

Комбинированный

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Деление трехзначного числа на однозначное

Тематический.

Арифметический
диктант

9

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

Письменное деление на однозначное число


1

Комбинированный

Деление трехзначного числа на однозначное. Установление пространственных отношений

Текущий

10

Деление трехзначного числа на  однозначное, когда в записи частного есть нуль


1

Комбинированный

Деление трехзначного числа на однозначное

Текущий

11

Входная  контрольная  работа (40 мин)


1

Контроль и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Контрольная работа

12

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.


1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник).

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Работа над ошибками

13

Свойства диагоналей прямоугольника


1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Текущий

14

Свойства диагоналей квадрата


1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Текущий.

Арифметический диктант

15

Письменные вычисления с натуральными числами

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Текущий

16

Закрепление изученного по теме «Четыре арифме-тических  действия». Арифметический диктант (10 мин)

1

Контроль

и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами

Арифметический
диктант
(10 мин)

17

Числа, которые больше 1000. Нумерация

(11 ч)

Нумерация больше 1000. Разряды  и классы

1

Комбинированный

Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч

Текущий

18

Чтение чисел

1

Комбинированный

Названия, последовательность натуральных чисел. Классы
и разряды

Текущий.

Фронтальный опрос

19

Запись чисел.
Значение цифры
в  записи числа

1

Комбинированный

Последовательность и запись чисел. Классы и разряды

Матема-

тический диктант

(15 мин)

20

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

Комбинированный

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Классы и разряды

Тест

(10 мин)

21

Сравнение  чисел

1

Комбинированный

Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете

Текущий

22

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

1

Комбинированный

Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…»

Текущий.

Фронтальный опрос

23

Нахождение  общего количества единиц  какого-либо разряда в данном числе

1

Комбинированный

Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете

Тест

(10 мин)

24

Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000»

1

Контроль и учет знаний

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Арифметические действия с числами

Арифметический
диктант

(15 мин)

25

Класс миллионов, класс миллиардов

1

Комбинированный

Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел

Текущий.

Фронтальный опрос

26

Луч, числовой луч

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометри-ческих фигур: точки, прямой, прямого угла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Текущий

27

Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки

1

Практического применения знаний

Построение прямого угла на клетчатой  бумаге

Текущий.

Арифметический диктант

28

Величины

 (19 ч)




























 Величины. Единица длины – километр

1

Комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними

Текущий

29

Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр

1

Комбинированный

Площадь. Единицы площади

Текущий

30

Таблица единиц площади

1

Комбинированный

Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометрической фигуры

Текущий.

Арифметический
диктант

31

Измерение площади фигуры с помощью палетки

1

Практического применения знаний

Измерение площади  геометрической фигуры при помощи палетки

Текущий

Контрольная работа за I четверть (40 мин)

1

Контроля знаний и умений

Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом

Контрольная работа

32

Анализ контрольной работы, работа над  ошибками. Нахождение нескольких долей целого

1

Комбинированный

Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника

Работа над ошибками

33

Нахождение нескольких долей целого

2

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Текущий

34

Закрепление изученного по теме «Единицы длины, единицы площади»

1

Комбинированный

Площадь. Единицы площади. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними

Тест (8 мин)

35

Единицы массы. Тонна. Центнер

1

Комбинированный

Масса.  Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними

Текущий.

Арифметический
диктант

II четверть (28 часов)

36

Величины

 (15 ч)

(продолжение)

Таблица единиц массы

1

Комбинированный

Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними

Текущий

37

Единицы времени

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Текущий

38

24-часовое исчисление времени

1

Комбинированный

Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).
Соотношение между ними

Текущий

Самостоятельная работа

39

Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события)

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом.
Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Текущий

40

Единица времени - секунда

1

Комбинированный

Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Текущий

41

Единица времени - век

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом.
Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Текущий

42

Таблица единиц времени

1

Комбинированный

Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними. Решение текстовых задач арифметическим способом

Текущий.

Фронтальный опрос

43

Закрепление изученного. Единицы времени

1

Комбинированный

Единицы времени

(секунда, минута, час, сутки, неделя,

месяц, год, век).
Соотношение между ними

Тест

(10 мин)

44

Единицы времени. Самостоятельная работа по теме «Единицы времени» (20 мин)

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом.
Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Самостоятельная
работа.

Тематический

45

Сложение и вычитание
(8 ч)

Письменные приемы сложения и вычитания

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Текущий

46

Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648)

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона

Текущий

47

Нахождение неизвестного слагаемого

1

Комбинированный

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения. Использование свойств арифметических действий при  выполнении вычислений

Текущий

48

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом  вычитания

Текущий.

Арифметический
диктант

49

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

Комбинированный

Перестановка слагаемых в сумме. Группировка слагаемых в сумме. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Текущий

50

Сложение и вычитание  величин

1

Комбинированный

Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин

Текущий

51

Решение задач
на увеличение (уменьшение)

числа на несколько единиц,

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Текущий.

Арифметический диктант

52

Контрольная  работа  по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» (40 мин)

1

Контроль
и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами

Контрольная работа

53

Умножение и деление
(76 ч)


































Анализ контрольной работы, работа над  ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0

1

Комбинированный

Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов

Работа над ошибками

54

Письменные приемы умножения

1

Комбинированный

Умножение  четырех-значного числа на однозначное

Текущий

55

Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7

1

Комбинированный

Умножение  четырех-значного числа на однозначное. Письменные вычисления с натуральными числами

Текущий

56

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

1

Комбинированный

Умножение  четырех-значного числа на однозначное. Письменные вычисления
с натуральными числами

Текущий.

Арифметический
диктант

57

Нахождение неизвестного множителя

1

Комбинированный

Названия компонен-тов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Текущий

58

Деление как арифметическое действие

1

Комбинированный

Деление. Конкретный смысл. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Тест (5 мин)

59

Деление многозначного числа на однозначное

1

Комбинированный

Деление трех-четырехзначного числа на однозначное

Текущий

60

Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Текущий

61

Итоговая контрольная работа за I полугодие (40 минут)

1

Контроль
и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Контрольная работа

62

Нахождение неизвестного делимого, неизвестного

делителя. Работа над ошибками

1

Комбинированный

Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.  Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов

Текущий.

Работа над ошибками



III четверть (43 часа)

63





























































































































Решение задач на пропорциональное деление

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Текущий.

64

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

1

Комбинированный

Деление многозначного числа на однозначное

Текущий.

65

Деление многозначных чисел на однозначные

1

Комбинированный

Деление многозначного числа на однозначное содержащего 2–3 действия (со скобками и без них), делить многозначные числа на однозначные

Текущий.

66

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

1

Комбинированный

Деление многозначного числа на однозначное

Текущий.

Арифметический диктант

67

Решение задач на пропорциональное деление

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Текущий.

68

Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные»

2

Комбинированный

Деление многозначного числа на однозначное

Текущий.

Арифметический диктант

69

Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел» (40 мин)

1

Контроль
и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами

Контрольная работа

70

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные

1

Комбинированный

Деление многозначного числа на однозначное

Работа над ошибками

71

Среднее арифметическое

2

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи

Текущий

72

Скорость. Единицы  скорости

1

Комбинированный

Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямо-линейном движении.

Текущий

73

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

3

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Текущий.

Арифметический
диктант

74

Закрепление по теме «Задачи на движение

1

Комбинированный

Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Тест
(15 мин)

75

Решение задач

1

Комбинированный

Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Тематический

76

Виды  треугольников

2

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника

Текущий

77

Виды  треугольников. Построение  треугольника  с помощью угольника

1

Практического применения знаний

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник)

Текущий

78

Виды  треугольников. Построение  треугольника  с помощью циркуля и линейки

1

Практикум

Построение прямого угла на клетчатой бумаге. Нахождение прямого угла среди данных углов

Текущий

79

Контрольная  
работа по теме «Задачи на движение»(40 мин)

1

Контроль
и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Контрольная работа

80

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Работа над ошибками

81

Умножение числа на произведение

1

Комбинированный

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов

Текущий

82

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

Комбинированный

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Текущий

83

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

Комбинированный

Умножение чисел, использование соответствующих терминов

Фронтальный опрос

84

Письменное умножение двух  чисел, оканчивающихся нулями

1

Комбинированный

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Текущий

85

Решение задач на движение

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, расстояние, время)

Текущий.

Самостоятельная
работа
(10 мин)

86

Перестановка и группировка множителей

1

Комбинированный

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Группировка множителей в произведении

Текущий.

Арифметический
диктант

87

Деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

Комбинированный

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Текущий

88

Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач

1

Комбинированный

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. Деление с остатком. Решение задач арифметическим способом

Текущий.

Индивидуальный опрос

89

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

Комбинированный

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Текущий

90

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

Комбинированный

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Текущий

91

Решение задач на движение в противоположных направлениях

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ решения задач

Текущий.

Арифметический
диктант

92

Контрольная  
работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» (40 мин)

1

Контроль
и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами

Контрольная работа

93

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами

Работа над ошибками

94

Умножение числа на сумму

1

Комбинированный

Умножение суммы на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произведении

Текущий.

Арифметический
диктант

95

Письменное умножение на двузначное число

1

Комбинированный

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами

Текущий

96

Письменное умножение на двузначное число

1

Комбинированный

Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений

Текущий

97

Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Текущий

98

Письменное умножение на трехзначное число

1

Комбинированный

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Текущий.

Арифметический
диктант

99

Письменное умножение на трехзначное число

1

Комбинированный

Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения

Текущий.

Тест (5 мин)

100

Письменное деление на двузначное число

1

Комбинированный

Способы проверки правильности вычислений

Текущий

IV четверть (30 часов)

101


























Письменное деление на двузначное число с остатком

1

Комбинированный

Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами

Текущий.

Арифметический
диктант

102

Деление на двузначное число

1

Комбинированный

Взаимосвязь между компонентами и результатом деления

Текущий.

Тест (5 мин)

103

Деление на двузначное число

2

Комбинированный

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Текущий.

Фронтальный опрос

104

Решение задач изученных видов

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Самостоятельная работа (20 мин)

105

Деление на двузначное число

1

Комбинированный

Способы проверки правильности вычислений

Арифметический
диктант (10 мин)

106

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули

1

Комбинированный

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Текущий

107

Закрепление по теме «Деление на двузначное число»

1

Комбинированный

Деление чисел, использование соответствующих терминов. Решение текстовых задач арифметическим способом

Тематический.

Фронтальный опрос

108

Контрольная  работа по теме «Деление на двузначное число» (40 мин)

1

Контроль
и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами

Контрольная работа

109

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число

1

Комбинированный

Способы проверки правильности вычислений

Работа над ошибками

110

Письменное деление на трехзначное число

2

Комбинированный

Конкретный смысл и название действий.

Способы проверки правильности вычислений

Текущий

111

Деление на трехзначное число

2

Комбинированный

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений.

Способы проверки правильности вычислений

Тематический.

Арифметический
диктант

112

Деление с остатком

1

Комбинированный

Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами

Текущий

113

Решение задач. Деление с остатком

1

Комбинированный

Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление с остатком

Текущий.

Тест (5 мин)

114

Решение задач. Деление с остатком

1

Комбинированный

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Деление с остатком

Тематический

115

Решение задач изученных видов

1

Комбинированный

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы

Самостоятельная работа

(15 мин)

116

Решение уравнений

1

Комбинированный

Зависимости между величинами

Текущий

117

Контрольная  работа по теме «Деление на трехзначное число» (40 мин)

1

Контроль
и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами

Контрольная работа

118

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение уравнений

1

Комбинированный

Зависимости между величинами

Работа над ошибками

119

Решение задач

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Текущий

120

Решение  уравнений и задач на движение

1

Комбинированный

Зависимости между величинами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Тематический

121

Итоговое повторение
(6 ч)

Итоговое повторение. Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение

1

Комбинированный

Классы и разряды. Зависимости между величинами

Текущий.

Арифметический
диктант

122

Итоговая контрольная работа
за II полугодие
(40 мин)


1

Контроль
и учет знаний

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Контрольная работа

123

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.  Закрепление по теме «Арифметические  действия. Сложение и вычитание»

1

Комбинированный

Свойства сложения и вычитания

Работа над ошибками

124

Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий»

1

Комбинированный

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

Тематический

125

Закрепление по теме «Величины. Решение задач»

1

Комбинированный

Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Зависимости между величинами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время,

Тематический

126

Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры»

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость);
работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена, стоимость)

Тематический.

Фронтальный опрос

Литература:

1.Дмитриева О. И. и др.  Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2005

2.Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 4 класс: К учебнику М. И. Моро

3.«Математика. 4класс. Школа России». – М.: Экзамен, 2006

4.Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 1 класс классическая начальная школа

рабочая программа 1 класс математика классическая начальная школа...

Рабочая программа по математике 2 класс Классическая начальная школа

Рабочая программа по математике 2 класс "Классическая начальная школа"...

Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида

   Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...

Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...

Рабочая программа по математике 1 класс. Специальная (коррекционная) школа 8 вида.

Рабочая программа по математике для 1 класса.          Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственн...

Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование на учебный  год с коррекционными задачами на каждый урок....