Урок по математике Тема "Отрезки"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Ковалёва Виктория Владимировна

Урок составлен в виде технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse_otrezki.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание отрезков»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей;

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.

- Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.

- Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.

Основные понятия

Сложение отрезков, вычитание отрезков, часть и целое

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


- тетрадь

- индивидуальные доски, маркеры

- презентация к уроку «Сложение и вычитание отрезков»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Технология проведения


Деятельность учителя


Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.





Проговаривают девиз урока.



Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.








Организует проговаривание девиза урока.


Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.




Устанавливает тематические рамки.

1. Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Для чего нам нужно выполнять эти правила?


2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».


3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)


4. Слайд 2.  (тематические рамки)

- Мы работаем с числами 1, 2, 3 и понятиями «целое» и «часть».

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)







Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

- организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

На индивидуальных досках записывают равенства.









Высказывают своё предположение.






Фиксируют индивидуальное затруднение.



Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует  актуализацию умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей.






Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.





Организует фиксирование индивидуального затруднения.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1. Слайд 2.

- Составьте равенства по рисунку.

Фронтальная проверка:

2+1=3

1+2=3

3–1=2

3–2=1

- Какое число обозначает целое? (3)

- Какие числа обозначают части? (1 и 2)


2. Слайд 3. 

- как называются фигуры? (отрезки)

- Чем различаются отрезки? (размером, цветом).

- Выполните сложение отрезков.

- Выполните вычитание отрезков.


3. Разные версии – возникло затруднение.




4. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)?  («Что я не знаю?»)

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


Физкультминутка

«Морская зарядка»

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение? (При сложении и вычитании отрезков).

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить сложение и вычитание отрезков).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.


С помощью учителя ставят цель урока.


Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.





Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.


Организует составление совместного плана действий.






Организует определение средств.

- Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)


- Какую цель ставим? (Найти способ сложения и вычитания отрезков).


- Наметим наш план действий:

1. Сами найдём способ сложения и вычитания отрезков.

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.


- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)




Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на индивидуальной доске; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на индивидуальных досках.






Проговаривают тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.





Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.






Организует уточнение темы урока.




1. «Сами найдём способ»

А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Повторить правила работы в группе.

Б) Один человек от каждой группы

даёт ответ.

2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Стр. 46 № 1, 2

3. Устранение затруднения.

Слайд 4. Построить и записать сложение и вычитание отрезков.

4. Проговорить способ сложения и вычитания отрезков. (Упражнение в следующем этапе).


- Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети) Слайд 5.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


Физкультминутка «Дискотека для зверят»

Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Слайд 6.

- Сколько отрезков вы видите? Назовите из (МО, ОН, МН)

- Какой отрезок получится в результате сложения отрезков МО И ОН? Запишите равенство (МО + ОН = МН)

- Какой отрезок получится в результате вычитания из отрезка МН отрезка ОН? Запишите равенство (МН – ОН = МО)

Фронтальная проверка.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно на индивидуальных досках.












Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,

«–».











Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.











Организует самопроверку по эталону.












Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1. Слайд 7.

а) Начертить отрезок, который получится в результате сложения данных отрезков, составить равенство.

                               


К                    М      М                        Н


б) Начертить отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АВ из отрезка АС, составить равенство.

        


А                                       В                               С


2. Слайды 8, 9. Эталон для самопроверки



а)

   

     К                                               Н

        КМ + МН= КН


б)  

     

       В                       С          

          АС – АВ = ВС


3.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

- Исправьте ошибки.


Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).














Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

- организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

Организует повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

Составление равенств.

Выполнение заданий учебника:

Стр. 46 № 3

Стр. 47 № 4

Стр. 47 № 5

Фронтальная работа.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.







Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).

Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.








Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?


- Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 10)

                        знаю


я                      запомнил                            

                         

                      смог                                                        


- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).




Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...