Конспект урока математики в 1 классе "Число 7. Цифра 7."
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

Шубина Татьяна Игоревна

Методическая разработка урока математики в 1 классе по программе Л.Г. Петерсон с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matem.chislo_7.docx804.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике.

Тема: «Число 7. Цифра 7»

/Программа «Школа 2000…», автор учебника Л.Г. Петерсон/

Автор конспекта: Шубина Татьяна Игоревна.

Класс: 1

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

1) Сформировать представление о числе 7, его составе, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 7.

2) Закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар.

3) Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1)  создать мотивацию к включению в деятельность на уроке;

2)  определить содержательные рамки урока: знакомство с новым числом.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске изображения домиков, где живут числа.

  - Что бы вам хотелось узнать нового сегодня на уроке?

  - Хотите узнать, в каком домике живет новое число? Для этого надо выполнить следующее задание.

1. "Заселите" числа в домики.

На доске открыта поговорка:

Каждое маленькое открытие ведёт тебя к вершине знаний.

- Прочитайте поговорку. Как вы её понимаете? (На каждом уроке мы открываем для себя что-то новое, и чем больше мы узнаём, тем выше мы поднимаемся по лестнице знаний.)

-     Как же вы должны работать на уроке, если открываете новое знание? ( Мы должны сделать два шага: понять, что мы не знаем, и самим найти способ).

-  Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Число 6.)

- Сегодня мы продолжим знакомство с числами. С чего начнём? ( С повторения  необходимых знаний.)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной  деятельности.

Цель:

1) актуализировать понятие числа;

2) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение при повторении состава числа 6;

3) организовать затруднение в индивидуальной деятельности, делающее необходимым изучение числа 7.

 

Организация учебного процесса на этапе 2:

1. - "Заблудилось" число. Поставьте его на место.

- Что вы можете рассказать о числе 6?

  Дети находят на числовом отрезке место числа 6, обозначают его соответствующим количеством точек и повторяют состав числа 6, открывая окошки домика.

2.  - Выберите те выражения, значения которых равны 6.

3. - Как обозначен весь отрезок на рисунке?(К.)  На какие части он разбит? (М и Н.)

4.  Игра "День-ночь". Цепочка  5 - 1 + 2 - 3 + 2 + 1 = . (6)      

  Дети находят ответ и поочередно открывают его на доске.

5. У каждого ребенка на листочках нарисованы фишки домино. Дети должны определить общее количество точек на фишках и соединить число с соответствующей фишкой домино.

3.  Постановка проблемы.

Цель:

1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;

2) организовать согласование цели урока и ее фиксирование.

Организация учебного процесса на этапе 3:

-  Все ли фишки домино соединили с числами? ( Нет.)

-  Почему? (Нет числа 7.)

-  Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

-  Назовите тему урока.(Число 7. Цифра 7.)

На доске появляется тема урока.

-  Мы должны узнать, как образуется число 7, в каком домике оно живет, научиться писать цифру 7.

4.  Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) сформировать представление о числе 7, зафиксировать его с помощью эталона;

Организация учебного процесса на этапе 4:

1)  Получение числа 7.

 -   Как получить число 7? ( К шести прибавить один.)

 -   Запишите этот пример к себе в тетрадь.

Ребята, продолжаем счет,

Вслед за шестеркой семь идет.

Число 7 иллюстрируется на числовом отрезке, а также группами из 7 предметов.

Дети вспоминают пословицы и поговорки, в которых встречается слово "семь".

Пословицы и поговорки.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь - один отрежь.

Семь бед - один ответ.

Один с сошкой - семеро с ложкой.

Лук от семи недуг.

2) Обозначение числа с помощью цифры.

-  Сможем ли мы записать ответ примера красиво? (Нет, потому что не умеем правильно записывать данную цифру.)

Учитель объясняет и показывает написание цифры 7.

3.  Состав числа 7.

-  Заполните домик числа 7.

  После того, как дети заполнят домик, необходимо вернуться к заданию №5 на этапе актуализации знаний и записать цифру 7.

5.  Первичное закрепление.

  - Расскажите все, что узнали о числе 7.

Используем рамку (эталон) на странице 2:

- получение числа 7;

- обозначение числа с помощью точек и цифры;

- состав числа 7.

2. - Найдите пару яблок с числами, сумма которых равна 7.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Страница 2 №1.

 Проверка работы по заготовленному образцу.

Выяснение причин ошибок.

7.  Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к сравнению чисел; включить представление о числе 7 в систему знаний.

Организация учебного процесса на этапе 7:

1) Страница 2 №3.

Сравнение предметов по алгоритму.

1. Составить пары.

2. Оставшиеся без пары предметы раскрасить красным цветом.

3. Записать под каждым мешком соответствующее число.

4. Поставить между числами нужный знак.

                                                                                                 Опорный сигнал

2) Страница 3  №4.

   При выполнении этого задания дети повторяют смысл сложения и вычитания, правила нахождения целого и части, состав числа 7.

 

 3) Задачи в стихах.

 На  доске записаны выражения, дети должны выбрать подходящее и объяснить свой выбор.

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой?

В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре два кузнечика

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов -

Сколько в хоре голосов?

4)  Выбери и запиши в тетрадь числа, меньшие 7.

На доске: 1   9   10   7   5   4   2   8     6    3

После этого дети сверяют работу с образцом.

8. Итог урока. рефлексия деятельности.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности.

Организация учебной деятельности на этапе 8:

 - С каким новым числом познакомились? Расскажите все, что узнали об этом числе.

 - В чем было затруднение? Над чем еще надо поработать?

 - Кого из ребят вы отметите?

 - Оцените свою работу.

 - Спасибо за работу. Молодцы!