Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд: 174-145.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Тузова Вероника Владимировна

Конспект урока открыия нового знания, 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onz_tuzova_v.v.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автор конспекта:  Тузова В.В.

Предметная область: математика.

Класс: 2 класс.

Тема:

 «Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд: 174-145»

Тип урока: ОНЗ.

Образовательная цель: познакомить с новым приемом вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд: 174-145.

Деятельностная цель: узнать письменный прием (алгоритм) вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд: 174-145.

Основные структурные элементы урока:

  1. Новое знание: письменный прием вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд: 174-145.
  2. Пробное действие: реши пример столбиком 174-145.
  3. Фиксация затруднения: «Я не могу решить этот пример», «Я не могу обосновать правильность решения примера»
  4. Фиксация причины затруднения: «Я не знаю алгоритма         вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд: 174-145»
  5. Цель деятельности учащихся: узнать письменный прием (алгоритм) вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд: 174-145.
  6. Фиксация нового знания:
  1. Пишу: …
  2. Смотрю на разряд единиц. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1д, дроблю его на 10е и добавляю их к единицам уменьшаемого.
  3. Вычитаю единицы. Результат пишу под единицами.
  4. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки из оставшихся десятков. Результат пишу под десятками.
  5. Вычитаю сотни. Результат пишу под сотнями.
  6. Ответ: …

        

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Отгадайте загадку: «Что за рыбка золотая

                                       В небе плавает, сверкает?»  (Звезда)

- Как называют сказочного героя, который любит подсчитывать звезды? (Звездочет).

- Молодцы! Вы не просто угадали загадку – вы угадали имя нашего сегодняшнего гостя. Его никто не видел, но фантазия людей безгранична, и один художник представил звездочета вот таким. Давайте его поприветствуем.

Под музыкальное сопровождение, на доске,  появляется звездочет.

- Звездочет очень любит подсчитывать и тем более собирать звезды в своей Вселенной. И сегодня он пришел к нам с заданиями.

Повесить бумажные звезды на доску в произвольном порядке.

246

216

226

236

        

- Чем необычны эти звезды? (На них записаны трехзначные числа)

- Значит каким числам будет посвящен урок? (Трехзначным)

- Что вы умеете делать с ними? (Читать, записывать, сравнивать, складывать, вычитать, …)

- Посмотрите, здесь есть еще одна звезда!

 Прикрепить звезду со знаком «-»

-

- Уточните, чему будет посвящен урок? (Вычитанию трехзначных чисел)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на числа на звездах и назовите наибольшее число. (236)

- Назовите числа в порядке убывания. (246, 236, 226, 216)

Расставить звезды с числами по ходу ответов.

226

216

246

236

        

        

- Какую закономерность вы наблюдаете? (Числа уменьшаются на 10)

- Назовите следующее число. (206)

- Расскажите, что вы знаете о числе 206? (Натуральное, трехзначное, состоит из 2 единиц разряда сотен, 6 единиц разряда единиц, предыдущее – 205, последующее – 207, сумма цифр – 8)

- Увеличьте 206 на 50. (256)

- Уменьшите 206 на 100. (106)

- На сколько 206 меньше, чем 226? (На 20)

- На сколько 206 больше, чем 200? (На 6)

- Вспомните алгоритм вычитания трехзначных чисел.

На магнитной доске появляется эталон:

- Пишем разряд под разрядом. Вычитание в столбик начинаем с разряда единиц. Вычитаем из единиц - единицы, из десятков – десятки, из сотен – сотни.

- Решите пример: 457-321, записав его в столбик.

Один ученик решает пример у доски (с объяснением), остальные в тетрадях.

(Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Вычитаю из 7ед – 1ед = 6 ед, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 5д - 2д = 3д, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 4с – 3с = 1с, пишу под сотнями. Ответ: 136.

- Вы отлично справляетесь с вычитанием трехзначных чисел. Скажите, что вы сейчас повторяли? (Способ вычитания трехзначных чисел)

- Что я могу предложить вам выполнить дальше? (Задание для пробного действия)

- Как  вы думаете, чем особенно для вас оно будет интересным? (Появится что-то новое, неизвестное)

- Постарайтесь решить следующие примеры самостоятельно. Найдете вы их в своем конверте под №1.

265 – 123 = _______________

435 – 224 = _______________

174 – 145 = _______________

Аналогичные примеры открыть на доске

- Проверим, что у вас получилось? Назовите ответ первого примера  (142)

- Назовите ответ второго (третьего) примера (211, …)  

Записать ответы на доске со слов детей.

- Что получилось? (Третий пример решили по-разному)

- Почему такое произошло? (Такие примеры мы еще не решали)

- В чем же затруднение? (Я не могу решить такой пример. Я не могу обосновать правильность решения примера 174 – 145)

- Вы увидели, что  у вас появилось затруднение. Что делать? (Найти причину затруднения)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Разберемся, почему же разделились мнения. Какое действие выполняли при решении примеров? (Вычитание)

- Какие числа вычитали? (Трехзначные)

- Разве вы не умеете вычитать трехзначные числа? (Умеем)

- Как вычитают трехзначные числа? (Из сотен – сотни, из десятков – десятки, из единиц – единицы)

- Почему же при решении последнего примера возникло затруднение? В каком месте алгоритма вы засомневались? (В уменьшаемом не хватает единиц)

- Как в математике называют такие случаи вычитания? (Вычитание с переходом через разряд)

- Так в чем причина вашего затруднения? (Я не знаю алгоритма вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова цель урока? (Построить алгоритм вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд)

- Как назовем урок? (Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд)

Открыть тему урока

- Давайте разберемся в решении этих примеров. Что нам в этом поможет? (Графические модели, запись столбиком, …)

- Составьте план. С чего начнете? (Графическая модель, так как более наглядно можно увидеть переход через разряд)

- Следующий шаг? (Решу пример в столбик)

-Далее? (Сделаю вывод)

- Как вы думаете, будем ли мы строить новый алгоритм? (Нет, дополню алгоритм и построю эталон)

Фиксирую план на магнитной доске.

5. Реализация построенного проекта.

- Итак, с чего начнете? (С графических моделей)

- Приготовьте карточку под №2, которая поможет вам в работе с графической моделью. 

Учащиеся работают индивидуально и у доски.

- Расскажите, как будете рассуждать? (В уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом)

- Где же спрятались единицы? (В десятке)

- Как же быть? (1д заменить 10ед)

- Раздробите десяток.

 

                   . . . .  -         ..... =

- Дальше? (Вычитаем как всегда: из 14ед – 5ед = 9ед; 6д – 4д = 2д; 1с – 1с = 0с)

- Итого. (29)

- Кто же был прав в решении последнего примера? Вы сделали открытие.

- Поставьте «+», у кого этот ответ получился.

- Остальные исправьте неверные ответы.

Исправления ведутся зеленой ручкой.

- Следующий шаг в нашем плане? (Запишем решение этого примера в столбик)

                                                                                                         .10

Запись примера столбиком на доске и в тетради.               -174

                                                                                                     145

                                                               

- Как расположить числа, записывая решение в столбик?

- С какого разряда надо начинать вычитание? (С разряда единиц, так как число десятков при переходе через разряд может измениться)

- В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1д-10ед надписываю над единицами. Всего 14ед – 5ед = 9ед. Пишу результат под единицами. Десятков осталось 6, 6д – 4д = 2д. Пишу под десятками. Вычитаю сотни: 1 – 1 = 0. Нуль не пишем. Ответ: 29.

-Молодцы! Каким алгоритмом вы воспользовались? (Похожим, вычитание трехзначных чисел)

- Подумайте с соседом по парте, какие дополнения необходимо внести в алгоритм?

На доске дополненный алгоритм.

1) Пишу:…

2) Смотрю на разряд единиц. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1д, дроблю его на 10е и добавляю их к единицам уменьшаемого.

3) Вычитаю единицы. Результат пишу под единицами.

4) Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки из оставшихся десятков. Результат пишу под десятками.

5) Вычитаю сотни. Результат пишу под сотнями.

6) Ответ: …

- Далее по плану? (Необходимо дополнить эталон)

                                             

                                                 . 10

                                     -

- Только ли для данного примера подходит эталон? (Нет, для случаев вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд)

Физминутка

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Молодцы! Решите еще один пример.

      .10

-  592

   318

- Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1 десяток, дроблю его на 10 единиц и добавляю их к единицам уменьшаемого. Вычитаю единицы: 12 -8 = 4. Пишу результат под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки: 8 – 1 = 7. Пишу под десятками. Вычитаю сотни: 5 – 3 = 2. Ответ: 274

Ученик  решает с объяснением у доски; работа в тетрадях.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- «Ух, ты!» - сказал мне Звездочет только что на ушко.

-«Какие сложные примеры научились решать ребята»

Ему так понравилось, что он заинтересовался, а самостоятельно, вы с ними справитесь?

- Вы готовы попробовать?

- Перед вами примеры. Запишите в столбик и решите их.

482 – 169          972-116

Самопроверка по эталону.

- Какие ошибки вы допустили при решении примеров?

-Что осталось непонятным?

- Не огорчайтесь! Посмотрите на Звездочета и улыбнитесь.

- У кого оба примера решены правильно? Поставьте «+»

- У кого были недочеты, исправьте их зеленой ручкой. Поставьте себе знак «?»

  1. Включение в систему знаний.

- Как вы хорошо, дружно работаете. Хорошо иметь друзей. У Звездочете есть лучший друг, а познакомиться с ним вы сможете на страницах нашего учебника. (Учебник: с.61 №6(Б).

- Прочитаем задачу.

- Что известно по условию задачи?

- Что надо узнать?

- Расскажите, что на схеме обозначают отрезок и его части.

- Выполните анализ задачи.

- План решения задачи. Значит первым действием мы узнаем …

- Теперь мы можем узнать …

- Ответим на вопрос задачи.

- Где нам мог понадобиться наш эталон? (При выполнении третьего действия)

- Молодцы! Вы хорошо поработали. А теперь наш Звездочет зашифровал слово, которое вы сможете узнать, поработав в парах.

434 – 115                 377 – 128            845 – 227          «Открытие»

  1. Рефлексия деятельности.

- А какое мы сделали на уроке открытие?

- Какие новые примеры научились решать?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигнута ли?

- Что помогло в решении примеров?

- Вспомним алгоритм.

- Где эти знания пригодятся?

- Какой необычный гость был у нас на уроке?

- Мы говорили, что его образ сказочный, из наших фантазий.

 И я предлагаю вам дома немного пофантазировать.

- Но мы теперь знаем, что Звездочет – это тот, кто любит подсчитывать звезды. День клонится к вечеру и ему очень хотелось, чтобы на его небосклоне появились звезды.

- Вы ему в этом поможете.

(Зеленая звезда – я все понял, желтая – понял, но нужен тренинг,  красная – нужна консультация)

- Посмотрите, наш герой радуется за вас, вы хорошо поработали на уроке, усвоили тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 2класс Курмашева.А.С Тема:"Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд"

Конспект урока для коррекционных классов.Познакомить со сложением и вычитанием трёхзначных чисел без перехода через разряд.формирование навыков письменных и устных вычислений...

Конспект урока математики по теме "Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд" (2 класс)

Конспект урока математики  (УМК "Перспектива", по учебнику Л. Г. Петерсон) составлен с учётом требований ФГОС НОО второго поколения и содержит прописанные по этапам урока предметные и метапредмет...

Конспект урока по математике в 4 классе по теме:№ Писоменные приёмы вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд"

Тема: «Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».Цель: повторить пройденный материал.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:-формировать навыки счёта, выч...

Урок математики во 2 классе по теме «Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд: 302 – 124; 200 – 37»

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия  для освоения обучающимис...

Алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд - Технологическая карта

Технологическая карта урока математики в соответствии с требованиям ФГОС по теме: Алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд...