рабочая программа по математике 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Бахарева Светлана Анатольевна

рабочая программа по математике 1 класс + тематическое планирование. школа ХХI век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_1_klass_matematika.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Математика» для 1 класса В.Н.Рудницкой в рамках проекта «Начальная школа ХХI века». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

 Обучение математике в начальной  школе направлено на достижение следующих целей:

•  обеспечение интеллектуального развития младших школьников:

формирование основ логико-математического мышления, пространственного

воображения, овладение учащимися математической речью для описания

математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и  пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов

решения учебных задач;

•  предоставление младшим школьникам основ начальных  математических знаний и формирование соответствующих умений: решать  учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств,  различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации  математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике  величины;

•  умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

•  реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь

обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов,

решений, образов.

Задачи курса:

  1. формирование  представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
  2. ознакомление с величинами и их измерением;
  3. формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
  4. формирование  общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);

          Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

          Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию  важнейших целей и задач начального общего образования младших  школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки

рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Особенности обучения в 1 классе.

     Курс  математики  1  класса  построен  на  общей  научно-методической  основе, реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника  и позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности.

       Ведущие принципы обучения математике в 1 классе  — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

      Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.

     Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков,  но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.

    Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
      Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
      Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.                      
      Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.                              
 
 Программа рассчитана на проведение 4-х уроков в неделю, 132 часов в год.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Содержание программного материала

ЗУНы

Количество часов

1

Подготовительный период

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа,

слева, над, под, за, между, вне, внутри.

Сходство и различия предметов.

Соотношение размеров предметов (фигур).

Понятия: больше, меньше, одинаковые по

размерам; длиннее, короче, такой же длины

(ширины, высоты).

Соотношения множеств предметов по их

численностям. Понятия: больше, меньше, столько  же, поровну (предметов); больше, меньше (на  несколько предметов).

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления

Запись результатов с использованием знаков =+- :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность).

Названия и последовательность натуральных  чисел от 1 до 20.

Число и цифра. Запись результатов пересчета  предметов цифрами.

Число и цифра 0 (нуль).

Длина и ее единицы: сантиметр и дециметр.

Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Длина отрезка и ее измерение с помощью

линейки в сантиметрах, в дециметрах, в

дециметрах и сантиметрах.

Понятие арифметической задачи. Условие и

вопрос задачи

Учащиеся должны знать:

- множества предметов;

- число и цифра;

- названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 10;

- число и цифру 0;

- отрезок;

- сантиметр и дециметр;

- многоугольник;

- смысл сложения, вычитания, умножения и деления;

- названия и последовательность натуральных чисел от 11 до 20.

Учащиеся должны уметь:

- находить сходства и различия предметов;

- отличать число от цифры;

- считать в пределах 10;

- писать цифры от 0 до 10;

- измерять длину отрезка;

- составлять фигуру из частей;

- записывать результат арифметических действий (+, -, ∙, :);

- решать текстовые арифметические задачи;

- считать в пределах 20;

представлять число в виде суммы разрядных слагаемых;

- сравнивать числа.

60 часов

2

Свойства сложения и вычитания

Сложение и вычитание с нулем. Свойство

сложения: складывать два числа можно в любом  порядке. Свойства вычитания: из меньшего числа  нельзя вычесть большее; разность двух  одинаковых чисел равна нулю.

Учащиеся должны знать:

- сложение всегда выполнимо;

- складывать числа можно в любом порядке;

- вычитание не всегда выполнимо;

- число не изменится, если к нему прибавить или из него вычесть 0.

Учащиеся должны уметь:

- применять свойства действий при вычислениях.

14 часов

3

Сложение и вычитание в пределах 10

Приемы вычисления суммы и разности: с

помощью шкалы линейки; прибавление и

вычитание числа по частям, вычитание с

помощью таблицы.

Задачи, требующие однократного применения

арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа.

Учащиеся должны знать:

- состав чисел 2, 3, 4, 5, 6;

- наизусть результаты прибавления чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Учащиеся должны уметь:

- прибавлять и вычитать число по частям

24 часов

4

Сравнение чисел

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц).

Задачи, требующие однократного применения

арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа.

Учащиеся должны знать:

- любое число больше 0, а 0 меньше любого числа;

- смысл отношений «меньше на» и «больше на»;

- правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать числа;

- читать высказывания, изображённые с помощью графов;

- изображать графы.

12 часов

5

Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через десяток

Порядок выполнения действий в составных

выражениях со скобками.

Приемы сложения и вычитания вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах  20; соответствующие случаи вычитания.

 Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие более двух данных и

несколько вопросов.

Учащиеся должны знать:

- состав чисел 7, 8, 9;

- наизусть таблицу сложения;

- действия вычитания и сложения обратны одно другому.

Учащиеся должны уметь:

- прибавлять к любому однозначному числу каждое из чисел 7, 8, 9 по частям;

- называть действие обратное данному;

- производить вычитание, пользуясь таблицей сложения.

14 часов

6

Симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось

симметрии. Пары симметричных фигур (точек,

отрезков, многоугольников).

Примеры фигур, имеющих одну или несколько

осей симметрии.

Учащиеся должны знать:

- симметричные фигуры;

- ось симметрии.

Учащиеся должны уметь:

- показывать пары симметричных точек;

- получать фигуру, симметричную данной, перегибанием листа бумаги по оси симметрии;

- проверять имеет ли фигура ось симметрии.  

8 часов

Итого:

132 часа

                                          Поурочно-тематическое планирование (математика)

Тема урока

Число

Подготовительный период 60 часов

1

Вводный урок. Сравнение предметов по их свойствам.

2

Сравнение предметов по их свойствам.

3

Направление движения: слева направо, справа налево.

4

Стартовая диагностика (уровень готовности к изучению математики в первом классе)

5

Расположение на плоскости групп предметов.

6

Числа  и цифры. Число и цифра 1.

7

Число и цифра 2.

8

Конструирование плоских фигур из частей.

9

Подготовка к введению сложения.

10

Развитие пространственных представлений.

11

Движения по шкале линейки.

12

Подготовка к введению вычитания.

13

Сравнение двух множеств предметов по их численностям

14

На сколько больше или меньше.

15

Подготовка к решению арифметических задач

16

Подготовка к решению арифметических задач

17

Сложение чисел.

18

Вычитание чисел.

19

Число и цифра.

20

Число и цифра 0.

21

Измерение длины в сантиметрах.

22

Измерение длины в сантиметрах.

23

Увеличение и уменьшение числа на 1.

24

Увеличение и уменьшение числа на 2

25

Число 10 и его запись цифрами

26

Дециметр.

27

Многоугольники.

28

Понятие об арифметической задаче.

29

Решение задач.

30

Решение задач.

31

Числа от 11 до 20.

32

Числа от 11 до 20.

33

Измерение длины в дм и см.

34

Составление задач.

35

Числа от 1 до 20.

36

Подготовка к введению умножения.

37

Подготовка к введению умножения.

38

Составление и решение задач.

39

Числа второго десятка.

40

Умножение.

41

Умножение.

42

Решение задач.

43

Решение задач.

44

Верно или неверно?

45

Подготовка к введению деления.

46

Деление на равные части.

47

Деление на равные части.

48

Сравнение результатов арифметических действий.

49

Работа с числами второго десятка.

50

Решение задач.

51

Сложение и вычитание чисел.

52

Сложение и вычитание чисел.

53

Умножение и деление чисел.

54

Выполнение заданий разными способами.

55

Выполнение заданий разными способами.

56

Выполнение заданий разными способами.

57

Перестановка чисел при сложении.

58

Промежуточная  диагностическая работа. «Уровень освоения программы за первое полугодие»

59

Работа над ошибками. Закрепление темы.

60

Закрепление темы.

Свойства сложения и вычитания 14 часов

61

Шар. Куб.

62

Шар. Куб.

63

Сложение с числом 0.

64

Сложение с числом 0.

65

Свойства вычитания.

66

Свойства вычитания.

67

Вычитание числа 0.

68

Вычитание числа 0.

69

Деление на группы по несколько предметов.

70

Деление на группы по несколько предметов.

71

Сложение с числом 10.

72

Сложение с числом 10.

73

Проверочная работа «Свойства сложения и вычитания»

74

Работа над ошибками. Закрепление.

Сложение и вычитание в пределах 10    24 часа

75

Прибавление и вычитание числа 1.

76

Прибавление и вычитание числа 1.

77

Прибавление числа 2.

78

Вычитание числа 2.

79

Проверочная работа «Измерение длины»

80

Работа над ошибками.

81

Прибавление числа 3.

82

Прибавление числа 3.

83

Вычитание числа 3.

84

Вычитание числа 3.

85

Прибавление числа 4.

86

Прибавление числа 4.

87

Вычитание числа 4.

88

Вычитание числа 4.

89

«Табличные случаи сложения и вычитания чисел 2,3,4»

90

Работа над ошибками.

91

Прибавление и вычитание числа 5.

92

Прибавление и вычитание числа 5.

93

Прибавление и вычитание числа 5.

94

Прибавление и вычитание числа 6.

95

Прибавление и вычитание числа 6.

96

Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6. Решение задач на сложение и вычитание.»

97

Работа над ошибками

98

Обобщение темы «Сложение и вычитание чисел»

Сравнение чисел  12 часов

99

Сравнение чисел.

100

Сравнение чисел.

101

Сравнение. Результат сравнения.

102

Сравнение. Результат сравнения.

103

На сколько больше или меньше.

104

На сколько больше или меньше.

105

Проверочная работа «Сравнение чисел»

106

Работа над ошибками.

107

Увеличение числа на несколько единиц.

108

Уменьшение числа на несколько единиц.

109

Итоговая проверочная работа «Уровень освоения программы по математике в 3 четверти»

110

Работа над ошибками.

Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через десяток 14 часов

111

Прибавление чисел 7, 8,9.

112

Прибавление чисел 7, 8,9.

113

Прибавление чисел 7, 8,9.

114

Таблица сложения.

115

Проверочная работа по теме «Табличные случаи сложения и вычитания7,8,9 в пределах 20»

116

Работа над ошибками

117

Вычитание чисел 7, 8, 9.

118

Вычитание чисел 7, 8, 9.

119

Вычитание чисел 7, 8, 9.

120

Сложение и вычитание. Скобки.

121

Сложение и вычитание. Скобки.

122

Сложение и вычитание. Скобки.

123

Итоговая контрольная работа «Уровень освоения программы по математике в 1 классе»

124

Анализ

 

Симметрия 8 часов

125

Зеркальное отражение предметов.

126

Ось симметрии

127

Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

128

Построение фигуры, симметричной данной

129

Фигуры, имеющие 1 или несколько осей симметрии.

130

Итоговая контрольная работа

131

Работа над ошибками

132

Обобщающий урок по темам года.

                     План проведения  проверочных и диагностических работ по математике.

№ п/п

Содержание программного материала

Виды работы

1

Подготовительный период

1.Стартовая диагностика (уровень готовности к изучению математики в первом классе)

2.Промежуточная диагностическая работа «Уровень освоения программы за первое полугодие»

2

Свойства сложения и вычитания

.

3.Проверочная работа «Свойства сложения и вычитания»

3

Сложение и вычитание в пределах 10

4.Проверочная работа «Измерение длины»

5.Проверочная работа «Табличные случаи сложения и вычитания чисел 2,3,4»

6.Проверочная работа «Табличные случаи сложения и вычитания чисел 5,6. Решение задач на сложение и вычитание»

4

Сравнение чисел

7.Проверочная работа «Сравнение чисел»

8.Итоговая проверочная работа «Уровень освоения программы по математике в 3 четверти»

5

Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через десяток

9.Проверочная работа «Табличные случаи сложения и вычитания7,8,9 в пределах 20»

10.Итоговая контрольная работа «Уровень освоения программы по математике в 1 классе»

6

Симметрия

11.Годовая проверочная работа «Уровень освоения программы по математике в 1 классе»

Литература, используемая учителем:

  1. Математика. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2011
  2. Математика. 1 класс. Рабочие тетради  для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2011
  3. Математика. 1 класс. Дидактические материалы. В 2-х ч. В.Н.Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2011
  4. Математика в начальной школе. Устные вычисления. Методическое пособие./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2011
  5. Математика в начальной школе. Проверочные и контрольные работы. Методическое пособие./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2011
  6. Математика. Программа./ В.Н.Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2012

Наглядность.

  1. Таблицы к основным разделам  материала;
  2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  3. Наборы  предметных картинок;
  4. Счётный материал;
  5. Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль;
  6. Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников;
  7. Индивидуальные пособия и инструменты: счётный материал, линейка.

ТСО

1)Интерактивная доска;

2)Компьютер;

3)Презентационное оборудование;

Литература, используемая учеником:

  1. Математика. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2011
  2. Математика. 1 класс. Рабочие тетради  для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...