КТП по математике 1 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Рабочая программа по математике 1 класс пнш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m1.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

М А Т Е М А Т И К А

Пояснительная записка

      Учебная программа  «Математика»  составлена на  основе  программы,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов А.Л.Чекина  и Р.Г. Чураковой. 

        На изучение учебного материала по предмету «Математика»   в  планировании отводится 132 часа   (4 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

      Программа создана на основе концепции «Перспективная начальная школа».  

      Предлагаемый начальный курс математики имеет цель не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.

Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.

Геометрическая линия выстраивается в 1-м классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, прямой угол, прямоугольник, симметричные фигуры.

Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии 1 -го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

    Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные,  а   знания на практике.

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Математика» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
  2. смысл действий сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
  3. взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
  4. свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
  1. свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
  2. линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
  3. замкнутые и незамкнутые линии;
  4. внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
  5. прямой угол;
  6. многоугольники и их виды;
  7. измерение длины отрезка;
  8. все цифры;
  9. знаки больше (>), меньше (<), равно (=);
  10. названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка, включая число 20;
  11. знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
  12. переместительный закон сложения;
  13. «Таблицу сложения однозначных чисел» и соответствующие случаи вычитания;
  14. изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
  15. изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
  16. изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
  17. термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
  2. сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или -);
  3. воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  4. воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
  5. воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем;
  6. распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
  7. выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
  8. выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах «Таблицы сложения», используя денную таблицу в качестве справочника;
  9. чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  10. определять прямые углы с помощью угольника;
  11. определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
  12. строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  13. находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  14. выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
  15. распознавать и формулировать простые задачи;
  16. составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
  2. выделять из множества один или несколько предметов, облагающих или не обладающих указанным свойством;
  3. пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  4. определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько — в другом.

Содержание  программы

раздел

Название   разделов

Кол-во

часов

  № уроков

1

Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве.

10

2

Геометрические фигуры и их свойства.

18

3

Числа и цифры.

28

4

Сложение и вычитание.

48

5

Величины и их измерение.

18

6

Арифметическая  сюжетная задача.

10

          Всего:                                                      

132

Календарно-тематическое планирование

 № урока

Наименование  тем    

Кол-во    

часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

1

Здравствуй  школа!

1

01.09

2

Этот разноцветный мир

1

02.09

3

Одинаковые и разные по форме

1

03.09

4

Слева, справа, вверху, внизу. Над, под, левее, правее, между.

1

07.09

5

Плоские геометрические фигуры.

1

08.09

6

Прямые и кривые.

1

09.09

7

 Впереди и позади. Точки.

1

10.09

8

 Впереди и позади. Точки.

1

14.09

9

Отрезки и дуги.

1

15.09

10

Направления. Налево. Направо.

1

16.09

11

Вниз и вверх. Больше, меньше, одинаковые.

1

17.09

12

Первый и последний. Следующий и предшествующий.

1

21.09

13

Один и несколько.

1

22.09

14

Число и цифра 1.

1

23.09

15

Пересекающиеся линии и точка пересечения. Один лишний.

1

24.09

16

Пересекающиеся линии и точка пересечения. Один лишний.

1

28.09

17

Один и ни одного.

1

29.09

18

Число и цифра 0.

1

30.09

19

Непересекающиеся линии. Пара предметов.

1

01.10

20

Непересекающиеся линии. Пара предметов.

1

05.10

21

Число и цифра 2.

1

06.10

22

Число и цифра 2.

1

07.10

23

Больше, меньше, поровну.

1

08.10

24

Знаки , , =

1

12.10

25

Число и цифра 3.

1

13.10

26

Число и цифра 3.

1

14.10

27

Ломаная линия.

1

15.10

28

Замкнутые и незамкнутые линии. Внутри, вне, на границе.

1

19.10

29

Замкнутая ломаная и многоугольник.

1

20.10

30

Число и цифра 4

1

21.10

31

Раньше и позже. Число и цифра 4.

1

22.10

32

Части суток и времена года.

1

26.10

33

Число и цифра 5.

1

27.10

34

Число и цифра 5.

1

28.10

35

Сложение и знак +.

1

29.10

36

Слагаемые  и сумма.

1

09.11

37

Слагаемые и значение суммы.

1

10.11

38

Выше и ниже. Слагаемые и значение суммы.

1

11.11

39

Прибавление числа 1

1

12.11

40

Прибавление числа 1

1

16.11

41

Число и цифра 6

1

17.11

42

Число и цифра 6. Шире, уже.

1

18.11

43

Прибавление числа 2

1

19.11

44

Прибавление числа 2

1

23.11

45

Число и цифра 7.

1

24.11

46

Число и цифра 7. Дальше, ближе.

1

25.11

47

Прибавление числа 3

1

26.11

48

Прибавление числа 3

1

30.11

49

Число и цифра 8.

1

01.12

50

Число и цифра 8. Длиннее и короче.

1

02.12

51

Прибавление числа 4.

1

03.12

52

Прибавление числа 4

1

07.12

53

Число и цифра 9.

1

08.12

54

Число и цифра 9.

1

09.12

55

Все цифры.

1

10.12

56

Однозначные числа.

1

14.12

57

Прибавление числа 5.

1

15.12

58

Прибавление числа 5.

1

16.12

59

Число 10 и один десяток.

1

17.12

60

Счет до 10.

1

21.12

61

Счёт десятками.

1

22.12

62

Вычитание.  Знак  - (минус).

1

23.12

63

Разность и значение разности.

1

24.12

64

Так  учили и учились в старину.

1

28.12

65

Уменьшаемое и вычитаемое.

1

29.12

66

Вычитание числа 1.

1

14.01

67

Вычитание по одному.

1

18.01

68

Сложение и вычитание.

1

19.01

69

Сложение и вычитание.

1

20.01

70

Перестановка слагаемых.

1

21.01

71

Перестановка слагаемых.

1

25.01

72

Измеряй и сравнивай.

1

26.01

73

Измерение длины отрезка. Сантиметр.

1

27.01

74

Сложение числа 1 с однозначными числами.

1

28.01

75

Вычитание предшествующего числа.

1

01.02

76

Десяток и единицы.

1

02.02

77

Десяток и единицы.

1

03.02

78

Разряд единиц и разряд десятков.

1

04.02

79

Сложение числа 2 с однозначными числами.

1

15.02

80

Сложение числа 2 с однозначными числами. Прямой угол.

1

16.02

81

Сложение числа 3 с однозначными числами.

1

17.02

82

Сложение числа 3 с однозначными числами. Старше и моложе.

1

18.02

83

Сложение числа 4 с однозначными числами.

1

22.02

84

Сложение числа 4 с однозначными числами.

1

24.02

85

Группировка слагаемых. Скобки.

1

25.02

86

Группировка слагаемых. Скобка.

1

01.03

87

Задача. Условие и требование.

1

02.03

88

Задача. Условие и требование.

1

03.03

89

Задачи и загадки.

1

04.03

90

Задачи и загадки.

1

09.03

91

Сложение с числом 10.

1

10.03

92

Разрядное слагаемое.

1

11.03

93

Прибавление числа к сумме.

1

15.03

94

Поразрядное сложение единиц.

1

16.03

95

Задача. Нахождение и запись решения.

1

17.03

96

Задача. Вычисление и запись ответа.

1

18.03

97

Прибавление суммы к числу.

1

22.03

98

Прибавление по частям.

1

23.03

99

Сложение числа 5 с однозначными числами.

1

24.03

100

Четырёхугольники и прямоугольники.

1

01.04

101

Прибавление суммы к сумме.

1

05.04

102

Прибавление суммы к сумме.

1

06.04

103

Сложение числа 6 с однозначными числами.

1

07.04

104

Сложение числа 7 с однозначными числами.

1

08.04

105

Вычитание однозначных чисел из 10

1

12.04

106

Вычитание разрядного слагаемого.

1

13.04

107

Сложение числа 8 с однозначными числами.

1

14.04

108

Сложение числа 9 с однозначными числами

1

15.04

109

Больше на некоторое число.

1

19.04

110

Меньше на некоторое число.

1

20.04

111

Вычитание числа из суммы.

1

21.04

112

Поразрядное вычитание единиц.

1

22.04

113

На сколько больше?    На сколько меньше?

1

26.04

114

Решение задач.

1

27.04

115

Таблица сложения однозначных чисел.

1

28.04

116

Вычитание суммы из числа.

1

29.04

117

Вычитание по частям.

1

03.05

118

Сантиметр и дециметр. Сложение и вычитание длин.

1

04.05

119

Сантиметр и дециметр. Сложение и вычитание длин.

1

05.05

120

Тяжелее и легче. Дороже и дешевле.

1

06.05

121

Симметричные фигуры.

1

10.05

122

Симметричные фигуры.

1

11.05

123

От первого до двадцатого и наоборот.

1

12.05

124

Числа от 0 до 20.

1

13.05

125

Геометрические фигуры.

1

17.05

126

Задачи на сложение и вычитание.

1

18.05

127

Итоговая работа.

1

19.05

128

Измерение длины.

1

20.05

129

Занимательное путешествие по таблице сложения.

1

24.05

130

Так учили и учились в старину.

1

25.05

131

Итоговое повторение.

1

26.05

132

Праздник «Математика - царица наук».

1

27.05

Всего  по  курсу:

132

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 91-103.

2. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник,  2009.

3. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2, №3 и №4. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

4. Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

5. Электронное методическое пособие по математике А.Л. Чекин, Р.Г.Чуракова, 1 класс,  Издание 2е, дополненное, МОСКВА АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.

для  обучающихся:

1. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник,  2009.

2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2, №3 и №4. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...