урок математики "Cложение и вычитание двузначных чисел."
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Сухорукова Дарья Дмитриевна

Тема урока: Cложение и вычитание двузначных чисел.

Цель урока: организация деятельности учащихся по  повторению  сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

Задачи урока:

1.Вспомнить состав числа 6, 8,9; компоненты сложения и вычитания, принцип сложения; отработать умение складывать и вычитать двузначные числа.

2.Способствовать развитию воображения, внимания, грамотной математической речи.

3. Развивать чувство любви к родному краю и природе, а также чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ход урока.

Этапы урока

Речь учителя

Примечание

1.Орган. момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Дмитриевна. К нам сегодня на урок придет необычный гость. Хотите узнать, кто это?

Тогда закройте глазки и не подглядывайте.

-Ой, ребята тише, тише

  Что- то странное я слышу.

  Гость какой-то к нам спешит,

  И как будто бы свистит.

  Кто бы ни был, заходи,

  Да ребяток научи.

- Открывайте глазки.

- Здравствуйте ребята, хотите знать кто я?

Тогда отгадайте мою загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется-

Это время года вами как зовется?

-Действительно я - Осень, я расписываю природу яркими, теплыми красками и приношу людям богатые  дары. Я путешествую по всему миру, но больше всего я люблю ваш город  Мурманск. Именно поэтому я прихожу сюла раньше, чем в другие города и села. В разных краях я одариваю людей по-разному.  На юге сочными  и сладкими садовыми фруктами или спелыми овощами.   Но на нашем Кольском Севере   это особенные подарки, подарки из леса.

- А давайте совершим путешествие в осенний лес и соберем осенние дары?

- Но это будет не просто.  На каждом шагу нас будут подстеригать…математические задания на сложение и вычитание двузначных чисел. Только решив их, вы сможете собрать мои дары.

 

 

-да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-осень.

 

 

 

 

 

 

 

-да.

 

 

-давайте

2.Устный счет

Посмотрите на доску. Кто догадался, какой мой первый осенний дар?

- Отличаются ли листья друг от друга?

- По каким признакам они отличаются?

 

 

 

- Какие равенства мы можем записать к этоу заданию.  Докажите!

-Какие вы молодцы, как быстро вы справились с моим первым заданием!

- Посмотрите на экран, Что там изображено?

- В какое время года бывают такие деревья?

 

- С наступлением осени деревья меняют свой облик.  Можем ли мы встретить  такое дерево в начале осени? (появляется голое дерево)

- Какой этап осеннего превращения дерева   мы пропустили?

- Недаром меня часто называют художником. Я очень люблю украшать деревья яркими красками . Давайте вместе преобразим дерево, сделаем его по-осеннему красивым.

 

Каждый ваш правильный ответ прибавит дереву красоты.

 

1.Назовите компоненты сложения?

 

2.Назовите компоненты вычитания?

 

3.Назовите главное свойство сложения?

 

 

Посмотрите как преобразилоь наше дерево с вашей помощью.

 

 

-Молодцы!  Вы успешно справились со вторым осенним заданием.

 

-Чем ближе приход зимы, чем меньше времени остается мне хозяйничать восеннем лесу,тем труднее мне удержать  листочки на ветках, деревья начинают облетать. Вот и на этих деревьях некоторые листья уже упали на землю.

- А вы хотите, чтобы поскорее пришла суровая и холодная зима в месте со жгучим морозом, метелями и снежными бурями?

-Тогда помогите мне отсрочить приход зимы. Вернем опавшие листочки на свои места. Мне понадобятся три помощника, которые будут работать у доски одновременно.

 

- Проверьте работу ребят, кто согласен с ними поднимите кр. листочек, кто не согласен – зеленый.

- Теперь, когда вы справились с заданиями, мы можем положить букет из осенних листьев в нашу корзинку. Молодцы!

 

-осенние листья

 - да

-по цвету, по размеру, по форме

 

4+3=6, 5+1=6, 3+3=6

 

 

-Зеленое дерево.

Летом.

 

 

 

-Нет

-Изменение цвета листвы

 

 

 

 

 

 

 

 

-слог.,слог., сумма.

-уменьш., вычит., разность

-от перемены слогаемых сумма не меняется;

 

 

 

-дерево приобрело осеннюю листву

 

 

 

 

 

-нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение примеров.

- Мой следующий мой дар вы сможите назвать, решив примеры и расставив буквы в порядке возрастания ответов.

- Посмотрите, на какие 2 группы я разбила примнры? Дайте название каждой группе.

 

15+3=(18) Я                          16-9=(7) Р           

10+7=(17)И                           9+2=(11) Е

16-3=(13)  Т                          6+8= (14)Н

20-10=(10) С                         13-5=(8)А

 

 

 

- Решаем примеры.  Двое  у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Проверьте решение примеров.  Кто согласен, поднимите зел. листочек,  кто с чем-то не согласен-кр.

- Докажите, что в примере16-9=7 есть переход через разряд…..и т.д.

-А теперь раставте буквы в порядке возростания, от меньшего к большему.

Какое слово получилось?

У меня в осеннем лесу в запасе много полезных растений.

 

-Одно из них вы узнаете, раставив необходимые знаки действия в примеры.

Решаем самостоятельно по вариантам.

14-8+2=8                    12-7+4=9

8+6-3=11                    9+7-5=12

- Так какое это растение?

 Правильно, молодцы! Иван-чай помогает снять усталость, может  успокоить, повысить работоспособность и даже избавить от головной боли.  

Добавим его в нашу корзину.

 

 

 

-примеры с переходом через разряд, без перехода через разряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-растения

 

 

 

 

 

 

 

 

-Иван-чай

Занимательное задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач

- А следующий мой дар -  северные ягоды. Но собрать их мы сможем, если правильно выполним следующие задания.

Первое задание для сообразительных.

Внимание на экран.

 

-На шести блюдцах лежат ягоды брусники. Как разделить ихмежду  Надей, Машей и Светой поровну, если перекладывать ягодки нельзя?

Докажите!

 

Молодцы! А теперь задание посложней.

 

Задача №1.

 

По болоту Катя шла

5 морошенок нашла

Петя тоже не зевал

8  ягодок собрал

А всего, узнай скорей,

Сколько ягод у детей?

 

Анализ задачи:

  • Посмотрите на экран. Прочитайте, обратите внимание на числовые данные.
  • Один прочитает  вслух.
  • Является ли это задачей? Докажите!
  • Что обозначает число 5, число 8?
  • Что требуется узнать в задаче?
  • Можем сразу найти ответ на вопрос задачи?
  • Какое действие будем использовать для решения задачи?
  • Назовите решение задачи.  Кто согласен с правильностью решения задачи,  поднимите кр. листочек, кто с чем-то не согласен-зел. Проверим…

 

Задача № 2:

На бору, на бору

Голубику соберу.

28 сочных ягод

Я в лукошко положу,

5 отдам братишке Гошке

Что отанется в лукошке?

 

Анализ задачи:

  • Прочитайте , обратите внимание на числовые данные.
  • Один читает вслух.
  • Является ли это задачей? Почему?
  • Что обозначает число 28, число 5.
  • Что необходимо найти?
  • Какие данные помогут нам найти ответ на главный вопрос задачи?
  • Можем сразу найти ответ на вопрос задачи?
  • Какое действие будем использовать для решения задачи?
  • Почему выбрали именно это действие?
  • Самостоятельно запишите решение задачи.
  • Запишем решение уравнения самостоятельно, один у доски.
  • Что означает число 23. Давайте пометим, что это ягоды.

 

- Прежде чем положить ягодки в корзину, я хочу спросить вас, знаете ли вы,  какую пользу приносят северные ягоды?

-Правильно, ребятки. И раз они такие полезные я с удовольствием положу их в нашу корзинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение неравенств

- Ну, а теперь последний мой дар. Внимание на экран, кто догадался, что это за дар?

-Правильно! Поднимите руку, кто с мамами и папами собирал в лесу грибы?

-Давайте  и мы попробуем!

39-20   36-20           7+5   14-5         9+7   12+3

15-7     8+7          17-10    11+8        12+3    18-2

13-2   7+4             13-7    12-6          20-10     7+3

- Решаем неравенства самостоятиельно:

1 ряд - 1 столбик, 2 ряд - 2 столбик, 3 ряд - 3 столбик.

 - Я тоже решила эти неравенства. Проверте, правильно ли я выполнила это задание. Кто согласен… Докажите, что я решила верно…..

-Ох, ребята, ну и молодцы же вы, справились с таким трудным заданием.

 

И мы кладем грибы в корзину.

 

-А все ли грибы можно собирать в лесу?

-Какие грибы нельзя собирать?

 

 

-грибы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-поганки, мухомор

 

Итог урока

- Давайте вспомним, какие дары даю я, осень, вам, жителям Крайнего Севера. (слайд)

 

Какие вы внимательные! Все мои дары запомнили.

 

Но вот и подходит к концу наш урок…

Вы все молодцы, справились со всеми моими заданиями, набрали целую корзинку осенних даров. И я ухожу с этого урока с хорошим настроением. А с каким настроением с этого урока уходите вы? Мне это очень интересно знать. Если с хорошим -  поднимите веселую рожицу, если с грустным -  печальную. Я очень рада, что у вас хорошее настроение!

- Вы все молодцы, очень хорошо поработали на уроке.  И я хочу подарить вам корзину с моими дарами. Пусть она останется у вас на память обо мне, осени.

 Спасибо за урок! До свидания.

 

-грибы, лекарственные растения, листва, ягоды.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Cложение и вычитание двузначных чисел.

Цель урока: организация деятельности учащихся по  повторению  сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

Задачи урока:

1.Вспомнить состав числа 6, 8,9; компоненты сложения и вычитания, принцип сложения; отработать умение складывать и вычитать двузначные числа.

2.Способствовать развитию воображения, внимания, грамотной математической речи.

3. Развивать чувство любви к родному краю и природе, а также чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ход урока.

Этапы урока

Речь учителя

Примечание

1.Орган. момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Дмитриевна. К нам сегодня на урок придет необычный гость. Хотите узнать, кто это?

Тогда закройте глазки и не подглядывайте.

-Ой, ребята тише, тише

  Что- то странное я слышу.

  Гость какой-то к нам спешит,

  И как будто бы свистит.

  Кто бы ни был, заходи,

  Да ребяток научи.

- Открывайте глазки.

- Здравствуйте ребята, хотите знать кто я?

Тогда отгадайте мою загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется-

Это время года вами как зовется?

-Действительно я - Осень, я расписываю природу яркими, теплыми красками и приношу людям богатые  дары. Я путешествую по всему миру, но больше всего я люблю ваш город  Мурманск. Именно поэтому я прихожу сюла раньше, чем в другие города и села. В разных краях я одариваю людей по-разному.  На юге сочными  и сладкими садовыми фруктами или спелыми овощами.   Но на нашем Кольском Севере   это особенные подарки, подарки из леса.

- А давайте совершим путешествие в осенний лес и соберем осенние дары?

- Но это будет не просто.  На каждом шагу нас будут подстеригать…математические задания на сложение и вычитание двузначных чисел. Только решив их, вы сможете собрать мои дары.



-да














-осень.








-да.



-давайте

2.Устный счет

Посмотрите на доску. Кто догадался, какой мой первый осенний дар?

- Отличаются ли листья друг от друга?

- По каким признакам они отличаются?




- Какие равенства мы можем записать к этоу заданию.  Докажите!

-Какие вы молодцы, как быстро вы справились с моим первым заданием!

- Посмотрите на экран, Что там изображено?

- В какое время года бывают такие деревья?


- С наступлением осени деревья меняют свой облик.  Можем ли мы встретить  такое дерево в начале осени? (появляется голое дерево)

- Какой этап осеннего превращения дерева   мы пропустили?

- Недаром меня часто называют художником. Я очень люблю украшать деревья яркими красками . Давайте вместе преобразим дерево, сделаем его по-осеннему красивым.


Каждый ваш правильный ответ прибавит дереву красоты.


1.Назовите компоненты сложения?


2.Назовите компоненты вычитания?


3.Назовите главное свойство сложения?



Посмотрите как преобразилоь наше дерево с вашей помощью.



-Молодцы!  Вы успешно справились со вторым осенним заданием.


-Чем ближе приход зимы, чем меньше времени остается мне хозяйничать восеннем лесу,тем труднее мне удержать  листочки на ветках, деревья начинают облетать. Вот и на этих деревьях некоторые листья уже упали на землю.

- А вы хотите, чтобы поскорее пришла суровая и холодная зима в месте со жгучим морозом, метелями и снежными бурями?

-Тогда помогите мне отсрочить приход зимы. Вернем опавшие листочки на свои места. Мне понадобятся три помощника, которые будут работать у доски одновременно.


- Проверьте работу ребят, кто согласен с ними поднимите кр. листочек, кто не согласен – зеленый.

- Теперь, когда вы справились с заданиями, мы можем положить букет из осенних листьев в нашу корзинку. Молодцы!


-осенние листья

 - да

-по цвету, по размеру, по форме


4+3=6, 5+1=6, 3+3=6



-Зеленое дерево.

Летом.




-Нет

-Изменение цвета листвы









-слог.,слог., сумма.

-уменьш., вычит., разность

-от перемены слогаемых сумма не меняется;




-дерево приобрело осеннюю листву



 



-нет.









Решение примеров.

- Мой следующий мой дар вы сможите назвать, решив примеры и расставив буквы в порядке возрастания ответов.

- Посмотрите, на какие 2 группы я разбила примнры? Дайте название каждой группе.


15+3=(18) Я                          16-9=(7) Р            

10+7=(17)И                           9+2=(11) Е

16-3=(13)  Т                          6+8= (14)Н

20-10=(10) С                         13-5=(8)А




- Решаем примеры.  Двое  у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Проверьте решение примеров.  Кто согласен, поднимите зел. листочек,  кто с чем-то не согласен-кр.

- Докажите, что в примере16-9=7 есть переход через разряд…..и т.д.

-А теперь раставте буквы в порядке возростания, от меньшего к большему.

Какое слово получилось?

У меня в осеннем лесу в запасе много полезных растений.


-Одно из них вы узнаете, раставив необходимые знаки действия в примеры.

Решаем самостоятельно по вариантам.

14-8+2=8                    12-7+4=9

8+6-3=11                    9+7-5=12

- Так какое это растение?

 Правильно, молодцы! Иван-чай помогает снять усталость, может  успокоить, повысить работоспособность и даже избавить от головной боли.  

Добавим его в нашу корзину.




-примеры с переходом через разряд, без перехода через разряд.















-растения









-Иван-чай

Занимательное задание











Решение задач

- А следующий мой дар -  северные ягоды. Но собрать их мы сможем, если правильно выполним следующие задания.

Первое задание для сообразительных.

Внимание на экран.


-На шести блюдцах лежат ягоды брусники. Как разделить ихмежду  Надей, Машей и Светой поровну, если перекладывать ягодки нельзя?

Докажите!


Молодцы! А теперь задание посложней.


Задача №1.


По болоту Катя шла

5 морошенок нашла

Петя тоже не зевал

8  ягодок собрал

А всего, узнай скорей,

Сколько ягод у детей?


Анализ задачи:

  1. Посмотрите на экран. Прочитайте, обратите внимание на числовые данные.
  2. Один прочитает  вслух.
  3. Является ли это задачей? Докажите!
  4. Что обозначает число 5, число 8?
  5. Что требуется узнать в задаче?
  6. Можем сразу найти ответ на вопрос задачи?
  7. Какое действие будем использовать для решения задачи?
  8. Назовите решение задачи.  Кто согласен с правильностью решения задачи,  поднимите кр. листочек, кто с чем-то не согласен-зел. Проверим…


Задача № 2:

На бору, на бору

Голубику соберу.

28 сочных ягод

Я в лукошко положу,

5 отдам братишке Гошке

Что отанется в лукошке?


Анализ задачи:

  1. Прочитайте , обратите внимание на числовые данные.
  2. Один читает вслух.
  1. Является ли это задачей? Почему?
  2. Что обозначает число 28, число 5.
  3. Что необходимо найти?
  4. Какие данные помогут нам найти ответ на главный вопрос задачи?
  5. Можем сразу найти ответ на вопрос задачи?
  6. Какое действие будем использовать для решения задачи?
  7. Почему выбрали именно это действие?
  8. Самостоятельно запишите решение задачи.
  9. Запишем решение уравнения самостоятельно, один у доски.
  10. Что означает число 23. Давайте пометим, что это ягоды.


- Прежде чем положить ягодки в корзину, я хочу спросить вас, знаете ли вы,  какую пользу приносят северные ягоды?

-Правильно, ребятки. И раз они такие полезные я с удовольствием положу их в нашу корзинку.





















































Решение неравенств

- Ну, а теперь последний мой дар. Внимание на экран, кто догадался, что это за дар?

-Правильно! Поднимите руку, кто с мамами и папами собирал в лесу грибы?

-Давайте  и мы попробуем!

39-20   36-20           7+5   14-5         9+7   12+3

15-7     8+7          17-10    11+8        12+3    18-2

13-2   7+4             13-7    12-6          20-10     7+3

- Решаем неравенства самостоятиельно:

1 ряд - 1 столбик, 2 ряд - 2 столбик, 3 ряд - 3 столбик.

 - Я тоже решила эти неравенства. Проверте, правильно ли я выполнила это задание. Кто согласен… Докажите, что я решила верно…..

-Ох, ребята, ну и молодцы же вы, справились с таким трудным заданием.

 

И мы кладем грибы в корзину.


-А все ли грибы можно собирать в лесу?

-Какие грибы нельзя собирать?

 


-грибы


















-поганки, мухомор

Итог урока

- Давайте вспомним, какие дары даю я, осень, вам, жителям Крайнего Севера. (слайд)


Какие вы внимательные! Все мои дары запомнили.


Но вот и подходит к концу наш урок…

Вы все молодцы, справились со всеми моими заданиями, набрали целую корзинку осенних даров. И я ухожу с этого урока с хорошим настроением. А с каким настроением с этого урока уходите вы? Мне это очень интересно знать. Если с хорошим -  поднимите веселую рожицу, если с грустным -  печальную. Я очень рада, что у вас хорошее настроение!

- Вы все молодцы, очень хорошо поработали на уроке.  И я хочу подарить вам корзину с моими дарами. Пусть она останется у вас на память обо мне, осени.

 Спасибо за урок! До свидания.

-грибы, лекарственные растения, листва, ягоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Презентация к уроку "Сложение и вычитание двузначных чисел". "Школа 2100"...

конспект урока "Сложение и вычитание двузначных чисел"

конспект урока "Сложение и вычитание двузначных чисел"...

Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» Учебный предмет - математика

Проект урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд" (УМК "Гармония") - это зачетная работа по прохождении курсов НИРО "Теория и методика преподавания в начальной ш...

Учебно-методический комплект (технологическая карта+презентация) для 2 класса. Тема урока: "Сложение и вычитание двузначных чисел", УМК "Начальная школа 21 века".

Данный учебно-методический комплект по математике (технологическая карта+презентация) для 2 класса. Тема урока: "Сложение и вычитание двузначных чисел", УМК "Начальная школа 21 века" поможет учителям ...

План-конспект урока по теме: "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаРаздел: Сложение и вычитание двузначных чисел   Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разрядТип...

конспект урока "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Урок математики по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел" разработан в соответствии с ФГОС.  Тип урока: урок закрепления знаний. Задания урока содержат не только учебный, но и поз...