Конспект урока "Сложение и вычитание двузначных чисел по частям" 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Иванова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Владимировна и сегодня я проведу у вас урок математики!

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

≈ 5

– Ребята, какой большой теме были посвящены предыдущие уроки? (Сложение и вычитание двузначных чисел.)

– Чем вы занимались на прошлом уроке? (Выясняли, где возникают ошибки, и исправляли их.)

– Вы – молодцы! Многим удалось преодолеть затруднения. И теперь каждый из вас может сказать, что умеет решать примеры в столбик. Но запись «в столбик» – это письменный приём вычислений. Сегодня на уроке мы уделим внимание приёмам устных вычислений. Вы узнаете что-то новенькое.

– А вначале – потренируем свою наблюдательность и внимание.

Отвечать на вопросы учителя. Анализировать свои ответы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: Обобщают.

3.

4.

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

≈20

10

– Повторим все известные вам приёмы вычислений. Начнём с графических моделей.
Откройте свои учебники на стр.18 № 2.

23+57

– Решите этот пример с помощью графических моделей. Открыть слайд с надписью «графические модели».
Один ученик у доски решает с объяснением, остальные – в тетрадях.

             

                 

  (23 – это 2 десятка и 3 единицы, рисую 2  треугольника и 3 точки. Прибавить 5 десятков и 7 единиц, рисую 5 треугольников и 7 точек. Складываем десятки: 2+5 всего получится 7 десятков, рисуем их в ответе. Складываем единицы:3+7. 10 единиц – 1 это  десяток, заменяем треугольником. 7 десятков да еще  1 десяток, получится 8 десятков или 80.)
- Молодцы!

– Решите этот пример, записывая его столбиком.

Открыть слайд  с надписью «в столбик».


(Записываю единицы под единицами, десятки под десятками. Прибавляю единицы: 3+7=10. Пишу 0 под единицами, 1 над десятками. Прибавляю десятки 2+5=7. Прибавляю число написанное над десятками 7+1=8. Ответ       примера – 80.)

– Решим этот пример по общему правилу.

Повесить на доску карточку с надписью «по общему правилу».

     23   +    57   =  70 + 10 = 80    

20      3   50    7
(Раскладываю 23 как 20 и 3, а число 57 – как 50 и 7. Складываю десятки: 20 + 50 = 70. Складываю единицы: 3 + 7 = 10; 70+10=80)

- И последний приём «по частям».

Открыть на слайде надпись «по частям».

23 +   57  = 23 + 50 + 7 = 73 + 7 = 80  

        50     7

 (Раскладываю второе слагаемое, как 50 и 7. К 23 сначала прибавлю 50, получаю 73, потом прибавляю еще   7. Ответ – 80.)

  – Итак, какие способы сложения и вычитания двузначных чисел мы повторили? (С использованием графических моделей, в столбик, по общему правилу, по частям.)

    – А теперь задание для пробного действия. Что такое задание для пробного действия? (Это задание, способ выполнения которого мы не знаем.)

Раздать листы с заданием (лицевой стороной вниз):

                                     


– Лист с заданием пока не переворачивайте. На этом листе записано 4 известных вам типа примеров. Считать надо будет
быстро, поэтому вам необходимо выбрать из известных самый удобный и быстрый способ устного счёта за полминуты

– Переворачивайте лист. Начинайте.

Включить таймер.

Когда время закончилось, открыть образец на доске.

23 + 47 = 70                80 – 49 = 31

19 + 61 = 80                50 – 26 = 24

– Проверьте. Возьмите зелёную ручку и поставьте знак «+», если все примеры решены верно. Если в примере ошибка, поставьте слева от него «?» и исправьте ответ. Если не успели что-то решить за отведённое время, впишите ответ.

- Кто-то использовал разные способы при решении примеров. Кто-то не успел решить, кто-то допустил ошибки.

– Из этого следует, что у вас были затруднения. Как вы думаете ребята, почему кому-то из вас не хватило времени на решение этих примеров. (Они не смогли правильно выбрать удобный способ для устных вычислений. Способ, который выбрали, оказался неудобным для устного счёта. Мы не знаем, какой из известных способов самый удобный, …)
- Чтобы у нас все получилось, мы должны подумать. Среди всех способов устных вычислений, которые вы выбрали, есть самый быстрый и удобный.
 

– Какова же цель урока? (Узнать, какой из известных нам способов, самый быстрый и удобный для устных вычислений.)
– Назовите тему урока. (Удобный способ устных вычислений.)

Открыть  на слайде запись: «Удобный способ устных вычислений».

- Давайте разберем известные нам способы и найдем тот, который будет и удобным и быстрым и устным.

– Скажите мне, зачем же нам нужны графические модели? (Они помогают увидеть и понять, как происходит сложение и вычитание в разных примерах.)

– Как вы думаете это удобный способ? А быстрый? Устный ли он?( Он удобный, но не быстрый и не устный)

Снять с доски карточку «графический способ»

 -Какой тогда прием мы тоже сразу можем исключить? (В столбик, так как это письменный приём вычислений.)

Снять с доски карточку «в столбик».

– Что объединяет два оставшихся способа? (Это устные приёмы вычислений.)

– Итак, для выбора наиболее удобного способа устных вычислений у вас осталось два. Назовите их. (По общему правилу, по частям.)

– Как предлагаете действовать дальше, чтобы выяснить, какой из способов короче? (Решить пример обоими способами.)

– Верно, распишем подробно один из примеров обоими способами и посчитаем, где меньше выполняется шагов.

Слушать учителя.

Выполнять задание

Работа у доски и в тетрадях. Анализировать  свою работу.

Решать примеры в столбик. Рассуждать, проговаривать свои действия.

Решение примера по общему правилу. Работать у доски и в тетрадях.

Решать пример по частям. Работать у доски и в тетрадях.

Закреплять пройденное.

Подходить к цели и теме урока.

Ставить цель урока

Называть тему урока

Определять дальнейший план действий, пользуясь подсказками учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания
Р.: осмысляют учебный материал.

П: Обобщают.

5.

6

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Самостоятельная работа

≈ 10

– Рассмотрите пример 80 - 49.

По одному у доски с объяснением, остальные – в тетради. Учитель фиксирует знаками (|||…) каждый шаг.

80 - 49 = 40 - 9 =31

                             /       /  \

                   80    40   9                        (| | | | |)

80 - 49 = 40 - 9 = 31

                                       /  \

                                     40  9                        (| | |)

– Скажите, при применении, какого способа, вы выполнили меньшее количество шагов? (По частям.)

– Значит, какой из способов устных вычислений самый быстрый? (По частям.)

– Что нужно сделать, чтобы при устном вычислении по частям избежать вычислительных ошибок? (Потренироваться в использовании этого способа.)

– Верно. Именно сейчас мы этим и займемся.

1)  2 (а), стр. 18.

– Прочитайте задание.

                                                                                                                                                                 

Один у доски с объяснением, остальные – в тетради.

(Раскладываю число 16 на разрядные слагаемые – 10 и 6. К 34 прибавляю 10, получаю 44. К 44

прибавляю 6, получаю 50.)

2)  3 (а), стр. 18 (задание выполняется в парах с проверкой фронтально).

– Прочитайте задание.

(Раскладываю число 49 на разрядные слагаемые – 40 и 9. От 60 отнимаю 40, получаю 20. От 20 отнимаю 9, получаю 11.)

– Что нужно сделать, чтобы убедиться в том, что способ сложения и вычитания по частям действительно удобен и быстр для устных вычислений? (Нужно решить этим способом примеры на время.)

Раздать листки с самостоятельной работой.

– Решите примеры за полминуты.

Открыть образец на доске.

42 + 38 = 80
16 + 24 = 40
70 – 41 = 29
90 – 25 = 65

– Проверьте.

– Все ли успели выполнить задание? (Все.)

– Какой вывод можно сделать? (Что способ сложения и вычитания по частям действительно удобен для устных вычислений.)

– У кого возникли затруднения? С чем они связаны? (С вычислительными ошибками.)

– Над чем надо поработать? (Надо тренироваться в счёте.)

– У кого всё получилось? Поставьте «+».

– С какими числами вы работали на уроке? (С двузначными, …)

– Какие еще числа вы знаете? (Однозначные, круглые, …)

– Все числа, с которыми вы работали на всех уроках в первом и во втором классе, называются … (натуральными).

Если дети не дают название, учитель говорит его сам.

Повесить карточку «натуральные числа».

– Их назвали так, потому что они служат для счёта предметов. Вспомните, что вы знаете о натуральных числах. Для этого я попрошу мне помочь… (назвать имена трёх учащихся).

– Сколько ребят стоит у доски? (3.)

– Что может обозначать число, если спросить «сколько»? (Количество предметов.)

(Слайд6)

- Что еще может обозначать число?

Учитель измеряет шагами расстояние от одного из учеников, например, до стола. (Должно получиться 3 шага.)

– Что я измеряла? (Расстояние, длину.)

– Какую мерку я выбрала для измерения длины? (Шаг.)

– Сколько мерок уложилось при измерении величины? (3 мерки.)

– Что же в данном случае обозначает число 3? (Количество мерок при измерении длины.)

- А как измеряется любая величина? (Нужно взять мерку и посмотреть, сколько раз мерка уложится в измеряемой величине).

Попросить трёх ребят встать у доски, и спросить, которым по счету стоит третий ученик.

– Что в данном случае обозначает число 3? (Порядок.)

– Посмотрите на ряд чисел? Как называется этот ряд? (Натуральный ряд чисел.)

– Какое следующее число? (5.)

– Назовите число, которое следует в натуральном ряду за числом 36, 57, 79. (37, 58, 80.)

– У каждого ли натурального числа есть последующее? (Да.)

– Как его получить? (Увеличить число на 1.)

– Назовите предыдущее чисел 28, 40, 91. (27, 39, 90.)

– У каждого ли натурального числа есть предыдущее? (Нет у числа 1.)

– Почему 0 не считают натуральным числом? (0 обозначает, что предметов нет, раз их нет, нельзя сосчитать их количество.)

– Существует ли самое большое натуральное число? (Нет.) А самое маленькое? (Число 1.)

– Существует ли самое маленькое двузначное число? (10)  А самое большое? (99.)

– Итак, вы повторили всё, что знаете о натуральных числах и натуральном ряде чисел.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Решать примеры разными способами. Искать удобный способ.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать свой ответ.

Выполнять самостоятельную работу на время

Сверяться с образцом на слайде

Делать выводы, пользуясь подсказками учителя

Отвечать на вопросы учителя. Анализировать свои ответы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро-ят реч. высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениям\и; стро-ят реч. высказывания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро-ят реч. высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениям\и; стро-ят реч. высказывания.

6.

Итог урока.

Домашнее задание

≈5

– Что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока? (Мы узнали быстрый способ устных вычислений – по частям, повторили всё о натуральных числах…)

– Расскажите, как сложить или вычесть по частям. (…)

– Над чем каждому ещё надо поработать? (…)

– Оцените свою работу на уроке. Вы на уроке учились? Докажите. (…)

Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал.

Записывать домашнее задание.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.


Школа:  № 104                                                                                                                                                                                        Студентки 41 группы

Класс: 2 а (кабинет 211)                                                                                                                                                                           Ивановой Ирины

Учитель: Балдина В.А.________________

Методист: Дрокина М.В. _____________

                                     

Конспект урока по математике

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел по частям

Цели деятельности учителя: Систематизировать известные способы сложения и вычитания двузначных чисел с целью выбора
рационального приёма устных вычислении, Повторить приёмы сложения и вычитания двузначных чисел: по частям, с помощью графических моделей, письменный приём, Систематизировать знания о натуральных числах: что обозначают, что такое натуральный ряд чисел, что 0 не является натуральным числом  
.

Планируемые результаты:

предметные: распознавание свойства формы предмета.

личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками; развивать чувство доброжелательности к окружающему миру.

метапредметные:

  • коммуникативные:

-умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. 

  • регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование :  раздаточный материал (листы с заданиями), демонстрационный материал (презентация).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

натуральные числа предметов 3 Сколько? (количество) мерок при измерении величины е 3 е Который по счёту? (порядок) 1 2 3

Слайд 2

1 2 3 4 5 … Натуральный ряд чисел

Слайд 3

графические модели в столбик по общему правилу по частям

Слайд 4

23 + 47 = 70 19 + 61 = 80 80 – 49 = 31 50 – 26 = 24 графические модели в столбик по общему правилу по частям

Слайд 5

Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел по ?»

Слайд 6

Удобный способ устных вычислений графические модели в столбик по общему правилу по частям ?

Слайд 7

Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел по частям»

Слайд 8

Удобный способ устных вычислений по частям

Слайд 9

Удобный способ устных вычислений по частям 42 + 38 = 80 16 + 24 = 40 70 – 41 = 29 90 – 25 = 65



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 2 класс по теме "Обобщение по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Данный урок разработан с использованием лабораторного оборудования PROlog. на уроке использованы различные типы заданий....

План-конспект урока по математике во 2 классе (Л. Г. Петерсон): Сложение и вычитание двузначных чисел

План-конспект урока  по математике во 2 классе (Л. Г. Петерсон)Учитель: Литвинцева И.Н.Школа: МБОУ “Тыарасинская СОШ”Тема: Сложение и вычитание двузначных чиселЦели урока: познакомить учащихся с ...

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» (2 класс)

Цель урока: знакомство с приёмом сложения двузначных чисел, заменяя одно из слагаемых суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых....

Конспект урока математики «Вычитание трёхзначных чисел. Закрепление» 3 класс

Конспект урока математики «Вычитание трёхзначных чисел. Закрепление» 3 класс, "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока математики во 2 классе по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. УМК "Гармония"

Данный материал содержит подробный конспект урока математики во 2 классе по теме:Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Задания для детей сопровождаются красочной презентацией...