Конкретный смысл действия умножения
методическая разработка по математике по теме

Дрозд Татьяна Николаевна

Формирование знания конкретного смысла умножения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matem.zip725.08 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 2.

Название: Конкретный смысл действия умножения

  Автор: Дрозд Татьяна Николаевна

             

                                       учитель начальных классов

        

                                          МБОУ «СОШ № 34»

        

                                                г. Бийск

        

                                           Алтайский край

Тема: Конкретный смысл действия умножения
Цели урока: Формировать знания конкретного смысла умножения; формировать когнитивные (познавательные) компетенции: умения анализировать, обобщать, отыскивать причины, выявлять закономерности, общекультурные, коммуникативные; отношения сотрудничества между учителем и учениками, развивать навыки счета, воспитывать уважительные, доброжелательные отношения между одноклассниками, аккуратность.  

Тип урока: урок изучения нового материала (вводный).
Технологии: 

- проблемный диалог,

- интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей (блочное изучение материала),

-развивающего обучения (ведущая роль теоретических знаний)

- ИКТ

Методы обучения: 

- объяснительно- иллюстративные

- практические (решение примеров и задач)

- репродуктивные (на этапе обобщения)

- проблемно-поисковые (обсуждение задания с элементами повышенной трудности).

Оборудование: 

- электронная презентация

- карточки со схемами, со словами, с заданиями для работы в группе

                                                Ход урока

1. Оргмомент (Мотивационный этап)        

- Послушайте, под каким девизом сегодня будем работать на уроке

(слайд №  2- 6)

Вот лентяйка Единица!
He хочу с тобой водиться.

Не люблю и цифру 2,                                                                                                    Цифру 3
Терплю едва.

Ай, да умница 4.
Но не всех прекрасней
В мире.
 

А вот это цифра 5. 
Вот всегда бы
Пять опять!

     - Кто готов работать под таким девизом, поднимите руку. Ну, что ж, вперёд.

2. Минутка красивого письма

- Мы на минутке красивого письма будем писать цифры, которые обозначают оценки, которые вы хотите получать. Как вы думаете, о каких цифрах я говорю? (4,5)

- Показ. Пропишите.

- Какие двузначные числа мы можем из них составить? Напишите их на следующей строчке. (44, 55, 45, 54)

- Молодцы! Запишите дату, вид работы.

-На уроке нас ждёт что-то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие, я надеюсь, совершите вы сами. Давайте подготовимся к открытию.

 3. Устный счет

- Гимнастика для ума.

1. Решение задачи

Улетели в облака 32 снеговика.
10 — с метлами,
10 — с вёдрами,
2 из них с граблями
Над лесами и полями.
Скрылся клин их вдалеке.
Сколько было налегке?( Что значит налегке?)(Без ноши, или с очень легкой ношей)

- Как узнали? Как вы думаете, в какое время года могло случиться такое чудо? (

2. Решение ранее изученных примеров (слайд №   7)

      (Электронная презентация картины зимы, по всей картине развешаны снежинки с записью выражений: 40-7=(33), 35-3=(32), 28+7=(35), 13-6=(7), 26+5=(31), 19+2=(21), 40+30=(70), 80-20=(60), 85-42=(43)

- Посмотрите, сколько на нашей зимней картине снежинок с выражениями. Как вы думаете, на какие две группы их можно разделить? (сумма, разность)

- Пришло время решить выражения, но будьте внимательны, снежинки подскажут, какую из них решить первую, а какую следующую. И, если вы решите выражение верно, то снежинка опустится. -У подножья горки рассмотрите числа. Какую работу можно с ними сделать?

-Расположите числа в порядке возрастания. (7 21 31 32 33 35 43 60 70)

 (слайд № 8)

4.Физкультминутка. 

- Сейчас закройте глаза и представьте, что вы одеваетесь на прогулку. Уже всё надели на себя кроме перчаток. Поднимите руки к лицу и раскройте глаза.

- Давайте покажем, как это делаем. Я буду говорить слова, и массажировать пальчики, как будто надевать перчатку. А вы повторяйте движения за мной.

Этот пальчик - маленький (массируем мизинчик.)
Этот пальчик - слабенький (безымянный).
Этот пальчик - длинненький (средний).
Этот пальчик - сильненький (указательный).
Этот пальчик - большачок (большой).
А вместе - кулачок (сжимаем в кулачок).

 

  5. Постановка учебных целей и задач  

- А сколько у нас пальчиков на двух руках? Как узнали?

(5+5) А можно  по-другому узнать? (говорят)

- А есть еще один способ? И о нем мы узнаем чуть позже.

6. Объяснение нового  

- Надели перчатки, теперь нам будет тепло.  - А чего больше всего хочется зимой, когда холодно? Сейчас к нам на несколько минут вернётся лето, а поможет в этом следующая задача.

А)«На одной клумбе растет 5 цветов. Сколько цветов растет на нескольких клумбах?»

  1. Что интересного заметили?
  2. Это текст можно считать задачей?
  3. Почему?
  4. Дополните текст до задачи.
  5. Давайте посмотрим на этот текст.

«На одной клумбе растет 5 цветов. Сколько цветов растет на 3 клумбах?»

- Давайте при помощи графической модели решим эту задачу.  Возьмите карточку.  Сколько было клумб? Сколько цветов было на каждой клубе. Нарисуйте в каждом кружочке по 5 точек.

   

  1. Сколько групп по 5 точек получилось?
  2. Сколько всего точек?

5 + 5 + 5 = 15(цв.)

  1. Чем считали? (группами по 5)

Б)  У нас в классе 3 ряда парт, в каждом ряду по 5 парт. Сколько всего парт в классе? (5+5+5=15 (п) - записать на доске. Снова считали группами.

В) - Прочитайте задачу.

«На одно пальто пришивают 6 пуговиц. Сколько пуговиц пришьют на 100 таких пальто?»

- Какой вариант решения этой задачи вы предлагаете? (6+6+6+6+6……)

- Вижу, что у вас возникло затруднение. Почему? Мы только сейчас решали подобные задачи? (В записи решения слагаемых много – неудобно записывать слагаемое 6 много раз).

- Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.  Неудобно, значит надо найти короткий способ записи суммы одинаковых слагаемых.
- Есть такое математическое действие, которое может заменить сложение

- Какую цель можем перед собой поставить?

 (Как записать удобным способом одинаковые слагаемые? Как коротко записать сумму одинаковых слагаемых? Узнать как называется математическое действие ,которым можно заменить сложение)

- Научиться коротко  записывать сумму одинаковых слагаемых- это тема нашего урока, а еще узнать как называется этот процесс.

- Где мы об этом можем узнать? (в учебнике)

- Откройте страницу 40, прочитайте все, что написано около красной черты, рассмотрите рисунки.

- Какое новое слово вы прочитали? - Что такое умножение?

(В математике операция нахождения суммы одинаковых слагаемых называется – умножением.)_

Это новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:

Х – в печатном тексте,

.  - в рукописном тексте.

- Поработайте в парах, каковы ваши предложения по поводу замены сложения одинаковых слагаемых умножением?

(Гипотезы детей)

  1. Проверьте свое решение:

6 * 100

  1. Расшифруйте запись.
  2. Что обозначает первое число?  (какое слагаемое будем брать)
  3. Что обозначает второе число?  (сколько раз мы будем брать это слагаемое)

- Кто- нибудь сможет сосчитать этот пример? (600) Значит 600 пуговиц пришьют на 100 пальто. Молодцы!

- Сможем мы теперь узнать количество пальцев на двух руках, используя действие умножения? (5*2=10)

- Вернемся к карточкам. Посовещайтесь в парах и запишите на карточках как с помощью действия умножения можно решить эту задачу.

7. Физминутка

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

8. Первичное закрепление во внешней речи.

1. (слайд 9) Какие монеты вы видите? (по 2 рубля) Как можно узнать, сколько здесь рублей? Запишите. Кто записал при помощи арифметического знака «Сложение»?(2+2…=12) (слайд10)

- Как с помощью умножения можно записать решение? (слайд 11)

- На что показывает 1 число? Второе число? (слайд 12)

- Посмотрите. Как вы думаете, какое задание мы сейчас выполним.

  1. Что интересного увидели?
  2. Прочитайте перовое числовое выражение. На что обратили внимание? (Число три повторяется четыре раза.)

3 + 3 + 3 + 3 =

6 + 6 + 6 =

2 + 2 + 2 + 2 + 2 =

4 + 4 =

(первое сделали вместе, дальше сами, один у доски)

9. Работа в группах

4 * 5 =

16 * 3 =

9 * 3 =        

- Замените умножение суммой одинаковых слагаемых.

- Проверка: к доске карточки, все проверяют. Если есть ошибки, то сказать

« не ошибается тот, кто ничего не делает.»

10. Рефлексия деятельности.

- С каким арифметическим действием мы познакомились?

  1. Закончите предложение:

Нахождение суммы одинаковых слагаемых называется - …

Точка – это знак ….

11. Самостоятельная работа

- Задание на повторение. Выполните действия столбиком. Что вы будете сейчас делать? Повторите. А ты понял.. Скажи для всех…

12. Домашнее задание

- Еще раз прочитать новый материал в учебнике, постараться запомнить.

Дифференцированно: с. 40, № 5

        С. 40 № 6

13. Итог

-Заканчивая урок, продолжите предложения.

Теперь я знаю….

Теперь я умею…

Список использованных источников:

  1. Математика,2 класс, М.И.Моро «Просвещение»,2008г.
  2. В.Волина «Праздник Букваря», АСТ-Пресс,1995г.
  3.  Картинки в презентации:

http://festival.1september.ru/articles/579602/img1.jpg - оценка 1

http://festival.1september.ru/articles/579602/img2.jpg - оценка 2

http://festival.1september.ru/articles/579602/img3.jpg - оценка 3

http://festival.1september.ru/articles/579602/img4.jpg - оценка 4

http://festival.1september.ru/articles/579602/img5.jpg - оценка 5

http://festival.1september.ru/articles/579602/img7.jpg - зимняя картина

http://darudar.org/gift/thanks/1044673/ - картинки монет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкретный смысл действия умножения

Урок построен на  основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий....

«Конкретный смысл действия умножения. Закрепление».

Тема: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление». Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения;Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи...

разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение

Данный материал содержит разработку урока математики по теме   "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу.  Разра...

конспект урока математики во 2 классе "Конкретный смысл действия умножения" по УМК "Школа России"

Урок формирует  представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.В ходе урок используется ИКТ. Основная форма работы: индивидуаль...

Конспект урока по математике во 2 классе "Умножение и деление. Конкретный смысл действия умножения."

Тема: Умножение и деление.Конкретный смысл действия умножения (закрепление) Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения....

Связь умножения со сложением.конкретный смысл действия умножение

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ    Тема урока: Смысл действия УМНОЖЕНИЕЦель:·        раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слага...

Контрольная работа по теме "Умножение (конкретный смысл действия умножения)" 2 класс

Контрольная работа по теме "Умножение (конкретный смысл умножения)" 2 класс....