Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.
план-конспект урока (математика, 2 класс) по теме

Рябчикова Елена Васильевна

Конспект урока по математике по программе "Начальная школа 21века"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_i_delenie_na_9._devyataya_chast_chisla.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Умножение и деление на 9. Девятая часть числа»

Цель: Закрепить знание таблицы умножения и деления на 9; формировать умение находить девятую часть числа; развивать умения решать задачи умножением и делением.

Планируемый результат:  Знать правило нахождения доли числа и числа по его доле; уметь решать задачи, используя данное правило; Знать  переместительное свойство умножения; уметь сравнивать выражения, используя данное свойство; применять правило при  сравнении и в вычислениях.

Основные понятия:   Умножение, деление,  часть числа,  площадь.

Метапредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы: Учебник «Математика»2класс 2 часть, В.Н.Рудницкая  УМК «Начальная школа 21века»,

                Мультимедиа, раздаточный материал.

Организация пространства: Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

  1. Организационный момент.

- Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на заседании клуба «Что? Где? Когда?»

Нашу редакцию завалили письма из Простоквашино. Пока Дядя Фёдор, как и вы, сейчас  учится в городской  школе,  у  Матроскина, Шарика и почтальона Печкина возникло много вопросов и Что? И Где? И Когда? Вы, знатоки, обязаны нам помочь, иначе они не успокоятся и оторвут от учёбы Дядю Фёдора, а сейчас ещё не время каникул.

- Итак, мы начинаем прямой эфир с Простоквашино. Вы готовы? (Готовы!) А вы готовы? (Печкин со слайда: «Готовы!»)

- Пока крутится барабан, откройте тетради, запишите число, Классная работа.

  1. Минутка чистописания. Постановка цели урока.

- На барабане выпало число 9. Напишите его до конца строки красиво, ведь это число  самое интересное, потому что оно завершает счёт и в нём содержатся все числа. Мы сегодня не раз встретимся с этим числом, решая примеры и задачи на умножение и деление, а также будем находить 9 часть числа и число по его доле.

  1. Устный счёт.

Под числом 9 у нас «Блиц - турнир». Это значит, что вам будет предложено несколько несложных вопросов, на которые вы все должны ответить правильно.

Приготовили веер цифр.

  1. Работа в группах: мальчики показывают ответы  на примеры, содержащиеся в синих кружках (от Шарика), девочки – в красных (от Матроскина).

63 : 9                  48 : 8

24 : 6                  18 : 2

40 : 5                  21 : 7                       (Ответы: 7 и 6;  4 и 9;  8 и 3.)

  1. Определить, какая часть фигуры закрашена. Дети соглашаются с утверждением или отрицают его, затем говорят правильный ответ.

- Матроскин говорит, что закрашена третья часть круга. Так ли это?  (Нет, половина или вторая часть)

- Пятая часть квадрата? (Нет, четвёртая часть)

- Шестая часть прямоугольника? (Да)

- Восьмая часть квадрата? (Нет, девятая часть)

- Две девятых? (Да)

  1. Работа в парах. Найти  площадь  фигуры (коврика).

- На партах и на экране фигура – это коврик Шарика, который связала мама Дяди Фёдора, где площадь каждого квадратика равна 1дм². Шарик хочет знать всю его площадь. Её можно вычислить по разному, найдите удобный способ и выберите правильный ответ: 18 дм², 20 дм² или 24 дм²

(Можно пересчитать или по 5 взять 4 раза, т.е. 5 ·4 = 20 дм²)

             - «Блиц – турнир» окончен.    1 : 0  в пользу  знатоков.

      4. Работа по  теме урока. Решение задач. Задачи находятся в конвертах на партах под  номерами.

                   1)  Шарик: Сейчас  рост у нашего Дяди Фёдора 1м 35 см. Если каждый  год он будет  

                        вырастать на 6см, то интересно, какой рост будет у него через  9 лет? Пройдёт ли он

                        в нашу дверь, если её высота 1 м 80 см?

                       Рост – 1м 35 см                                  1) 6 · 9 = 54 (см) – на столько  вырастит.

                       Дверь – 1 м 80 см                               2)   1 м 35 см

                       Вырастет - ?, за 9лет по 6см                 +       54 см       

             Станет - ?                                                    1 м 89 см

                                                                                           1 м 89 см  > 1м 80 см

                                                                                    Ответ: Дядя Фёдор не пройдёт в дверь по высоте.

        Учитель: А теперь правильный ответ.

                       Шарик: Да мы тоже посчитали, что если Дядя Фёдор будет так расти, то набьёт

                      большую шишку. А мы этого не хотим! Но он тогда может стать волейболистом. А

                       это хорошо!  Так что расти Дядя Фёдор! Расти!

                       Учитель:     2 : 0   в пользу знатоков.

  1. Печкин: Дядя Фёдор, Матроскин и Шарик на день рождения подарили мне железную дорогу, о которой я мечтал с детства. А мыши, узнав про это, решили покататься. Сколько всего каталось мышей, если осталась четвёртая часть. Остальные, увидав меня,  убежали. Сколько мышей убежало, если осталось 2 мышки?

Было - ?                                                  1) 2 · 4 = 8 (мыш.) – было всего

          Убежали – ?                                             2) 8 – 2 = 6 (мыш.)

                         Осталось – 2мыш., четвёртая ч.           Ответ: 6 мышей убежало.

                       Учитель: А теперь правильный ответ.

         Печкин: Мышей было 8, шесть убежало, а 2 как ни в чём не бывало, продолжали

                        кататься  на моём поезде.

                        Учитель:     3 : 0   в пользу знатоков.

  1. Матроскин:  За неделю я съел 9 правильных бутербродов, а Шарик  3 раза по столько, но неправильных бутербродов. Сколько всего бутербродов мы съели с ним вместе?

Матроскин – 9 б.                ?                1) 9 · 2 = 18 (б.) – съел Шарик.

            Шарик -  2 раза по 9 б.                                    2) 18 + 9 = 27 (б.)

                                                                                   Ответ: 27 бутербродов съели Матроскин и Шарик.

                       Учитель: А теперь правильный ответ.

                       Матроскин: Да, мы съели 27 бутербродов. А Шарик он какой? Ему хоть правильный,  

                       хоть неправильный бутерброд, всё равно, лишь бы желудок свой набить.

                       Учитель:     4 : 0   в пользу знатоков.

                   

              Физминутка.

  1. Печкин: У меня в почтовой сумке после обеда осталось 5 писем. Это 9 часть всех

писем. Сколько всего их было у меня с утра?  (Устно.)

5 · 9 = 45 (п.)

        Учитель: А теперь правильный ответ.

        Печкин: Правильно! И так каждый день! Но вы всё равно пишите письма, у меня ведь

                      есть велосипед. Я на нём быстро все письма развезу.

         Учитель:     5 : 0   в пользу знатоков.

  1. Матроскин: Мы вчера с Шариком испекли  18  пирожков с  творогом. Чтобы завести трактор Митю и съездить в магазин за костями для Шарика мы заправили в его бак 9 часть пирожков. Сколько пирожков осталось нам? Сможем ли мы их с Шариком поделить поровну? Если да, то по сколько нам достанется?

Всего – 18 п.        1) 18 : 9 = 2 (п.) – заправили в Митю.

Заправили – ?, девятая ч.                  2) 18 – 2 = 16 (п.) – осталось.

Осталось – ?                                       3) 16 : 2 = 8 (п.)

                                               Ответ: по 8 пирожков достанется Шарику и Матроскину.

Учитель: А теперь правильный ответ.

           Матроскин: Мы с Шариком съели по 8 пирожков. А вы в гости к нам приезжайте,

                        мы и вам пирожков напечём с творогом. У меня ведь молока завались! Я и творог и

                        сметану сам делаю. Ждем всех с нетерпением в наше Простоквашино!

                        Учитель:     6 : 0   в пользу знатоков.

  1. Итог урока.

- Вот и подошло к концу заседание клуба «Что? Где? Когда?». Ниши знатоки ответили на все вопросы из Простоквашино  и принесли своей команде победные очки. На память вам вручаются медали, а игроки, которые давали у доски правильные ответы, получают отметки.

- А теперь несколько слов о сегодняшней игре (на диктофон). Начать можете так:

- Я сегодня научился…

- Я сегодня  узнал …

- Мне понравилось…

- При решении задач нам помогли … знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа».

Вашему вниманию предлагаю план-конспект по математике. Урок построен в форме сказки. Тип урока- закрепление. Дети любят сказки и любят оказывать помощь. На уроке можно повторить таблицу умножения, отр...

Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Урок - закрепления табличных случаев умножения и деления на 2, 3. 4. 5;  нахождение пятой части числа....

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

Тема: Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа

Урок математики во 2 классе по программе «Школа XXI века»...

Конспект урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа 2 класс

Тема урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числаТип урока: постановка и решение учебной задачи.Цель урока: создать условия для составления таблицы умножения 9 и на 9;Задачи:1....

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."...