Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Вилкова Наталья Александровна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_i_delenie_na_9.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА 9.  ДЕВЯТАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА.

Пояснительная записка.

Тема - Умножение и деление на 9.  Девятая часть числа

Продолжительность занятий – 45 минут

Класс – второй

Авторский медиапродукт – презентация 21 слайда  (среда POWER POINT)

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, наглядный, практический

Цель:  познакомить с новыми случаями умножения на 9;

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование: презентация 21 слайда  (среда POWER POINT), учебник математики В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой. Москва «Вентана-Граф», 2004 год (программа «Начальная школа ХХI века»), дидактические карточки.

        

Задачи урока:

  1. Совершенствование вычислительных навыков табличного умножения и  деления, закрепление и обобщение знаний о решении задач, навыков устных и письменных вычислений;
  2. Развивать внимание и  логическое мышление, стимулировать активный учебный труд, интерес к предмету;
  3. Воспитывать  культуру общения, чувство коллективизма, уважение к товарищам.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель. Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:

Я в школе на уроке.    
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)
Внимание мое растет.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

(На презентационном экране слайд №1: слова М.В. Ломоносова.)

Минутка красивого письма.

У.  Кто сегодня пришел к нам в гости?

Д.  Умная сова.

 (Визуально на презентационном экране по щелчку мышки появляется  сова.

Слайд № 2).

У.  Сова принесла вам числа.

(Слайд № 2  по щелчку мышки открывается дальше.) Найдите закономерность в ряду чисел. Какой ключ у закономерности?

Д. Я заметил, что каждое следующее число больше предыдущего на 7.

     Я увидел в этом числовом ряде ответы таблицы умножения на 7.

У.  Какое число пропущено?

Д.  Пропущено число 35, потому что 28+7=35. А я могу сказать, что если 4•7=28, то

5•7= 35

(Слайд № 2 по щелчку мышки открывается дальше)

У. Как вы продолжите этот ряд?

Д.  49, 56, 64, потому что 7 • 7=49, а   7 • 8=56, 7 •  9=63

У. Что можете рассказать о числе 35?

Д.  Это число содержит 3 десятка 5 единиц, оно двухзначное, нечетное,  предыдущее число 34, а последующее 36. можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 30+5

(Слайд № 2 по щелчку мышки открывается дальше).

У.  Пропишите показ.        

  1. Устный счет.
  • Индивидуально – карточки(по уровням сложности).
  • Фронтально – арифметический диктант:
  • По 6 взять 3 раза
  • 5 умножить на 9
  • Какое число надо вычесть из 40, чтобы получить 4?
  • Уменьшить 60 на 6.
  • Какое число я загадала? Если 4 • 7 и прибавить1
  • 6 умножить на 4
  • По3 взять 5 раз
  • 8 умножить на 6.

У. Проверим работу. Один ученик называет результаты.

На презентационном экране по щелчку мышки появляются  эти числа. (Слайд № 3)

У. Выбери числа, которые делятся на 6.

(По щелчку мышки числа появляются на слайде № 3)

Назови эти выражения.

Д. 18:6=3         36:6=6           54:6=9        24:6=4                48:6=8                

 

 На презентационном экране предлагается  рисунок. (Слайд № 4)

У. Пересчитай горошины во всех стручках.

Д.  В стручках 64 горошины. В одном стручке 8 горошин, а стручков тоже8. Мы по 8 взяли 8 раз. 8 • 8 =64.

  На презентационном экране предлагается другой  рисунок. (Слайд № 4)

У.Пересчитай все луковицы в связках.

Д. В одной связке 8 луковиц, а связок всего 9. То есть мы по 8 взяли 9 раз. 8•  9=72,  значит в связках 64 луковицы.

У. Каким действием решали эти задачи? Почему?

Ответы детей.

На презентационном экране предлагаются  схемы задач. (Слайд № 5)

У.  Составь задачу по чертежу.

Д. На полке лежало 8 мячей. Сколько мячей лежало на 6 полках.

В одном автобусе ехало 8 человек. Сколько человек ехало в 6 таких автобусах? В       коробке было 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок в 6 таких коробках? ...

У. Узнайте, сколько кг  яблок в 6 коробках?

Д. В 6 коробках 48 кг яблок. Я узнал так: 8 • 6=48, Умножал потому, что сказано по 8 взяли 6 коробок.

У. Составьте задачу по второй схеме.

Д. 18 деревьев посадили в саду по 3 дерева в каждый ряд. Сколько получилось рядов?

     18 слив раздали ребятам,  по 3 сливы каждому. Сколько ребят получили сливы? ...

У. Сколько же ребят получили сливы?

Д. 6 ребят. Мы 18 слив раздавали по 3 сливы каждому. Мы должны узнать сколько раз по 3 содержится в 18.   18:3=6

У. Составьте обратную задачку.

Д. 6 ребятам раздали сливы, по 3 сливы каждому. Сколько было слив?

У. Объясните решение.

Д. Надо по 3 сливы взять 6 раз, а это значит 3 • 6 =18 слив

  1.  Знакомство с новым материалом.

На презентационном экране предлагается  слайд № 6.

У. Что обозначается этот знак?

Д. Новый материал. (Открывается слайд № 6 по щелчку мышки дальше)

На презентационном экране визуально появляется рисунок.

У. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чему мы будем учиться?

Д. О таблице умножения на 9. Мы будем знакомиться с таблицей на 9 и ее запоминать.

У. Почему так решили?

Д. Потому что здесь 9 елочек в 2 ряда. А чтобы решить этот пример надо знать таблицу умножения на 9. (Открывается слайд № 6 по щелчку мышки дальше)

У. Как бы вы ответили на вопрос «Сколько елочек?»

 Д. -    Я бы к 9+9, потому что таблицу на 9 еще не знаю.

  • Я бы 9 • 2, думаю этот пример просто сосчитать по 9 взять 2 раза. Или заменить действием сложения 9+9=18.
  • Мы знаем таблицу на 2, а есть правило: от перестановки чисел результат не изменяется. 2 • 9=18, а значит 9 • 2=18

У. Наши друзья волк и заяц тоже решали эту задачку.

(На презентационном экране предлагается  слайд № 7.)

Как эту задачку решил волк?

Д. Он воспользовался таблицей сложения.

У. А заяц?

Д. Заяц воспользовался таблицей умножения.

На презентационном экране предлагается  слайд № 8.

У. Давайте обобщим. Значит, как можно было решить эту задачку?

Д. 9+9=18  и  9 • 2=18

У. Какой способ помогает быстрее и легче решить эту задачу?

Д. Второй. 9 • 2=18,  если решать сложением, да если будут большие числа, то можно запутаться.

 На презентационном экране предлагается  слайд № 9.

У. Рассмотрите примеры, что вы заметили?

 Д.

  • Это таблица умножения на 9.
  • А мы с ней уже знакомы, потому что знаем правило, что от перестановки  чисел    местами результат не изменяется.
  • А я заметил, что здесь не хватает одного примера из таблицы на 9.
  • Это, наверное, потому, что мы его не знаем.
  • 9*9 трудно решать сложением, лучше его выучить.
  • Мы эту таблицу знаем. Выучить всего один пример.
  • Даже если мы не знаем умножение 9 на 9, мы можем воспользоваться последним примером 9 • 8 =72, а к 72 +9=81, значит 9 • 9 =81
  • Я тоже думаю так можно узнать, потому что в ответах есть последовательность. Здесь каждый следующий ответ больше предыдущего на 9. Это таблица на 9, значит, мы каждый раз прибавляем по 9.

По щелчку мышки открывается фрагмент слайда № 9.

У. Отступите две клеточки вниз и запишите только ответы таблицы умножения на 9. Права Алена? Назовите устно примеры.

Запишите пропущенное выражение в тетрадь и составьте к нему пример на деление.

Сделаем вывод: с каким действием связано действие умножение?

Д. С действием деления.

На презентационном экране предлагается фрагмент  слайда № 10.

У. Как же 63 разделить на 9?

Д. (у доски) Начертим граф. В машину запустили число 7. Она умножила это число на 9 и получилось 63. Сделаем обратное действие,  63 разделим на 9 и получим 7.

У. Сравним свою работу с работой компьютера. Правы мы?

Д. Да. Компьютер сделал так же.

У. Сделаем вывод: что значит разделить 63 на 9?

Д. Это значит найти такое число, которое если  умножить на 7 то получится  63.

У. Как найти девятую часть числа

Д. Разделить на 9.

У. Ответь на вопросы компьютера.

На презентационном экране открывается дальше слайд  № 10.

На доске:

У. Сделаем выводы.

Д. При умножении любого числа на 0 получится 0.

    При умножении любого числа на 1 получится 1.

    При делении 0 на любое число получится 0.

    При делении  любого числа на 1 получится 1.

После каждого вывода ребенка на презентационном экране открываются фрагменты  слайда  № 11.

  1. Физминутка.
  2. Закрепление нового материала.

Задание 1.

На презентационном экране предлагается  первый (третий) фрагмент слайда  № 12.

У. Составьте равенства по этому графу.

(Один ребенок работает у доски)  

У. Сверим свою работу с компьютером. ( Предлагается  второй (четвертый) фрагмент слайда  № 12).

Задание 2.

На презентационном экране предлагается слайд  № 13.

(Это задание можно выполнять по  учебнику на стр.95  № 299)

У. На  сколько квадратов разбит четырехугольник? Как узнали?

Д. На  27. По 9 квадратов мы взяли 3 ряда.

    На 36. По 9 квадратов  мы взяли 4 раза.

    На 24. По 6 квадратов  мы взяли 4 раза.

У. Какое выражение лишнее? Почему?

Д.         9 • 3 =27,потому что в остальных примерах мы умножаем на четыре.

6 • 4 =24, потому что остальные примеры из таблицы умножения на 9.

У. Запишите эти выражения. Составьте к ним примеры на деление.

Дети зачитывают записанные выражения и проверяют правильность выполнения на компьютере. Слайд № 13

Задание 3.

(Это задание можно выполнять по  учебнику на стр. 96 № 300)

На презентационном экране предлагается  слайд  № 14.

У. Из скольких кирпичей состоит кладка?

Д. Из 45. По 9 взяли 5раз  9•5=45

У. Запишите это пример. Составьте примеры на деление.

Дети отвечают.

У. Проверим по компьютеру.

(Открывается по щелчку мышки фрагмент слайда № 14)

  1. Самостоятельная работа.

На презентационном экране предлагается  слайд  № 15.

  • 9 • 6 =                36 : 9 =        Проверка примеров с использованием слайда        
  • 9 • 3 =                63 : 9 =        № 15. При обнаружении ошибок в ответах        
  • 9 • 7 =         72 : 9 =        детей возвращаемся к таблице умножения  
  • 9 • 5 =                45 : 9 =        на слайд № 9, при помощи управляющей
  • 9 • 4 =         54 : 9 =        кнопки. После проверки возвращаемся на слайд 
  • 9 • 8 =                27 : 9 =        № 15 с помощью управляющей кнопки.

Сильные ребята в это время получают карточки с заданием:

Выполнив карточку, ребята сверяют ее с работой своих товарищей. Самостоятельно делают выводы, сообщая о них учителю.

У. Сделаем вывод, с каким  действием связано действие умножение? Что значит разделить число на 9?

  1. Работа с учебником.
  • Решение задачи  №301.

У. Прочитайте задачу.  Обсудите в группах ответ на этот вопрос.

Можно ли ответить на вопрос, не выполняя вычисления? Заслушаем ответы.

Д. (Все группы пришли к одному выводу) Можно сказать, что в поселке домов больше, потому что и без вычисления видно, что 8•  9 (или тоже самое 9 • 8) больше чем 9 • 3. а вот для того, чтобы ответить на второй вопрос необходимо выполнить вычисления.

У.Составим модель задачи.

(Дети составляют модели к задаче по желанию. Для проверки каждая модель выполняется на доске и проверяется ее правильность)

У. Сверим с компьютером. Есть такой вариант?

На презентационном экране предлагается модель задачи, фрагмент слайда  № 16.

У.  Решите самостоятельно.

При проверке дети подробно объясняют каждый шаг решения.

На презентационном экране появляется запись каждого действия. Слайд №16.

  • Решение задания  № 309.

У. Прочитайте задание. Что заметили?

Д. Здесь стоит условное обозначение «Трудное задание».

У. Обсудите это задание со своим соседом по парте.

Дети советуются друг с другом. Некоторые сверяют свои рассуждения и с товарищами за другой партой.

У. Начертите отрезок длиной 9см. Закрасьте цветным карандашом девятую часть отрезка. Цвет карандаша выберите по желанию. Сколько сантиметров вы закрасили? Почему?

Д. Чтобы найти девятую часть числа надо разделить на 9.   9:9=1. Значит надо закрасить 1 см.

На презентационном экране появляется слайд № 17   и показывается  запись каждого действия.

У. Сделаем вывод: как найти девятую часть числа?

Д. Надо число разделить на девять.

У. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам эти знания?

Ответы детей.

  1. Закрепление пройденного.

На презентационном экране появляется слайд № 18 .

У.  А сейчас я вам предлагаю разгадать загадку. Решите примеры.

Дети решают примеры.

У. Где же здесь спряталась загадка. Вам поможет Совушка – умная головушка.

На презентационном экране появляется слайд № 19 .

У. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

Дети вместо значения выражения  подставляют буквы.

У. Какое слово у вас получилось?

Д. Молодцы!

У. Кто не смог составить этого слова? Разберем ошибки.

Дети называют примеры и объясняют их решение.

У. Теперь и вы у нас молодцы.

На презентационном экране появляется  слайд  № 20.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

На презентационном экране появляется слайд № 21 .

Выскажите свое мнение об уроке.

  1. Домашнее задание.

Выучить и таблицу умножения и деления на 9.

Решить № 303 стр. 96.

Карточки для индивидуальной работы.

1 уровень.

  • Выполни вычисления.

4 • 9=  

6 • 2 =  

42 : 6 =  

36 : 6 =  

14 : 7 =

6 • 7 =

4 • 8 =

5 • 3=

18 : 2 =

36 : 4 =

2 уровень.

  •  Вычисли и найди лишнее выражение:

65 - 35 

47 - 27 

54 - 4 

38 - 18 

79 - 11

  • Вычисли и найди лишнее выражение:

48 : 6  

42 : 7  

12 : 6  

24 : 6  

6 : 6  

54 : 6

3 уровень.

  • Выполни вычисления.

6 • 7-(54 - 38)=?

(27 + 27) : 6 + 94 = ?

(69 + 18) - (92 - 39) + 66 = ?

  • Поставь вместо звездочки (*) знак действия, чтобы равенство было верным

8 * 0 =  6 • 6 -  4 • 9

9 * 1 = 8 • 8 - 6 •  9  

0 * 3 = 6 •  4 - 3 • 8  

Карточка для индивидуальной работы во время закрепления нового материала.

.

Список литературы.

  1. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева «Математика. Методика обучения». Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2004
  2. М.В. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике» Мастерская учителя. Москва «ВАКО» 2005
  3. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева Математика Рабочая тетрадь № 2.  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа».

Вашему вниманию предлагаю план-конспект по математике. Урок построен в форме сказки. Тип урока- закрепление. Дети любят сказки и любят оказывать помощь. На уроке можно повторить таблицу умножения, отр...

Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Урок - закрепления табличных случаев умножения и деления на 2, 3. 4. 5;  нахождение пятой части числа....

Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

Конспект урока по математике по программе "Начальная школа 21века" ...

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

Тема: Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа

Урок математики во 2 классе по программе «Школа XXI века»...

Конспект урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа 2 класс

Тема урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числаТип урока: постановка и решение учебной задачи.Цель урока: создать условия для составления таблицы умножения 9 и на 9;Задачи:1....

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."...