урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Зозуля Инна Александровна

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников  средствами учебного предмета "Математика"( из опыта работы)

УМК "Школа 2100" , автор учебника  Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Краснодарский край

                                                                                   Муниципальное общеобразовательное

                                                                                   бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

                                                                                    г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами учебного предмета «Математика» (из опыта работы).

Разработала учитель

Зозуля Инна Александровна

Урок математики в 1 классе

Тема: Разностное сравнение чисел.

УМК: «Школа 2100», автор учебника Л.Г. Петерсон

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель:  Ввести правило разностного сравнения чисел. 

Задачи:

Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний..
2. Воспитывать умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.

 Развивающие:

1. Развивать математическую речь, логическое мышление, способность воспринимать и понимать прочитанное, умение давать аргументированные  ответы, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.

2. Развивать память, внимание, творческие способности, вариативность мышления.

Образовательные:                                                                                                                                                                                                                            1. Сформировать представление о большем, меньшем числах и разности, умение выполнять разностное сравнение, находить большее и меньшее числа.
2. Тренировать умения сравнивать группы предметов по количеству путем составления пар, устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи.

3. Тренировать вычислительные навыки.

Методы обучения: словесный,  наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый

.

Планируемый результат обучения:

Предметные:    Ученик научится осознанное применять правило разностного сравнения, употреблять в речи  понятия «больше на…», «меньше на…».
Метапредметные:  Использование своих наблюдений для получения новых знаний,  организация своего рабочего места, ученик закрепит умение пользоваться учебником как источником информации , наблюдать, анализировать, обобщать материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность оценивать результат своей работы, вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.

Дидактический материал:

 Таблицы над предметного курса «Мир деятельности»

Раздаточный материал: 1 конверт -6 больших кружков, 2 конверт- 7 маленьких кружков

План действий:

  1. Разложить все фигурки в два ряда

 и соотнести.

  1. Сделать вывод.

Правило:                 Чтобы узнать на сколько одно число

                         меньше или больше другого, надо

из большего числа вычесть меньшее.

Эталоны:            Б - М = Р                М + Р = Б                Б – Р = М

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку из СД-диска к данному учебнику.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа пословицы;

2. Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

  • Начинается урок математики. Проверьте готовность к уроку. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пожелайте друг другу успеха.
  • Прочитайте пословицу: «Новое умение везде найдет применение».
  •  Как вы понимаете эти слова? (Дети рассуждают по пониманию содержания пословицы.)
  • Ещё раз прочитайте пословицы. В конце урока мы вернемся к ней.


Личностные:

-самоопределение;

-смыслообразование.

Регулятивные:

-целеполагание.

Познавательные:

-логические

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

2. Актуализировать способ сравнений чисел с помощью подбора чисел;

3. Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;

4. Зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании пробного учебного действия.

- А сейчас назовите  компоненты сложения. (Вычитания). (Слагаемое, слагаемое, сумма. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

Арифметический диктант.

Запишите только ответы: (Дети записывают числовой ряд в тетради. (Один ученик у доски.)

  1. Запишите число, следующее за числом 7.(8)
  2. Запишите число, предыдущее числу 5.(4)
  3. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 4. Запишите сумму.(7)
  4. Найдите разность чисел 8 и 7.(1)
  5. Из какого числа вычли 3 и получили 3? (6)
  6. Увеличьте 1 на 1.(2)
  7. В букете было 5 ромашек и 4 лютика. Сколько всего цветов было в букете? (9)
  8. В вазе лежало 5 яблок. 2 яблока съели. Сколько яблок осталось в вазе? (3)

Проверка в соответствии с результатами ребенка, работающего у доски индивидуально.(8 4 7 1 6 2 9 3)

Расставьте числа в порядке возрастания. (1 2 3 4  6 7 8 9)

- Какого числа не хватает? (5)

- Что вы знаете о числе 5? ( Число 5 – однозначное, соседи числа 5 – 4 и 6; 5 – это 1 и 4…….)

-Составьте неравенства с числом 5.

5>…      5< …

Берём одно неравенство 5>3

-На сколько 5>3? (На 2)

- Как узнали? (Ответы детей: 2 шага от 3 до5)

-Как записать, что 5>3на 2? (?)

-Что мы не знаем? (Как записать в виде выражения, что 5>3на 2) (Таблица 1,2 «Мир деятельности»)

- Что будем делать? (Будем искать способ)

Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование  индивидуального затруднения в пробном учебном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; , обозначая информацию моделью; расширение понятий и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение;

2. Соотнести свои действия с правилами сравнения групп предметов по количеству и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – неудобный способ для выполнения заданий подобного типа.

- Сейчас мы будем работать в парах. Давайте сначала вспомним правила работы в паре (Над предметный курс «Мир деятельности», таблица 3)

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Если не понял, переспроси.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

-У вас на столе лежат 2 конверта (В 1-м конверте 6 больших кружков, во 2-м конверте 7 маленьких кружков)

-Высыпьте фигурки из первого конверта на стол в кучку.

- Рядом также высыпьте фигурки из второго конверта.

-Не считая, скажите каких фигур больше? Почему вы так думаете?

-Что мы не знаем? (НК «Мир деятельности» 1 класс)

-Что будем делать? (Слушаем предположения детей. Раскладывать и соотносить)

- Давайте составим план действий: (Коллективно составляется план действий)

1.Разложить все фигурки в два ряда и соотнести.

2. Сделать вывод.

(План действий вывешиваю на доску).

-Всегда ли будет удобно соотносить предметы для сравнения? (Нет, этот способ неудобен, т.к предметов может быть много, можно запутаться.)Работа в парах.

Личностные: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Познавательные: определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; разрешение конфликтов.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1. Сформулировать конкретную цель будущих учебных действий;

2. Согласовать тему урока;

3. Организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;

4. Организовать составление учащимися плана действий с целью выхода из затруднения.

- Итак,  как вы выполняли работу? (Дети рассказывают последовательное выполнение)

-Проверьте у всех ли выполнено задание по плану.

- Сколько маленьких кружков у вас на столе?(7) (Демонстрирую на ИД методом наложения аналогичную картинку)

-Сколько больших кружков? (6)

-Чего больше? (маленьких кружков)

-На сколько больше? (на 1)

- Что мы сейчас находили? (Разницу)

- Значит каким действием мы будем находить разницу или разность. (Вычитанием)

-  Ребята, как записать выражением, зная, что маленьких кругов 7, а больших 6? (7-6)

- Сколько получится? (=1)

- Что обозначает число 1? (На сколько маленьких кругов больше, чем больших.)

Записываю на доске 7-6=1

- Хорошо. Каких кружков меньше? (Больших)

- На сколько? (На 1)

- Как это записать выражением? (7-6)

- Почему не 6-7, мы теперь находим каких кружков меньше? (Нельзя из меньшего вычесть большее)

- Сколько получится? (1)

- Что обозначает число 1? (На сколько больших кружков меньше.)

- Что вы заметили? (Выражения одинаковые, значения тоже одинаковые)

- Какой можно сделать вывод? ( Чтобы узнать на сколько больше или на сколько меньше надо вычитать из большего меньшее.)

- Молодцы.  Сформулируйте правило сравнения чисел.

На доске вывешиваю  правило: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Проговариваем вслух.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока «Сравнение чисел»)

Личностные: самоопределение; смыслообразование; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Познавательные: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.

Физкультминутка

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1.Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2. Зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;

3. Организовать решение последнего задания (или обоснование правильности его решения) и зафиксировать преодоление затруднения;

4. Уточнить общий характер нового знания.

Откройте учебник с52.

- Сколько кругов? (7)

- Сколько треугольников? (5)

- Прочитайте первое предложение. (Кругов на 2 больше, чем треугольников.)

- Как мы сравниваем предметы? ( Вычитаем из большего числа меньшее.)

- Запишите в тетради выражение, которым мы узнаем на сколько больше кругов.

-Проверяем. У кого также?

-Найдите значение выражения.

-Прочитайте второе предложение Треугольников на 2 меньше, чем кругов.

- Как записать это  выражением? (7-5)

- Нужно его записывать ещё раз? (Нет)

- Почему? (Потому что, когда мы сравниваем числа,  то из большего вычитаем меньшее число)

-Прочитайте правило еще раз хором.

На доске  выставлено правило

Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Личностные: смыслообразование; осознание ответственности за общее дело; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: волевая саморегуляция; познавательная инициатива.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и  точностью; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договорённостей и согласование общего решения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1.Организовать усвоение детьми свойств при сравнении с натуральными числами с комментированием во внешней речи.

Учебник. №1с.52

Прочитайте задание. (На сколько больше? На сколько меньше? Каким действием можно узнать?)

-Вместо звездочек поставьте нужный знак, в окошки впишите числа.

  • Выполняем задание с проговариванием. 5-4=1 (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. Поэтому из 5 вычитаю 4, получаю 1.)

Аналогичная работа 5-2=3

4-2=2

-Поднимите руки, кто понял, как сравнивать числа. (Оценка понимания собственной деятельности)

-Поднимите руки кому сложно. Не огорчайтесь, у вас тоже всё получится. Что для этого нужно?  (Терпение (НК «Мир деятельности» 1 класс)


Учебник №2 с.52. Коллективная работа.

-Как вы думаете что такое Б в схеме? (Большее число или целое число)

-Что такое М? (Меньшее число или часть)

 -Что такое Р? (Разница или часть)

Коллективное выполнение задания с проговариванием

М+Р=Б

Р+М=Б

Б-М=Р

Б-Р=М

-Найдите пример, который подходит к теме урока. (Б – М = Р)

-Почему вы так думаете? (Потому что сегодня мы сравниваем числа, т.е.находим разницу. Из большего вычитаем меньшее.)

Личностные:осознание ответственности за личное дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с разъяснением для установления связи отдельных операций, межпредметных понятий.

Познавательные: использование знаково-символических средств; подведение под понятие; овладение способностью выделения информации с помощью учителя, выделяя существенные признаки, и практическое её использование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договорённости и согласование общего решения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1. Проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий;

2. Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.



Физминутка

Учебник №3 с. 52

-Прочитайте задание. (Составьте выражения)

Самостоятельно составьте выражения по данным схемам.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом

- Как узнать на сколько одно число меньше или больше другого?

- Какое выражение записали? (Эталон вывешиваю на доске  б-м=р)

- Как найти большее число?

-Какое выражение записали? (Эталон вывешиваю на доске  м+р=б)

-Как найти меньшее число?

-Какое выражение получилось? (Эталон вывешиваю на доске  б-р=м)

-Проверьте свою работу и оцените себя.

-Кто доволен своим соседом? Похвалите его за работу.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Час, два, три, четыре

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: контроль; коррекция; оценка.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение,  обобщение, Использование знаково-символических средств; подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму; доказательство.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1.Включить новое правило в систему знаний;

2.Тренировать вычислительный навык.

Учебник. №4 с.53

Прочитайте задание. (Придумайте задачи и запишите решение.)

-Рассмотрите рисунок. Какие данные будут в задаче? (3 медвежонка и 5 белочек.)

-Рассмотрите первую схему. Какой вопрос поставим к первой задаче? (На сколько медвежат меньше, чем белочек).

-По другому что будем искать в задаче? (Будем искать разницу между числом медвежат и белочек.)

-Запишите выражение.

-Какое выражение получилось? (5-3)

- Докажите. (Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)

-Чему равно значение выражения? (5-3=2)

-Какой вопрос поставим ко второй задаче?( Сколько было белочек?)

- Белочки – большее или меньшее число? (Большее.)

-Как узнали? (По схеме видно, что оно на 2 больше.)

-Запишите выражение.

-Какое выражение записали? (3 + 2)

- Докажите, что вы правы. (Чтобы найти большее число, нужно к меньшему числу прибавить разницу.)

- Найдите значение выражения (3+2=5)

-Какой вопрос поставим к третьей задаче? (Сколько было медвежат?)

-Медвежата – это большее число или меньшее?(меньшее)

-Запишите выражение.

-Какое выражение записали? (5-2)

- Докажите, что вы правы. (Чтобы найти меньшее число, надо из большего числа вычесть разницу. (часть)

-Найдите значение выражения. (5-2=3)

Учебник №5 с. 53.

Прочитайте задание.

-Самостоятельно решите примеры.

Проверка. (С-4, О-2, Я-6, Р-1, И-5, С-3)

Расшифруйте слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания.

Россия – на доске

-Кто сделал без ошибок? Молодцы!

- Объясните значение слова Россия. Что вы можете рассказать про Россию. ( Россия самая большая в мире страна. Столица России - город Москва. Россия - наша Родина.

Слово Россия пишется с двумя сс )

Упражнения для развития навыков письма.

Учебник с.53

Зарядка для пальчиков.

Мы капусту рубим (ладошками имитируем рубку капусты)

Мы морковку трем (правая рука в кулачок, по левой ладони имитируем трение моркови)

Мы капусту солим (правой рукой имитируем посыпание солью)

Мы капусту мнём. (двумя руками сжимаем и разжимаем пальчики- «мнём» капусту)

Личностные: Нравственно-этическое оценивание усваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и  точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; достижение договоренностей и согласования общего решения;

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2. Оценить собственную деятельность на уроке;

3. Зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей деятельности;

4. Организовать рефлексивный анализ требований со стороны учебной деятельности;

5. Обсудить и записать домашнее задание.

- Кто помнит с какой пословицы мы начали урок. (Новое умение всегда найдёт своё применение.)

-Какое новое умение мы сегодня с вами открыли.( Сравнение чисел, предметов.)

-Где это умение может нам пригодиться? Ответы детей (может сравнивать рост, возраст…)

-Каким действием мы будем узнавать на сколько больше или на сколько меньше? (Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)


- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Откройте дневники самооценки.  Поставьте себе смайлика, если вам все удалось. Смайлика с прямым ротиком, если где-то были затруднения. Грустного смайлика, если ничего на уроке не поняли.

Поднимите руку, у кого весёлый смайлик.

Поднимите руку, кому сегодня что-то не удалось? Не расстраивайтесь. У нас всё получится. Главное – терпение и старание

Вы сегодня молодцы! Спасибо за урок!

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: способность давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно с учителем.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Методические рекомендации Л. Г. Петерсон «Математика 1 класс».
  2. «Поурочное планирование Математика 1 класс» . Система уроков по учебнику Л. Г. Петерсон. Издательство «Учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...