Урок математики в 3 классе по теме: доли
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Рыкова Ирина Алексеевна

 

Урок математики

3 класс

Тема «Доли»

 

Цель: познакомить с понятием «доля числа»

 

Задачи:

  1. Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
  2. Воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
  3. Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.

 

 

Оборудование:

Для учителя: компьютер, программа  PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.

Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika._3_klass._doli.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

3 класс

Тема «Доли»

Цель: познакомить с понятием «доля числа»

Задачи:

  1. Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
  2. Воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
  3. Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, программа  PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.

Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки.

1.Повторение.

- Отгадаем кроссворд (слайд 1).

Появляется текст задания – тянуть за номер, отгадка записывается учениками.

- Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса)

- В каких литературных произведениях встречается такая героиня («Гостья из будущего» Кир Булычев, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл)

- А какая девочка нам поможет? Подсказка: это девочка поучаствовала в необычном чаепитии. («Алиса в стране чудес»)

Открывается шторка -  появляется иллюстрация к сказке.

- А кто вспомнит, почему же чаепитие в сказке было необычным? (в нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня; герои чаепития, что бы не мыть посуду, пересаживались)

- Правильно. А у нас тоже будет необычное математическое чаепитие, правда пересаживаться, чтобы только не мыть посуду, мы не будем – это негигиенично, посуду нужно мыть обязательно, так как через чужую посуду можно заразиться какой-нибудь болезнью, а в остатках пищи и напитков размножаются опасные бактерии. Мы пойдем в гости, но перед этим немного посчитаем.

2. Устный счет.

Слайд 2

- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты) – слайд 3

- Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик – слайд 4 (Задание вытягиваеися бабочкой слева,после записи ответов потянуть за бабочку справа появляется шифр, дети должны выбрать нужные буквы в соответствии  с ответами и записать их рядом с числами)

8х4 = 24 А

75-24 = 51 П

3х9 = 27 Е

81:9 = 9 Л

36+56= 92 Ь

64:8 = 8 С

0х4 = 0 И

1х12 = 12 Н

4

51

27

24

92

9

0

8

82

12

у

п

е

а

ь

л

и

с

к

н

 По щелчку лопаются пузыри происходит проверка задания – появляется картинка «Апельсин» – слайд 5.

слайд 6 – картинка апельсина

3. Постановка темы.

Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)  

- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)

- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
перетягивают дольки к животным
 слайд7-8

- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли) –

слайд 9

4. Работа по теме.

- К чаю принято подавать угощения. Представьте, что у вас  есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)

- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)

- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).

- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так – ½ - слайд 10 (используется шторка, которая открывается слева направо).

-  Читается эта запись – одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? ( 1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей , т.е. это одна из двух частей). - А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)

- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) - щелчок

- Прочитайте запись (одна четвертая доля)

- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼?  Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).

С помощью лупы– проверка

- Запись доли называется дробь. Верхняя часть дроби называется числителем (щелчок), а нижняя – знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)

- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли) Эту запись запишите в тетрадь.

Слайд 11

- Ой, к нам пришли гости. Давайте и их угостим шоколадкой. На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части). Перетягивают части верхней шоколадки. Овалы лопают и появляется дробь

- Какую долю получит каждый гость? (1/3)

- Запишите дробь. Проверьте себя

- А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой. На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей) Перетягивают части верхней шоколадки Овалы лопают и появляется дробь

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6.

Слайд 12

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части)

- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли – это равные части)

5. Закрепление. (работа по учебнику)

- После сладкого хочется чего-нибудь кисленького. Давайте съедим яблочко? Откроем учебник на с.80 и прочитаем правило. На сколько частей разделили яблоко сначала? Как можно назвать каждую часть яблока? (половина, одна вторая доля).

- Как разделили яблоко потом? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части)

_ Как можно назвать каждую часть яблока? (четвертинка, четверть, одна четвертая доля).

- А давайте к чаю испечем капустный пирог. Заодно разомнемся и отдохнем, подготовим руки к работе в тетради.

6. Физминутка «Капуста» - движения руками

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту мнем, мнем.

- Так, мы нарубили капусту и приготовили начинку, а теперь испечем пирог.  У детей на парте квадраты  со стороной 6 см - № 1.стр. 80  Это у нас будет пирог с капустой. Разделите его на 6 одинаковых частей.

- Как можно разделить по-разному? ( используя Документ камеру показать разные способы деление квадрата на 6 частей и на 12)






- Закрасьте одну шестую долю пирога. А теперь разделите каждую часть пирога пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? Закрасьте одну двенадцатую часть пирога.

- Какая часть больше 1/6 или 1/12? Почему?

- Давайте проверим, как вы поняли новый материал.  № 2 с.80 Смотрите на картинки и записывайте доли

- Пока гости угощаются, Мышь пригласила подругу полакомиться сыром (слайд 13- 15). Какая доля досталась каждой мышке? Запишите. Тянем мышек в стороны

- А вот прибежали еще две мышки и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышек? Запишите, какая доля у каждой мышки.

- Ой, на запах сыра прибежали еще мыши придется для них еще головку сыра достать . На сколько частей надо поделить сыр? Запишите, какая доля досталась каждой мышке (щелчок).

- Проверьте себя (слайд 16).

½, ¼, 1/8

- Какая из этих долей будет самая большая по размеру? Обведите ее в кружок.

- Какая самая маленькая? Подчеркните.

- Давайте проверим (- Какой мы можем сделать вывод? (чем больше частей, тем меньше каждая часть)

Решение задачи. Самостоятельная работа. слайду 16.

Проверка.
За ящик тянуть – появляется краткая запись. За конфеты – решение.

- Ой, Шляпочник смотрит на часы (слайд 16). Пора заканчивать (щелчок). Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут)

- Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе). Запись проводиться на клеточках.

- Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15)

- Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом.

- Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут)

- Давайте проверим (щелчок).

- Какая это доля? (1/4) – щелчок.

- Как по-другому называется ¼ часть? (четверть)

- Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)

6. Итог урока.

- Ну что же, наше математическое чаепитие закончилось. Пора уходить. Нужно поблагодарить хозяев – слайд 17.

-  Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?

- Что такое доля?

7. Домашнее задание

- А дома вы еще раз прочитайте правило на с.80, выполните устно задания на этой странице, чтобы повторить то, что мы сегодня изучили.

А письменное задание по выбору:

№ 3, 4 на с.81

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс по теме "Доли"

Урок математики 3 класс М.И. Моро. Изучение нового материала "Доли".Организуется практическая работа по образованию и сравнению долей....

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Конспект урока математики 4 класс "Нахождение нескольких долей целого"

Конспект урока математики 4 класс . Тема " Нахождение нескольких долей целого"...

Урок в 3 классе по теме: "Доли.Дроби". УМК "Школа 2100".

Осноная цель-сформировать у обучающихся представление о доле числа, научить читать и записывать доли....

Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Доли и дроби"

Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Доли и дроби"...