Конспект урока "Число нуль. Цифра 0" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Данный урок выстроен в соответствии с системно-деятельностным подходом к обучению. Автором использована технология проблемного диалога. Тип урока - открытие нового знания. Формы работы: полилог на основе взаимодействия пар, групповая и индивидуальная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики 1 класс

Тема урока: «Число нуль. Цифра 0».

Автор: Ведерникова Людмила Юрьевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №225»

Основные предметные цели:

1. Ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчѐта на числовом отрезке.

2. Научить писать цифру 0.

3. Свойства сложения и вычитания с нулём.

Основные метапредметные цели:

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

учиться ориентироваться в учебнике, тетрадях;

сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,

Коммуникативные:

развитие устной математической речи;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения при работе в группе

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность;

учиться работать по предложенному плану 

Основные личностные цели:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Формы работы: полилог на основе взаимодействия пар, групповая и индивидуальная работа.

Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные карты, набор «учись считать», сигнальные карты обратной связи.

ХОД УРОКА.

 I. Актуализация знаний

– Отгадайте, кто сегодня пришел к нам в гости и поможет нам разгадать тайну нашего урока.

 

Вы слепили меня ловко:

 Вместо носа тут морковка,

 Угольки вместо глаз,

 Шляпкой служит старый таз.

 Дали в руки мне метлу –

 Только в этом мало толку!

 Мне, признаться, надоело

 Одному стоять без дела……СЛАЙД…

 Снеговик я не простой,

 Любопытный, озорной.

II. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

  • Полилог на основе взаимодействия пар.

Задание № 1 учебника, с. 20.  (в парах)

Творческое задание: Составьте рассказ, о том, что произошло со снеговиком. Однажды со снеговиком произошло  вот что… СЛАЙД… 

Обозначаем число снежных шаров у снеговика точками, записываем число. Приходим к выводу, что последняя числовая карточка – пустая.

-Что означает карточка домино?

– Сначала он был, а теперь его нет. Место, где стоял снеговик какое? (Пустое).

На доске появляется карточка  со словом ПУСТО.

– Сколько на этом рисунке снеговиков? (Нисколько, нет).

Появляются карточки  со словами НЕТ, НИСКОЛЬКО.

  • Задание № 2 учебника, с. 20. Рисунок на полях с изображением Пети, ключевые слова.

Вопросы от любопытного снеговичка.

– Что общего у всех заданий, которые мы с вами выполнили?

Поработайте с информацией учебника на полях. (Ответом на все заданные вопросы будет одно и то же число – нисколько, пусто. Кто'то ответит, что это число – нуль.)

-Нужно ли число для обозначения количества предметов, которых нет?

-Что же это за число? (ноль) Какой цифрой его обозначают? (0) СЛАЙД…

  • - Проверим по учебнику с.20.

 Текст в оранжевой рамке.

- Изучали мы эту цифру, это число раньше?

-Что-то мы о ней знаем?

-Как вы считаете, что мы узнаем сегодня на уроке?

-Какова тема нашего урока?

Предположите, чем будем сегодня заниматься…

Снеговичок предлагает вам научиться писать цифру о. СЛАЙД…

  • Задание № 4 учебника (рабочая тетрадь № 1, с. 46)

III. Первичное закрепление. (Обсуждение в парах)

 задании № 3 учебника СЛАЙД…

-Рассмотрите и расскажите любопытному снеговичку , где стоит число 0.

-Какой можно сделать вывод? (0 стоит перед числом 1.Он меньше его на 1.)

-Как называется фигура, когда на ней появился 0? (Это луч.)

-У луча есть название. Вспомните. Числовой.

-С какого числа начинается числовой луч? С числа 0.

-Что мы теперь знаем о числе 0? (Число 0 – начало числового луча.)

Что мы уже узнали о числе ноль? (Как оно получается и какой цифрой обозначается. Число 0 – начало числового луча)

Физкультминутка. СЛАЙД…

IV. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

Работа в группах 4 группы, у каждой 1 картинка. 

Снеговик помогает дедушке Морозу готовиться к Новому году. Он привёз ёлочные игрушки. Рассмотрите рисунки и составьте рассказы и равенства. Определите отвечающего.

  • В задании № 5 на с. 21 учебника Вернитесь на место.

- Слушаем 1, группу.(рисунок Кати) СЛАЙД…

-Выложите на парте столько же. Уберите 3. Что осталось?

- Запишем в рабочей тетради (№ 2, с.46 ) с комментированием.

-Придумайте свои примеры.

Наш снеговичок очень любопытный. Он задаёт вам вопрос.

-Что будет, если из любого числа вычесть это же число? (При вычитании из числа того же самого числа, получится 0.)      

-А теперь сформулируем правило: если из любого числа вычесть само это число, то получится 0.

-Запишем с помощью букв: а –а = 0

Проверим. СЛАЙД. 

СЛАЙД…

- Слушаем 4, группу (рисунок Вовы)

-Выложите на парте столько же. Уберите 0. Что осталось?

- Запишем в рабочей тетради (№ 2, с.46 ) с комментированием.

-Придумайте свои примеры.

Наш снеговичок очень любопытный. Он задаёт вам вопрос.

-Что будет, если из любого числа вычесть это 0?

-А теперь сформулируем правило: если из любого числа вычесть 0, то получится тоже самое число

- Запишем с помощью букв: а – 0 = а

Проверим. СЛАЙД. СЛАЙД…

Слушаем 3 группу.(рисунок Лены)

-Выложите на парте столько же. Добавьте 0. Что получилось?

- Запишем в рабочей тетради (№ 2, с.46 ) с комментированием.

-Придумайте свои примеры.

-Что будет, если к 0 прибавить любое число ?

 -А теперь сформулируем правило: если к 0 прибавить любое число то получится то же самое число.

-Давайте попробуем записать с помощью букв.

Если а – любое число, то 0 + а = а

Проверим. СЛАЙД

Слушаем 2 группу.(рисунок Пети)

-Выложите на парте столько же. Добавьте 3.Чтополучилось?

- Запишем в рабочей тетради (№ 2, с.46 ) с комментированием.

-Придумайте свои примеры.

Наш снеговичок очень любопытный. Он задаёт вам вопрос

-Что будет, если к любому числу прибавить 0?

 -А теперь сформулируем правило: если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число.

-Давайте попробуем записать с помощью букв.

Если а – любое число, то 0 + а = а

Проверим. СЛАЙД. 

СЛАЙД…

-Что заметили? Почему? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется)

V. Первичное закрепление. Работа на карточках.(необходимый уровень у всех, у нек.- макс.) Кто уже решил, найдите тень снеговика

Проверка –числовыми карточками. СЛАЙД…

VI. Самостоятельная работа.  Учебник с.21 №6.

VIII. Итог урока.

-С каким числом вы познакомились?

Что мы теперь знаем о числе 0?

-Значит ноль ничего не значит?

-   Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись.

- Оказывается - в Венгрии,  поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.- СЛАЙД…

-Как вы думаете почему?

 -   Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

-  СЛАЙД…  Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)

 

-Какие правила усвоил Снеговичок вместе с вами?

- Как вы думаете, где могут пригодиться полученные знания на сегодняшнем уроке?

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля." 1 класс. по УМК "Перспектива"

Конспект урока. Знакомство с числом 0 и цифрой 0. Знакомство со свойствами сложения и вычитания нуля. Урок сопровождается  презентацией, в которую входят: разминка, задания на закреплен...

Конспект урока «Число нуль. Цифра 0»

Тема урока: «Число нуль. Цифра 0»Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом луче; научить писать цифру 0....

Конспект урока по математике на тему:"Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями" 4 класс Школа России

Конспект урока по математике на тему:"Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями" 4 класс  Школа России...

Конспект урока. Закрепление «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» (4 класс УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: Отработка алгоритма деления на числа, оканчивающиеся нулями....

конспект урока математики «Умножение числа нуль и на нуль». (4 класс)

конспект урока математики для 4 класса по теме: "Умножение числа нуль и на нуль". Познакомить учащихся с правилом умножеия числа 0 и на 0....

урок по математике по теме "Число нуль. Цифра 0"

разработка урока по теме "Число нуль. Цифра 0"....