Конспект урока «Число нуль. Цифра 0»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Тема урока: «Число нуль. Цифра 0»

Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом луче; научить писать цифру 0.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_1_klass.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Cалова Светлана Владимировна

ГОУ СОШ № 176 Калининский район

Учебный комплект «Школа 2100», Математика 1 класс, Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, стр.20-21.

Тема урока: «Число нуль. Цифра 0.»

Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом луче; научить писать цифру 0.

Задачи: повторить умение работать с числовым отрезком; закрепить умения считать в пределах 9; закрепить умение составлять выражения по рисункам; развитие навыков  сотрудничества со сверстниками.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала.

Этап урока

Описание урока

Комментарии (формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей)

1

Организационный (мотивация к учебной деятельности)

Проверьте наличие всех учебных принадлежностей. Настройтесь на знакомство с необычной цифрой.

Учитель проверяет готовность уч-ся; мотивирует к учебной деятельности.

Уч-ся настраиваются на урок; самоконтроль готовности к уроку.

2

Актуализация знаний

Работа с отрезком натурального ряда чисел,

решаем цепочки примеров: 9-1-1-2+3+1=9

7+2-4-1-2+3=5

8-1-4+2-1-4=?

Почему не смогли назвать результат последнего числового выражения? Подумайте, как бы могла выглядеть эта цифра. (работают в парах на листочках)

Сформулируйте тему урока.

Учитель организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации; инициирует пробные действия детей.

Уч-ся повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи; учатся сотрудничать в паре; формулируют тему урока.

Результат: цифры, которые придумали дети.

3

Поиск решения («открытие» нового знания)

Отгадайте загадку:

Барсучиха-бабушка

Испекла оладушков.

Угостила двух внучат-

Двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат.

 Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

(нисколько)

Какая же модель будет у этого числа?

Почему пустой должна быть карточка?

Нужно ли число для обозначения этого количества?

Кто-нибудь знает, как оно называется, а записывается?

Работа по учебнику: №1,2.

Учитель организует самостоятельную поисковую деятельность (проблемный диалог); практическую деятельность при работе с учебником.

Уч-ся строят и реализовывают проект выхода из затруднения, выдвигают гипотезы, работают с информацией.

Результат: научатся записывать цифру 0.

4

Первичное закрепление

Какое же число мы можем теперь вставить в наш числовой отрезок и в результат числового выражения?

Работа по учебнику №3,4.

Работа в тетради № 1 стр. 46.

У всех ли получились закономерности, давайте проверим. Почему не получились или получились?

Учитель управляет первичным закреплением

оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но, помогая ее преодолевать;

создает условия для самоконтроля и самооценки.

Уч-ся решают типовые задания на новый способ действий; осуществляют самоконтроль и самооценку результатов действий.

Результат: записанные закономерности из цифр.

5

Включение нового знания в систему знаний

Работа по учебнику №5.

Рассматриваем рисунки, составляем по ним рассказ и самостоятельно делают выводы. Записывается выражение на доске и в рабочей тетради №2 стр. 46.

Рассмотрев свойство нуля на частных примерах, уч-ся с помощью учителя делают  вывод, что эти свойства распространяются на всё известное нам множество чисел.

Работа в паре с №6 в учебнике, чья пара первая сделает поднимает руки «домиком», им даётся ключ-ответ.

У каких геометрических фигур нуль углов? У каких геометрических фигур есть углы? Какие углы вы знаете? Выполните задание №4 стр. 47 в тетради.

Учитель организует деятельность по выявлению границ применения нового знания; консультирует, корректирует действия;

ищет способы включения в работу каждого.

Уч-ся устанавливают взаимосвязи между новым и знанием и уже изученным учебным материалом; осмысляют возможность применения нового знания в практической жизненной ситуации; работают в паре.

Результат: выводят свойства нуля, оценивают правильность совместной работы.

6

Рефлексия

Синквейн:

число

пустое, круглое

рассуждали, считали, писали

Число обозначает пустое множество.

нисколько

Какая была цель урока?

Всё ли у вас получилось?

С какими трудностями столкнулись?

Учитель создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке.

Уч-ся фиксируют новое содержание; соотносят цель и результат учебной деятельности; осуществляют рефлексию способов деятельности; осуществляют самооценку собственной деятельности


ГРУППОВАЯ РАБОТА.

12. «Найди автора сказки» Команде даётся карточка, в которой необходимо подчеркнуть фамилию автора каждой сказки.

«Золушка»                              «Золотой ключик»              «Приключения Чиполлино»            

а).братья Гримм                    а) А. Волков                            а) Д. Родари

б) В. Гауф.                             б) Н. Носов                             б) Ш. Перро

в) Ш. Перро                           в) А. Толстой                          в) А. Милн

«Гадкий утёнок»                   « Конёк - Горбунок»               « Хоббит»

а) П. Ершов                             а)  Н. Носов                          а)   А. Милн

б) А. Милн                              б)  А. Пушкин                        б) Ш. Перро                          

в) Г.Х.Андерсен                      в)  П. Ершов                          в) Дж. Р.Р. Толкин        


Урок литературного чтения во 2 классе  (УМК «Школа 2100»)

  Учитель: Разина Н.В.

  Тема урока. Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».

Цели урока: Учить сравнивать, обобщать литературные сказки, делать выводы; развивать речь, мышление, фантазию, воображение, умение давать полный связный ответ; обучать коллективной работе; воспитание доброты, отзывчивости, чувство коллектива.

Оборудование: выставка книг, выставка детских рисунков к сказкам, выставка пластилиновых фигурок сказочных человечков, грамзапись песен из кинофильма «Приключения Буратино», костюмы героев сказок.

                                                        Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Тема нашего урока записана на доске, но прочитает её тот, кто вычеркнет все  иностранные буквы.                                                                                                     Обобщающий урок по разделу «WСlказuочнsые чеzлоNвFечки».

Сегодня у нас ребята необычный урок, КВН, соревнование между командой « Буратино» и « Красная Шапочка», В конце урока  жюри подведёт итоги, и  мы узнаем, какая команда лучше знает сказки.  

ЭПИГРАФ  Сказка ложь, да в ней намёк.

                      Добрым молодцам урок.

 ДЕВИЗ   Пусть герои сказок дарят нам тепло,

                 Пусть добро навеки побеждает зло!

И так наше путешествие в мир сказок начинается! Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто же они? Вы сейчас отгадаете.

А сейчас послушайте приветствие капитанов и команд.

Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов.

Все секреты я узнаю,

Если в сказке побываю.

Наша команда «Красная Шапочка»

И соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

В мире много сказок

Грустных и смешных,      

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи!»

Наша команда «Буратино».

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами.

В КВН будем  играть.

3. Парад сказочных человечков.

1. Бабушка девочку очень любила

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла своё,

    Ну, отгадайте, как звали её?  ( Красная Шапочка)

2. Смешной человечек на крыше живёт.                                    

    Смешной человечек  ириски жуёт.

    Смешной человечек скучать не привык.

    Смешной человечек - большой озорник.   (Карлсон)

       

3. Появилась девочка в чашечке цветка

    И была та девочка чуть больше ноготка.

    В ореховой скорлупке та девочка спала.

    И маленькую ласточку от холода спасла.  

     ( Дюймовочка .)

4. В шляпке синенькой мальчишка

    Из известной детской книжки.

    Он глупышка и зазнайка,

    А зовут его … (Незнайка)

5. Человечек деревянный,

    Ищет ключик золотой

    На воде и под водой.

    Всюду нос суёт свой длинный,

    Называясь… (Буратино)

6. У отца был мальчик странный,

    Необычный, деревянный,

    Но любил папаша сына,

    Шалунишку …   (Буратино).

7. Для него прогулка - праздник

    И на мёд особый нюх.

    Это плюшевый проказник,

    Медвежонок…   (Винни - Пух).    

8. Железные зубы, костяная нога, Все люди знают - это Баба - …. (Яга.)

9. Фруктово-огородная страна,

    В одной из книжек - сказок есть она,

   А в ней герой - мальчишка овощной,

   Он храбрый, справедливый, озорной.  (Чиполлино).  

 

 4. ИГРА «КТО ЭТО»   (Один участник выходит за дверь, остальные загадывают человечка).                                      

Очень часто героям сказок помогали добрые волшебные силы ( мудрые волшебники, добрые феи, весёлые эльфы) и мешали злые колдуны. Их основным орудием были волшебные предметы. Что бы вы у них попросили.

1.У Оле - Лукойе?  (Зонтик)

2.. У доброй волшебницы? ( Волшебную палочку)

3. У Элли?  ( Серебряные башмачки)

4. У Бабы - Яги ? ( Волшебный клубочек и ступу)

5. У Емели? ( Щуку)

6. У девочки Жени из сказки В. Катаева? (Цветик - семицветик)

                                                                                                               

И сегодня этот волшебный цветок из сказки поможет нам провести нашу игру. (На доске 7 разноцветных  лепестков с обратной стороны буквы, составив их получится слово МОЛОДЦЫ)

5. Внимательно посмотрите на выставку книг. И иллюстрации .

На какие группы можно разделить все сказки ? (Литературные и народные.

 Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

6. На доске известные вам сказочники. Решите задачу, если  все высказывания - ложные. Откуда родом наши авторы,  если Родари говорил : «Я не родился  в Италии?»  Милн говорил: « Я живу в Швеции». Лингрен Астрид говорила, что она из Англии.

 Милн Алан Александр (1882- 1956)                  ШВЕЦИЯ

Линдген Астрид Анна Эмилия (1907 - 2002)    АНГЛИЯ

Родари Джанни (1921- 1980)                               ИТАЛИЯ

Назовите героев сказок (иллюстрации на доске), о которых нам рассказали  эти сказочники.

Карлсон, Винни- Пух, Чиполлино. Кто  лишний из героев? ( Баба- Яга - из народной сказки и т. д.)

7. Работа с учебником на странице 168 . Вопросы.

а). Задания о сказках. Страница 168 учебника.

б) Дети называют героев сказок, которых они нарисовали, из какой сказки, кто автор.

 г). Чтобы осталась память о прошедших событиях, люди создают музеи. В нашем районном центре городе Марксе существует Краеведческий музей, в нашей Калининской школе открыт музей, в котором имеются экспонаты рассказывающие о прошлой жизни наших односельчан. Существуют различные музеи, есть и такой необычный - музей восковых фигур, где из воска скульпторами сделаны фигуры знаменитых людей прошлого и настоящего. Мы попробуем с вами создать в классе свой музей пластилиновых сказочных человечков. Кто же будет среди экспонатов? (Рассказы детей и представление вылепленных фигурок.

8. ВИКТОРИНА «КТО ЭТО?»

1. Был обманут в стране дураков. ( Буратино)

2. Правитель страны, в которой жил Чиполлино. (Лимон)

3. Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа - Карло)

4. Ослик - друг Винни - Пуха.   (Иа)

5. Кому принадлежит волшебное кольцо. ( Хоббит Бильбо)

6. Пудель Мальвины. ( Артемон)

7. Черепаха из сказки « Золотой ключик». ( Тартилла)

8. Пантера из сказки «Маугли».( Багира)

9. Крыска старухи Шапокляк. ( Лариска)

10. Друг Крокодила Гены.         ( Чебурашка)

11. Слепой кот из сказки « Золотой ключик, или Приключения Буратино».(кот Базилио)

12. Подруга кота Базилио. (Лиса Алиса)

13. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Царевна Лягушка)

14. Весёлый человечек - луковка? (Чиполлино)

15. Брат Герды.   ( Кай)

16. Подруга семи гномов. (Белоснежка)

         

ФИЗМИНУТКА.

Мы читали, размышляли

И немножечко устали.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём - и снова в путь!

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развёл,                                                                                              

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

9.  КОНКУРС  «УГАДАЙ-КА».

Тест. Из четырёх вариантов необходимо выбрать нужный.

1. На какой птице летала Дюймовочка?

а) стриж

б) ласточка

в) сова

г) воробей

2. Что обнаружил Буратино за заветной дверью в коморке папы Карло?

а) поле чудес

б) лесопилку

в) театр

г) страну дураков

3. Что потерял ослик Иа в сказке « Винни - Пух»?

а) совесть

б) гриву

в) зубы

г) хвост

4. Кто внёс решающий вклад в процесс вытаскивания репки?

а) дед

б) внучка

в) мышка

г) Жучка

5. Какое яйцо снесла курочка Ряба?

а) пасхальное

б) Фаберже

в) золотое

г) киндер - сюрприз

6. Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки и от дедушки?

а) рогалик

б) бублик

в) пряник

г) колобок

7. Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина?

а) Винни - Пух

б) Крокодил Гена

в) Карлсон

г) Кощей Бессмертный

8. Как зовут итальянского Буратино?

а) Пьеро

б) Арлекино

в) Чиполлино

г) Пиноккио

РАБОТА В ПАРЕ. (карточка)

10. Соедини героев книг с их авторами.

1. Незнайка                                       А. Толстой

2. Айболит                                         Дж.  Родари

3. Дюймовочка                                 К. Чуковский

4. Чебурашка                                    Э. Успенский

5. Буратино                                      А. Пушкин

6. Чиполлино                                   Н. Носов  

7. Золотой петушок                        Г.Х. Андерсен

11. УГАДАЙ СКАЗКУ

Из какой сказки эти слова? Кто её написал?

1.Тыква, тюрьма, ключи, слёзы, налоги, синьоры, генералы, ( Д. Родари «Чиполлино»).

2. Замок, сапоги, осёл, мельница, лев, река, маркиз, кот. (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

3. Крыша, привидение, мальчик, домомучительница,  ( А. Линдгрен «Повесть о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше.»)

4. Полено, Шарманщик, Слепой кот, пудель, театр. ( А, Толстой «Золотой ключик»)

 ГРУППОВАЯ РАБОТА.

12. «Найди автора сказки» Команде даётся карточка, в которой необходимо подчеркнуть фамилию автора каждой сказки.

«Золушка»                              «Золотой ключик»              «Приключения Чиполлино»            

а).братья Гримм                    а) А. Волков                            а) Д. Родари

б) В. Гауф.                             б) Н. Носов                             б) Ш. Перро

в) Ш. Перро                           в) А. Толстой                          в) А. Милн

«Гадкий утёнок»                   « Конёк - Горбунок»               « Хоббит»

а) П. Ершов                             а)  Н. Носов                          а)   А. Милн

б) А. Милн                              б)  А. Пушкин                        б) Ш. Перро                          

в) Г.Х.Андерсен                      в)  П. Ершов                          в) Дж. Р.Р. Толкин                              

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 Придумать сказку и записать в карточке.

Сказка про _________________________________________________________________

Жил- был ____________________________________. Раз пошел ____________________

Вдруг видит ________________________________________________________________

Испугался ________________________, хотел было ______________________________

Как вдруг __________________________________________________________________

Выскочил и давай ___________________________________________________________

Глянул на _______________________________________________________ и _________

Поблагодарил _________________________ и  отправился ________________________.

14. Итог урока: Вот и подошло к концу наше весёлое путешествие. Что вам запомнилось и понравилось? Чему вас научили волшебные сказочные человечки?  Жюри подводит итог. Награждение участников.

В гостях мы побывали у друзей сердечных,

В чудесной сказке каждый побывал.

Бери с собой в дорогу своих  Сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.


Конспект урока по математике (1 класс)

Тема «Числа от 1 до 5» (закрепление).

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!

Объявление темы и целей урока.

У: - «Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию, но это будет не простая экскурсия, а математическая».

- Скажите, какие времена года вы знаете?

Д: - Лето, зима, осень, весна.

У: - Сейчас какое время года?

       (осень)

- А что вы можете рассказать об осени? (ответы детей).

У: - Так вот, ребята, мы с вами сейчас отправляемся на математическую экскурсию в осенний лес, где нас ждет немало интересных встреч.

(Обратиться к плану).

III.     Устный счет.

 У: - Но чтобы войти в лес, мы должны показать царю леса, как хорошо и    

 правильно научились устно считать.

 (Работа по карточкам, 6 учащихся работают на местах письменно,

 остальные считают устно).

 1). Счет от 0 до 10, от 10 до 0.

 2). Назвать соседей чисел

      4, 7, 9, 5, 3, 8, 6

 3). Какие числа пропущены

       0,…., 2, …., 5.

 4). Решение задач.

       А). Петя и Ваня пошли в лес, и нашли 5 белых грибов. Один гриб оказался гнилым, и мальчики выбросили его. Сколько белых грибов осталось у мальчиков? (4)

       Б). У Арсения было 3 голубя, а у Никиты 2 голубя. Сколько голубей было у обоих мальчиков? (5)

       В). Полина нарисовала 2 цветочка, а Анечка – столько же. Сколько они нарисовали вместе? (4)

       Г). У Лены – 2 ленты. Одну из них он разрезала на 2 ленты. Сколько лент стало у Лены? (3)

       Д). Пять веселых медвежат

             За малиной в лес спешат,

             Но 1 малыш устал,

             От товарищей отстал,

            А теперь ответ найди,

            Сколько мишек впереди? (4)

        Е). У Кати – 4 яблока, А у Насти – пара яблок. У кого яблок больше? У кого меньше?

          Физкультминутка

         Из-за парт мы выйдем дружно,

         Но шуметь совсем не нужно.

         Встали прямо, ноги вместе,

         Поворот кругом на месте.

         Хлопнем пару раз в ладошки

         И потопаем немножко.

         А теперь представим, детки,

         Будто руки наши – ветки

         Покачаем ими дружно,

         Будто ветер дует южный.

         Ветер стих. Вздохнули дружно

         Нам урок продолжить нужно.

         Подравнялись. Тихо сели.

         И на доску посмотрели.

         У: - Мы с вами очень хорошо устно посчитали, значит, выдержали

         вступительный экзамен и отправляемся дальше.

          Нас туда ведет дорожка,

          Но здесь деревья на пути.

          Как к избушке подойти?

         А сможем мы к ней пробраться, если выполним задание, которое нам

         приготовил лесной житель:

          Что за зверь лесной

          Встал, как столбик, под сосной.

          И стоит среди травы –

          Уши больше головы? (Заяц).

          Работа в группах и парах.

          - На деревьях сидят птицы: воробьи и голуби. Ваша задача составить пары и

          ответить на вопрос: «Кого больше: воробьев или голубей?»  (ребята

          демонстрируют).

          - Давайте сделаем вывод:

          Г<В

          В>Г

         У: - Молодцы, ребята, справились!

          А следующее задание нам приготовила… (Работа с избушкой).

            Хитрая плутовка,

           Рыжая головка,

           Пушистый хвост – краса.

           Кто же это?  (Лиса).

          (Работа с экологической картой)

           - Найди цифры (4, 2, 3, 1, 5) и показать цвет, которым они обозначены.

             Найди в классе предметы, количество которых равно 5.

          У: - Молодцы, ребята, идем дальше. А навстречу нам…

            Лесом катится клубок,

           У него колючий бок,

           Он охотится ночами

           За жуками и мышами. (Еж)

          У: - Ежик приготовил нам самое трудное задание и, чтобы мы его правильно

          выполнили, соберемся с силами и отдохнем.

         

          Физкультминутка.

         (СаНПин)

          Стр. 50 № 4 – самостоятельная работа с самопроверкой под музыку.

          I в. – 1 столбик

          II в. – 2 столбик.

          Физкультминутка (на глаза).

          У: - Кто же нам приготовил задание?

             Кто по елкам ловко скачет

            И взлетает на дубы?

            Кто в дупле орешки прячет,

            Сушит на зиму грибы? (Белка)

          Работа в тетради.

 

           Обратить внимание на посадку.

          У: - Молодцы, ребята, замечательная получилась у нас математическая

          Экскурсия по осеннему лесу. А как нужно вести себя в лесу?

          (Ответы детей).

          У: - Спасибо всем за работу.

          Я думаю, что царь леса остался доволен вашими успехами в математике и

          решил сделать вам подарок – поездку в Московский цирк.  


  Конспект урока   математики

в 1 классе по учебнику С. А. Козлова

.

                                                                                                     

                                                                                   Разработала:

учитель начальных классов

                                                                                                                                      Решетникова Т. А.

2012 г.

                     

Тема: Число и цифра 5

 

Цель:

закрепить состав числа 5, написание цифры 5, счёт в пределах 5;

отрабатывать взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке;

развивать логическое мышление, внимание,  память.

Оборудование: демонстрационный материал (картинки к устному счету), наборы цифр, числовой луч, счетные палочки, ноутбук, экран.

                                                                                   Ход урока.

Этапы урока        

Деятельность учителя        

Деятельность учеников        

Формируемые УУД

I. Организационная часть.        

– Эмблема урока – улыбающееся солнце, а девиз – «Если вместе, если дружно». Как в настоящей семье.

До меня молва дошла.

 В нашей школе появилась,

 очень дружная семья.

Вместе учатся, играют,

Все друг другу помогают.

И мальчишки и девчонки

Даже очень хороши!

- Что называем семьёй?

Какая должна быть семья?

– И вы в классе должны быть как одна семья – дружными, заботливыми.

        

        

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

II.Основная часть.

1.Актуализация знаний.

        

а) Счёт в пределах 10

(по числовому лучу)

- Давайте, ребята, вспомним с какой проблемой мы столкнулись на прошлом уроке?

- Сколько отрезков  вы видите?

•—•  •—•  •—• •—• •—•

- А теперь давайте их соединим.

- Что получилось?

- Из скольких равных частей или отрезков состоит наш большой отрезок?

- В конце каждого маленького отрезочка мы поставим по порядку цифры.

•—•—•—•—•—•

     1    2   3   4   5

- Сколько частей в таком маленьком отрезке?

Значит можно сделать следующий вывод:        

- некоторым детям было трудно определить, что такое числовой луч.

- большой отрезок.

- из 5

- у нас получился числовой отрезок.

- одна

ВЫВОД:  Каждый из этих маленьких отрезков составляет одну единицу        

2.Формулирование темы урока.

Планирование деятельности.

        

- Но у нас  есть еще больше отрезок.

- Как расположены числа на  числовом отрезке?

•—•—•—•—•—•—•—•—•—•—•

     1    2   3   4   5   6   7    8    9

(тренировка счета туда и обратно).

- Назовите предыдущее число числу (1. 2, 3, 4, 5)

- Назовите последующее число числу 1, 2, 3, 5)

- Сколько единиц в числе (3, 4. 5)?

- На сколько единиц 3 меньше 4? 4 меньше 5?

- На сколько единиц 5 больше 4? 4 больше 3?

- Назовите соседей числа (2. 3, 4, 5)

- Какое число стоит справа от числа (1, 2, 3, 4, 5)?

- Какое число стоит слева от числа (5. 4. 3. 2)?        

- по порядку

- на одну единицу, которая на отрезке представляет один единичный отрезок        

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Работа над новым материалом.

Постановка  учебной проблемы.

Открытие знания.

4.Планирование деятельности при выполнении задания. Целеполагание.

Контроль.        

-Посмотрите на числовой луч. На нем появилась красная стрелочка.

- В какую сторону она двигается?

-Из какого числа пошло движение стрелочки?

- На сколько единиц увеличиваем?

- На каком числе остановилась стрелка?

       + 1  + 1  + 1  + 1

•—•—•—•—•—•

     1    2   3   4   5

- Составьте выражения по числовому отрезку и найдите их значение.

- А если мы стрелки развернем.

- В какую сторону пойдет движение?

- Из какого числа пошло движение стрелочки?

- На сколько единиц уменьшаем?

- Составьте выражения по числовому отрезку и найдите их значение.

- Связаны ли между собой действия сложения и вычитания?

- Покажите самое большое число при сложении и вычитании. Обведите его красным кружком (подчеркните)        

- вправо

ВЫВОД: если стрелка двигается вправо, значит, число будет увеличиваться

 - из 1 (меньшего числа)

 

1+4=5   2+3=5   3+2=5   4+1=5

- влево

ВЫВОД: если стрелка двигается влево, значит, число будет уменьшаться

 - из 5 (наибольшего)

5-1=4     5–2=3     5-3=2     5-4=1

- связаны

1+4=5   2+3=5   3+2=5   4+1=5

5-1=4     5–2=3     5-3=2     5-4=1

ВЫВОД: Складываем части, получаем целое. Из целого вычитаем одну часть, получаем другую.        

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5.Физкультминутка.        

        

        

III.Закрепление изученного.

Отработка приемов вычислительных навыков.        

Работа в учебнике стр. 66 № 2

- К каждому рисунку запишите по два равенства

  а)     - 1  - 1  

•—•—•—•—•—•

     1    2   3   4   5

  б) + 1  + 1  

•—•—•—•—•—•

     1    2   3   4   5

Работа в учебнике стр. 66 № 1

-Подставьте числа в окошки.

    +2                              -2

•—•—•                   •—•—•

1____                   ____5  

2____                   ____4  

3____               ____3

        

3-1-1 = 1

1+1+1 =3

ВЫВОД: Увеличение числа на 1 и 1, тоже самое, что на 2 единицы

ВЫВОД: Увеличение числа на 2 единицы по числовому лучу можно заменить одной большой стрелкой

        

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре в процессе проверки

IV.Отработка правописания цифр.

Развитие мышления, внимания.        

Игра «Магазин»

- Мы выбираем из вас покупателей. Каждому из детей я даю деньги. У нас уже есть продавец, к которому нужно правильно обратиться, купить у него нужный вам предмет.

-Каждый из вас должен рассчитать, хватит ли денег на покупку. После покупки вы рассказываете, сколько денег у вас было, что приобрели, на какую сумму, сколько денег у вас осталось. А мы с ребятами будем составлять, и записывать выражения.        

 

  5             5             5           5

  ^             ^             ^           ^      

3+ 2        1+4        2+3        4+1

5-2 = 3   5–1 = 4   5–3 = 2   5–4 =1

ВЫВОД: Сложение связано с вычитанием.        

V.Подведение итогов.

Оценка деятельности обучающихся        

Оцените свою работу на уроке по лесенке из 10 ступенек

                                             Я все знаю, все умею

                 

Я ничего не знаю,

не умею        

Дети рисуют себя на той ступеньке, на которой считает нужным, зная, чему соответствует нижняя и верхняя ступеньки        

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.

Представленный материал был разработан в соответствии с особенностями классного коллектива и был апробирован на открытом мероприятии «День открытых дверей» для родителей обучающихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

Кировского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Литературное чтение во 2 «В» классе

Тема: Туве Янссон "Шляпа Волшебника".

 

учитель начальных классов: Яровая Анна Геннадьевна

Уфа

2012 год

Педагогические задачи: познакомить с творчеством Т.Янссон; учить прогнозировать содержание текста по названию и иллюстрации; учить анализировать текст; отрабатывать технику чтения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют прогнозировать и анализировать текст; работать над пониманием лексического значения слова; выражать свои мысли; участвовать в диалоге.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания - находят ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, игровые ситуации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи; участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; работают в паре, в группе.

Личностные: самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Оборудование к уроку: презентация, выставка книг Туве Янссон, рисунки героев с буквами, карточки с буквами, кроссворд, заготовка для цифрового диктанта, запись песни "Облака".

Ход урок:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.

- Почувствовали, как от ваших улыбок стало в классе светлей и теплей.

- Я желаю вам хорошей работы. Если вы выполните все задания верно, то из полученных слов соберёте пословицу.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- С произведением какой писательницы вы познакомились? (Туве Янссон)

- Как называется это произведение? (“Шляпа волшебника”)

- Из какой страны пришла к нам эта сказка? (Из Финляндии)

- Ребята, какое было домашнее задание? (Пересказать сказку по плану.)

- Перед вами лежат пункты плана (разрезаны) , но они перепутались. Ваша задача - восстановить последовательность, если выполните верно, то у вас получится слово.

Превращение яичных скорлупок.        (С)

Наши герои исследуют тучки.        (Д)

Тучками можно управлять!        (Е)

Муми-папа потрясен!        (Л)

Новая игра.         (А)

Страшный сон.        (Л)

ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ

3. Закрепление изученного.

 - Назовите героев сказки. (Мумии – тролль, Мумии – мама, Мумии – папа, Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф)

Работа в группах.

А)- Перед вами лежит карточка. Соедините героя с его характеристикой.

Этот герой – хороший товарищ, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества  уводит его от друзей. Он уходит на всю зиму в тёплые страны. (Снусмумрик)

Этот герой меняет цвет в зависимости от настроения. Любит танцевать и навешивать на себя разные украшения. За ухом у этого героя всегда цветы, а на ноге маленький золотой браслет. (Фрекен - Снорк)

Этот герой похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен. (Мумии - тролль)

Этот герой волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и “сколько подушек им надо под голову”. (Мумии - мама)

Этот герой считает, что дом Мумии – троллей должен быть полон удивительных уголков и потайных комнат, лестниц, балкончиков и башен. (Мумии - папа)

ПРОВЕРКА:

- На доске изображены иллюстрации с героями сказки. (с обратной стороны буквы (смело)

(Учитель вызывает ребёнка к доске. Он читает характеристику кого–то из героев. Переворачивает и с обратной стороны появляется буква.)

Б) Выборочное чтение.

- зачитайте отрывок, в котором говорится о превращении яичной скорлупы в тучки.

- как тучки стали двигаться.

- послушные тучки

- С кем сравниваются тучки, если ими можно управлять нажимом, покачиванием, с них можно свалиться, их можно пришпорить? (с лошадью)

В) Прослушивание песни “Облака” ( Автор стихов Козлов, музыка Шаинского)

- Кто знает песню, подпевайте.

- Созвучны ли мысли Туве Янссон, написавшей сказку 60 лет назад, и нашего современника?

- С чем сравниваются облака в песне?

- Какое желание возникает при виде облаков?

- Кто же и где может осуществить свою мечту?

Г) Работа в группах (тест).

- А сейчас мы вспомним предыдущие части. Для этого мы с вами проведём небольшой тест.

- Из букв правильных ответов, сложите слово (гуляй)

1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?

а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.

2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?

а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.

3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?

н) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; л) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.

4. На чём любил играть Снусмумрик?

а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.

5.Что лежало на вершине горы?

а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.

ГУЛЯЙ

4.Физминутка

- Встаньте. Закройте глаза. Представьте, что ваш нос начал расти, расти и расти. Нарисуйте своим длинным носиком волшебный предмет из сказки “ Шляпа волшебника”

- А теперь ваш нос стал уменьшаться до обычных размеров. Откройте глаза

Д) Восстановление деформированного текста. (Работа с учебником)

- Вставь слова.

На вершине разгуливал ________(весенний) ветер и на все ________(четыре) стороны распахивался голубой _____(горизонт). На _______(западе) было море, на ______(востоке) река, петляя, _______(уползала) в глубь Пустынных гор, на севере простирались_________(дремучие) ________(леса), а на юге из трубы –________(Муми-дома) клубился дымок.

Е) Пришло время узнать четвёртое слово. Отгадайте кроссворд.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД

- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.

- Сколько раз прокуковала кукушка.

- Что нашли Муми-троль и Снусмурик и Снифф после зимней спячки.

- В каком месяце муми-троли погружаются в спячку.

З) Цифровой диктант.

- Сейчас мы с вами напишем цифровой диктант.

- Я говорю фразу. Если вы с ней согласны, то ставите “1”, если не согласны, то “0.

Муми-мама и мумии-папа принимали гостей с невозмутимым спокойствием. (1)

Тайная система общения: три простых свистка и два долгих (0)

Снусмумрик всегда ходил в новом шарфе (0)

В шляпе волшебника были варёные яйца. (0)

Яичные скорлупки сохранили белый цвет, но стали мягкими и пухлыми. (1)

Из шляпы выпорхнули 3 белые тучки. (0)

Тучка была по ощущениям фрекен Снорк похожа на вату. (1)

Муми – тролль крикнул “Кукареку!” перед окошком Муми–мамы. (0)

Новую игру с тучками изобрели Снорк и Снусмумрик. (1)

Муми – троллю и фрекен Снорк приснились разные сны. (0)

Друзья так и не догадались, что тучки – это яичные скорлупки. (1)

Взаимопроверка:

Ответы: 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1.

5. Подведение итогов и оценивание работы класса.

Какие впечатления остались у вас после сказки?

Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница? (Да. По именам героев, тролли - сказочные персонажи фольклора Запада)

А узнали ли вы, что-нибудь о волшебнике, про чью шляпу читали?

Почему он оставил шляпу?

Что случится дальше?

Вот об этом вы можете прочитать в других книгах.

6. Выставка книг.

- Сложите из слов пословицу (“Сделал дело, гуляй смело”)

- Как вы её понимаете?

7. Домашнее задание.

- Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Число нуль. Цифра 0" 1 класс

Данный урок выстроен в соответствии с системно-деятельностным подходом к обучению. Автором использована технология проблемного диалога. Тип урока - открытие нового знания. Формы работы: полилог на осн...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

План - конспект урока "Число и цифра 7. Состав числа 7"

Создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование....

Конспект урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." 1 класс

Конспект урока в 1 классе "Число и  цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." Программа "Перспектива"....

Конспект урока: "Число 9,цифра 9,состав числа 9".

Конспект открытого урока по математике для 2 класса по теме: "Число 9,цифра 9,состав числа 9"....

Конспект урока "ЧИСЛО и ЦИФРА 5" + презентация к уроку

Цели: Ознакомление с числом  и цифрой 5, с получением числа 5,Изучение состава числа 5, упражнение в написании этой цифры.Задачи:  Образовательные:познакомить с числом 5;познакомить с цифрой...