Проект урока математики в 1 классе
проект по математике (1 класс) по теме

Пахомова Любовь Вениаминовна

В проекте диагностика уровня развития и обученности учащихся, характеристика класса, описание исходного уровня ЗУНов, конспект с теоретическим обоснованием, самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока.

Предмет, класс:  математика, 1 класс (1-4).

Тема: "Счёт. Сравнение групп предметов.            

           Пространственные представления.                                              

           На сколько больше (меньше)?"

Программа: традиционная (Моро М.И. и др.).

Тип урока: "Закрепление изученного".

                                        Выполнил: учитель начальных классов

                                        школы №1   г. Лысково

                                        Пахомова Л.В.

                                        Педагогический стаж:   7лет.

                                        Стаж работы учителем

                                    начальных классов:   7 лет.

                                        Квалификационная категория:  II.

                                        Дата выполнения:    сентябрь 2004г.

   

Содержание.

  1. Диагностика уровня развития и обученности учащихся……..3
  2. Психолого-педагогическая характеристика класса…………...5
  3. Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся…………………………………………………………7
  4. Тема, цели, оборудование урока……………………………….7
  5. План урока с хронометражем…………………………………..8
  6. Конспект урока с теоретическим обоснованием………………9
  7. Самоанализ урока……………………………………………….18
  8. Список литературы……………………………………………...20

  1. Диагностика уровня развития и обученности  учащихся 1 класса  (на основе психолого-педагогического обследования готовности к школьному обучению).

Подготовка будущих первоклассников проходила в различных условиях (детский сад, подготовительные к школе группы, семейное воспитание и др.). Для оценки готовности к школьному обучению детей как с точки зрения психофизиологической, так и психолого-педагогической использовались:  

  1. тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым, выявляющая степень психосоциальной зрелости (отмечалась мотивация к обучению в школе). Тихомирова Л.Ф. , Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: "Гринго", 1995.
  2. тест Керна-Йирасека для диагностики уровня школьной зрелости  Тихомирова Л.Ф. , Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: "Гринго", 1995.
  3. диагностика саморегуляции (умение принимать и удерживать учебную задачу). Методика Эльконина Д.Б.  «Графический диктант» Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1995.
  4. исследование уровня восприятия (зрительного и слухового). Методика Тихомировой Л.Ф. , Басова А.В.  Тихомирова Л.Ф. , Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: "Гринго", 1995.
  5. диагностика слуховой и словесно-логической памяти. Методика  Тихомировой Л.Ф. , Басова А.В.  Тихомирова Л.Ф. , Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: "Гринго", 1995.
  6. исследование мышления (при выполнении задания выявляется понимание главного, способность к установлению связей между явлениями, в том числе и причинно-следственной связи. Рассказ по картинкам характеризует речь ребёнка (произношение, словарный запас, умение грамотно строить предложение). Методика  Тихомировой Л.Ф. , Басова А.В.  Тихомирова Л.Ф. , Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: "Гринго", 1995.
  7. диагностика мотивации (определение ведущего типа мотивации). Модификация методики Н.Л.Белопольской // И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1995.

Приведём полученные результаты (на основе вышеперечисленных методик).

Таблица 1.

Распределение учащихся по уровням психосоциальной зрелости.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

количество учащихся (в %)

40

50

10

Таблица 2.

Распределение учащихся по уровням школьной зрелости (готовность к обучению).

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

35

50

15

Таблица 3.

Распределение учащихся по уровням развития саморегуляции.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

35

45

20

Таблица 4.

Распределение учащихся по уровням развития восприятия (зрительного и слухового).

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

15

50

35

Таблица 5.

Распределение учащихся по уровням развития слуховой и словесно-логической памяти.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

40

40

20

Таблица 6.

Распределение учащихся по уровням развития мышления.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

35

55

10

В целом по классу уровень развития психических процессов учащихся средний и ниже среднего. У детей присутствует быстрая утомляемость. В мотивационной сфере 80% первоклассников доминируют учебные мотивы.

При обследовании детей мы обращали внимание не только на конечный результат, но и на характер деятельности школьников, на те затруднения, которые они испытывают. Обращали внимание на то, как каждый ребёнок принимает помощь. Целенаправленная работа по коррекции имеющихся затруднений помогает значительно продвинуть школьника в развитии, подготовить к успешному усвоению школьной программы.

  1. Психолого-педагогическая характеристика 1 класса.

В классе 16 человек. Из них 9 девочек и 7 мальчиков. Посещали детский сад 11 детей. Учатся с шести лет 5 детей. В классе 7 детей из неполных семей, 2 ребёнка воспитываются в детском доме.

С учётом проведённой и описанной  выше диагностики мы выделили три группы учащихся, учитывая их уровень развития (обучаемости).

Высокий уровень интеллектуального развития имеют 5 учеников. Они имеют положительную мотивацию к обучению в школе. Предложенные задания выполняют с интересом, учебную задачу принимают и почти всегда удерживают. При выполнении заданий проявляют волевые усилия, могут прогнозировать деятельность, контролируют себя.

В памяти удерживают 3-5 объектов, легче воспроизводят предметы, которые несут смысловую нагрузку. Ведущий тип памяти - зрительно-слуховой. Дети производят синтез, легко сравнивают, обобщают зрительно-воспринимаемые объекты с учётом величины, цвета, формы. Могут оперировать предметами и образами. Эти первоклассники владеют практически-действенным, наглядно-образным и частично словесно-логическим мышлением (есть затруднения при аргументации своих решений). Тонкая моторика руки достаточно развита, координация зрения и движений хорошая. Это школьно-зрелые дети.

У 5 детей средний уровень интеллектуального развития. В их мотивационной сфере преобладают учебные мотивы. Словесные инструкции они понимают после повторения, с дополнительными вопросами, у детей присутствует быстрая утомляемость, рассеянность, иногда медлительность или, наоборот, торопливость. Они могут отвлекаться на посторонние раздражители. Им требуется помощь взрослых, они не всегда контролируют свою деятельность. Моторика развита недостаточно (линии нечеткие, отрывистые). При выполнении задания проявляют волевые усилия, но не могут мысленно прогнозировать деятельность. В памяти удерживают до трёх объектов, легче воспроизводят бессмысленные фигуры, чем предметы, которые несут смысловую нагрузку. Ведущий тип памяти - зрительно-слуховой. Дети синтезируют, сравнивают, обобщают, зрительно воспринимаемые объекты.

Обучаемость низкая из-за утомляемости, интерес к работе быстро гаснет, волевые усилия только на короткое время.

Особого внимания требуют 6 детей (третья группа). Это слабые дети, выросшие в неполных семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками и детдомовские дети (родители лишены родительских прав). Детский сад эти дети не посещали. Два мальчика из них гиперактивные.

 Эти дети косноязычны. Словесную инструкцию понимают после повторения вопросов, иногда вообще не понимают, что от них требуют, отвечают невпопад, нет способности к длительной и стойкой сосредоточенности, быстро появляется утомление, память развита слабо, моторика не развита, в памяти удерживают 1-2 объекта. Механическое запоминание. Ведущий тип памяти – зрительно-слуховой с оперированием предметами. Могут сравнивать предметы по величине, форме, цвету. Обучаемость очень низкая из-за недостаточного развития психических процессов. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя. Игровая мотивация доминирует над учебной.

Класс в целом работоспособный, но при соответствующей мотивации. Формировать познавательную мотивацию надо на основе социальной и эмоциональной.

Дети активные, учились работать в парах (составлять вопросы). В классе сложилась рабочая, дружественная, доброжелательная обстановка. Дети учатся общаться, дружить, помогают друг другу на перемене и на уроке.

  1. Описание исходного уровня знания, умения, навыков учащихся.

Учащиеся умеют вести счёт от 1 до 10 и практически выполнять счёт предметов, используя количественные и порядковые числительные. Они знают названия чисел и порядок их следования при счёте. Дети умеют объяснять свои действия. Во все предыдущие уроки подготовительного периода были включены упражнения, формирующие умения упорядочивать объекты, считать, сравнивать предметы и группы предметов по размеру (больше - меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.),  устанавливать пространственные (вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом) и временные отношения (сначала, потом, до, после, раньше, позже).

На предыдущем уроке дети учились выяснять, на сколько в одной из сравниваемых групп предметов меньше (больше), чем в другой.

Возможны затруднения в обобщении знаний, формулировках выводов.

IV. Тема, цель, задачи, оборудование урока.

Тема: Счёт. Сравнение групп предметов. Пространственные представления. На сколько больше (меньше)? (стр. 14-15). 

Цель: подготовить к формированию понятий "число", "равенство", "неравенство" и "натуральный ряд чисел", совершенствовать умение считать предметы и группы предметов, умение сравнивать группы предметов установлением взаимно–однозначного соответствия или с помощью счёта.

Задачи:

Дидактические:

  1. Учить выяснять, на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой; упражнять в уравнивании неравных групп предметов разными способами.
  2. Продолжить работу по формированию пространственных представлений, взаимному расположению предметов в пространстве.
  3. Повторить названия геометрических фигур.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление учащихся (операции анализа, синтеза и сравнения) при работе с математическим набором, во время упражнений в счёте, сравнении, уравнивании двух групп предметов, решении задачи на смекалку и работе по учебнику; развивать математическую речь.

Воспитательные:

  1. Используя содержание урока воспитывать доброе отношение к окружающим.

Оборудование: учебник "Математика", рабочая тетрадь, наборное полотно, счётный         материал, раздаточный дидактический материал (математические                 наборы), магнитофон, картинки с изображением медведя, зайца, Хрюши,         Степашки, Каркуши; фланелеграф, набор геометрических фигур для                

        игры "Составь узор".

V. План урока с хронометражем.

1. Организационный момент.                                                                                        (1 мин.)

2. Постановка темы и цели урока.                                                                                 (1 мин.)

3. Устные упражнения и практические работы:                         

        1) Счёт предметов. Упражнения в уравнивании неравных групп

         предметов. Разные способы уравнивания.                                             (6 мин.)        2) Игра "Повторяй и продолжай" (хором, с движениями)                    (1 мин.)        3) Работа с математическими наборами. Игра "Составь узор".

        Упражнения на закрепление представлений о свойствах предметов,

        взаимном расположении в пространстве.                                               (7 мин.)        4) Задача на смекалку.                                                                                         (2 мин.)

4. Физкультминутка (хором с движениями).                                                                (2 мин.)

5. Повторение изученного:                 

        1) Работа по учебнику (стр. 14-15)                                                           (7 мин.)        2) Гимнастика для глаз, пальцев.                                                              (1 мин.)        3) Работа в тетрадях (стр. 5).                                                                              (6 мин.)

6. Итог урока.                                                                                                                   (1 мин.)

VII. Самоанализ.

          Ведущими обучающими задачами были:

  1. учить выяснять, на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в  другой; упражнять в уравнивании неравных групп предметов разными способами;
  2. продолжить работу по формированию пространственных представлений, взаимному расположению предметов в пространстве;
  3. повторить названия геометрических фигур.

Для реализации первой задачи я предложила детям практически сравнить неравные группы предметов (листья) без счёта. Ребята предложили расположить листочки парами и посмотреть, в какой группе предметов не хватило, а в какой оказались лишние. Такому сравнению я начала учить уже на втором уроке. Так, используя взаимно-однозначное соответствие, дети сами сделали вывод о том, у кого из героев (зайца или медведя) листочков больше (меньше).

В ходе этого же упражнения дети практически учились уравнивать неравные группы предметов разными способами. После вопроса учителя " Что нежно сделать, чтобы у зайца листьев стало столько же, сколько у медведя?" ребята, обсудив вопрос в парах, предложили добавить зайцу один лист, либо у медведя убрать один лист. Это упражнение подготавливает детей к усвоению понятий о действиях сложения и вычитания.

Учились сравнивать группы предметов не считая при работе по учебнику (выяснили, кого больше - девочек или мальчиков; рассмотрели рисунки ёлочек и грибов, сравнили ряды (верхний и нижний)).

Проверялось знание в ходе самостоятельной работы в тетради: после устного сравнения двух неравных групп предметов без счёта (берёзовые и дубовые листочки) детям было предложено самим подумать и дорисовать столько берёзовых листочков, чтобы их стало столько же, сколько дубовых.

Вторая задача (продолжить работу по формированию пространственных представлений) реализовывалась в ходе игры "Повторяй и продолжай". Двигаясь, дети показывали концовку фразы и хором заканчивали её.

Закрепляли представления о взаимном расположении предметов в пространстве ("выше", "ниже", "слева", "за", "перед") при работе с математическими наборами (игра "Составь узор"). При решении задачи на смекалку уточнялись и формировались представления "раньше", "позже". Для развития пространственных представлений - дополнительное задание в тетрадях (раскрась шляпки высоких грибов красным цветом, а шляпки низких – коричневым). Важно, что в ходе упражнений дети не только называли ответы, но и приводили свои объяснения.

Названия геометрических фигур (третья задача) повторили в ходе составления узора из кругов, квадратов, треугольников.

Развивающие задачи урока: развивать логическое мышление и математическую речь, реализовывались на всех этапах урока: в ходе упражнений в счёте предметов и уравнивании дети сравнивали, анализировали, делали вывод, в парах моделировали, обсуждали, приводили свои объяснения. Во время игры "Повторяй и продолжай" нужно было закончить логическую математическую фразу. Развивалось мышление (операции анализа, синтеза) и математическая речь при составлении узора из геометрических фигур, решении задачи на смекалку, в ходе самостоятельней работы, при подведении итогов урока. Важно, что в ходе упражнений дети не только называли ответы, но и рассуждали, доказывали, что развивает математическую речь.

Мною была поставлена задача: через содержание урока воспитывать доброе отношение к окружающим. Она решалась в ходе организационного момента при исполнении "Песенки  об улыбке" - дети улыбались друг другу, учителю, думали о дружбе. Работая в парах, дети сравнивали, уравнивали и при этом учились по-доброму относиться к собеседнику.

 

 

 Особенности данного урока в теме.

Данный урок в системе работы над темой "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления" – шестой. Всего на изучение этой темы отводится 8 часов. Последние три часа – на закрепление изученного.

Кроме того, данный урок – урок подготовительного периода, когда создаются условия для укрепления интереса к школе, поддерживаются надежды каждого ребёнка на успешную учёбу. Этим обосновывается включение дидактических игр, большого количества наглядности, выбор методов, приёмов, форм организации обучения.

Подготовительный период важен и для учителя: на данном уроке я продолжала изучать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, а также готовила детей к изучению следующей темы, когда надо будет формировать у них такие понятия, как число, равенство и неравенство чисел, натуральный ряд чисел и др. Это потребует умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, поэтому на данном уроке, как и на всех уроках подготовительного периода, формировались целенаправленное восприятие, произвольное внимание и память, логическое мышление, математическая речь.

В данный урок (как во все уроки подготовительного периода) были включены упражнения, формирующие умения упорядочивать объекты, считать, сравнивать предметы и группы предметов, устанавливать пространственные отношения.

 Главное на уроке – продолжить работу по формированию пространственных представлений, продолжить учить выяснять, на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой. Это решалось в ходе устных упражнений, практической работы, во время физкультминуток, при работе с учебником, в тетрадях.

 На уроке использовались различные методы: репродуктивные (воспроизведение по образцу, повторение), частично-поисковый ( с помощью специальных вопросов я побуждала детей к самостоятельному рассуждению, подвела к выводу), объяснительно-иллюстративный.

Способствовали совершенствованию учебно-воспитательного процесса дидактические игры ("Путешествие в лес", "Помоги героям сравнить количество листьев", "Повторяй и продолжай" (хором, с движениями), "Составь узор". В начале урока использовалось хоровое пение.

 На уроке сочетались различные формы обучения: фронтальная работа (класс выступал как единое целое), индивидуальная (ученики выполняли общие для всего класса задания, но без контакта с другими детьми), работа в парах (ученики по два занимались друг с другом).

 Для большей эффективности обучения применялись различные средства: учебник, рабочая тетрадь, счётный материал (листочки, геометрические фигуры), картинки с изображениями героев, магнитофон, фланелеграф.

 Применялся дифференцированный подход: на этапе повторения изученного при выполнении работы в тетрадях – дифференциация по степени сложности и по объёму: 1,2 группа - формулируют задание, обводят, продолжают, раскрашивают, 3 группа – обводят, продолжают. Дифференцировано домашнее задание по степени сложности.

 Урок – закрепление изученного (структура урока соответствует его типу). Хронометраж был выдержан.

 Дети научились считать, сравнивать предметы и группы предметов, устанавливать пространственные и временные отношения.

У слабо подготовленных к школе учеников есть затруднение в установке пространственных ("левее", "правее", "перед", "за") и временных ("до", "после") отношений. Не все дети могут самостоятельно обобщать, формулировать выводы. Работа по формированию этих представлений и умений будет продолжена. Урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический проект урока математики 4 класс

Тема: «Сложение и вычитание чисел больше 10 000. Решение задач».Тип урока: урок закрепления и систематизации знанийВид урока: урок-путешествие...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Проект урока математики 2 класс

Тип урока. Закрепление полученных знаний  и способов учебных действийТема урока. «Продолжаем вычитать».Цель урока. Закрепление умений выполнять вычисления чисел с переходом через десяток...

Проект урока математика 1 класс "Счет предметов"

Конспект урока математики для 1 класса по разделу "Простейшие представления"...

Проект урока математики 4 класс с использованием ЦЛО

Консект урока математики с использованием цифрового лабораторного оборудования на этапе целеполагания...

Проект урока математики 1 класс УМК Гармония

Проект урока по теме: «Число и цифра 5.Разбиение фигур на две группы» МатематикаВыполнил учитель начальных классовМБОУ СОШ №149Московского района г. Н.НовгородаВиноградов...


 

Комментарии

Марина Алексеевна Герасимова

Спасибо за урок!