Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность."
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ровинская Марина Ивановна

Урок математики

Класс 1

Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)

Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании

Предметные:

  • Знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.

Личностные УУД.

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям
  • Формулирование проблемы,
  • Построение логической цепи рассуждений, уста­новление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

 

Оборудование: наглядные пособия, карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, у учеников – разрезные цифры.

 УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Первоклашка665.69 КБ
Microsoft Office document icon Урок математики в 1 классе64.5 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок математики

Класс 1

Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)

Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании

Предметные:

  • Знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.

Личностные УУД.

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям
  • Формулирование проблемы,
  • Построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

 

Оборудование: наглядные пособия, карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, у учеников – разрезные цифры.

 УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро.

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок!

Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку.

- С чего обычно начинаем урок математики?

(С устного счёта)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Актуализация знаний

1. Устный счёт.

а) Фронтальная работа.

Игра «Молчанка»

Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаете карточку с нужной цифрой.

- Какое число предшествует числу 6?

-Какое число следует за числом 8?

-Какое число предшествует числу3?

- Соседи числа 4?

-Соседи числа 6?

-На сколько 4 больше 2?

-На сколько 5 меньше 7?

-10 уменьшить на 4.

-Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму.

-2 увеличить на 5.

-6 – это 2 и сколько?

б) Решение задач в стихах.

Семь гусей пустились в путь.
Один решили передохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.(6)

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?(2)

Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?(5)
 

 

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4)

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?(3)

6,2,5,4,3. (запись на доске)

-Что можно сказать об этих числах? Давайте расположим их в порядке возрастания? Что получилось? (отрезок натурального ряда чисел)

2. Минутка чистописания. 

- Откройте свои рабочие тетради.

- Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны.

(Самостоятельная работа)

3. Работа с математическим набором.

- Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений).

- А зачем нам числа? (Чтобы считать).

- Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? (2)

- Сколько синих кругов? (4)

- Сколько всего кругов? (6)

- Как записать это математическим языком? (2+4=6 – запись появляется на доске)

- Прочитайте равенство  разными способами. (используют слова:“прибавить”        , “увеличить”,  “плюс”, “сумма”)        

- Молодцы, все четыре способа назвали.

- Какой ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

( 4+2=6).

- Что заметили? (значение суммы не изменилось)

- Составьте выражение на вычитание с этими числами.

(6-4=2 или 6-2=4).

- Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание? (обратное действие суммы - вычитание).

- Прочитайте выражение  разными способами.

(используют слова: “отнять”, “уменьшить”,  “минус”)

- Молодцы, все способы назвали.

Уметь совместно договариваться о правилах  и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Способность к волевому усилию (Регулятивные УУД)

Анализ с целью выделения признаков

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД)

Постановка проблемы.

- Ребята, вы прочитали разными способами выражения на сложение и вычитание. Что заметили? (выражение  на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя)

Как вы думаете, почему?

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим?

- Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока. (Нужно найти ещё один способ читать выражение на вычитание. Узнать название компонентов при вычитании)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

(«Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

- Что мы делали? (Настраивались на работу)

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

«Открытие» новых знаний детьми

Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)

- Что обозначает первое число?

-Что показывает второе число?

- А третье число?

- Какое число из трёх самое большое?

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Уменьшается)

- То как может называться это число?(Уменьшаемое)

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (Вычитаемое)

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 6 больше 4? (На 2).

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число?

- Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Проблема разрешена.

Все числа вычитания получили имена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании . (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

Умение договариваться, находить общее решение

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

(Коммуникативные УУД)

Физкультминутка

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками (Коммуникативные УУД)

Первичное закрепление.

1) 6-1    4+3     8-2    9-4   5+3

-Что записано на доске? На какие группы можно разделить выражения? Выпишите в тетрадь только разности и найдите их значения.

-Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое.

2) Запиши выражения, найди их значения (Ученики записывают выражения в тетради, а 2 ученика с другой стороны доски)

Найди разность 7 и 2

Найди сумму 5 и 3

Уменьшаемое 5, вычитаемое 1. Найди разность.

1 слагаемое - 3, 2 слагаемое -4. Найди сумму.

Фронтальная проверка.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

Самооценка.

Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; высказывать своё предположение.

(Регулятивные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке. (Личностные УУД)

Рефлексия

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

     ЗНАЮ

Я             ЗАПОМНИЛ

    СМОГ

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...