Главные вкладки

    Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с понятием "Уравнение"
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Предлагаемый урок проводится в 1 классе. Поэтому наряду с открытием нового материала (знакомство с понятием «уравнение») большое внимание уделяется, составлению математических записей, отработке вычислительных навыков, сравнению, решению задач, логическим и творческим заданиям. Включение в сюжет урока героев популярного мультфильма «Маша и медведь» позволяет увлечь детей. Превращает урок в путешествие по сказке. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_matematiki_po_teme_znakomstvo_s_ponyatiem_uravnenie.rar2.96 МБ

    Предварительный просмотр:

    Математика, 1 класс, программа РО Л. В. Занкова.

    Учитель высшей квалификационной категории

    Родина Елена Тимофеевна, МБОУ СОШ №1, г. Нерюнгри РС(Я)

    Предлагаемый урок проводится в 1 классе. Поэтому наряду с открытием нового материала (знакомство с понятием «уравнение») большое внимание уделяется, составлению математических записей, отработке вычислительных навыков, сравнению, решению задач, логическим и творческим заданиям. Включение в сюжет урока героев популярного мультфильма «Маша и медведь» позволяет увлечь детей. Превращает урок в путешествие по сказке.

    Тема: Знакомство с понятием «Уравнение».

    Цель: На основе ранее полученных знаний о числах и действиях с ними  познакомить  с понятиями «Уравнение». Учить записывать и читать уравнения.

    Задачи:

    продолжить формировать у детей осознанные и прочные вычислительные навыки на основе таблицы сложения в пределах 9; умение работать самостоятельно, в паре, в группе;

    развивать умение записывать и читать равенства и неравенства, суммы и разности; анализирующее восприятие и логическое мышление;

    воспитывать положительное отношение  к  изучению математики,  чувство ответственности и взаимовыручки.

    Создать условия для развития метапредметных универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД

    1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
    2. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей
    3. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
    4. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
    5. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

                    Познавательные УУД

    1. Умение осуществлять логическое действие «анализ», «синтез» с выделением существенных и несущественных признаков.
    2. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
    3. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
    4. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
    5. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
    6. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
    7. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.

                    Коммуникативные УУД

    1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
    2. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
    3. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
    4. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

    Тип урока: урок – путешествие.

    Оборудование:

    Учебник «Математика. 1 класс», ч.2 (авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская,  С.Н. Кормишина ), ПК, проектор, презентация «В поисках новых знаний», карточки для работы в паре и группе, демонстрационные таблицы с понятиями: равенство, неравенство, сумма, разность, выражение, уравнение, с образцом написания цифр, коробка с карандашами.

    ХОД УРОКА

    Этап урока, время

    Приёмы, методы

    УУД

    Деятельность обучающихся

    Деятельность учителя

    I. Организационный момент.

    1 мин.

    Активный метод

     эмоциональный настрой на урок Ситуация стимулирования, выбора.

    Загадка. Видеофрагмент

    Коммуникативные УУД

    Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

    Личностных УУД: мотивирование, формирование положительного отношения к учению.

    Коллективный диалог

    - Ребята, я предлагаю вам совершить увлекательное сказочное математическое путешествие. СЛАЙД 1 Урок – путешествие «В поисках новых знаний»

    - Для путешествия нам необходима сказка, маршрут и конечно нам понадобятся знания по математике.

    - Что вы любите делать на уроках математики?  

    -  Тогда в путь! Желаю всем удачи!

    - Отгадайте, герои, какого популярного мультфильма будут путешествовать вместе с нами:

    СЛАЙД 2. Загадка. Отгадка – иллюстрация.

    Сидит в корзине девочка

    У зверя за спиной.

    Он сам того не ведая,

    Несёт её домой. (Маша и медведь)

    Фрагмент из мультфильма Маша и медведь про школу.

    II. Устный счет

    5 мин.

    Активный метод

    Наглядный метод

    Игровая ситуация

    Работа с картой. Межпредметная связь (окр.мир)

    Работа в паре.

    Регулятивные УУД

    Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

    Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

    Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

    Познавательных УУД: Умение работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи. Умение осуществлять логическое действие «сравнение».

    Умение осуществлять логическое действие «классификация».

    Умение осуществлять логическое действие «обобщение».

    Коммуникативные УУД

    Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

    Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)

    Слушание.

    Чтение.

    Восстановление письма.

    Ставят перед собой цель: найти новое математическое понятие.

    Коллективный диалог.

    Чистописание.

    Обобщение.

    Коллективный диалог по слайду.

    Работа в паре.

    Самопроверка и самооценка.

    СЛАЙД 3. Однажды, когда Маша ушла в школу, её друг Мишка, решил посмотреть телевизор, как вдруг вбежала встревоженная Маша и рассказала, что нашла письмо от сказочной королевы Математики. Только ей нужно помочь прочитать, что в нем написано.

    У вас на парте есть корзинка со словами-помощниками.          

     - Прочитайте их.

    - А теперь, я буду вам читать письмо, а вы постарайтесь определить, какие слова пропущены. 

    СЛАЙД  4. (письмо)

    Ой, Машенька. Обращаюсь к тебе за помощью. Коварные волки украли новое математическое понятие и спрятали в лесу.  А без новых знаний не научить детей математике.

    Помогите, люди добрые, отыщите  клад – верните  детям знания.

    - Ребята, что нам предстоит найти?

    - А знаете ли вы, чем пользуются путешественники, чтобы не сбиться с пути? (Картой) СЛАЙД 5. (карта)

    - Так и есть, на обратной стороне письма Маша нашла карту. Прочитайте,  куда мы сейчас отправимся? (Великие многоугольные озёра)

    - Ребята, а кто здесь живет?  

     - Обратилась Маша за помощью в Бабе Яге. Та  согласилась помочь, если мы пройдем 3 испытания:

    1.  Все озёра Бабы Яги многоугольные, это же сказочные озёра догадайтесь, какое озеро должно быть следующим. СЛАЙД 6. (Озёра) 

    Какое имя можно дать треугольному озеру? (Табличка на доске: Хх-икс, Уу – игрек, Zz – зет – буквы латинского алфавита)                                           

    2. Запишите сколько углов в каждой фигуре? (3,4,5,6). Что у вас получилось? (отрезок натурального ряда чисел) Обоснуйте свой ответ. Напишите этот ряд ещё 1 раз, так чтобы ваши цифры были самыми красивыми. Назовите число, которое идёт после 4, вспомните состав числа 5 (СЛАЙД 7). А как можно получить число 6 (СЛАЙД 8)?  

    - Ребята, а для чего нужно знать состав чисел?

    3.  Работа в паре.

    - Поработайте в паре, чья пара сможет быстрее всех определить неизвестное число и вписать его в пустое окошко так, чтобы записи стали верными.

    3+2=5

    2+4=6

    5-2=3

    6-2=4

    - Проверьте себя (СЛАЙД 9).  Если у вас нет ошибок - покажите Машу весёлую, если были ошибки – Машу задумчивую.

    • Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями Б.Я., и она подарила Маше клубочек ниток.

     (Слайд 10)

    III. Актуализация.

    5 мин.

    Активный метод

    Частично-поисковый метод

    Наглядный метод

    Игровая ситуация

    Логическая задача.

    Работа в группе

    Проблемная ситуация.

    Обратная связь

    Наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней.

    Коллизии

    Регулятивные УУД

    Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, умение планировать последовательность учебных действий, умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

    Умение осознавать способы действий.

    Познавательные УУД

    Умение осуществлять логическое действие «анализ», «синтез» с выделением существенных и несущественных признаков.

    Умение осуществлять логическое действие «обобщение».

    Коммуникативные УУД

    Умение сознательно строить речевое высказывание

    Умение аргументировать свою точку зрения

    Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

    Работа с картой.

    Повторение правил работы в группе.

    Дома описывает представитель каждой группы:

    Второй без окна, с трубой и четырехугольной крышей, третий  с окном, трубой и треугольной крышей, четвёртый  без окна с трубой и треугольной крышей.

    Работа в группе – решение логической задачи. Проверка по слайду.

    Чтение математических записей.

    Работа у доски – соотнесение записи и термина.

    • Посмотрите на карту, куда прикатился клубочек? (На загадочную поляну) СЛАЙД 11
    •  Здесь живут друзья Маши, но вот незадача, они так часто ходили друг к другу в гости, что позабыли, где их родной дом. Сейчас вы будете работать в группах. Но сначала, давайте повторим правила работы в группе.

    Работа в группах.

    Правила работы в группах  СЛАЙД 12.

    - Заяц, Тигр, Белка и медвежонок Панда живут в разных домах. Опишите каждый домик. Начну я, а вы продолжите.

    - Один дом с окном без трубы и четырехугольной крышей (представитель каждой группы описывает следующие домики).

    Послушайте внимательно задание: вам нужно определить, в каком домике живет каждый из героев и поместить его в кармашек под соответствующим домиком (раздать модели поляны)

            Тигр, Заяц и Панда живут в домике с трубой, а Заяц и Белка - в домике с окном. Белка и Панда в домике с четырехугольной крышей. В каком домике живёт каждый из них?

    - Командиры групп прикрепляют к доске решения. Проверьте по слайду, чья группа справилась верно?  

    СЛАЙД 13 (Проверка)

    - Думали, думали звери как же им больше не забывать, где их домик и решили подписать домики разными математическими записями.

    - Посмотрите, какие математические записи у них получились? Прочитайте их (таблички крепятся на доску) 1<3, 2+2=4, 4-1=3, 4>4-2, 6+z=9

    - Найдите для каждой записи свою пару и соедините их линией (таблички: равенства, неравенства).

    - Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

    - Но почему одна табличка пуста?

    - Наверное, это - то новое понятие, которое украли волки.

    - Что же вам предстоит сегодня узнать?

    - Сегодня вы узнаете еще одно новое математическое понятие  и научитесь им пользоваться.

    ФИЗМИНУТКА

    1 мин

    Физминутка сопровождается песенкой из мультфильма «Про следы».

    Эмоциональная разрядка

    • Покатился клубочек по музыкальной тропинке. Значит, настало время для музыкальной физминутки.

    IV. Изучение нового материала.

    10 мин

    Игровая ситуация.

    Группировка.

    Сравнение, классификация, обобщение.

    организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

    задание учащимся на обобщение фактов, выявленных в результате сравнения

    Регулятивные УУД

    Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

    Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей

    Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

    Познавательные УУД

    Умение осуществлять логическое действие «анализ», «синтез»

    Умение осуществлять логическое действие «обобщение».

    Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов.

    Коммуникативные УУД

    Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

    Умение аргументировать свою точку зрения

    Фронтальная работа

    Деление математических записей на группы.

    Сравнение, классификация и определение лишней записи.

    Знакомство с новым понятием – уравнение, выявление признаков, по которым уравнение отличается от неравенства.

    Самостоятельное формулирование определения.

    Сравнение своего определения с научным.

    Идет Маша дальше и видит таинственную тёмную пещеру. СЛАЙД 14 карта

    - Заглянула в неё Маша, а там скрываются волки, укравшие клад знаний. СЛАЙД 15 волки

    - Стала Маша спрашивать: куда вы спрятали наш клад знаний – наше новое математическое понятие?

    - А волки в ответ: Клад ваш спрятан в ларце, а ларец заперт. Его сможет открыть только тот, кто много знает.

    - Ну что, ребята, покажем разбойникам, что вы уже знаете и умеете?  

    - На какие группы вы разделили записи?

    1< 3     2+2=4

    4>4-2   4-1=3

                 6+z=9

    - Какое равенство в группе лишнее? Почему? СЛАЙД 16

    Посмотрите и послушайте, как медвежонок составил это равенство:

    – У меня в одной и в другой руке карандаши. (Разжимает правую руку, в которой лежат 6 карандашей, и показывает классу. Ученики убеждаются и пересчитывают карандаши: 6. Учитель показывает на доске: 6.)

    – А сколько карандашей у меня в коробке. Вы должны узнать сами. Известно только, что у меня всего карандашей в двух руках: 9. Я их перекладываю все в одну руку. (Показываю в записи: 9.) Поэтому в записи стоит знак «плюс».

    – Надо записать так: 6 +       = 9 (учитель записывает на доске).  Но тогда там, где должно быть второе слагаемое, можно поставить окошечко.

    (Все ученики пишут в тетрадях то, что написано на доске: 6 +     = 9.)

    – А Панда неизвестное число обозначил латинской буквой z. Учитель пишет на доске, а дети – в тетради, заполняя пустое место и обозначая х.

    Получилась запись: 6 + z = 9

    Подумайте и скажите, какое число можно поставить в левую часть равенства вместо z, чтобы равенство стало верным.

    6+3=9

    9=9 Мы уравняли левую и правую часть равенства.     - Кто догадался, как же назвать такое равенство? – Такая запись называется  уравнение.

    - Посмотрите, разбойники - волки принесли Маше ларец с украденным кладом. (Показываю ларец)

    - Маша очень довольна, ведь вы только что нашли каждый свой клад знаний.

    - Давайте посмотрим, из чего сегодня состоит ваш клад, какое новое математическое понятие спрятано в ларце? (уравнение)

    - Значит, как можно назвать это равенство по-другому: уравнение (прикрепляется табличка)

    - Сравните уравнение и равенства, и скажите, чем они отличаются?

    - Кто сможет объяснить, что же такое уравнение?

    Давайте проверим по учебнику.

    - Откройте с. 72 №172.

    - Прочитайте в жёлтой рамочке, что такое уравнение.

    IV Первичное закрепление

    5 мин.

    Работа в тетради.

    Самоконтроль и самопроверка.

    Регулятивные УУД

    Умение сохранить учебную цель, умение самостоятельно Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

    Работа в тетради – самостоятельная запись уравнений. Взаимопроверка.

    - Посмотрите на записи внизу страницы учебника  и скажите, как они называются? Это разные уравнения?

    - Какими буквами в уравнении можно обозначить неизвестное число?          

    - Составьте и запишите 2 своих уравнения.

    Уравнения  2-3 учеников записать на доске.

    - Чем уравнение отличается от других равенств?

    V Обобщение и систематизация знаний

    2 мин

    Игровой момент Обратная связь.

    задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли.

    Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

    Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

    Даже волки, увидев, как хорошо вы помогали Маше, захотели с ней дружить. А чтобы подружиться, они стали составлять уравнения и вот что у них получилось (СЛАЙД 17): Покажите с помощью Машеньки, если это уравнение – она весёлая, не  уравнение – Маша задумчивая.

    6+у=9

    7-4=3

    2+х=5

    2<6+х

    3+z=8

    • Так что же такое уравнение?

    VII Рефлексия

    2 мин.

    Мотивация Самооценка

    Слушание.

    Самооценка своей деятельности на уроке.

    - А что же у нас в ларце осталось? (Письмо) СЛАЙД 18

    «Умница, Машенька! Вместе с ребятами отыскала клад. Ваш клад знаний – это ваше желание учиться, узнавать что-то новое. Вот и получается, что каждый, кто хочет учиться,- сам становится кладом драгоценным. Удачи вам, ребята. Королева Математики»

    - Ребята, на память о сегодняшнем уроке королева Математики дарит вам раскраски из мультфильма про Машу и медведя. Дома вы их сможете раскрасить.  А сейчас оцените свою работу на уроке: если вам было интересно на уроке, и вы хорошо поняли что такое уравнение, то покажите Машеньку весёлую. Если вам было интересно, но вы не до конца разобрались, что такое уравнение – покажите Машу – задумчивую.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха

    «МОУ СОШ № 7»          УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОН ТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, СОСТАВ ЧИСЛА 5» УРОК...

    Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

    данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

    Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

    Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

    презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

    материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

    Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

    Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...