Урок математики
план-конспект урока (математика, 2 класс) по теме

Урок математики №Новые мерки умножения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_merki_umnozheniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 «А» классе

Тип урока: урок введения нового знания

Тема: «Новые мерки и умножение». 

Цели урока :

Образовательные

 - сформировать представления о новом арифметическом действии умножении; раскрыть его смысл, формировать умение записывать выражения с действием умножения;

-  тренировать умение решать текстовые задачи.

Развивающие : развивать мышление, внимание, навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, творчества , речь;

Воспитывающие: воспитывать любовь к математике, умение работать в коллективе.

Методы используемые для организации урока

Репродуктивный (объяснительно –иллюстративный), проблемно-поисковый, практический, словесный, самостоятельная работа.

Урок построен с учетом технологии деятельностного метода.

Оборудование:

- для учителя: компьютер, программа  PowerPoint , мультимедийный проектор, экран, презентация;

    - для учащихся: учебник Л.Петерсон «Математика. 2 класс».

Ход урока:

1. Организационный момент ( Слайд1)

    Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил.

 – Что вы сегодня хотели бы пожелать друг другу?

– А чтобы вы пожелали мне?

У. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

Д. Веселым, интересным, чтобы узнать что-то новое.

Не будем терять время и начнем наш урок

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1)Счет с переходом через десяток ( Слайд 2  )

- Задание выполним по вариантам 1вариант – левая лесенка , 2 вариант -2 лесенка .

- Дайте характеристику числу 83. (83 – двузначное число, содержит 8 десятков и 3 единиц, предыдущее 81, последующее 83, сумма цифр 111)

2) Работа с единицами измерения. (слайд 3)

- Рассмотрите выражения.  Назовите ответ 

2 дм 4 см = ? см      5 м 3 см = ? см    4 м 5 см =? см   6 м 2 дм = ? см

3) Счет укрупненными единицами счета. (слайд 4 )

- Откройте учебники страница 64 задание № 1 (а, б). (Слайд. 4)

- Что нужно сделать с точками на первом рисунке? (Сгруппировать их по 5.)

- Сгруппируйте.

- Сколько получилось групп? (8.)

- А сколько всего точек? Как это можно узнать? (Сложить по 5 8 раз.)

- Посчитайте.

Один из учащихся записывает выражение и ищет его значение у доски.

- Чем сначала считали? (Группами.)

- А 40 чего? (Точек.)

- Значит, сумма 40 появилась при переходе, от каких единиц, к каким единицам? (От групп к точками, от крупных единиц к мелким единицам.)

- Рассмотрите второй рисунок. (Слайд. 5)

- Сколько больших прямоугольников содержится в фигуре? (7 прямоугольников.)

- А сколько маленьких клеток в одном большом прямоугольнике? (10 маленьких клеток.)

- Найдите значение этого выражения.

Учащиеся записывают выражение  и находят значение этого выражения.

- Что общего у второй задачи с первой? (Переход от крупных счетных единиц к мелким счётным единицам.)

- Итак, всегда при переходе от более крупных счетных единиц к более мелким счётным единицам появляются суммы равных слагаемых.

4) Составление выражений к задачам.

- В каких заданиях вы можете встретить сложение одинаковых слагаемых? (При решении задач.)

- Итак, составьте выражения к следующим задачам и запишите их. (Слайд. 6)

Учитель читает задачи из учебника на странице 64 задание № 1 (в, г), учащиеся составляют и записывают выражения.

- Какое выражение вы составили к первой задаче? (2 + 2 + 2 + 2.)

- Почему слагаемым вы выбрали число 2? (В стакан входит 2 чашки воды.)

- Почему выбрали действие сложение? (Нужно найти целое.)

- Кто допустил ошибку?

- В чем она?

Составьте и проанализируйте выражение ко второй задачи. (Слайд. 7)

                            Физминутка для глаз (Снеговик) . (Слайд. 8)

3. Постановка учебной задачи

- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили счет укрупненными единицами счета, составление выражений с одинаковыми слагаемыми к задачам.)

- Почему мы повторили именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

- Найдите в учебнике на странице 65 задание 2. Прочитайте.

-Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

- Итак, кто не смог записать выражение?

Вероятнее всего большинство учащихся не смогут записать выражение к задаче.

-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить выражение к задаче.)

Однако может возникнуть ситуация, при которой некоторые учащиеся составят выражения с использованием знака действия умножения. В таком случае затруднение фиксируется так:

- Ребята, докажите, что вы, верно, составили выражение. Назовите правило, которое вы использовали при составлении выражения.

Учащиеся в замешательстве, так как знак детям знаком, но логика и правило составления выражений с действием умножения детям не известны.

- Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что составили выражение правильно, мы не можем назвать правило, по которому составляли выражение.)

- Что надо сделать дальше? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

                            3.1. Выявление места и причины затруднения.

 - Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были составить выражение к задаче.)

- Каким правилом вы пытались воспользоваться при составлении выражения? (Чтобы найти целое, нужно части сложить.)

- Что особенного в этом выражении? (Мы должны сложить одинаковые слагаемые.)

- В чем затруднение? (Получается слишком длинное выражение, мы не смогли даже записать и половины.)

- Почему же возникло затруднение? (Использование действия сложения в данной задаче неудобно, а другого способа записи одинаковых слагаемых мы не знаем.)

4. Постановка цели и уточнение темы урока

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)

- Чему же посвящен сегодняшний урок? (Способу записи суммы одинаковых слагаемых.)

Учитель записывает на доске тему урока: «Способ записи суммы одинаковых слагаемых». (Слайд . 9)

- Что вам может помочь. На каком языке вы не можете записать? (На математическом.)

- На каком языке вы можете записать? (С помощью слов.)

- Что после этого можно сделать? (Подумать, какое слово можно заменить каким-либо знаком.)

- А если вам этот знак не известен? (Мы узнаем, какой знак принято использовать.)

5. Открытие новых знаний

-Что вы должны записать в выражении? (27 взять 856 раз.)

Учитель записывает на доске.

- Какое слово нужно заменить математическим знаком? (Слово «взять».)

- Известен ли вам этот знак? (Нет.)

- Подумайте, каким знакам вы бы заменили это слово?

Учащиеся предлагают свои варианты, некоторые из них учитель записывает на доску.

- Ребята, если вы все будем использовать свои знаки, смогут ли нас понять другие люди? (Нет.)

- Что же делать? (Нужно выяснить, какой знак принято использовать, а его можно посмотреть в учебнике.)

- Откройте учебники на странице 65. Прочитайте.

- Какой знак предлагают использовать? (Точку или крестик.)

- Как называется это арифметическое действие? (Умножение.)

- Что такое умножение? (Это арифметическое действие, с помощью которого находится сумма одинаковых слагаемых.)

Учитель корректирует тему урока на доске. (Слайд. 9 )

- Что в записи с действием умножением показывает первое число? (Какое слагаемое складывают.)

- Что показывает второе число? (Сколько раз слагаемое повторяется.)

Учитель вывешивает на доску эталон.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

- Что теперь вы можете делать? (Записывать сумму одинаковых слагаемых быстро, кратко.)

- То дальше вы будете делать? (Потренируемся в записи суммы одинаковых слагаемых.)

                         Физминутка музыкальная с движениями  . (Слайд.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1)Фронтальная работа.

 3 (1, 2 строчки), стр. 65

- Найдите  3 на странице 65.

- Что нужно сделать в этом задании? (Записать суммы одинаковых слагаемых с помощью знака действия умножения.)

- Выполните это задание в первых двух строках.

Учащиеся по цепочке выполняют задание с комментированием. Вариант комментированием:

- В первом выражении складываются одинаковые слагаемые равные 7. Поэтому первое число будет 7. Это слагаемое повторяется 4 раза. Дописываю выражение 7 · 4.

Остальные выражения комментируются аналогично.

 6 (1 пр.), стр. 66

- Найдите  6 на странице 66.

- Какое задание вы должны выполнить? (Заменить данные выражения суммами.)

- Выполните это задание для первого выражения.

Один из учащихся выполняет задание с комментированием.

2) Работа в парах.

Учитель записывает на доску задания для работы в парах:  3 (3 строчка), стр. 65,  6 (2 и 3 пр.), стр. 66

- Выполните эти задания в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием.

- Проверьте свои результаты.

- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка?

- Исправьте ошибки.

- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

 3 (4 строчка), стр. 65,  6 (4 пр.), стр. 66

- Закончите выполнять эти задания самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Образец вывешивается на доску рядом с эталоном. (Слайд. 11,12 )

- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка? (...)

- Исправьте ошибку.

- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

- Кто не ошибся?

- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать более удобную запись суммы одинаковых слагаемых.)

- Вам удалось достичь цели? (Да.)

- У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?

- Кому еще трудно?

- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?

- Кто не смог? Как вы думаете почему?

- Кому на уроке помогла внимательность?

- Кому из вас внимательности не хватило?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

( На полях учащиеся проставляют условные знаки.

!    -- Я доволен и могу двигаться дальше.

?   -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам.

–   -- Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!

Домашнее задание:

 9, стр. 66. – основное задание

 10*, стр. 66 – задание для логиков

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...