Элементы устного народного творчества на уроках математики
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Ушакова Светлана Николаевна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_v_izuchenii_chisel.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:   Ушакова Светлана Николаевна

Место работы: МОУ средняя школа №10 с углубленным изучением        отдельных предметов

Должность: учитель начальных классов

Тема урока:

«Элементы устного народного творчества в изучении чисел

на уроках математики».  

1 класс

Цель урока:

обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

  • ЗАКРЕПИТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ
  • ПОВТОРИТЬ СОСТАВ ЧИСЕЛ 2-6
  • РАЗВИВАТЬ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
  • ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА
  • ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ, МАТЕРИАЛЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, ГДЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЧИСЛА.
  • РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ, ВНИМАНИЯ, АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Формирование универсальных учебных действий:

1.        Регулятивные УУД:

-        формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

-        учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

-        определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2.        Познавательные УУД:

-        наблюдать и делать выводы.

3.        Коммуникативные УУД:

-        слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД :

-формирование положительной мотивации, навыков самооценки, понимания смысла учебной задачи.

ТИП УРОКА: УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: УРОК-СКАЗКА

Ход урока:

I. ОРГ. МОМЕНТ.

II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

ЗДРАВС ТВУЙТЕ, гости дорогие!

 Веселья вам да радости.

Давно вас поджидаем.

Урока не начинаем.

Собирайся народ!

Без толчеи, без спешки!

Вас ожидают

пословицы и потешки.

Вдоль по улице во конец

Шёл удалый молодец,

Не товар продавать,

не себя показать.

Сказку детям рассказать.

Много сказок знает,

Да не наугад

Сочинил он сказку на новый лад.

III. Весёлый счёт

Дедка репку посадил...

Дедка репке говорил:

Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы.

-Тяжело дедке носить ведра, давайте поможем ему, посчитаем быстро и без ошибок:

  • Покажи числа до 10 в порядке возрастания,
  • Покажи числа от 10 в порядке убывания ,
  • Покажи четные числа в порядке возрастания,
  • Покажи нечетные числа в порядке убывания.

-Спасибо за помощь.

-Есть в природе  помощник, под названием дождик.

 -Давайте, послушаем потешку про дождь.

 -А что такое потешка?

( Потешки - небольшие забавные стишки, призванные потешать малых детишек)

ДОЖДИК, ДОЖДИК, ВЕСЕЛЕЙ,

КАПАЙ, КАПАЙ, НЕ ЖАЛЕЙ.

ТОЛЬКО НАС НЕ ЗАМОЧИ,

ЗРЯ В ОКОШКО НЕ СТУЧИ.

БРЫЗНИ ПОЛЕ ПУЩЕ,

СТАНЕТ РЕПКА ГУЩЕ.

(все потешки здесь и далее рассказывают дети)

Хороша Репка,        (вывешивается картинка с репкой)

Да сидит крепко.

IV. ПОВТОРЕНИЕ ЧИСЕЛ 1 и 2

Вышел дед наш в огород

и открыл от счастья рот:

«Вот так репка, вот так да!

ЭТО ПРОСТО КРАСОТА!»

- Отгадайте, какой инвентарь понадобится деду:

-Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мною копал, тот и устал? (лопата)

- Зубастые, а не кусаются? (грабли)

-Приползла во двор змея,

-Стала мокрою земля? (шланг)

Два братца пошли в речку купаться. ( вёдра)

Хороша Репка,        (вывешивается картинка с дедом)

Да сидит крепко.

-Кто по счету стоит первым?

 -Кто по счету стоит вторым?

- Ребята, выйдите к доске, возьмите подходящие числа.

Расскажите , что вы знаете о них.

(Примерные ответы учеников:

•        Число 1- нечетное число. Это самое маленькое натуральное число. Оно стоит на первом месте в натуральном ряду чисел. Его сосед- это число 2. 1 меньше двух на один.

•        Число 2-        ………….

       2 это I и 1.)

Числа помещаются под картинками.

V. НЕРАВЕНСТВА

ВЫРОСЛА РЕПКА,

ДЕД ЗОВЕТ СВОЮ СОСЕДКУ.

НУ-КА БАБКА, ПОМОГАЙ.

ПОЗАДИ МЕНЯ ВСТАВАЙ.

ЗНАКИ В ВЫРАЖЕНИЯХ

ТЫ СКОРЕЙ РАССТАВЬ,

А ПОМОЧЬ В РЕШЕНИЯХ

ТЫ ДЕТЕЙ ЗАСТАВЬ.

НА ДОСКЕ НЕРАВЕНСТВА:

( Ребята расставляют знаки сравнения, проговаривая при этом 5 больше 3 на 2, потому что 5 это 3 и 2.)

5...3                1...6               4...4

3...1                5...6               5...5

 (ДЕТИ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ И ЧИТАЮТ НЕРАВЕНСТВА)

- Молодцы, помогли!

Хороша Репка,

Да сидит  крепко.

(вывешивается картинка с бабкой).

VI. РАБОТА НАД  СОСТАВОМ ЧИСЛА.

ТЯНЕТ БАБА. ТЯНЕТ ДЕД,

НИКАКОГО СДВИГА НЕТ.

ЗАКРИЧАЛА БАБА ТАНЯ:

«ВНУЧКА НАША, ГДЕ ТЫ, МАНЯ?

НУA BНУЧКА УСЛЫХАЛА        

И НА ПОМОЩЬ ПРИБЕЖАЛА.

- ПОСЛУШАЙТЕ, потешку про девочку Машу.

РАСТИ , МАША, ВЫШЕ

ДО ХОРОМ, ДО КРЫШИ.

 РАСТИ, НЕ БАЛУЙ,

МАМУ С ПАПОЙ ЖАЛУЙ.

РАСТИ С БРУС ТОЛЩИНЫ

 ДА С ДОМ ВЫШИНЫ.

ТЫ УМНИЦА, РАЗУМНИЦА

ПРО ТО ЗНАЕТ НАША УЛИЦА.

-А какая Маша умница, мы узнаем , когда заполним все окошки.

3            4            4           5           5         5         5         6           6           6            6

 (ДЕТИ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ

и вслух проговаривают из чего состоит число)

- Молодцы, и про вас можно сказать , что каждый из вас - умница!

Хороша Репка,        (вывешивается картинка с внучкой)

Да сидит крепко.

VII. ПОВТОРЕНИЕ  ЧИСЕЛ 3 и 4.

-Кто по счету стоит третьим?        

-Кто по счету стоит четвертым?

- Ребята, выйдите к доске, возьмите подходящие числа. Расскажите, что вы знаете о них.

•Число 3-это нечетное число        

•Число 4 -это четное число        

VIII. СОСТАВЛЕНИЕ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ВЫРАЖЕНИЙ.

Хороша Репка,

Да сидит крепко.

Пёсик- дружок,

Помоги чуток.

-Послушайте  потешку про щенка.

У ЩЕНКА ВЕСЬ ДОМ-ЗАБОТА,

ДВОР,  КРЫЛЬЦО- ЕГО РАБОТА.

ОН ГОНЯЛСЯ ЗА МЯЧОМ,

ПОКРУТИЛСЯ ЗА ХВОСТОМ,

МОЛОКО ПОПИЛ С КОТЁНКОМ ,

ТРАВКУ ПОЩИПАЛ С КОЗЛЕНКОМ.

УМОРИЛСЯ HAШ  ЩЕНОК,

 КРЕПКО  СПИТ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ.

-        А чтобы разбудить нашего щенка,

давайте из трех чисел составим 4 выражения. Даны числа: 2, 4, 6.

(работа в тетради)

2+4=6             6-2=4    

4+2=6             6-4=2

-        КАКОЙ закон применили?

-        найдите 1 слагаемое.

-        найдите 2 слагаемое.

-        найдите значение суммы.

-        прочитайте выражений разными способами,

-найдите части и целое.

ХорошА Репка,        (вывешивается картинка с собакой)

Да сидит крепко.

IX.        ФИЗКУЛЬ ТМИНУТКА

X.        ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТА НТ

Хороша Репка,

Да сидит крепко.

КОТИК- коток,

Помоги, дружок.

-        Послушайте потешку про кота.

КАК У НАШЕГО КОТА ,

ШУБКА ОЧЕНЬ ХОРОША.

 КАК У КОТИКА УСЫ

УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСЫ.

ГJIA3A СМЕЛЫЕ.

ЗУБКИ БЕЛЫЕ.

- давайте, посмотрим какой же котик- коток получится у вас.

 (Диктант : 1 вп, 1 вн, 2 вп, 1 вв, 1 вп, 2 вн, 5вп, 2 вв, 1 вл, 1 вв, 2 вп, 8 вн, 1 вл, 2 вв, 1 вл, 2 вн, 1 вл, 2 вв, 3 вл, 2 вн, 1 вл, 2 вв, 1 вл, 2 вн, 1 вл, 3 вв, 1 вл, 4 вв.)

-Молодцы, справились!

Хороша Репка,        (вывешивается картинка с кошкой)

Да сидит крепко.

XI.  ПОВТОРЕНИЕ ЧИСЕЛ 5 и 6.

- Ребята, выйдите к доске , возьмите подходящие числа.

Расскажите , что вы знаете о них.

•Число 5-это нечетное число        

•Число 6 - это четное число        

XII.        РАБОТА С НАТУРАЛЬНЫМ РЯДОМ ЧИСЕЛ. ПОСЛОВИЦЫ.

ТОЛЬКО РЕПКА ВОТ БЕДА,

НИ ТУДА И НИ СЮДА,

 ПОБЕЖАЛА МУРКА В ДОМ,

ЗАМУРЛЫКАЛА  ТАМ В НЕМ,

МЫШКА, НОРКА, ВЫЛЕЗАЙ,

И СКОРЕЙ НАМ ПОМОГАЙ.

-Послушайте потешку про МЫШКУ.

МЫШКА НАША MAJIEНЬKA,

МАЛЕНЬКА,УДАЛЕНЬКА.

ОНА В ПОЛЕ ПОБЕЖАЛА,

КОЛОСКОВ НАСОБИРАЛА.

НЕ СТРАШНА ТЕПЕРЬ ЗИМА,

БУДУТ ПОЛНЫ ЗАКРОМА.

-Поможем мышке добежать до репки  и узнаем на дворе у нас день или ночь.

Доска:

6-4+3-1-3+2+2=5 (ночь) нечетное число

Хороша Репка,        (вывешивается картинка с мышкой)

Да сидит крепко.

-какая по счету стоит мышка? Вывешивается число 7.

(об эгом числе мы будем говорить завтра на уроке)

- Посмотрите на наш натуральный ряд чисел.

-        Что вы можете о нем сказать?

-        Как расположены числа?

-        Можно ли его назвать натуральным рядом чисел?

-        Какой ряд называется натуральным?

-        Вспомните пословицы, где встречаются числа.

-        Что называется пословицей?

(короткое народное изречение, которое учит уму разуму)

 Дети предлагают пословицы ( Пословицы прорабатываются на уроках литературного  чтения по теме «Устное народное творчество»)

1.        ОДИН ПАШЕТ, А СЕМЕРО  РУКАМИ МАШУТ.

2.        ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ.

3.        СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

4.        ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.

5.        ДВА САПОГА-ПАРА.

6.        ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ.

7.        ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ, НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.

8.        ЗАБЛУДИЛСЯ В ТРЁХ СОСНАХ.

9.        ОТ ГОРШКА ТРИ ВЕРШКА.

10.        ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ.

1 I.         ИДТИ НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ.

12.        КОНЬ НА ЧЕТЫРЁХ НОГАХ, ДА И ТОТ СПОТЫКАЕТСЯ.

13.        ЗНАТЬ КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ.

14.        ПРЫГАТЬ С ПЯТОГО НА ДЕСЯТОЕ.

15.        ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ.

16.        СЕМЬ БЕД- ОДИН ОТВЕТ.

17.        СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.

18.        У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.

19.        ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ.

20.        НЕ УЗНАВАЙ ДРУГА В ТРИ ДНЯ- УЗНАВАЙ ДРУГА В ТРИ ГОДА.

XIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ПОБЕжала в помощь мышка,

ухватилася малышка,

ТЯНУТ РЕПКУ вшестером,

 затрещало всЕ КРУГОМ.

ПОДДАЛАСЯ  наша репка,

хоть сидела очень крепко.

 вот Так мышка- молодец!

НУ а сказочке- конец.

-Какие сказки бывают?(авторские и народные)

-        Какую сказку вам рассказал удалец?

-        А в благодарность репка вам дарит скороговорки, в которых встречаются числа:

 СКОРОГОВОРКИ:

1.        два щенка, щека к щеке щиплют щетку в уголке.

2.        ШЛИ СОРОК МЫШЕЙ,

      НЕСЛИ СОРОК ГРОШЕЙ.

      ДВЕ МЫШКИ ПОПЛОЩЕ

      НЕСЛИ ПО ДВА ГРОША.

3.        сидели , свистели семь свиристелей.

4.   В АКВАРИУМЕ У ХАРИТОНА

     ЧЕТЫРЕ РАКА ДА ТРИ ТРИТОНА.

5.        У ЧЕТЫРЁХ ЧЕРЕПАХ

      ПО ЧЕТЫРЕ ЧЕРЕПАШОНКА.

6.        СИДЕЛИ НА ЛАВОЧКЕ

      ДВЕ КЛАВОЧКИ,

      ДЕЛИЛИ БУЛАВОЧКИ.

7.        ВОЗЛЕ ГРЯДКИ - ДВЕ ЛОПАТКИ,

       ВОЗЛЕ КАДКИ - ДВА ВЕДРА.

- Сегодня вы слушали сказку, отгадывали загадки, рассказывали потешки, читали скороговорки. Все это элементы русского фольклора и недаром на Руси 14 декабря отмечался праздник Наума Грамотника- покровителя всех ребят.

 «Батюшка Наум наведи на ум.» Все ученики показывали свои успехи , и мы сейчас увидели, каких успехов вы добились за эти 3 школьных месяца. Молодцы!

НУ ВОТ И ВСЕ,

Урок к концу подходит.

Вы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята, за работу.

НЕ ПОДВЕЛИ МЕНЯ И В ЭТОТ РАЗ.

Источники:

Сказка «Репка»

http://www.scenaristika.ru/shkolnie_scenarii/raznie_shkolnie_scenarii/1894-repka-dlya-kukolnogo-teatra.html

Потешки:

1.http://crazymama.ru/verse.php?a=1&id_verse=347

2.http://www.newday.com.ua/index.php/2009-02-06-11-47-21/78-2009-02-07-12-53-14/470-2009-02-10-07-40-41.html

3. http://nattik.ru/?p=471

4. http://www.dogandcat.ru/node/1635

5. http://danilova.ru/publication/devel7_03_07.htm

Пословицы и поговорки:

http://poslovicy-pogovorki.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...

"Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"

quot;Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе" - это обобщение педагогического опыта...