Конспект урока математики в 4 классе.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Белоусова Елена Николаевна

"Правильные и неправильные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_matem.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

 Тема: «Правильные и неправильные дроби». 4 класс.

Цели урока:

1.  Образовательная. Дать детям  представление о  правильных и неправильных дробях.  Сформулировать определения правильных и неправильных дробей. Учить складывать и вычитать неправильные дроби.

2. Развивающая. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к математике, коммуникативные способности, самооценку, самоанализ.

3. Воспитывающая. Воспитывать интерес к предмету.

Этапы урока

Ход урока

УУД

Орг. момент.

Актуализация

знаний

1.   Ребята, я приветствую вас на уроке математике.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать.

2. - Сегодня на уроке математики нас ждёт очередное открытие новых знаний.

3. - Решите задачи, запишите  только ответ. 

       1 человек выполняет с обратной стороны.

а) В магазине было 56 кг персиков. Продали 3/7 всех персиков. Сколько кг персиков продали?

б) Велосипедист проехал 6 км, это составило 2/4 пути. Сколько км должен проехат велосипедист?

в) Юра нашел 16 грибов, из них 5 грибов были рыжики. Какую часть всех грибов составляют рыжики?

г) В летнем лагере отдыхало 600 детей. 28% из них были девочки. Сколько девочек отдыхало в лагере?

д) В школьную библиотеку привезли 12 новых книг на иностранном языке, что составило 6%  от имеющихся книг на иностранном языке. Сколько книг на иностранном языке было в школьной библиотеке?

Проверка  с доски.  

       24 кг, 12 км, 5/16 г., 168 д., 200 кн. Самооценка учеником своего ответа.

   

      - Какое число лишнее? (5\6  - дробь, а остальные натуральные числа)

      - Как называется и что обозначает нижнее число дроби? (Знаменатель, на сколько частей разделили целое)

      - Как называется и что обозначает верхнее число дроби? (Числитель, сколько частей взяли из целого)

     

      - Молодцы.

ЛУУД (личностные)- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

РУУД (регулятивные)  -принимать и сохранять учебную задачу;

 - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

ПУУД (познавательные)  – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 - строить рассуждения;

КУУД (коммуникативные) – учитывать разные мнения,

 -формулировать собственное мнение

Постановка проблемы

- Ребята, давайте представим, что к вам должны придти гости. Вы испекли пироги к их приходу,  но не  удержались и часть съел. Осталось лишь 7\4

Заштрихуйте оставшуюся часть. (Работа в группах).

        

        

-  По одному представителю от каждой группы попрошу выйти и прикрепить ответ на доску.  

-Ребята, посмотрите, ответы получились разные.

- Почему задание вызвало затруднение?

(Нам раньше не приходилось выполнять такое задание, мы не сталкивались с такими дробями.)

- В чём особенность такой дроби? (числитель больше знаменателя)

- До этого мы работали с дробями,  которые называются  правильные.

- Как  вы думаете, будет называться дроби подобные этой?  (неправильные)

  - Сформулируйте тему урока

 «Правильные и неправильные дроби» (открывается тема)

Какова будет цель нашего урока?

Слова – опоры помогут вам сформулировать цель.

Познакомиться с понятием…

Определить отличия…

Цель: -  познакомиться с понятием неправильная дробь;

             - определить  отличие правильной  дроби от неправильной.

- Все  открытые нами знания мы занесём в таблицу

Правильные дроби

Неправильные дроби

ЛУУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

РУУД - учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Поиск решения

Физминутка

- Давайте   проверим, есть ли верно выполненное задание?

-  Надо было заштриховать 7\4

-  Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое)

-  Что показывает числитель? ( сколько частей надо взять)

-  Значит надо разделить целое на 4 части и взять 7. ( Делю на 4 части)

 - У нас 4 доли, а надо  7 . Где взять ещё 3 ? ( взять второй круг)

-  Вот я взяла ещё 3 доли от второго круга ( беру шестые доли  «ловушка» )

-  Вы согласны со мной?

 - Что  неверно? ( надо взять четвертые доли.)

-  На сколько частей надо второй круг разделить? ( на 4)

-  Сколько взять от второго круга? ( 3  четвёртые доли)

-  Итак,  вот что у вас должно было получиться.

-  Какая группа выполнила задание верно?

-  Сравните числитель и знаменатель дроби 7\4  ( Числитель больше знаменателя)

Дробь 7\4 неправильная,  значит у неправильной дроби… Продолжите...

(Если дети не могут продолжить то вопрос.)

 - Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?

-  Из кругов  и полосок на доске составим модель неправильной дроби. Числитель и знаменатель будут из кружков а дробная черта из полоски. Какой круг у нашей дроби должен быть больше, который обозначает числитель или знаменатель?

- Заносим данные в таблицу.

Правильные дроби

Неправильные дроби

- Сравните неправильную дробь 7\4 с 1 ?

-  Она больше или меньше 1?

- Почему? Докажите. (т к. это 1 целое и ещё часть)

 - Заносим в таблицу неправильная  дробь больше 1.

Правильные дроби

Неправильные дроби

  > 1

- Какая дробь называется неправильной?

Вывод:  Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя  и дробь больше 1.

- А сейчас решим задачу.

- Группа туристов прошла  до привала 3\5 , а  после привала ещё 2\5  пути.  - -- Отметим на числовом луче путь.

_0______________1___

 - На сколько частей разделим целое?

-  Какое значение соответствует 1 делению?  1\5

-  Второму делению 2\5, третьему 3\5.  отметим путь до привала дугой.

 - После привала они прошли ещё 2\5.  Отметьте точку  куда  прибыли туристы.

-  Какая дробь соответствует 1?  ( 5\5)  Здесь у туристов конечная остановка.

 - Дробь 5\5 это правильная или неправильная дробь? ( Кто считает,  что правильная, поднимите руки).

- А кто считает, что неправильная?

 - Будем рассуждать.

- Что выражают дроби? (части единиц)

- А эта дробь выражает часть? (нет)

-  А что она выражает? Она выражает целое число

 - Значит она какая? Правильная или неправильная? Сделайте вывод.( значит она неправильная)

- Что можно сказать о числителе и знаменателе этой неправильной дроби? ( ч = з)

- Значит  могут быть  неправильные дроби у которых…  продолжите ( ч = з)

 - Эта дробь больше или меньше 1 ( она =1)

- Составим опорный конспект

Правильные дроби

Неправильные дроби

        

        >   1                = 1        

- Расскажите, что  узнали о неправильных дробях?

.

Вывод:  У неправильной дроби числитель больше или равен знаменателю, а дробь больше или равна 1.

 - Покажите на числовом луче где расположены неправильные дроби? ( правее 1 ) табличка

  - Составим опорный конспект для правильной дроби.

 - У правильной дроби, что будет больше числитель или знаменатель?  Подумайте, и составьте модель в группах. Возьмите лист и круги.

 Работа в  группах. Проверка. Молодцы

.( Разбор если у кого- то не получилось.)

 - С правильными дробями мы работали с вами до сегодняшнего дня. Что же больше у правильной дроби? Это видно и по лучу. Назовите правильные дроби на луче

  Расскажите о правильной дроби.

 Вывод: У правильной дроби числитель больше знаменателя и дробь больше 1.

Правильные дроби

Неправильные дроби

        < 1

        = 1

>   1

- Какому математическому действию соответствует дробная черта? (делению)

- Распространяется ли это правило  на неправильные дроби? ( да, распространяется)

- Попробуйте это доказать по лучу . (5 / 5  =1)  5:5 =1

 Вывод: Итак,  как  следует рассматривать  черту в неправильных дробях? ( как знак деления.)

- Что вы узнали о правильных и неправильных  дробях?

 (У  правильной дроби числитель меньше знаменателя   и дробь меньше 1.  У неправильной дроби числитель больше или равен 1. Сама дробь больше или равна 1)

 - Правильные ли мы сделали выводы?

 - Откройте стр. 14 . Давайте прочитаем правило в учебнике.

- Правильные выводы мы сделали? ( да)

- Я поздравляю вас с успешными открытиями. Пришла пора немного отдохнуть

ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 - обобщать;

 - строить рассуждения

-строить алгоритмы;

КУУД – формулировать собственное мнение;

-строить монологическое высказывание

Первичное закрепление.

а). Стр 13  № 2

С комментированием

ПУУД – строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.

КУУД – использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельная работа.

Разноуровневая работа.

1-й уровень. с.13 № 4

2-й уровень с. 14 № 5.

3-й уровень. с. 14 № 6

Проверка по доске.

Самооценка.

КУУД – допускать возможность различных мнений;

 - приходить к общему решению;

 - контролировать действия партнёра;

- учитывать разные мнения;

ПУУД – анализ объектов, сравнение, обобщение;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

 - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 -осуществлять контроль итоговый и пошаговый;

Закрепление Решение задачи.

С. 15 № 13.

Коллективное решение, один обучающийся у доски. Самооценка.

ПУУД – анализ объектов, сравнение, обобщение;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Итог. Рефлексия.

– Проанализируйте свою работу на уроке.

– Тема? Цели? Достигли?

– Что удалось открыть нового? Какое значение имеет наше открытие?

– Как звучит сформулированное нами правило?

- Оцените объективно свою работу на уроке.

ЛУУД – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

КУУД - формулировать собственное мнение;

 -строить монологическое высказывание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...