Разработка урока математики 2 класс "Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых."
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Бухтеева Инна Михайловна

Изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел;  процедура разложения числа на разрядные слагаемые (сумма разрядных слагаемых трехзначного числа); распознание разрядного состава числа по его краткой десятичной записи;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике.

Класс: 2 класс «Б».

Учитель: Бухтеева И.М.

Тема:  Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых.

Задачи урока:

- дальнейшее изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел;

- процедура разложения числа на разрядные слагаемые (сумма разрядных слагаемых трехзначного числа);

- распознание разрядного состава числа по его краткой десятичной записи;

- формирование УУД: самопроверка по образцу, коммуникативные УУД (парная работа).

Пропедевтика: сложение и вычитание трехзначных чисел.

Повторение: «круглые» числа, разрядные слагаемые.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала по заданиям и иллюстрациям учебника с поэтапным включением учащихся в самостоятельную деятельность; устный счет.

Учебно-дидактическое обеспечение: У-2, Т-2, З., модели числа 100, цветные и простые карандаши, указка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест. Включение в деловой ритм урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

  • Повторяем по цепочке шестой столбик ТУ.
  1. Сообщение темы урока. Постановка целей.
  • Предлагаем открыть учебник на с. 15, прочитать тему урока («Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых») и назвать любое трехзначное число.
  • Чему мы научимся на уроке?
  1. Постановка учебной задачи.

Задание №1 (У-2, с. 15)

*Просим учащихся рассмотреть рисунок трех моделей числа 100 и ответить на вопросы: сколько клеточек закрашено красным цветом? (200) Синим цветом? (50) Желтым цветом? (8)

Объясняем, одновременно записывая на доске.

Закрашено :

200+50+8 клеточек, что равно числу 258.

200+50+8 – сумма разрядных слагаемых числа 258, т.к. это 2 сот. +5 дес. + 8 ед. (разряд сотен, разряд десятков и разряд единиц).

•        После того как все числа будут записаны в виде суммы разрядных слагаемых, проверяем решения, записывая на доске под диктовку детей:

258 - 200 + 50 + 8        1 65 = 100 + 60 + 5

319 = 300 +10 + 9        689 = 600 + 80 + 9  940 = 900 + 40 + 0

208 = 200 + 0 + 8        208 = 200 + 0 + 8 = 200 + 8

  • Обращаем внимание детей на разрядные слагаемые — 940 = 900 + 40 + 0 и 208 = 200 + 0 + 8 — и объясняем, что эти суммы разрядных слагаемых можно записывать по-другому: 940 - 900 + 40; 208 = 200 + 8, опуская цифру 0 в разрядных слагаемых.
  • Выполняем вторую часть задания. Называем разрядные слагаемые каждого из чисел, начиная с разряда сотен, например:

разрядные слагаемые числа 258. Разряд сотен — 2 сот., разряд десятков — 5 лес, разряд единиц — 8;

разрядные слагаемые числа 208. Разряд сотен — 2 сот., разряд десятков — 0 дес, разряд единиц — 8.

  1. Первичное закрепление.

Задание № 3 (У-2, с. 16)

  • Учащиеся самостоятельно читают задание и устно называют числа, которые пропустила Маша (141, 146).
  • Особое внимание обращаем на формулировку «не более 9 единиц», поясняя, что в числе 149 — 1 сотня, 4 десятка и 9 единиц. Число единиц здесь равно 9, то есть не более 9.
  • Просим детей записать в тетради все числа по порядку, в которых 3 сот., 5 дес. и не более 7 ед.
  • Даем время на выполнение задания, после чего проводим устную проверку (350, 351,352... 357).

Задание № 4 (У-2, с. 16)

  • Дети устно выполняют задание.
  • Учащиеся, как правило, не называют число 340. Целесообразно пояснить, что неопределенность в разряде единиц («несколько единиц») позволяет указать и число 340, где число единиц записано цифрой 0: 340 — это 3 сотни и еще 4 десятка, и еще несколько единиц, которые равны 0.

Задание № 5 (У-2, с. 16) имеет комбинаторный характер и относится к заданиям повышенной трудности

  • Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать задание и составить трехзначные числа из таких разрядных слагаемых, как 500 и 800, 40 и 70, 3 и 9.
  • Даем время на самостоятельный поиск, а затем предлагаем алгоритм решения, основанный на фиксировании разрядного слагаемого старшего разряда и манипуляции с разрядными слагаемыми младших разрядов:
  • 543, 549, 843, 849 (обучающиеся дописывают недостающие числа — 573, 579, 873, 879).

Задание № 6 (У-2, с. 16)

        Даем обучающимся время на самостоятельное выполнение задания и спрашиваем: почему равенство 437 = 400 + 37 нельзя назвать суммой разрядных слагаемых? (Не выделены разряд десятков и разряд единиц.)

•        Предлагаем преобразовать это равенство в сумму разрядных слагаемых и ваем на доске:

437 = 400 + 30 + 7

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задание № 1 (Т-2, с. 7)

  • Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание,
  • Просим детей по образцу, записанному на доске, проверить, обменявши тетрадями, правильность выполнения задания:

643 = 600 + 40 + 3        999 = 900 + 90 + 9               207 = 200+ 7
910 = 900 4 10
    207 = 200 + 7        909 = 900 + 9

•        Выявляем наличие ошибок, разбираем каждую из них.

Как правило, ошибки встречаются в тех случаях, где разрядные слагаемые записать цифрой 0: 910 = 900 + 10:

207 = 200 + 7: 909 = 900 + 9.

•        Поясняем, что записи: 910 = 900 + 10 и 910 = 900 +10 + 0, 207 = 207 = 200 + 0 + 7, 909 = 900 + 9 и 909 = 900 + 0 + 9 равноправны.

Разрядное слагаемое, которые обозначается цифрой 0, математики не записываются. Но если и записать разряд цифрой 0, показывая, что в разряде десятков — 0 десятков или в разряде единиц — 0 единиц, то ошибки не будет.

Задание № 2 (Т-2, с. 7)

Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание.

Задание № 3 (Т-2, с. 7) Задача 1

  • Учащиеся самостоятельно читают задачу. Просим красным карандаше подчеркнуть ключевые слова условия («вывезли 500 ц», «осталось на 200 ц меньше»), а синим — ключевые слова требования («Сколько центнеров», «осталось»).
  • Читаем вслух ключевые слова условия и отвечаем на требование задачи - ищем величину, которая меньше 500 центнеров на 200 центнеров:

500 ц — 200 ц = 300 ц        Ответ: 300 ц осталось.

  • Спрашиваем: можно ли узнать, сколько центнеров овощей было на складе?
  • Пишем краткое условие новой задачи на доске, просим самостоятельно решить и записать ответ.

Вывезли 500 ц

Осталось 300 ц    500 ц + 300 ц = 800 ц        Ответ: 800 ц было.

Задание на дом: повторить седьмой столбик Таблицы умножения; № 3, задача 2 и № 4 (Т-2, с. 7); из листа чистой бумаги вырезать прямоугольник (13 см * 8 см).  Задания, которые не были выполнены на уроке.

  1.  Рефлексия деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых.

Изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел....

Урок математики "Математическая связь между суммой и слагаемыми" 1 класс

Урок- путешествие  по математике "Остров сокровищ" на тему: "Математическая связь между суммой и слагаемыми" . Конспект урока разработан для УМК "Школа России".   Путевой лист. Раскраск...

Урок математики "Вычитание числа из суммы " 3 класс

Урок разработан с учетом образовательных стандартов второго поколения. Используются современные технологии ведения урока: работа в парах, проблемно-диалогическая и самооценка. Урок разработан по ...

Методическая разработка. Урок математики в 1 классе по теме "Слагаемые.Сумма."

Материал содержит подробный сценарий урока математики в 1 классе по теме "Слагаемые.Сумма."...

Урок математики, 2 класс. "Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых" (ПНШ)

На уроке учащиеся познакомятся с разрядным принципом нумерации трехзначных чисел....