Главные вкладки

    Урок математики "Число и цифра 8"
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Белова Ольга Васильевна

    Урок для 1 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chislo_8._tsifra_8.rar2.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока математики. 1-й класс. Тема: "Число 8. Цифра 8"

     

    Конспект урока

    Презентация

    Основные цели: 

    • сформировать представление о числе 8 как количественном свойстве групп из 8 предметов,
    • повторить состав чисел 5-7, различные способы записи чисел в пределах 7.

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

    Ход урока

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Цели:

    • мотивировать учащихся к учебной деятельности через игровую ситуацию;
    • определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов.

    Слайд №1

    Организация учебного процесса на этапе 1:

    - Вспомните наше путешествие по числовому отрезку

    - На какой станции мы остановились? (На станции 7)

    - Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)

    - Зачем? (- Мы познакомились не со всеми числами. - Чтобы узнать другие числа, их состав, …)

    - Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.

    - Отправимся мы в путешествие на волшебном паровозике. Управлять им будем мы – настоящие ученики.

    - Кого называют настоящими учениками? (Того, кто сам может определить, чего он не знает, и сам находит способ решения)

    Слайд №2

    Один щелчок по интерактивной доске или мышью

    - С нами в путешествие за новыми знаниями отправляется наш друг Буратино, но не один. Сегодня он пригласил с собой Матрёшку. А почему именно Матрёшку, вы сами потом ответите.

    - Пожелаем друг другу удачи и счастливого пути!

    2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цели:

    • актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;
    • повторить состав чисел в пределах 7,схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах
    • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

    Организация учебного процесса на этапе 2:

    - Что поможет нам в дороге? (Наши знания)

    - Ребята, мы не все знания должны взять с собой, а только те, которые нужны будут нам в данном путешествии.

    - Давайте повторим всё, что нам пригодиться, чтобы наши друзья Буратино и Матрёшка увидели, что мы настоящие ученики и хорошие машинисты для нашего волшебного Паровозика.

    Слайд №3

    Задание №1.

    На слайде шары с числами. 

    - Что изображено на шарах? (Числа. Числовой ряд) Сколько шариков на доске? Давайте их хором посчитаем.

    - Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы заметили? (Число 7 стоит не на своём месте. Числа 5 и 7 нужно поменять местами.)

    Задание № 2.

    Дети показывают ответы на разрезных карточках, учитель – демонстрирует на экране.

    - назовите число на 1 больше 3. (4)

    - назовите число на 1 меньше 6. (5)

    - какое число следует за числом 6? (7)

    - какое число предшествует числу3? (2)

     - какое число больше 5 или 6? (6)

    - какое число меньше 2или 1? (1)

    - какое число стоит между 2 и 4? (3)

    Слайд №4

    Один щелчок по доске

    Один щелчок по доске

    На этом же слайде каждая карточка с числом появляется по щелчку.

    Задание № 3.

    - Решите  равенства, используя различные способы вычисления. Способы вычисления: 1)числовой луч; 2)состав числа.

    - Чему равна первая сумма? (5) Докажи. (Мы можем посчитать по числовому лучу: от 3 делаем 2 шага в сторону + и приходим к 5)

    - Чему равна вторая сумма? (6) Докажи. (Мы знаем состав числа: 3 и 3 – это 6. Дети обращаются к “домикам” с составом числа 6.

    - Чему равна третья сумма? (7) Докажи. (Аналогично)

    - Что вы заметили интересного в ответах? (Числа идут в порядке возрастания)

    - А каким может быть первое равенство?

    - Что вы заметили интересного в равенствах? (Закономерность: первое слагаемое всегда одинаковое, второе – увеличивается на один, поэтому сумма увеличивается на 1)

    - Хорошо! Мы можем добавить ещё один способ решения – закономерность. Какой способ вычисления самый быстрый? (знание состава числа)

    - Что мы сейчас повторили? Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком. Если возможно, можно применить закономерность.

    - Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)

    - А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!) Раз мы справились со всеми заданиями, мы, действительно, смело можем продолжать путешествие.

    Слайд №5

    Один щелчок по доске

    Два щелчка по доске с небольшим интервалом

    По щелчку появляется результат

    Один щелчок по доске

    - Буратино приготовил для вас новое задание: нужно найти значение выражения 3+5. Решите этот пример с помощью числового луча.

    3. Постановка проблемы.

    Цель:

    1) выявить место и причину затруднения

    Организация учебного процесса на этапе 3:

    - Смогли вы решить этот пример? (Нет)

    - Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 5 мы знакомы? (потому что на нашем числовом луче нет следующей цифры, мы ещё не знакомы с этой цифрой и этим числом) (по составу числа: таких соседей нет ни в одном домике)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цели:

    • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
    • построить план и определить средства достижения цели.

    Организация учебного процесса на этапе 4:

    - Какая же тема урока и цели?

    - Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока  и поставим перед собой цели на данный урок.

    - Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку? (На числовом отрезке нашли число 3 и сделали в сторону плюса 5 шагов. Мы заметили, что на числовом отрезке нет числа 8, значит надо найти место числу 8 на числовом отрезке)

    - Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 8)

    ФИЗ. МИНУТКА

    5. Реализация построенного проекта.

    Цели:

    • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
    • зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

    Организация учебного процесса на этапе 5:

    - Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 8)

    - Для чего нужно уметь писать цифру 8? (Чтобы записывать число 8)

    5. Реализация построенного проекта.

    Цели:

    • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
    • зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

    Организация учебного процесса на этапе 5:

    - Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 8)

    - Для чего нужно уметь писать цифру 8? (Чтобы записывать число 8)

    Слайд №6

    Щелчок по доске

    Щелчок по доске

    Знакомства с цифрой 8

    - Есть стихотворение об этой цифре:

    Цифра восемь так вкусна:
    Из двух бубликов она.

    Цифру восемь, цифру восемь
    На носу всегда мы носим,
    Цифра восемь плюс крючки –
    Получаются очки...

    К этой цифре ты привык.
    Это цифра-снеговик.
    Лишь зима сменяет осень,
    Дети лепят цифру восемь!
    Только к цифре ты. дружок,
    Третий не лепи кружок.

     – На что ещё похожа цифра 8? (на матрёшку). Так вот почему с нами сегодня путешествует Матрёшка и, оказывается, Буратино не случайно пригласил её.

    Слайд № 7

    Один щелчок – бублик

    Один щелчок – очки

    Один щелчок – снеговики

    Один щелчок - матрешка

    - А теперь по алгоритму научимся писать цифру 8. Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов (верхний немного меньше нижнего). Начинают писать цифру немного ниже и правее середины верхней стороны, ведут линию вправо и вверх, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки, затем справа налево закругляя и ведя слева направо к середине нижней стороны клетки. Далее линия, закругляясь, идёт вверх к начальной точке.

    - Первый пункт мы выполнили? Научились писать цифру 8? Для чего научились? (Теперь сможем не только считать до 8, но записывать числа до 8)

    Слайд №8

    В верхнем правом углу нажать на белую кнопку – появится число 8, потом на синюю – появится цифра 8, затем на красную – покажет написание цифры.

    - Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.

    - Если рассуждать по закономерности, то вы можете заметить, что второе слагаемое увеличилось на один, сумма увеличиться на один, получили 3+5=8, следовательно, число 8 - следующее за числом 7)

    - Значит, чтобы найти место числу 8 на числовом отрезке, надо к 7 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 8 (Дети достраивают отрезок)

    - Можно ехать дальше!

    Слайд №9

    Один щелчок – появится результат 8, второй щелчок – появится числовой отрезок, третий щелчок – появится паровозик.

    - Какой следующий пункт плана? (Состав числа)

    - Для данной работы приготовьте 8 кружков. Как можно разложить данные кружки в два мешочка? (Вначале переложим один кружок и пересчитаем, сколько осталось во втором, получили 1 да 7, значит на первом этаже находятся жители 1 и 7, следовательно 8 - это 1 и 7) (Дети работаю на партах). Результаты проговариваются в громкой речи и “заселяется домик № 8”

    Аналогично работают с остальными вариантами.

    - Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)

    - Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)

    Слайд №10

    По каждому щелчку домик заселяется числами

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель:

    • зафиксировать во внешней речи состав числа 8.

    Организация учебного процесса на этапе 6:

    - Значит, состав числа нужно быстрее выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 8.

    - Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 8?)

    Обращаясь к целям урока:

    - Писать цифру научились? (Да)

    - На числовом отрезке  место числу 8 нашли? (Да)

    - С составом числа 8 поработали? (Да)

    - Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).

    - Верно. Чтобы быстрей и лучше запомнить состав числа 8…

    Слайд №11

    По щелчку появляются результаты в выражениях и в домике

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

    7. Включение в систему знаний и повторение.

    Цели:

    • тренировать способность к соотнесению количества предметов с цифрой и графической моделью.
    • тренировать способность к применению знаний по составу числа.

    Организация учебного процесса на этапе 7:

    Работа по учебнику …

    Проверка – фронтально.

    Слайд №12

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цели:

    • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
    • оценить свою работу и работу класса на уроке;
    • наметить направления будущей учебной деятельности;
    • обсудить домашнее задание.

    Организация учебного процесса на этапе 8:

    - Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 8”)

    - Чему мы хотели научиться? (Изучить число 8 и научиться писать цифру 8)

    - Нам это удалось? (Да)

    - Докажите.

    - Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?

    - Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете почему?

    – Оцените свою работу. Подарите магнитик Матрёшке: если вы считаете, что трудились очень хорошо, и у вас все получалось, прикрепите магнитик к большой Матрёшке; если считаете, что не очень хорошо поняли тему, прикрепите магнитик к средней Матрёшке; ну а если наше путешествие вам не принесло никаких знаний и вы ничему не научились – тогда магнитик должен попасть к маленькой Матрёшке. (Дети выходят к доске и прикрепляют магниты)

    Учитель делает вывод по итогам самооценки.

    - Какие ТРУДНОСТИ остались?

    - Ребята, кому понравилось число и цифра 8, дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 8. А завтра мы устроим выставку ваших работ.

    Слайд №13


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

    Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

    В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

    Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: Число и цифра 2.

    Это конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России". Он может помочь учителю при подготовке к уроку. В данном конспекте есть интересный материал при проведении устного счёта на у...

    Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

    Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

    Урок математики в 1 классе Тема урока: Число и цифра 7

    Урок изучения нового материала и первичного закрепления....

    Урок математики 1 класс. Тема урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник."

    Изучить число 5, его состав, написание цифры 5; познакомить с пятиугольником. Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания не...