Конспект урока по математике 1 класс "Прямоугольник и квадрат" УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Сильницкая Лариса Константиновна

Конспект урока по математике 1класс . Тема : "Прямоугольник и квадрат". УМК "Перспективная начальная школа." Конспект урока содержит презентацию, сказку о геометрических фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок по математике 1 класс28.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА    ПО МАТЕМАТИКЕ

1класс (ФГОС)

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Прямоугольник и квадрат»

                                             

Составитель: Сильницкая Л.К.,

                                                       учитель начальных классов.

Тема урока: «Четырёхугольники. Прямоугольник и квадрат».

Цели:- создать условия для формирования знаний о разных видах четырёхугольников,

              о существенных признаках прямоугольника и квадрата;

           - способствовать развитию умения строить прямоугольник и квадрат с помощью линейки

               и прямоугольного треугольника;

            - способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, воображения.

Планируемые результаты: 

  • личностные УУД : стремятся к достижению успехов в учебной деятельности,

                                     имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положитель-

                                     ного отношения к школе;

  • метапредметные УУД : регулятивные - принимают и соотносят учебные действия

                                               с инструкцией;

                                               познавательные – учатся формулировать познавательные

                                              цели, понимать знаки и символы; проводят аналогии между

                                               изученным материалом и собственным опытом;

                                               коммуникативные – учатся работать в паре, группе, выстра

                                               ивая  взаимодействие на основе взаимоуважения;

  • предметные УУД: научатся различать виды четырёхугольников, строить квадрат и

                                       прямоугольник; получат возможность узнать отличительные

                                       признаки этих фигур.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация, условные знаки, иллюстрация

                                                   Хоттабыча, сказка «Полезный прямоугольник», карточка-1,  

                                                   конверты с четырёхугольниками, набор геометрических фигур,

                                                   фишки.

Предварительная подготовка: трое учащихся учатся чертить квадрат на нелинованной бумаге

                                                     ( с помощью учителя ) .

Ход урока:

Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело.

Введение в тему. Определение целей урока.

- Сегодня мы попадём в интересную страну, населённую удивительными жителями. А узнать,

как их зовут, нам помогут эти выражения.

Изображение на интерактивной доске:

Ф- 6+6       Р- 9+5     А- 5+6     У- 7+9

Д- 7+4        Г- 8+3    Ы- 8+7      И- 5+8

12    13   11  16  14   15                                (Дети решают примеры, находят ответ, на доске запи-

                                                                        сывают слово -  фигуры).

Живут фигуры в стране Геометрии, а сопровождать нас в путешествии будет герой- волшебник.(Приложение 1 )Вот он. Узнали? Он старый волшебники его знания устарели, поэтому он пришёл узнать, что изучают современные дети. В его сказочной стране все строения состоят из многоугольников. А самые красивые строения- башни, построены  из фигур, у которых  4 стороны. Что это за фигуры?

Тема нашего урока: «Четырёхугольники. Прямоугольник и квадрат».

Поставьте цели урока ( на доске условные знаки).

< >                   (будем учиться сравнивать четырёхугольники)

?                       (откроем новое знание)

Д                       (напишем графический диктант )

                          (будем учиться чертить)

                         (  работа в группах)

Я думаю, что у нас всё получится, отправляемся в страну Геометрию.

Формирование новых понятий и способов действия

Слайд 1- многоугольники. Найдите четырёхугольники, назовите № фигур.

                                             Четырёхугольников в Геометрии много. Вот некоторые из них.

Слайд 2- виды четырёхугольников.

                                             - Какие четырёхугольники знаете?  Слайд 3- проверка.

                                             - Что общего у этих фигур? (4 стороны, 4 угла, 4 вершины)

                                              - А чем один отличается от другого?(длинами сторон, особенностя-

                                                  ми углов ).

Гость нашего урока в конверте. (Дети достают четырёхугольник) Приложение 2.

Сравнение прямоугольника и квадрата.

Превращение в прямоугольник

Возьмите четырёхугольник и повторяйте за мной (учитель загибает угол).

Это четырёхугольник? Рассмотрите его углы. Какие они? Как называется четырёхугольник, у которого все углы прямые? А что можете сказать о противоположных сторонах?

Слайд 4  - Хоттабыч просит помощи. Из ряда четырёхугольников найдите прямоугольники, запишите № фигур в тетрадь.

Слайд 5(проверка)   Как определяли прямоугольник? ( на глаз)

Существует специальный чертёжный треугольник, при помощи которого можно определить

прямые углы в фигуре. Попробуйте самостоятельно определить, какие из фигур прямоугольни-ки при помощи прямоугольного треугольника.

Самостоятельная работа   (Приложение3-карточка)

(Дети при помощи треугольника находят прямоугольники и ставят на них фишки).

Проверка.  -  Как вам помог чертёжный треугольник? (продемонстрировать)

Физкультминутка.    Покажите прямую линию, ломаную, замкнутую, кривую, острый угол.

                                         Сколько у фигуры углов, столько сделаем прыжков( учитель показыва-

                                          ет  восьмиугольник).

Превращение в квадрат

Возьмите прямоугольник и повторяйте за мной (учитель сгибает пополам)

-Это четырёхугольник?  Прямоугольник?  

Измерьте его стороны. Что можете о них сказать? Как называется эта фигура? (квадрат)

Обобщение  -  Какие фигуры мы получили из прямоугольника?

                        -Какую фигуру называют прямоугольником? Квадратом?

Слайд 6  -  Давайте прочитаем  определения.

-Какие предметы вокруг нас имеют форму прямоугольника, квадрата?

- Ребята, как вы думаете, прямоугольник  полезная фигура?

Хоттабыч  принёс нам сказку, которая называется «Полезный прямоугольник».(Приложение 4) Хотели бы прочитать? А в сказке один текст, нет ни одной иллюстрации. Хотели бы вы нарисовать рисунки главных героев?

-Давайте научимся их чертить.

Формирование умений и навыков.

Графический диктант    -  Найдите в тетради т.А, проведите вниз отрезок длиной 3см,                    обозначьте конец т.М.  От  т.М  вправо проведите отрезок длиной 5см, обозначьте конец т.Д

От  т.Д  проведите вверх отрезок длиной 3см и поставьте т.О . Соедините точки О и А.

-Какая фигура получилась? (прямоугольник со сторонами 3см и 5см) Получилось у всех отлично. На клетчатой бумаге построить было легко. А давайте попробуем построить квадрат

на нелинованной бумаге. А помогать нам будут мои помощники. Я думаю, что с этим заданием они справятся наилучшим образом.

Работа в группах   -  трое подготовленных учащихся учат ребят своего ряда чертить квадрат на

                                    нелинованной бумаге (длина стороны квадрата 4см )                    

Самостоятельная работа -  Начертите прямоугольник со сторонами 2см и 6см на бумаге в

                                                  клетку или квадрат со стороной 5см на нелинованной бумаге.

                                                  Выберите то задание, с которым  вы справитесь наилучшим обра-

                                                   зом.

Работа в группах -  (каждой группе предоставлены лист картона, клей, параллелограмм, разре-

                                    занный на части). Приложение 5.

                                  Используя все части 1гр.-  составляет квадрат

                                                                       2гр.- составляет прямоугольник

                                                                       3гр.- составляет любой четырёхугольник

Проверка у доски.  (Каждая группа демонстрирует полученные фигуры).

  -   Как называется полученная фигура? Какие у неё признаки?

Основателем этих фигур является параллелограмм, который можно превратить в прямоуголь-

ник, квадрат, ромб, трапецию.(продемонстрировать).

Обобщение.

-Хоттабыч хочет убедиться, что вы были внимательны и усвоили то, о чём  мы говорили.

(Учитель задаёт вопросы, дети отвечают, используя сигнальные карточки).

  • 1.Если фигура имеет 4 угла, 4 стороны, 4 вершины, то её можно назвать четырёхугольником?

                       2.Является ли прямоугольник одним из видов четырёхугольников?

                       3. Верно ли, что противоположные стороны прямоугольника не равны?

                       4. Правильно ли, что квадрат можно назвать и прямоугольником и четырёхуголь-

                            ником?

- Хоттабыч доволен! Но ему пора домой в сказку. Давайте подарим ему необычный дом- башню, которая будет состоять только из четырёхугольников.

  • Работа в группах  ( построение башни из геометрических фигур)

(дети, у которых гость урока (четырёхугольник) красного цвета работают у магнитной

доски; (Приложение 6). Дети, у которых четырёхугольник зелёный работают с интерактивной доской -(слайд 6).

Итог урока.

Я - знаю

Я – смог

Я - запомнил  (ответы детей по схеме)

     

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

       Сказка. «Полезный прямоугольник»

Прямоугольник завидовал квадрату.

-Я такой неуклюжий. Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким

                                               

    -А, если я лягу на бок, то буду низким и толстым.

-А ты всегда остаёшься одинаковым и стоя, и сидя.        

-Да. С гордостью говорит: »Квадрат».у меня все стороны

 равны, не то, что у некоторых. То дылда-дылдой, то блин-блином.

      А однажды случилось вот что:

Старик Хоттабыч заблудился в лесу. Ковра самолёта у него не было,

борода намокла под дождём, и выбраться из леса он не мог. Он шёл через чащу и встретился с квадратом и прямоугольником.

-Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?

       Хоттабыч залез на одну сторону квадрата, но ничего не увидел, потому что ему мешали верхушки деревьев. Тогда волшебник попросил квадрат перевернуться на другую сторону. Но, как известно, у квадрата все стороны равны, поэтому он снова ничего не увидел.

-Гражданин квадрат! Помогите мне, хотя бы перебраться через речку.

Квадрат подошёл к речке и попытался дотронуться до другого берега. Но…плюхххх.

-Может быть, я смогу помочь Вам?- Предложил скромный вопрос прямоугольник.

Он стоял во весь свой рост и Хоттабыч взобрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и понял, куда ему можно идти. Тогда прямоугольник лёг на бок, и стал мостом. Хоттабыч перебрался по прямоугольнику через речку. Прямоугольник  помог ему подняться и, поблагодарив прямоугольник, отправился домой.

А квадрат, который  после купания, сушился на берегу, сказал прямоугольнику:

-Вы, оказывается, полезная фигура?

-Ну, что вы!- скромно улыбнулся прямоугольник. Просто мои стороны разной длины:

2-длинные, 2 короткие

Иногда это бывает очень удобно.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА

1.Справились с графическим диктантом – 100% уч .

2.Верно выполнили задание карточки  - 100% уч.

3. Правильно начертили квадрат на нелинованной бумаге – 92% уч.

4.Справились с самостоятельной работой – 100% уч.

      - правильно начертили прямоугольник- 38%

      - правильно начертили квадрат – 62%

5.Справились с составлением квадрата, прямоугольника, четырёхугольника – 100% уч.

6. Верно ответили на вопросы при обобщении – 100% уч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Круг и шар" (Перспективная начальная школа)

- Сформировать представление о круге и шаре; -Развивать познавательные процессы-  мышление (все виды): логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоц...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника"

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника"...

Конспект урока по математике " Площадь прямоугольника"

Цель: : создать условия для открытия  и первичного закрепления понятия о площади прямоугольника; содействовать умению вывести правило вычисления площади прямоугольника; совершенствовать вычислите...

Конспект урока по математике "Периметр прямоугольника" 2 класс

Конспект урока по математике УМК"Школа России" 2 класс  "Периметр прямоугольника"...

Конспект урока по математике "Периметр прямоугольника"

Конспект урока "Периметр прямоугольника" 2 класс (Школа России)...