рабочая программа
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

В помощь учителям, работающим по УМК "Перспектива", рабочая программа 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_3_klass.docx110.17 КБ

Предварительный просмотр:

           Календарно-тематическое планирование

 уроков математики

 3 класс

на 2013-2014 учебный год

(136 часов)

№п\п

№ в теме

Тема урока

Планируемые результаты

(предметные)

Характеристика видов деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата

план

факт

I четверть (32 ч)

 Элементы алгебры. Множество -  24  часов.

Познавательные результаты

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

.

Коммуникативные результаты:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

уметь строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

уметь слушать собеседника;

вести диалог, излагать свое мнение;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные результаты:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

контролировать и оценивать свои знания, действия;

следовать установленным правилам;  

Личностные результаты:

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

1

ОНЗ   Множество и его элементы.

Число элементов множества

Знакомство с понятиями «множества», «элемент множества», отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.

Составлять множества, заданные перечислением и общим свойством элементов.

с.3 №10 г,12,13 по выбору

03.09.

2

ОНЗ   Способы задания множества

Обозначение множеств: пересечением и общим свойством его элементов, отработать устные и письменные навыки вычисления, решать задачи на повторение.

Обозначать множества, определять принадлежность элемента множеству, равенство и неравенство множеств

С.6, №7 б,в,г, 11,12 по выбору

04.09.

3

ОНЗ Равные множества.  Пустое множество. Знак Ø .

Рассмотреть понятие равенства множеств. Сформировать представление о пустом множестве и познакомить с его обозначением; отработать устные и письменные навыки вычисления, решать задачи на повторение.

Использовать знак для обозначения пустого множества.

С.9,№6,11,12 по выбору

05.09.

4

ОНЗ  Диаграммы Эйлера-Венна. Знаки  и ∉.

Познакомить с графическим изображением множества-диаграммой Венна, научить использовать знаки для обозначения принадлежности элемента множества; отработать устные и письменные навыки вычисления, решать задачи на повторение.

Наглядно изображать множества с помощью диаграмм Эйлера−Вен-на.

С.11,№6, с.12 №10-12 по выбору

06.09.

09

5

Р  Решение вычислительных

примеров, задач, уравнений

на повторение курса 2 класса

С – 1-2

Закрепить материал, изученный на предыдущих уроках; подготовить к изучению понятий «подмножества», «пересечение множеств».

Повторять основной материал, изученный во 2 классе:

С.14, № 8,

с. 15 № 12-14 по выбору

09.09.

10

6

ОНЗ  Подмножество. Знаки ⊄ и .

Ввести понятие подмножества как части множества, научить использовать знаки.    Геометрические задачи.

устанавливать, является ли одно множество подмножеством другого, записывать результат с помощью знаков.

С.17, № 6

С.18,№ 9-11 по выбору

10.09.

11

7

ОНЗ  Задачи на приведение к 1 (на  четвертое пропорциональное).

Математический диктант.

Познакомить с новым видом задач на пропорциональные величины, продолжить решение задач на повторение множеств. Логические задачи.

строить способ решения задач на приведение к единице.

С.21, №9

С. 22 №11,13 по выбору

11.09.

12

8

ОНЗ   Разбиение множеств на части.

Классификация.

решать задачи с пропорциональными величинами, основываясь на смысле умножения и деления.

Разбивать множества на части, анализировать свойства объединения,

С. 23, № 5 (2 столбик)

№ 7-9 по выбору

12.09.

16

9

Административная контрольная работа (входной контроль).

выполнять самостоятельно контрольные задания.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

16.09.

25.09

10

Анализ контрольных работ.

Фиксировать индивидуальное затруднение, определять его место и причину и оценивать умение это делать.

Повторить таблицу умножения

17.09

26.09

11

ОНЗ    Пересечение  множеств. Знак ∩.

Рассмотреть операцию пересечение множеств, ввести знак для записи пересечение множеств закрепить навыки устных и письменных вычислений.

Находить пересечение множеств, записывать результат с помощью знаков.

С.25 № 8

С.26, №10-12 по выбору

18.09.

17

12

ОНЗ    Свойства операции пересечения множеств.

Рассмотреть основные свойства пересечение множеств, учить применять их при выполнение задач.

Исследовать свойства множеств, записывать в буквенном виде.

С.28, №11

№9,10 по выбору

19.09.

18

13

Р. Пересечение множеств и его свойства. С-4

Использовать язык множеств  для решения логических задач.

Решать вычислительные примеры.

С.29 №12

№ 14,15 по выбору

23.09.

19

14

ОНЗ    Задачи на приведение к 1 (второй тип)

решать взаимно обратные задачи на приведение к единице,  записывать  условия задачи в виде схемы, таблицы; оформлять решения задач по действиям и выражением;

Использовать вспомогательные модели при решении задач.

С. 31 №7

№ 9-11 по выбору

24.09.

23

15

ОНЗ    Объединение множеств. Знак U

Рассмотреть операцию объединения множеств, ввести знак для записи объединения множеств,.

Находить объединение множеств, записывать результат с помощью знаков.

С.35 №11

№13,14 по выбору

25.09.

24.09

16

ОНЗ   Запись внетабличного умножения в столбик

Познакомить учащихся с записью произведения двузначного  числа на однозначное в столбик. Логические задачи, арифметические ребусы.

Строить способ записи внетеабличного умножения в столбик, применять его для вычисления.

С.38, №14

№15,16 по выбору

26.09.

30.09.

17

ОНЗ   Свойства операции объединения множеств

Основные свойства объединения множеств, познакомить с умножением круглых чисел в столбик, совершенствовать навык решения задач.

Исследовать свойства объединения  множеств (переместительное, сочетательное)

С. 40, №6

№ 7,8 по выбору

30.09.

01.10

18

Р.Объединение множеств и его свойства. С -  5

Находить объединение множеств, записывать результат с помощью знаков.

С.41 №9

№12,13 по выбору

01.10

02.10

19

ОНЗ      Сложение и вычитание непересекающихся множеств, свойства и аналогия со сложением и вычитанием чисел.

Ввести понятие сложение и вычитания множества. Установить их аналогию со сложением и вычитанием чисел, повторить и закрепить полученные знания о множествах.

Анализировать свойства объединения непересекающихся множеств и нахождения части множества

С. 43 № 4

№5,6 по выбору

02.10

03.10

20

Р      Разбиение множества на части по свойствам (классификация).

Выявлять признак классификации множеств

разбивать множества на части (классифицировать)

С. 45 №13

№16,17 по выбору

03.10

07.10

21

ОК     Контрольная работа № 1 по теме «Множества»

Проверить знания учащихся по пройденной теме, а также умение решать задачи на приведение к единицы.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

07.10

08

Операции над числами

Познавательные результаты

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные результаты:

оформлять свои мысли в устной речи.

уметь строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

уметь слушать собеседника;

вести диалог, излагать свое мнение;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные результаты:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

контролировать и оценивать свои знания, действия;  

следовать установленным правилам;  

Личностные результаты:

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

22

1

Р.     Работа над ошибками по теме «Множества»

ОНЗ   Множество натуральных чисел.

Сформировать умение правильно читать и записывать многозначные числа в пределах 12 разрядов

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Читать и записывать натуральные числа в пределах триллиона (12 разрядов),

С. 61 №8

9,10 по выбору

08.10

09.10

23

2

ОНЗ    Нумерация и сравнение многозначных чисел.

Математический диктант.

познакомить с  соответствующей терминологией, изучить последовательность натуральных чисел за пределами 1000, особенно при переходе из одного разряда в другой.

выделять классы, разряды, число единиц каждого разряда.

Определять и называть цифру каждого разряда

С.64 № 13

№12,14 по выбору

09.10

10.10

24

3

ОНЗ   Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых

записывать многозначные числа, представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;

Определять и называть общее количество единиц данного разряда, содержащихся в числе, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

С.67 № 8

№ 12,13 по выбору

10.10.

14.10

25

4

Контрольная работа за 1 четверть

Проверить  сформированность полученных знаний и понятий.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

14.10

23

26

5

Работа над ошибками

Р. Сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,  в пределах 10 00) с использованием таблиц сложения;

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Складывать и вычитать многозначные числа

С.70 №10

№ 11, 13 по выбору

15.10

15

27

6

Р     Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик

решать примеры, задачи и уравнения на сложение и вычитание многозначных чисел.

С. 72 №10

с.73 №15,16 по выбору

16.10

16

28

7

Р. Письменное вычитание многозначных чисел вида: 300 000 — 18 236. С – 6,7

выполнять операции сложения и вычитания с многозначными числами.

Устанавливать аналогию десятичной позиционной системы записи чисел и десятичной системы мер.

Переходить от одних единиц измерения к другим.

С. 76 № 10

11-13 по выбору

17.10

17

29

8

Р     Чтение, запись, сложение и вычитание многозначных чисел

•выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

 вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов Сравнивать выражения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий.

С. 78 № 7

№ 8-11 по выбору

21.10.

21

30

9

Р.  Решение примеров, уравнений и задач на изученные случаи действий с числами.

устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

 решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

Складывать и вычитать многозначные числа, решать примеры, задачи и уравнения на сложение и вычитание многозначных чисел.

С. 82 №11

№ 12-14 по выбору

22.10

31

10

ОК   Контрольная работа № 2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел»

Проверить знание учащихся по нумерации многозначных чисел.

применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

23.10

29.10

32

11

Р    Работа над ошибками по теме «Сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел»

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

С. 81 № 9

24.10

30.10

II четверть (32 часа)

Умножение и деление

Познавательные результаты

самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной   цели.

умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить речевое  высказывание.

постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Коммуникативные результаты:

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

вести диалог, излагать свое мнение;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные результаты:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

контролировать и оценивать свои знания, действия;  

следовать установленным правилам;  

Личностные результаты:

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

33

1

ОНЗ    Умножение на 10, 100, 1000.

Повторить и обобщить правила умножения круглых чисел. Закрепить нумерацию многозначных чисел, алгоритмы их сравнения, сложения и вычитания

Строить и применять алгоритмы умножения на10, 100 и т.д.,

С. 84 № 10

С. 85 №13-15 по выбору

04.11

24.10

34

2

ОК      Умножение круглых чисел.

Закрепить вычислительный навык умножения круглых чисел, совершенствовать и обобщать по нумерации многозначных чисел.

Строить и применять алгоритмы умножения круглых чисел (без остатка).

С. 88 № 12

13,14 по выбору

05.11

28.10

35

3

ОНЗ    Деление на 10, 100, 1000

Повторить и обобщить правила деления круглых чисел, распространив их на более широкую числовую область. Задачи на логическое мышление, разгадывание, чайнворда.

Строить и применять алгоритмы деления на10, 100 и т.д.,

С. 90 № 8

С. 91 № 14,15 по выбору

06.11

31.10.

36

4

Р     Деление круглых чисел.

Закреплять деление круглых чисел, совершенствовать навык сложения и вычитания многозначных чисел. Выявить и продолжить закономерность.

Строить и применять алгоритмы деления круглых чисел (без остатка).

С.93 № 11

№8-10 по выбору

07.11

11.11

37

5

Р. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Умножение и деление круглых чисел. С – 9,10

построить и применять алгоритмы умножения и деления на 10, 100 и т.д., умножения и деления круглых чисел?

обосновывать правильность своих действий  помощью построенных алгоритмов.

С. 94 № 12

№ 14,15 по выбору

11.11

12.11

38

6

ОНЗ    Единицы длины.

Систематизировать знания детей о единицах измерения длины,

Уточнять соотношения между единицами длины;

С. 96 № 6

С. 97 № 11-13 по выбору

12.11.

13

39

7

Р     Единицы длины. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.

Математический диктант.

работать над умением переводить величины из одних единиц измерения в другие, отрабатывать навыки устных вычислений, решать задачи на повторения. Задания по нумерации многозначных чисел повышенной трудности.

Сравнивать, складывать и вычитать однородные величины.

С. 100 № 13

№ 14-16 по выбору

13.11.

14

40

8

ОНЗ    Единицы массы. Грамм.

Ввести новые единицы измерения массы: грамм; отрабатывать умение переводить величины из одних единиц измерения в другие.

Выводить общее правило перехода к большим и меньшим меркам.

С. 103 № 13

№ 11,12,14 по выбору

14.11

18  

41

9

ОНЗ    Единицы массы.. Тонна, центнер.

Ввести новые единицы измерения массы:, центнер, тонна;

Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов.  

С.105 №11

№ 12, 14 по выбору

18.11

19.11

42

10

Р     Обобщение по теме «Умножение и деление круглых чисел. Единицы измерения» С – 11,12.

отрабатывать умение переводить величины из одних единиц измерения в другие.

Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять метод наблюдения и оценивать своё умение это делать.

С.105 №8

7-9

19.11

20

43

11

Р. Единицы массы и длины.

Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, решать задачи на повторения, закреплять нумерацию и перевод единиц длины и массы.

С. 111 №7

С.112 №13,14 по выбору

20.11

26

44

12

ОК    Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление круглых чисел. Единицы измерения»

Проверить умение учащихся умножать и делить числа на 10, 100, 1000, умножать и делить круглые числа, а также умножать на однозначное число столбиком, переводить одни единицы измерения длины и массы в другие

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

21.11

21

45

13

Р   Работа над ошибками по теме «Умножение и деление круглых чисел. Единицы измерения»

Контролировать правильность  и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

С. 111 №9

С.112 № 11,12

25.11

25

Умножение и деление многозначного числа

Познавательные результаты

Овладение письменной и устной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;

постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Коммуникативные результаты:        

оформлять свои мысли в устной речи.

уметь строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

уметь слушать собеседника;

вести диалог, излагать свое мнение;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные результаты:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

контролировать и оценивать свои знания, действия;  

следовать установленным правилам;  

Личностные результаты:

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

46

1

ОНЗ   Умножение многозначного числа на однозначное.

Часть 2.

Операции с многозначными числами. Умножение многозначного числа

Строить алгоритмы умножения многозначного числа на однозначное

С.2 № 6

№ 8.9 по выбору

26.11

27

47

2

Р  Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения в «столбик»

выполнять умножение многозначного числа на однозначное число;

Составлять, читать и записывать числовые и буквенные выражения, содержащие все четыре арифметических действия, находить значение выражений.

С.4, №6

С.№4, с.5 №13 по выбору

27.11

28

48

3

ОНЗ Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями.

Отработать алгоритм умножения многозначного числа на однозначное и умножение круглых чисел в случаях, сводящихся к умножению на однозначные числа

применять алгоритмы умножения многозначного числа на однозначное (и сводящиеся к ним случаи

С. 6 №4

С.7 №8.9 по выбору

28.11

02.12

49

4

Р  Умножение многозначных, оканчивающихся нулями. Решение задач.

 Ввести задачи на нахождение величин по их сумме и разности

Строить  общий способ решения задач по сумме и разности.

С.9 №6, 7 по выбору

02.12.

03

50

5

Р  Умножение многозначных, оканчивающихся нулями. Решение задач по сумме и разности. С - 13

умножать многозначные  числа оканчивающиеся нулями на круглые числа в столбик, решать задачи по сумме и разности.

применять алгоритмы умножения многозначного числа на однозначное (и сводящиеся к ним случаи; Строить  общий способ решения задач по сумме и разности.

С.9

№ 9.10 по выбору

03.12.

04

51

6

ОНЗ Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к делению на однозначное число.

Изучить приёмы письменного  деления многозначного  числа на однозначное

Строить алгоритмы деления многозначного числа на однозначное

С.11 алгоритм

С.12 № 6

№ 7 по выбору

04.12.

05

52

7

ОНЗ Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к делению на однозначное число. Запись деления «углом»

Изучить приёмы письменного  деления многозначного  числа на однозначное и запись деления «уголком»;

Записывать деление углом (с остатком и без остатка).

С. 13 №9

С.15 № 6.15 по выбору

05.12

09

53

8

ОНЗ Деление многозначного числа на однозначное вида: 312:3. Проверка деления умножением.

Математический диктант.

делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3);

проверять деление умножением;

применять алгоритмы деления многозначного числа на однозначное (и сводящиеся к ним случаи).

С.17 № 6

С.18 № 8.9 по выбору

09.12.

10

54

9

ОНЗ Деление многозначного числа на однозначное случая 460:2. Проверка деления умножением

отрабатывать изученные приёмы устных и письменных вычислений, решать задачи на повторение

применять алгоритмы деления многозначного числа на однозначное (и сводящиеся к ним случаи).

С.20 № 5.6

С.21 № 11 по выбору

10.12

11

55

10

Р Деление многозначного числа с нулем посередине на однозначное. Проверка деления умножением .

С – 14,15

делить многозначные числа с нулём посередине на однозначное число (алгоритм)

Записывать деление углом; применять алгоритмы деления многозначного числа на однозначное (и сводящиеся к ним случаи).

С.22 №3

С.23 № 8 (а)

11.12

12.12

56

11

Р. Деление многозначного числа с нулем на конце  на однозначное.

делить многозначные числа с нулём на конце на однозначное число (алгоритм)

Записывать деление углом; применять алгоритмы деления многозначного числа на однозначное (и сводящиеся к ним случаи).

С.23 № 8 (б)

С.24 № 9 по выбору

12.12.

16.12

57

12

К Административная контрольная работа за I полугодие

контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

16.12

58

13

Работа над ошибками.

ОНЗ Деление круглых чисел

рассмотреть случаи деления круглых чисел, сводящихся к делению многозначного числа на однозначное без остатка; Провести анализ контрольной работы, выполнить работу над ошибками.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

С.26 №8

№ 9,10 по выбору

17.12

59

14

Р  Деление круглых чисел. Проверка деления умножением.

С-16

делить углом на однозначное число, сокращать числа оканчивающиеся нулями, решать задачи способом уравнивания частей.

Строить алгоритм деления многозначных круглых чисел.

 С.29 № 9

С.30 №11,13 по выбору

18.12

60

15

ОНЗ  Деление с остатком

записывать деление многозначного числа на однозначное число с остатком «углом» и выполнять проверку

Строить алгоритм деления с остатком  многозначных чисел.

С.32 № 6

С.32 №9, с.33 №10 по выбору

19.12.

61

16

ОНЗ   Деление круглых чисел с остатком.  Проверка деления умножением.

делить «круглые» числа на однозначные числа с остатком;

Строить алгоритм деления с остатком многозначных круглых чисел.

С. 35 № 6

С.36 № 10 ,11 по выбору

23.12

62

17

ОК Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное»

24.12

23

63

18

Р  Работа над ошибками по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное».

ОНЗ  Преобразование фигур

Познакомить с преобразованием фигур на плоскости- параллельным переносом, закреплять навыки умножения и деления многозначного числа на однозначное.

Выполнять преобразование фигур на плоскости.

С.38 № 9-12 по выбору

25.12.

24

64

19

ОНЗ  Симметрия .

Познакомить с преобразованием фигур на плоскости- симметрией

Наблюдать симметрию,

составлять симметричные узоры, описывать правила их составления

С.41 №4

С.41 №5, с.42 №8 по выбору

26.12

25

III четверть (40 часов)

65

20

ОНЗ  Симметрия  относительно прямой.

Познакомить с преобразованием фигур на плоскости- симметрией относительно прямой

Устанавливать свойства фигур, чертить симметричные фигуры.

С.44 № 4 (б)

С.45 №9,10 по выбору

13.01.

26

66

21

ОК Симметричные фигуры.

Творческие работы учащиеся по теме «Красота и симметрия»

определять симметричные фигуры.

Наблюдать симметрию в рисунках, буквах, словах…

С.47 № 4

№ 5-7 по выбору

14.01

13

67

22

Р. Симметрия. Симметричные фигуры. С - 22

выполнять простейшее преобразование фигур на бумаге; сравнивать фигуры.

Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов. Применять правила ролевого взаимодействия «автора» с  «понимающим» и  «критиком».

С.47 № 3 (д,е)

С.48 №10

15.01.

09.01.

Меры времени (15 часов)

Познавательные результаты

Овладение письменной и устной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;

постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Коммуникативные результаты:        

оформлять свои мысли в устной речи.

уметь строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

уметь слушать собеседника;

вести диалог, излагать свое мнение;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные результаты:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

контролировать и оценивать свои знания, действия;  

следовать установленным правилам;  

Личностные результаты:

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

68

1

ОНЗ  Меры времени. Календарь.

Познакомить с мерами времени, научить пользоваться календарём; совершенствовать вычислительные навыки.

Сравнивать события по времени. Устанавливать соотношения между единицами времени,

С.52 № 9.10,12 по выбору

16.01

14

69

2

ОНЗ  Меры времени. Дни недели.

Дать понятие о времени, днях недели. Решение задач.

С54 №10-12 по выбору

20.01

15

70

3

Р. Меры времени. Календарь. . Дни недели.

Математический диктант.

определять время; выполнять операции с именованными числами.

С.55 №15,16 по выбору

21.01.

16

71

4

ОНЗ Таблица мер времени. Соотношения между единицами времени.

выражать числа в различных единицах измерения времени, определять время по часам, решать текстовые задачи.

преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать значения времени.

С. 57 №8

С.58 № 12,14 по выбору

22.01.

22

72

5

ОНЗ  Часы.

Ввести понятие новой меры времени- часа, отрабатывать умение переводить величины из одних единиц измерения в другие.

Определять время по часам,

С.60 № 6.7

23.01.

23

73

6

Р. Часы. Определение времени по часам.

С -20, 21

выражать числа в различных единицах измерения времени, определять время по часам, решать текстовые задачи.

разрешать житейские ситуации, требующие умения находить значение времени событий.

С.61, №11-13 по выбору

27.01

23

74

7

ОНЗ  Преобразование, сравнение,

сложение и вычитание единиц времени.

Выполнять арифметические действия с именованными числами.

Решать задачи на нахождение начала события, завершения события, продолжительности события.

С.63 №3

№ 5.6 по выбору

28.01.

04.02.

75

8

Р. Единицы времени: сравнение,

сложение и вычитание. С -22

совершенствовать вычислительные навыки при выполнении действия с единицами времени

сравнивать, складывать и вычитать единицы времени.

С.64 № 12

29.01.

04.02

76

9

ОНЗ Переменная. Выражение с переменной.

Дать представление о переменной, научить составлять выражение с переменной.

Обозначать переменную буквой, составлять выражения с переменной,

С.66 №11

С.67 № 15.16 по выбору

30.01.

05.02

77

10

ОНЗ  Выражение с переменной.

Математический диктант

Продолжить работу по составлению выражений с переменной и научить находить их значение по данным задачи.

находить значение выражения с переменной.

С.70 № 8, 10 по выбору

03.02.

05.02

78

11

ОНЗ Высказывание. Верное и неверное высказывание

Дать представление о высказывании, совершенствовать навык решения задач.

Находить, обосновывать, строить верные и неверные высказывания.

С.72 № 4,5 ,6 по выбору

04.02

06.02

79

12

Р. Переменная. Высказывания .С - 23

читать и составлять выражения с переменной, находить  их значения при данных значениях букв;  распознавать высказывания, устанавливать их верность или неверность.

строить верные и неверные высказывания с помощью логических связок.

С.73 № 13.14 по выбору

05.02.

06.02

80

13

ОНЗ  Равенство и неравенство.

Систематизировать и расширить представления учащихся о равенстве и неравенстве, закреплять навык деления на однозначное число.

Определять, обосновывать и опровергать истинность и ложность равенств и неравенств..  

С. 76 № 10-12 по выбору

06.02.

10

81

14

ОНЗ   Уравнение. Корень уравнения. Классификация простых уравнений.

Познакомить с определением уравнения, вспомнить и повторить известные виды уравнений

Различать выражения, равенства и уравнения.

С.78 №3,4 по выбору

10.02.

1 1

82

15

Р. Равенства и неравенства. Уравнения.

С -24

ввести новый вид уравнений и научить решать их на основе зависимости между компонентами действий, научить решать задачи с применением уравнений.

Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов.

С.79 № 8.9 по выбору

11.02.

11.02

83

16

ОНЗ   Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых.

Познакомить  с составными уравнениями и построить алгоритм их решения

Строить и применять алгоритм решения составных уравнений

С.81 № 5-8 по выбору

12.02.

12

84

17

 ОНЗ Упрощение уравнений.

С -25

упрощать составное уравнение; построить алгоритм их решения, сводящийся к  цепочке простых.

Составлять в простейших видах уравнение как математическую модель текстовой задачи.

С.82 № 13.14 по выбору

С.83 №4

13.02.

13

85

18

Р. Решение составных уравнений с комментированием по компонентам действий

определять неизвестный компонент; решать уравнения.

решать простые и составные уравнения, комментировать решение, называя компоненты действий

С.84-85

№ 8,10,12 по выбору

17.02.

17

86

19

ОК  Контрольная работа по теме «Меры времени»

Проверить умение решать уравнения изученных видов, знание таблицы мер времени, умение сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

18.02.

Формулы. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения

Познавательные результаты

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания,  преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а так же оценки их количественных и пространственных отношений;

Коммуникативные результаты:

Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях»автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

уметь слушать собеседника;

вести диалог, излагать свое мнение;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные результаты:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»

следовать установленным правилам;  

Личностные результаты:

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций;

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

87

1

Р  Работа над ошибками по теме «Меры времени»

ОНЗ  Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника и квадрата:

S = a ∙ b, P = (a + b) × 2.

S = a ∙ а, P = 4 ∙ a.

Ввести понятие формулы, познакомить с формулами нахождения площади и периметра прямоугольника

Строить формулы площади и периметра прямоугольника, площади и периметра квадрата.

С.87 № 6

С.88 № 9

19.02.

88

2

ОНЗ    Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a×b ×c. Формула объема куба:  V = a ×а ×а.1

Познакомить с формулой нахождения объёма прямоугольного параллепипеда и научить применять её при решении задач.

Строить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.

С. 89 правила

С.90 № 4.5 по выбору

20.02.

89

3

Р. Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника и квадрата:

Формула объема прямоугольного параллелепипеда

С - 26

выполнять вычисления с использованием формул периметра и площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда,

Строить формулы площади и периметра прямоугольника, квадрата и формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.

С.91 № 10,11 по выбору

25.02.

24.02

90

4

ОНЗ   Формула деления с остатком: a=b·c+ r, r

Познакомить с формулой деления с остатком и научить пользоваться ею при решении примеров

Строить формулу деления с остатком.

С.94 № 10

№ 11.13 по выбору

26.02.

25

91

5

Р    Решение задач с использованием формул.  

 решать задачи с использованием формул

Составлять таблицы, анализировать интерпретировать их данные, обобщать выявленные закономерности и записывать их в виде формул.

С.96 № 4

27.02.

26

92

6

Р. Формулы.

С -27

 выполнять вычисления с формулой деления с остатком, делить числа оканчивающиеся нулями с остатком,

Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных видов.

С.96 №8,9 по выбору

03.03.

27

93

7

ОНЗ    Скорость, время, расстояние.

Часть 3

Дать представление о задачах на движение, ввести понятия: скорость, время, расстояние.

Наблюдать зависимости между величинами «Скорость- время- расстояние» с помощью графических моделей, фиксировать их в таблицах,

С.3 № 7, 11 по выбору

04.03.

03

94

8

ОНЗ      Формула пути: s = v·t.

Ввести формулы для нахождения скорости, времени, пути, научить использовать их при решении задач.

Строить формулу пути, использовать её для решения задач на движение,

С.5 № 6

05.03.

04

95

9

Р. Решение задач по формуле пути.

Математический диктант.

использовать формулу пути для решения задач на движение.

.моделировать и анализировать условия задач с помощью таблиц

С. 6 №11, 13 по выбору

06.03.

05

96

10

ОНЗ    Построение формул зависимости между величинами,  описывающими движение.

выявлять и строить формулы зависимости

С. 8 № 7,8 по выбору

11.03.

06

97

11

Р. Построение формул зависимости между величинами,  описывающими движение, с использованием таблиц и числового луча.

С -28, 29

Совершенствовать навык решения задач на движение,

фиксировать значения величин в таблицах, выявлять закономерности и строить соответствующие формулы зависимостей

С.9№12,15 по выбору

12.03.

11

98

12

Р     Решение задач на движение с использованием формулы пути и таблиц.

заполнять таблицы и решать текстовые задачи на формулу пути;

Строить формулу пути (s = v × t), использовать ее для решения задач на движение, моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц.

С.11 №5

С.12 №10,11 по выбору

13.03.

12

99

13

Контрольная работа за 3 четверть.

17.03.

13

100

14

Работа над ошибками

Р     Решение задач на движение с использованием формулы пути и  схем.

применять формулы пути при решении задач на движение;

Выполнять задания поискового характера.

Фиксировать значения величин в таблицах. Выявлять закономерности и строить соответствующие формулы зависимостей

С.14 35

С.15 №8,11 по выбору

18.03.

17

101

15

Р    Решение задач на движение с использованием формулы пути, схем и таблиц.

использовать формулу пути для решения задач на движение.

Выполнять задания поискового характера.

Фиксировать значения величин в таблицах. Выявлять закономерности и строить соответствующие формулы зависимостей

С.17 № 4 (в)

№6 по выбору

19.03.

18

102

16

Р     Решение задач на движение.

С -30,31

выполнять действия с данными величинами.

Выполнять задания поискового характера.

Фиксировать значения величин в таблицах. Выявлять закономерности и строить соответствующие формулы зависимостей

С.18 № 8

№9,11 по выбору

20.03.

1 9

103

17

Р      Решение задач на движение с использованием формулы пути, схем и таблиц.

заполнять таблицы и решать текстовые задачи на формулу пути;

моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц

С.20 №7

№ 9,12 по выбору

24.03.

20

104

18

Р. Решение задач на движение.

Совершенствовать навык решения задач на движение,

фиксировать значения величин в таблицах, выявлять закономерности и строить соответствующие формулы зависимостей

С. 22 № 5

С.23 №8,10 по выбору

25.03.

24

IV четверть (32 часа ).

105

19

Р    Решение задач на движение с использованием формулы пути, схем и таблиц.

строить формулы, выражающие зависимости между величинами, применять при решении задач

Строить формулу пути, использовать её для решения задач на движение,

С.23 №8

С.24 №13,14 по выбору

01.04.

106

20

ОК     Контрольная работа № 6 по теме «Формулы. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения»

выполнять самостоятельно контрольные задания. применять формулы пути при решении задач на движение

Выполнять задания поискового характера.

Фиксировать шаги учебной деятельности.

02.04.

107

21

Р    Работа над ошибками по теме «Формулы. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения»

ОНЗ   Умножение на двузначное число.

Познакомить с умножением на двухзначное число в строчку, а так же с письменным алгоритмом умножения в столбик; закреплять навыки решения задач.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Строить и применять алгоритм умножения на двузначное число, записывать умножение в столбик, проверять правильность выполнения действий.  

С.26 №8

С.27 № 11,13 по выбору

03.04.

108

22

ОНЗ   Формула стоимости: С = a·n Стоимость, цена, количество товара.

Познакомить с понятиями: цена, количество, стоимость, обозначением этих величин символами,

Наблюдать зависимости между величинами

«Стоимость- цена-количество»

С.29 № 3

№ 4 по выбору

07.04.

109

23

Р. Цена, количество, стоимость.

Формула стоимости. С- 32

научить решать задачи с использованием формулы стоимости. Ввод формулы цена и количества, решение логических задач.

 с помощью таблиц выявлять и строить формулы зависимости.

С.30 №9

№ 10,11 по выбору

08.04.

110

24

ОНЗ   Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на двузначное число.

умножать двухзначное число столбиком, совершенствовать другие вычислительные навыки.

Определять делители и кратные заданного числа. Классифицировать множество объектов по заданному свойству и оценивать своё умение это делать.

С.32 № 7

С.33 № 11,13,14 по выбору

09.04.

111

25

Р. Решение задач на формулу стоимости.

Решать задачи на стоимость, цена, количество товара, используя формулу стоимости.

Строить формулу стоимости (С = а ×n), использовать ее для решения задач на покупку товара

С.34 № 3

С.35 № 6.7 по выбору

10.04.

112

26

Р. Умножение на двузначное число; решение задач на формулу стоимости.

С -33

составлять алгоритм умножения на двузначное число и пользоваться им;

моделировать и анализировать условия задач с помощью таблиц.

С.36 № 9,10,12 по выбору

14.04

113

27

ОНЗ Умножение на трехзначное число.

Познакомить с умножением на трёхзначное число в строчку, используя распределительный закон умножения,

Строить и применять алгоритмы умножения на трёхзначное число

С.38 № 6

С.39 № 7.8 по выбору

15.04

114

28

ОНЗ Умножение на трехзначное число с нулём в середине.

познакомить с приёмом умножения в столбиком, совершенствовать навык решения задач.

записывать умножение в столбик, проверять правильность выполнения действий

С.41 №5

№ 6,7 по выбору

16.04

115

29

ОК Алгоритм умножения на трехзначное число. С -34.

строить алгоритмы по способам действий на примере алгоритма умножения на трёхзначное число с нулём в середине.

применять алгоритм умножения на трёхзначное число,.  

С.42 № 10

17.04

116

30

ОНЗ   Формула работы: А =v×t. Работа, производительность, время работы.

Познакомить с понятиями: работа, время производительность,

Строить формулу работы.

Записывать заданную программу действий с помощью числового выражения.

С.44 № 5

С.45 № 7-9 по выбору

21.04.

117

31

ОНЗ  Наблюдение зависимостей между работой, производительностью и временем работы и их фиксирование с помощью таблиц.

Выявить зависимость между величинами «объем выполненной работы» (А), «производительность» (v), «время» (t), построить формулу работы: А =v×t.

Наблюдать зависимость между величинами “объем выполненной

работы − производительность − время работы” с помощью таблиц,

С.46 № 4

С.47 № 6,10 по выбору

22.04

118

32

Р    Решение задач на величины, описывающие работу, с использованием формулы работы и таблиц. С – 35.

научить решать задачи по формулам работы и производительности.

моделировать и анализировать условие задач с помощью таблиц.

С.48 № 12,13 по выбору

23.04

119

33

Р. Решение задач на формулу пути, стоимости, работы.

выполнять действия с данными величинами.

Строить формулу работы (А = v × t), использовать ее для решения

задач на работу,

С.51 № 8.9 по выбору

24.04

120

34

ОК   Контрольная работа № 7 по теме      «Письменное умножение двузначных чисел»

Проверить умение учащихся решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость, а также умножать столбиком на двухзначное и трёхзначное число.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

28.04

121

35

Р    Работа над ошибками по теме «Письменное умножение двузначных чисел».

выполнить работу над ошибками, отрабатывать вычислительные навыки.

Собирать информацию в справочной литературе. Повторять и систематизировать полученные знания.

29.04.

122

36

ОНЗ    Формула произведения: а = b · c. Классификация простых задач изученных типов. Математический диктант.

Обобщить и выяснить взаимосвязь между задачами стройками величин, общее решение которых может быть записаны формулой a=b×c.

строить общую формулу произведения а = b · c и определять общие методы решения задач на движение, покупку товара, работу,

С.53 правило

№ 2 (в, г) по выбору

30.04

123

37

Р    Формула произведения: а = b · c.

Решение задач.

строить формулы произведения a = b  c; находить по формуле произведения b и c;

подводить под формулу а = b · c различные зависимости, описывающие реальные процессы окружающего мира.

С. 55 № 5

№ 6.7 по выбору

05.05.

124

38

ОНЗ   Классификация простых задач изученных типов.

классифицировать простые задачи

Классифицировать простые задачи изученных типов по виду модели, устанавливать на этой основе общие методы к решению составной задачи

С.56 правило

С.58 № 5

06.05.

125

39

Р. Решение задач разных типов

Общий способ анализа и решения составной задачи.

решать задачи разных типов, определять из какой цепочки простых задач состоит данная составная задача;

Строить формулы зависимостей между величинами по данным таблиц, тексту условия задач, решать задачи по изученным формулам

С.59 № 8,10 по выбору

07.05.

126

40

Р. Решение задач разных типов

Математический диктант.

решать задачи на формулу произведения, выражать величины в новых единицах измерения, находить значения числовых выражений;

Выявлять аналогию между задачами на движение, стоимость, работу, строить общую формулу произведения

С.59 № 7

08.05.

127

41

ОНЗ    Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на трехзначное число.

строить алгоритм способов действий на примере алгоритма умножения круглых чисел, сводящийся к умножению на трёхзначное число и умение применять данный алгоритм;

Строить и применять алгоритмы умножения круглых чисел,

С.61 № 5

с.62 №10,11 по выбору

12.05.

128

42

Итоговая контрольная работа за год

Проверить знания учащихся по материалам, пройденного за год.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

13.05

129

43

Работа над ошибками.

применять полученные знания в изменённых условиях

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

С.62 № 12.13 по выбору

14.05

130

44

Р.Алгоритм   умножения круглых чисел, сводящееся к умножению на трехзначное число. С -36,  37

умножать многозначные числа.

записывать умножение в столбик. Проверять правильность выполнения действий.

С.64 № 9,10 по выбору

15.05

131

45

Р    Общий случай умножения многозначных чисел.

Закрепить  алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное и распространить его на случай умножения на любое многозначное число

проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма и вычислений на калькуляторе

С.64 № 12.13 по выбору

19.05

132

46

Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение многозначных  чисел».

Применять изученные способы действия для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий

20.05

133

47

Работа над ошибками.

Повторение. Действия с натуральными числами.

читать, записывать и выполнять действия с натуральными числами.

Повторять и систематизировать полученные знания.

С.66 № 6

С.67 № 9-11 по выбору

21.05

134

48

Повторение. Величины.

преобразовывать единицы массы, длины, площади, сравнивать, складывать, вычитать, решать задачи на нахождение периметра и площади.

Применять изученные способы действий для решения примеров и задач;

С.71 №32

С.72 №43.44 по выбору

22.05

135

49

Повторение. Составные уравнения.

решать составные уравнения;

обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу.

С.74 № 53

С.73 № 49.50 по выбору

26.05

136

50

Клуб весёлых математиков.

Решение задач.

использовать формулу произведения для решения задач на движение и на формулу работы; решать задачи на стоимость;

Собирать информацию в справочной литературе. Работать в группах,

С.77-78

№ 74-88 по выбору

27.05.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по математике, с учетом авторской  программы   Петерсон Л.Г. «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы, 2010

Для реализации программного содержания используется УМК:

1).   Петерсон Л.Г.Математика. 3 класс. В 3 ч. / Петерсон Л.Г.- М.: «Ювента», 2011.

  1. Петерсон Л.Г., Невретдинова А.А., Поникарова Т.Ю.Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. Выпуск 3. В 2 ч.- М.: Издательство «Ювента», 2013.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Математика. 3 класс» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа рассчитана на 136 ч. в год (4 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ-12;
  • практических работ - 2;
  • проектных работ-5

Основными целями курса математики для 3 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.

Задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования всредней школе;

8) создание здоровьесберегающей  информационно-образовательной среды.

Ключевая идея  курса заключается в том, что содержание, методики и дидактические основы курса математики «Учусь учиться» создают условия, механизмы и конкретные педагогические инструменты для практической реализации в ходе изучения курса расширенного набора ценностных ориентиров, важнейшими из которых являются познание – поиск истины, правды, справедливости, стремление к пониманию объективных законов мироздания и бытия, созидание – труд, направленность на создание позитивного результата и готовность брать на себя ответственность за результат, гуманизм – осознание ценности каждого человека как личности, готовность слышать и понимать других, сопереживать, при необходимости – помогать другим.

Cпецифика курса математики требует особой организации учебной деятельности школьников. Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);
  • системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);
  • дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон).

Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

1) приобретение опыта выполнения УУД;

2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);

3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль.

На первом из перечисленных этапов формирования УУД уроки проводятся по технологии деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ). Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе собственной учебной деятельности. При этом обеспечивается возможность выполнения ими всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

На основе приобретённого опыта учащиеся строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий (третий этап). И наконец, по мере освоения УУД проводится контроль данного УУД и умения учиться в целом (четвёртый этап).

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000...»: принцип деятельности, непрерывности, целостного  представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Их реализация в образовательном процессе создаёт условия для развития каждого ребёнка как самостоятельного субъекта учебной деятельности, формирования у него способностей к рефлексивной самоорганизации, воспитания гражданской позиции, социально значимых личностных качеств созидания, добра и справедливости, сохранения и поддержки здоровья, активного использования информационных ресурсов.

Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную математическую деятельность учащихся с целью получения нового знания, его преобразования и применения, включающую три основных этапа математического моделирования:

1) этап построения математической модели некоторого объекта или процесса реального мира;

2) этап изучения математической модели средствами математики;

3) этап приложения полученных результатов к реальному миру.

На ступени начального общего образования этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.

Без базовой математической  подготовки невозможно стать образованным человеком, так как освоение математического языка и системы математических знаний в контексте исторического процесса их создания, понимание роли и места математики в системе наук создаёт у учащихся целостное представление о мире. Содержание курса целенаправленно формирует информационную грамотность, умение самостоятельно получать информацию из наблюдений, бесед, справочников, энциклопедий, Интернета и работать с полученной информацией.

Поскольку развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта, то представленная система дидактически принципов сохраняет свое значение и для организации воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  Внеурочная деятельность по предмету предусматривается через  систему заданий курса, допускающих  возможность организации кружковой работы по математике во второй половине дня, индивидуальной и коллективной творческой, проектной работы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, а также через курс  «Мир деятельности».

Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредмтеных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

  • дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон);
  • проблемно-диалогического обучения;
  • технология коллективного способа обучения;
  • технология оценивания образовательных достижений;
  • Технология проектной деятельности.

№ п/п

Виды и формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Текущий

1

Математический диктант

2

Индивидуальная работа по карточкам

3

Мини-тесты

Тематический

1

Самостоятельная работа

10

8

15

4

37

2

Математический диктант

1

1

1

1

4

3

Проверочная работа

2

2

2

1

7

Итоговый

1

Административная контрольная работа

1

1

1

3

2

Итоговая контрольная работа

1

1

3

Переводная контрольная работа

1

1

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Повторение

5

5

2

 Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема).

14

12

2

3

Операции над числами

13

12

1

4

Умножение и деление

11

10

1

5

Умножение и деление многозначного числа

21

19

2

6

Меры времени

16

15

1

7

Формулы. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения

18

16

1

1

8

Письменное умножение двузначных чисел

23

21

2

9

Повторение

15

13

2

Итого:

136

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу третьего года обучения

Линия развития учащихся средствами предмета «Математика»

–производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях

– читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики

– строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения

– узнавать в объектах окружающего мира известные геометри-ческие формы и работать с ними

3 класс

Уметь читать, записывать и сравнивать многозначные числа (в пределах миллиарда);

Уметь выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное, умножение и деление на 10, 100, 1000 и т.д., умножение и деление круглых чисел, сводящееся к предыдущим случаям, умножение многозначных чисел.

Уметь правильно выполнять устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Знать названия компонентов действий. Уметь читать числовые и буквенные  выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.

Уметь использовать изученные свойства операций над числами для упрощения вычислений.

Уметь применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них).

Знатьформулыпути (s=v•t), стоимости (C=a•n), работы  (A=v•t), площади и периметра прямоугольника (S=a•bP=(a+b)•2), уметь их использовать для решения текстовых задач.

Знать единицы измерения массы и времени: килограмм, грамм, центнер, тонна, секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век – и соотношения между ними. Знать названия месяцев и дней недели. Уметь определять время по часам.

Уметь анализировать и решать изученные виды текстовых задач в 2-4 действия на все четыре арифметические действия. Уметь решать с комментированием по компонентам действий уравнения основных видов (а+х=b, a-x=b, a:x=b, x:a=b) и составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (2 шага).

Уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств. Уметь в простейших случаях осуществлять систематический перебор вариантов.

Уметь выполнять простейшие преобразования фигур на плоскости, уметь находить объединение и пересечение фигур. Уметь находить площадь и периметр прямоугольника.

Содержание  предмета

Числа и арифметические действия с ними (35 ч)

Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т.д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел.

Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик».

Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом».

Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел.

Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе.

Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий.

Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.

Работа с текстовыми задачами (40 ч)

Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения.

Составные задачи в 2−4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел.

Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b × c: путь − скорость − время (задачи на движение), объем выполненной работы − производительность труда − время (задачи на работу), стоимость – цена товара − количество товара (задачи на стоимость) и др.

Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи.

Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.

Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.

Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.

Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (11 ч)

Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.

Величины и зависимости между ними (14 ч)

Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц.

Измерение времени. Единицы измерения времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Название месяцев и дней недели. Календарь. Соотношение между единицами измерения времени.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.

Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной.

Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a ∙ b,

P = (a + b) × 2. Формулы площади и периметра квадрата: S = a ∙ а, P = 4 ∙ a.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a × b × c. Формула объема куба: V = a × а × а.

Формула пути s = v × t и ее аналоги: формула стоимости С = а × х, формула работы А = w × t и др., их обобщенная запись с помощью формулы

a = b × c.

Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул.

Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.

Алгебраические представления (10 ч)

Формула деления с остатком: a = b × c + r, r < b.

Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а × х = b, а : х = b, x : a =b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.

Математический язык и элементы логики (14 ч)

Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур.

Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда».

Множество. Элемент множества. Знаки Î и Ï. Задание множества перечислением его элементов и свойством.

Пустое множество и его обозначение: Æ. Равные множества. Диаграмма Эйлера−Венна.

Подмножество. Знаки Ì и Ë . Пересечение множеств. Знак . Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Знак . Свойства объединения множеств.

Переменная. Формула.

Работа с информацией и анализ данных (12 ч)

Использование таблиц для представления и систематизации данных. Интерпретация данных таблицы.

Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе.

Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей

Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ.

Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни».

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.

Портфолио ученика 3 класса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

7. Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты

1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

8. Формирование специфических для математики логических операций(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

11. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.

12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.

13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета Математика».

Предметные результаты

1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.

4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5. Приобретение начального опыта применения математических знаний   для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере

Литература:

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Части 1, 2, 3. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
  2. Петерсон Л.Г., Горячева Т.С., Зубавичене Т.В., Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 4. Варианты 1, 2. – М.: Ювента, 2012.
  3. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 3 класс. – М.: «Школа 2000...», 2008
  4. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювента», 2011
  5. Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода «Школа 2000…». – М.: «Школа 2000…», 2010. – 112 с.
  6. Савинов Е.С. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Изд. 4-е, перераб. – М.: Просвещение, 2012

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Кубышева М.А., Петерсон В.А. Электронные приложения к учебникам математики Л.Г.Петерсон, 3 класс. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2007
  2. НПИ «Учебная техника и технологии» ЮурГУ. Математика. Начальная школа. Комплект электронных плакатов. www.Labstend.ru
  3. Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Математика. 3 класс. Издатель и эксклюзивный дистрибутор продукции компании «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа» - Дженерейшн. – Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...