Конспект Математика Прибавление и вычитание числа 1.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Кудасова Ольга Александровна

план - конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematika_pribavlenie_i_vychitanie_chisla_1.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Начальная школа XXI  века», учебник математика 1 класс часть вторая. Автор учебника   В. Н. Рудницкая.

Урок: Математика.

Класс: 1

Тема: Прибавление и вычитание числа 1.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели.

Образовательные:

  • познакомить с приёмами сложения и вычитания для случаев вида +,-1
  • ввести некоторые свойства числового ряда.

Развивающие:

  • развивать математическую речь;
  • развивать умение устанавливать закономерности;
  • развивать внимание;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать пространственное мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению математики;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать любовь  и уважение к родным и близким людям, любовь к Родине.

Формирование УУД (метапредметные)

Личностные УУД:

  • формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • определять цель выполнения заданий на уроке;
  • умение оценивать результат своей работы на уроке

Познавательные УУД:

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • отвечать на простые вопросы учителя;
  • уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • умение осуществлять взаимопроверку.
  • участвовать в диалоге на уроке;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
  • слушать и понимать речь других;

Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки, конверт с письмом, геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, карточки с точками, посылка с книгами.

Ход урока

1 Организационный момент. Эмоциональное начало урока.

- Урок начинаем с проверки рабочего места.

Подарите друг другу теплую дружескую улыбку. Пусть на уроке вам будет комфортно.

2 Самоопределение к деятельности.

- Для каждого человека в этой жизни есть что – ценное. Некоторые  люди,  полагают, что самое ценное это информация. Так как считается, если человек владеет информацией, он владеет миром.  Как в разные исторические периоды передавалась информация представлено на экране. Какие это способы (почтовый голубь, телефон, посол, спутник, почтальон, телевизор).

- Нам сегодня тоже пришло письмо. Написали его ученики 1 «в» класса. Они сообщают, что сделали много открытий, изучая математику. А совсем недавно разгадали секрет быстрого прибавления и вычитания числа 1. Ребята уверены, что для нас эти знания тоже необходимы. Они желают нам успехов в познании математики.  

3 Актуализация знаний. Устный счет.

- Нам пришли по почте фотографии, на которых вы видите людей и предметы. Все они, каким – то образом связаны с числом один. Поясните связь.

(Петр 1, Юрий Гагарин, Иван Федоров, первобытный человек, копейка).

- Предлагаю вам задачу. Определите количество перечисленных в ней предметов.

1.Задача – шутка.

В сад я к бабушке пошел

И копейку там нашел.

Что купил я? Шапку, кепку,

А впридачу сумку, сетку,

Ложку, плошку, майку, лейку –

Все купил я за копейку!

- Сколько предметов купил мальчик? Почему эту задачу можно назвать шуткой?

Были времена, когда на копейку можно было приобрести товар. А сейчас?  Запомните пословицу о бережливости. «Копейка – рубль бережет».

2. Задача на логическое мышление.

- Ребята, а для вас в жизни кто является первым человеком? (мама, папа). Очень приятно, что у нас в классе такие любящие дети. И вы, конечно, очень любите общаться со своими родственниками. Ведь общаясь с ними, вы получаете такое количество нужной и полезной информации. Вот как раз об этом следующее задание.

Взрослый человек и ребенок разговаривают друг с другом. Ты, малыш, мне внук, но я тебе не дедушка. А кто?

3.Счет предметов.

- Я попрошу  выйти к доске одного  желающего. Мы все, на него глядя, выполним задание. Сосчитайте сколько у него одного вместе:

рук, глаз, животов, щек, хвостов, ног, ушей, носов, голов, крыльев, ртов.

4.Решение задач.

- Чем отличаются письма, которые мы получаем по почте от письма, которое я держу?

Правильно, оно без марки. А для чего нужна марка на конверте?

Марка оплачивает путешествие письма в любой город или страну.

Мне известно, что в нашем классе двое детей коллекционируют марки.

К их коллекции я придумала два рассказа. Послушайте и подумайте, чем они похожи и чем отличаются.

У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Вместе у Тани и Саши 10 альбомов.

У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Сколько альбомов с марками у Тани и Саши вместе?

(Составлены рассказы к одному рисунку, названы одинаковые числа и одни и те же герои. Отличие второго рассказа – наличие вопроса.)

Итак, рассказ с вопросом  - это задача.

Повторите, что спрашивалось в задаче.

Какое действие выбираете для решения?

Проговорите свое решение. Сравните свое решение с правильным решением.

Что еще можно узнать, имея такую информацию?

Определять будем с помощью какого знака?

Решите и проверьте свое решение.

4 Экспресс – опрос с самопроверкой по образцу.

- Представьте, что вы работники почты, и вам необходимо разобраться в имеющихся бандеролях. Бандероль – это посылка, завернутая в бумагу, в отличие от картонной или фанерной упаковки. На подготовленных листах поставьте на мои утверждения знаками свое согласие «+» или несогласие « - ».

Номера бандеролей идут в порядке убывания?

Каждый последующий номер на бандероли больше предыдущего на 1.

Перед бандеролью с номером 7 находится 9.

Между бандеролями 5 и 7 стоит 6.

Этот ряд с номерами на бандеролях можно продолжить, если поступят новые посылки?

Проверка по образцу на доске.

5 Работа с пособием « Фигуры – великаны».

(в классе имеются мобильные геометрические фигуры)

- Вы справились с работой, но глазки у вас устали. Давайте отдохнем. Слушайте мои задания и выполняйте их только глазами.

Найдите фигуру, о которой я говорю:

Прямоугольник с равными сторонами.

Фигура без углов.

Четырехугольник  с непрямыми углами.

Прямоугольник с равными противоположными сторонами.

6 Постановка учебной задачи. Введение нового материала.

1.Геометрические фигуры.

- На экране интерактивной доски появляется рисунок и воспроизводится звук, свидетельствующие о том, что пришло электронное письмо. Чтобы его открыть, необходимо сосчитать все спрятанные здесь геометрические фигуры.

2.Числовой ряд.

- Письмо мы распаковали, но какая же информация нам поступила? (карточки с точками)

Расположите в порядке возрастания. А у себя на листе сделайте соответствующую запись числами.

Что можете сказать о первом числе? (самое маленькое)

По какому правилу записаны числа в ряду? (последующее больше предыдущего на 1).

Числа, стоящие по порядку, начиная с самого маленького числа 1, и подчиняющиеся найденному правилу, называются числовой ряд.

А как вы считаете, заканчивается ли числовой ряд числом 9(нет).

Числовой ряд бесконечен.

Знание числового ряда важно при вычислениях. В этом сейчас и попробуем убедиться.

На уроке мы должны научиться прибавлять и вычитать число 1.

Исследования на эту тему проводила ученица нашего класса, ей предоставим слово.

3. Решение учебной задачи. Исследовательские работы учеников.

Ученик:  (работа  № 1)

Девиз моего исследования:

Все разведать, все узнать.

Легких тропок не искать.

Мне захотелось открыть секреты быстрого прибавления и вычитания числа 1.

Начнем с первого примера. Наша семья, как и многие другие читающие семьи, пользуется услугами почты. Мы выписываем газеты и журналы. Из них мы получаем нужную информацию. Газеты я использовала и для своего исследования. Вот я беру газеты папы и мамы их 2, добавим газету деда, получится 3, еще прибавляю газету бабушки, получаю 4, затем кладу еще одну мою газету, получится всего 5 газет. Делаю вывод: прибавляя по одной газете каждый раз, число газет увеличивается. Число, к которому прибавляю, всегда меньше на один, чем то, которое получаю.

А если я буду убирать по одной газете, число газет уменьшается.

Вот здесь 5 газет, убрала одну, осталось 4, еще одну  - 3, убираем еще 1, остается 2.

Делаю вывод: Число, из которого вычитаю всегда на один больше, чем то, которое получаю.

Выполнить это задание мне легко, так как я хорошо знаю прямой и обратный счет. Вот пример с другими числами 50 + 1 будет 51, а от 1000 – 1 будет 999.

А еще у каждого из вас есть линейка, и кому пока  трудно считать, можно отсчитывать и присчитывать 1 по линейке.

Ученик:  (работа  № 2)

Научиться, быстро прибавить и вычесть 1 помогут прочные знания числового ряда (дети с числами в руках играют роль числового ряда). Я попрошу моих помощников пройти к доске (дети с числами от 1 до 9).

 Первый, второй, третий сделают шаг вперед. Я знаю, что в числовом ряду за 3 идут 4, и если мне нужно к 3+1, то я знаю, что это будет следующее число – 4. А к 4 + 1 то будет 5, это число следует за 4. Итак, можно сделать вывод: прибавляя к числу 1, получаем следующее число.

А теперь посмотрим еще раз на числовой ряд. Чисел здесь 9. Девятый садится на место, стало 8. Из 9 вычли 1, получилось число, которое находится перед ним, оно называется предыдущее. От 8 – 1 получится 7, от 7 – 1 будет 6. Делаю вывод: вычитая 1 из числа, получается предыдущее число. Также  прибавить и вычесть 1 поможет знание «соседей» числа. Например, я знаю, что у числа 25 соседи 26 и 24. Если мне нужно к 25 + 1, то получится 26, а если вычесть 1 из 25 , то будет 24.

7 Первичное закрепление. Работа в тетради.

№1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

№2. Взаимопроверка.

8 Включение знаний в систему.

Самостоятельная работа по карточкам (проверка по эталону)

8 Рефлексия учебной деятельности.

Какую ценную информацию вы сегодня получили на уроке?

Чему научились?

А теперь переверните карточку и оцените свою работу на уроке.

Нам с вами пришла посылка с книгами. Читайте их и становитесь мудрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Прибавление и вычитание числа 3. Решение текстовых задач". 1 класс "Школа России"

Урок закрепления изученного материала с мультимедийной презентацией....

Конспект урока для 1 класса по математике "Прибавление и вычитание числа три".

Готовый конспект открытого урока по математике для 1 класса "Прибавление и вычитание числа три", по программе "Школа России" (учебник Моро)....

Конспект урока по математике "Прибавление и вычитание числа 3"

ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ ЧИСЛО 3Цели урока: познакомить учащихся с приёмами прибавления и вычитания числа 3; продолжать работу над задачами; продолжать развивать умение учащихся сравнивать число и числовое...

Технологическая карта урока по математике "Прибавление и вычитание числа 3"

Технологическая карта урока  по математике "Прибавление и вычитание числа 3"...