Главные вкладки

    Конспект Математика Прибавление и вычитание числа 1.
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Кудасова Ольга Александровна

    план - конспект открытого урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_matematika_pribavlenie_i_vychitanie_chisla_1.docx35.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа «Начальная школа XXI  века», учебник математика 1 класс часть вторая. Автор учебника   В. Н. Рудницкая.

    Урок: Математика.

    Класс: 1

    Тема: Прибавление и вычитание числа 1.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Цели.

    Образовательные:

    • познакомить с приёмами сложения и вычитания для случаев вида +,-1
    • ввести некоторые свойства числового ряда.

    Развивающие:

    • развивать математическую речь;
    • развивать умение устанавливать закономерности;
    • развивать внимание;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать пространственное мышление.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к изучению математики;
    • воспитывать самостоятельность;
    • воспитывать любовь  и уважение к родным и близким людям, любовь к Родине.

    Формирование УУД (метапредметные)

    Личностные УУД:

    • формирование интереса (мотивации) к учению.

    Регулятивные УУД:

    • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
    • определять цель выполнения заданий на уроке;
    • умение оценивать результат своей работы на уроке

    Познавательные УУД:

    • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
    • отвечать на простые вопросы учителя;
    • уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
    • построение логической цепи рассуждений.

    Коммуникативные УУД:

    • умение осуществлять взаимопроверку.
    • участвовать в диалоге на уроке;
    • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
    • слушать и понимать речь других;

    Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки, конверт с письмом, геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, карточки с точками, посылка с книгами.

    Ход урока

    1 Организационный момент. Эмоциональное начало урока.

    - Урок начинаем с проверки рабочего места.

    Подарите друг другу теплую дружескую улыбку. Пусть на уроке вам будет комфортно.

    2 Самоопределение к деятельности.

    - Для каждого человека в этой жизни есть что – ценное. Некоторые  люди,  полагают, что самое ценное это информация. Так как считается, если человек владеет информацией, он владеет миром.  Как в разные исторические периоды передавалась информация представлено на экране. Какие это способы (почтовый голубь, телефон, посол, спутник, почтальон, телевизор).

    - Нам сегодня тоже пришло письмо. Написали его ученики 1 «в» класса. Они сообщают, что сделали много открытий, изучая математику. А совсем недавно разгадали секрет быстрого прибавления и вычитания числа 1. Ребята уверены, что для нас эти знания тоже необходимы. Они желают нам успехов в познании математики.  

    3 Актуализация знаний. Устный счет.

    - Нам пришли по почте фотографии, на которых вы видите людей и предметы. Все они, каким – то образом связаны с числом один. Поясните связь.

    (Петр 1, Юрий Гагарин, Иван Федоров, первобытный человек, копейка).

    - Предлагаю вам задачу. Определите количество перечисленных в ней предметов.

    1.Задача – шутка.

    В сад я к бабушке пошел

    И копейку там нашел.

    Что купил я? Шапку, кепку,

    А впридачу сумку, сетку,

    Ложку, плошку, майку, лейку –

    Все купил я за копейку!

    - Сколько предметов купил мальчик? Почему эту задачу можно назвать шуткой?

    Были времена, когда на копейку можно было приобрести товар. А сейчас?  Запомните пословицу о бережливости. «Копейка – рубль бережет».

    2. Задача на логическое мышление.

    - Ребята, а для вас в жизни кто является первым человеком? (мама, папа). Очень приятно, что у нас в классе такие любящие дети. И вы, конечно, очень любите общаться со своими родственниками. Ведь общаясь с ними, вы получаете такое количество нужной и полезной информации. Вот как раз об этом следующее задание.

    Взрослый человек и ребенок разговаривают друг с другом. Ты, малыш, мне внук, но я тебе не дедушка. А кто?

    3.Счет предметов.

    - Я попрошу  выйти к доске одного  желающего. Мы все, на него глядя, выполним задание. Сосчитайте сколько у него одного вместе:

    рук, глаз, животов, щек, хвостов, ног, ушей, носов, голов, крыльев, ртов.

    4.Решение задач.

    - Чем отличаются письма, которые мы получаем по почте от письма, которое я держу?

    Правильно, оно без марки. А для чего нужна марка на конверте?

    Марка оплачивает путешествие письма в любой город или страну.

    Мне известно, что в нашем классе двое детей коллекционируют марки.

    К их коллекции я придумала два рассказа. Послушайте и подумайте, чем они похожи и чем отличаются.

    У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Вместе у Тани и Саши 10 альбомов.

    У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Сколько альбомов с марками у Тани и Саши вместе?

    (Составлены рассказы к одному рисунку, названы одинаковые числа и одни и те же герои. Отличие второго рассказа – наличие вопроса.)

    Итак, рассказ с вопросом  - это задача.

    Повторите, что спрашивалось в задаче.

    Какое действие выбираете для решения?

    Проговорите свое решение. Сравните свое решение с правильным решением.

    Что еще можно узнать, имея такую информацию?

    Определять будем с помощью какого знака?

    Решите и проверьте свое решение.

    4 Экспресс – опрос с самопроверкой по образцу.

    - Представьте, что вы работники почты, и вам необходимо разобраться в имеющихся бандеролях. Бандероль – это посылка, завернутая в бумагу, в отличие от картонной или фанерной упаковки. На подготовленных листах поставьте на мои утверждения знаками свое согласие «+» или несогласие « - ».

    Номера бандеролей идут в порядке убывания?

    Каждый последующий номер на бандероли больше предыдущего на 1.

    Перед бандеролью с номером 7 находится 9.

    Между бандеролями 5 и 7 стоит 6.

    Этот ряд с номерами на бандеролях можно продолжить, если поступят новые посылки?

    Проверка по образцу на доске.

    5 Работа с пособием « Фигуры – великаны».

    (в классе имеются мобильные геометрические фигуры)

    - Вы справились с работой, но глазки у вас устали. Давайте отдохнем. Слушайте мои задания и выполняйте их только глазами.

    Найдите фигуру, о которой я говорю:

    Прямоугольник с равными сторонами.

    Фигура без углов.

    Четырехугольник  с непрямыми углами.

    Прямоугольник с равными противоположными сторонами.

    6 Постановка учебной задачи. Введение нового материала.

    1.Геометрические фигуры.

    - На экране интерактивной доски появляется рисунок и воспроизводится звук, свидетельствующие о том, что пришло электронное письмо. Чтобы его открыть, необходимо сосчитать все спрятанные здесь геометрические фигуры.

    2.Числовой ряд.

    - Письмо мы распаковали, но какая же информация нам поступила? (карточки с точками)

    Расположите в порядке возрастания. А у себя на листе сделайте соответствующую запись числами.

    Что можете сказать о первом числе? (самое маленькое)

    По какому правилу записаны числа в ряду? (последующее больше предыдущего на 1).

    Числа, стоящие по порядку, начиная с самого маленького числа 1, и подчиняющиеся найденному правилу, называются числовой ряд.

    А как вы считаете, заканчивается ли числовой ряд числом 9(нет).

    Числовой ряд бесконечен.

    Знание числового ряда важно при вычислениях. В этом сейчас и попробуем убедиться.

    На уроке мы должны научиться прибавлять и вычитать число 1.

    Исследования на эту тему проводила ученица нашего класса, ей предоставим слово.

    3. Решение учебной задачи. Исследовательские работы учеников.

    Ученик:  (работа  № 1)

    Девиз моего исследования:

    Все разведать, все узнать.

    Легких тропок не искать.

    Мне захотелось открыть секреты быстрого прибавления и вычитания числа 1.

    Начнем с первого примера. Наша семья, как и многие другие читающие семьи, пользуется услугами почты. Мы выписываем газеты и журналы. Из них мы получаем нужную информацию. Газеты я использовала и для своего исследования. Вот я беру газеты папы и мамы их 2, добавим газету деда, получится 3, еще прибавляю газету бабушки, получаю 4, затем кладу еще одну мою газету, получится всего 5 газет. Делаю вывод: прибавляя по одной газете каждый раз, число газет увеличивается. Число, к которому прибавляю, всегда меньше на один, чем то, которое получаю.

    А если я буду убирать по одной газете, число газет уменьшается.

    Вот здесь 5 газет, убрала одну, осталось 4, еще одну  - 3, убираем еще 1, остается 2.

    Делаю вывод: Число, из которого вычитаю всегда на один больше, чем то, которое получаю.

    Выполнить это задание мне легко, так как я хорошо знаю прямой и обратный счет. Вот пример с другими числами 50 + 1 будет 51, а от 1000 – 1 будет 999.

    А еще у каждого из вас есть линейка, и кому пока  трудно считать, можно отсчитывать и присчитывать 1 по линейке.

    Ученик:  (работа  № 2)

    Научиться, быстро прибавить и вычесть 1 помогут прочные знания числового ряда (дети с числами в руках играют роль числового ряда). Я попрошу моих помощников пройти к доске (дети с числами от 1 до 9).

     Первый, второй, третий сделают шаг вперед. Я знаю, что в числовом ряду за 3 идут 4, и если мне нужно к 3+1, то я знаю, что это будет следующее число – 4. А к 4 + 1 то будет 5, это число следует за 4. Итак, можно сделать вывод: прибавляя к числу 1, получаем следующее число.

    А теперь посмотрим еще раз на числовой ряд. Чисел здесь 9. Девятый садится на место, стало 8. Из 9 вычли 1, получилось число, которое находится перед ним, оно называется предыдущее. От 8 – 1 получится 7, от 7 – 1 будет 6. Делаю вывод: вычитая 1 из числа, получается предыдущее число. Также  прибавить и вычесть 1 поможет знание «соседей» числа. Например, я знаю, что у числа 25 соседи 26 и 24. Если мне нужно к 25 + 1, то получится 26, а если вычесть 1 из 25 , то будет 24.

    7 Первичное закрепление. Работа в тетради.

    №1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    №2. Взаимопроверка.

    8 Включение знаний в систему.

    Самостоятельная работа по карточкам (проверка по эталону)

    8 Рефлексия учебной деятельности.

    Какую ценную информацию вы сегодня получили на уроке?

    Чему научились?

    А теперь переверните карточку и оцените свою работу на уроке.

    Нам с вами пришла посылка с книгами. Читайте их и становитесь мудрее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики "Прибавление и вычитание числа 3. Решение текстовых задач". 1 класс "Школа России"

    Урок закрепления изученного материала с мультимедийной презентацией....

    Открытый урок по математике «Прибавление и вычитание числа 3. Закрепление» 1 класс

    Педагогическая цель: создать условия для закрепления состава чисел первого десятка; умения сравнивать числа и числовые выражения; развития навыков счёта; наблюдательности, логического мышления.Планиру...

    Конспект урока для 1 класса по математике "Прибавление и вычитание числа три".

    Готовый конспект открытого урока по математике для 1 класса "Прибавление и вычитание числа три", по программе "Школа России" (учебник Моро)....

    Конспект урока по математике "Прибавление и вычитание числа 3"

    ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ ЧИСЛО 3Цели урока: познакомить учащихся с приёмами прибавления и вычитания числа 3; продолжать работу над задачами; продолжать развивать умение учащихся сравнивать число и числовое...