Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики
    план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

    Кудасова Ольга Александровна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.docx262.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Починковская средняя общеобразовательная школа.

    Автор: учитель начальных классов Кудасова Ольга Александровна стаж работы 20 лет, квалификационная категория 1.

    Название УМК «Начальная школа XXI века».

    Название вариативного учебника, автор учебника: «Математика» часть вторая В. Н. Рудницкая.

    Название предметной области: «Математика».

    Урок – исследование с использованием ИКТ, ЭОР.

    Тема  урока: «Прибавление и вычитание числа 1».

    1-«А» класс

    C:\Users\Андрей\Desktop\Все фотографии\IMG_3667.JPG

    Характеристика класса

    В 1 «А» классе - 20 учеников: 10 девочек, 10 мальчиков. Состав класса стабилен. Уровень учебно-познавательных способностей учащихся средний. Общий уровень развития учеников соответствует возрастной норме, у них проявляется интерес к образовательной деятельности, общению, в целом сформированы все необходимые общеучебные умения и навыки. Внимание произвольное. По развитию детей можно разделить на 3 группы. 14 учеников – уравновешенные, любознательные; развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая и моторная память. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Они с удовольствием общаются друг с другом. Эти дети с высоким уровнем развития. 4 ученика – дети, у которых преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения. Они требуют постоянного внимания и контроля со стороны учителя. 2 ученика с преобладанием процессов возбуждения над процессами  торможения. Они нуждаются в особом внимании и индивидуальной помощи. По заявлению родителей с двумя учениками работает школьный психолог. Ребята   активны в общественной деятельности, с интересом участвуют в классных и внеклассных мероприятиях. В общении с взрослыми ребята легко идут на контакт, отличаются отзывчивостью. Ученики доброжелательно относятся друг к другу, проявляют интерес к проблемам одноклассников, общаются и вне школы. На основе выборов с учетом способностей и интересов ребят в классе созданы органы самоуправления, ученики участвуют в планировании совместной деятельности, проведении классных дел. Помимо актива (7 человек) в совместной деятельности принимают участие практически все ученики класса, но ряд из них нуждаются в постоянном руководстве, недостаточно проявляют инициативу. Все 20 учеников заняты внеурочной деятельностью и посещают кружки и секции в школе и вне школы, они стремятся показать свои достижения, делятся увлечениями. Родители заинтересованы в успехах своих детей, активно участвуют в классных делах.

    Технологическая карта урока

    Тема  урока: «Прибавление и вычитание числа 1».

    Цель урока: Создать условия для формирования понятия прибавления и вычитания числа 1.

    1Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:

     - внутренняя позиция школьника;

     - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

     - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

    - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    -воспитывать желание учиться и делать открытия;
    - воспитывать интерес и любовь к математике;

    -создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

    2. Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения:

    Познавательные УУД:

    Общеучебные универсальные действия:

    - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    Универсальные логические действия:

    - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

    Коммуникативные УУД:

    -  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

    - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

     - формирование умения работать в парах.

    В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:                                                      

    -  учитывать позицию собеседника (партнера);

    - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

     Регулятивные УУД

    -  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    -  коррекция;

    3. Учебные задачи, направленные на формирование предметных результатов обучения:

    -ввести свойства числового ряда.

    -выявить необходимые условия для овладения навыком быстрого прибавления и вычитания числа 1.

    - ормировать умение быстро складывать и вычитать число 1.

    -способствовать осмыслению и закреплению полученных знаний.

    -совершенствовать умение распознавать и решать задачи, применяя знания о структурном содержании задачи и изученные приемы сложения и вычитания.

    - создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания.

    - способствовать развитию познавательных способностей, познавательной активности и исследовательской деятельности.

    Оборудование урока:

    Компьютер, интерактивная доска, индивидуальные рабочие листы, конверт с письмом, геометрические фигуры, офтальмотренажер, карточки с числами от 1 до 10, карточки с точками, посылка с книгами.

    Содержание взаимодействия учителя и учащихся

    № п/п

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Организационный момент. Эмоциональное начало урока.

     

    Самоопределение к деятельности.

    Актуализация знаний. Устный счет.

     

    Экспресс – опрос с самопроверкой по образцу.

    Работа с пособием    офтальмотренажер и «фигуры – великаны» (в классе имеются мобильные геометрические фигуры)

    Постановка учебной задачи. Введение нового материала.

    1.Геометрические фигуры.

    2.Числовой ряд.

    3.Решение учебной задачи.

    Исследовательские деятельность учеников.

    Гимнастика для пальчиков.

    Включение знаний в систему. Первичное закрепление. Работа в тетради.

     

    Рефлексия учебной деятельности.

    Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

    Мотивирует учащихся на работу.

    - Урок начинаем с проверки рабочего места.

    Подарите друг другу теплую дружескую улыбку. Пусть на уроке вам будет комфортно.

    Задает вопросы, побуждая к диалогу.

    - Для каждого человека в этой жизни есть что – ценное. Некоторые  люди,  полагают, что самое ценное это информация. Так как считается, если человек владеет информацией, он владеет миром.  Как в разные исторические периоды передавалась информация представлено на экране. Какие это способы (почтовый голубь, телефон, посол, спутник, почтальон, телевизор).

    - Нам сегодня тоже пришло письмо. Написали его ученики 1 «в» класса. Они сообщают, что сделали много открытий, изучая математику. А совсем недавно разгадали секрет быстрого прибавления и вычитания числа 1. Ребята уверены, что для нас эти знания тоже необходимы. Они желают нам успехов в познании математики.  

    Создание учебной ситуации. Организация беседы с использованием презентации.

     - Нам пришли по почте фотографии, на которых вы видите людей и предметы. Все они, каким – то образом связаны с числом один. Поясните связь.

    (Петр 1, Юрий Гагарин, Иван Федоров, первобытный человек, копейка).

    - Предлагаю вам задачу. Определите количество перечисленных в ней предметов.

    1.Задача – шутка.

    В сад я к бабушке пошел

    И копейку там нашел.

    Что купил я? Шапку, кепку,

    А впридачу сумку, сетку,

    Ложку, плошку, майку, лейку –

    Все купил я за копейку!

    - Сколько предметов купил мальчик? Почему эту задачу можно назвать шуткой?

    Были времена, когда на копейку можно было приобрести товар. А сейчас?  Запомните пословицу о бережливости. «Копейка – рубль бережет».

    2. Задача на логическое мышление.

    - Ребята, а для вас в жизни кто является первым человеком? (мама, папа). Очень приятно, что у нас в классе такие любящие дети. И вы, конечно, очень любите общаться со своими родственниками. Ведь общаясь с ними, вы получаете такое количество нужной и полезной информации. Вот как раз об этом следующее задание.

    Взрослый человек и ребенок разговаривают друг с другом. Ты, малыш, мне внук, но я тебе не дедушка. А кто?

    3.Счет предметов.

    - Я попрошу  выйти к доске одного  желающего. Мы все, на него глядя, выполним задание. Сосчитайте сколько у него одного вместе:

    рук, глаз, животов, щек, хвостов, ног, ушей, носов, голов, крыльев, ртов.

    4.Решение задач.

    - Чем отличаются письма, которые мы получаем по почте от письма, которое я держу?

    Правильно, оно без марки. А для чего нужна марка на конверте?

    Марка оплачивает путешествие письма в любой город или страну.

    Мне известно, что в нашем классе двое детей коллекционируют марки.

    К их коллекции я придумала два рассказа. Послушайте и подумайте, чем они похожи и чем отличаются.

    У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Вместе у Тани и Саши 10 альбомов.

    У Тани 6 альбомов с марками, а у Саши 4 альбома. Сколько альбомов с марками у Тани и Саши вместе?

    (Составлены рассказы к одному рисунку, названы одинаковые числа и одни и те же герои. Отличие второго рассказа – наличие вопроса.)

    Итак, рассказ с вопросом  - это задача.

    Повторите, что спрашивалось в задаче.

    Какое действие выбираете для решения?

    Проговорите свое решение. Сравните свое решение с правильным решением.

    Что еще можно узнать, имея такую информацию?

    Определять будем с помощью какого знака?

    Решите и проверьте свое решение.

    Организация фронтальной работы с использованием презентации

    - Представьте, что вы работники почты, и вам необходимо разобраться в имеющихся бандеролях. Бандероль – это посылка, завернутая в бумагу, в отличие от картонной или фанерной упаковки. На подготовленных листах поставьте на мои утверждения знаками свое согласие «+» или несогласие « - ».

    Номера бандеролей идут в порядке убывания?

    Каждый последующий номер на бандероли больше предыдущего на 1.

    Перед бандеролью с номером 7 находится 9.

    Между бандеролями 5 и 7 стоит 6.

    Этот ряд с номерами на бандеролях можно продолжить, если поступят новые посылки?

    Проверка по образцу на доске.

    Демонстрирует офтальмотренажер. Руководит действиями учеников с учетом здоровьесберегающей деятельности 

    - Вы справились с работой, но глазки у вас устали. Давайте отдохнем. Слушайте мои задания и выполняйте их только глазами.

    Найдите фигуру, о которой я говорю:

    Прямоугольник с равными сторонами.

    Фигура без углов.

    Четырехугольник  с непрямыми углами.

    Прямоугольник с равными противоположными сторонами.

    Направляющая и контролирующая деятельность в ходе работы.

    - На экране интерактивной доски появляется рисунок и воспроизводится звук, свидетельствующие о том, что пришло электронное письмо. Чтобы его открыть, необходимо сосчитать все спрятанные здесь геометрические фигуры.

    В качестве образца учитель на доске показывает работу на числовом луче. 

    - Письмо мы распаковали, но какая же информация нам поступила? (карточки с точками)

    Расположите в порядке возрастания. А у себя на листе сделайте соответствующую запись числами.

    Что можете сказать о первом числе? (самое маленькое)

    По какому правилу записаны числа в ряду? (последующее больше предыдущего на 1).

    Числа, стоящие по порядку, начиная с самого маленького числа 1, и подчиняющиеся найденному правилу, называются числовой ряд.

    А как вы считаете, заканчивается ли числовой ряд числом 9(нет).

    Числовой ряд бесконечен.

    Знание числового ряда важно при вычислениях. В этом сейчас и попробуем убедиться.

    На уроке мы должны научиться прибавлять и вычитать число 1

    Организует коммуникативное взаимодействие, подводящий  и побуждающий диалог.

    Исследования на эту тему проводили ученики нашего класса, им предоставим слово.

    Проведение пошагового инструктажа.

    Организация индивидуальной работы с обучающимися.

    Выявление места и причины затруднения, учитель следит за правильной посадкой детей, за правильным расположением тетради на столе.

    №1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    №2. Взаимопроверка.

    Самостоятельная работа по карточкам (проверка по эталону)

    Учитель организует процесс осознания деятельности на уроке и проверяет степень усвоения изученного алгоритма.

    - Какую ценную информацию вы сегодня получили на уроке?

    Чему научились?

    А теперь переверните карточку и оцените свою работу на уроке.

    Нам с вами пришла посылка с книгами. Читайте их и становитесь мудрее.

    Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствуют учителя.

    Осуществляют самооценку готовности к уроку.

     Слушают и принимают участие в  диалоге.

    Слушают и принимают участие в  диалоге.

    В сотворчестве с учителем формулируют тему, принимают цели и задачи урока.  

    Настраиваются на продуктивную работу.

    Вспоминают, проговаривают и аргументируют свои высказывания по имеющимся знаниям.

    Решают задачи и находят значения выражений.

    Выполнение задания  и самопроверка по образцу.

    Выполнение упражнений. Отдых от учебной деятельности.

    Работа с интерактивным заданием, предложенным учителем.

    Работа с числовым лучом.

    Ученики  раскрывают смысл прибавления и вычитания числа 1, обращают внимание на месторасположение чисел в числовом ряду и, исходя из этого, выдвигают и обосновывают гипотезы. Подготовленные дети проводят практическое исследование для всего класса.

    Ученик:  (работа  № 1)

    Девиз моего исследования:

    Все разведать, все узнать.

    Легких тропок не искать.

    Мне захотелось открыть секреты быстрого прибавления и вычитания числа 1.

    Начнем с первого примера. Наша семья, как и многие другие читающие семьи, пользуется услугами почты. Мы выписываем газеты и журналы. Из них мы получаем нужную информацию. Газеты я использовала и для своего исследования. Вот я беру газеты папы и мамы их 2, добавим газету деда, получится 3, еще прибавляю газету бабушки, получаю 4, затем кладу еще одну мою газету, получится всего 5 газет. Делаю вывод: прибавляя по одной газете каждый раз, число газет увеличивается. Число, к которому прибавляю, всегда меньше на один, чем то, которое получаю.

    А если я буду убирать по одной газете, число газет уменьшается.

    Вот здесь 5 газет, убрала одну, осталось 4, еще одну  - 3, убираем еще 1, остается 2.

    Делаю вывод: Число, из которого вычитаю всегда на один больше, чем то, которое получаю.

    Выполнить это задание мне легко, так как я хорошо знаю прямой и обратный счет. Вот пример с другими числами 50 + 1 будет 51, а от 1000 – 1 будет 999.

    А еще у каждого из вас есть линейка, и кому пока  трудно считать, можно отсчитывать и присчитывать 1 по линейке.

    Ученик:  (работа  № 2)

    Научиться, быстро прибавить и вычесть 1 помогут прочные знания числового ряда (дети с числами в руках играют роль числового ряда). Я попрошу моих помощников пройти к доске (дети с числами от 1 до 9).

     Первый, второй, третий сделают шаг вперед. Я знаю, что в числовом ряду за 3 идут 4, и если мне нужно к 3+1, то я знаю, что это будет следующее число – 4. А к 4 + 1 то будет 5, это число следует за 4. Итак, можно сделать вывод: прибавляя к числу 1, получаем следующее число.

    А теперь посмотрим еще раз на числовой ряд. Чисел здесь 9. Девятый садится на место, стало 8. Из 9 вычли 1, получилось число, которое находится перед ним, оно называется предыдущее. От 8 – 1 получится 7, от 7 – 1 будет 6. Делаю вывод: вычитая 1 из числа, получается предыдущее число. Также  прибавить и вычесть 1 поможет знание «соседей» числа. Например, я знаю, что у числа 25 соседи 26 и 24. Если мне нужно к 25 + 1, то получится 26, а если вычесть 1 из 25 , то будет 24.

    Выполнение самомассажа пальцев рук.

    При затруднениях в деятельности, дети находят пути выхода из сложившейся ситуации (самостоятельно и с помощью). Творческое сотрудничество. Дети выполняют  задания в тетради.

    Самооценка и самоанализ.

    Дети сигнализируют карточками.

    Личностные:

    - выражение положительного отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

    Регулятивные:

    - нацеливание на успешную деятельность

    Коммуникативные:

    - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками

    Личностные:

    - мотивация учения, нравственно-этическое оценивание

    Коммуникативные:

    - умение вести диалог,

    - формулирование своей позиции и мнения

    Регулятивные:

    - развитие мотивов учебной деятельности,

    - контроль, оценка, прогнозирование, целеполагание 

    Регулятивные:

    - формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено и того, что неизвестно,

    - волевая саморегуляция в ситуации затруднения

    Познавательные:

    - умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение,

    - логические: анализ, сравнение, обобщение

    Коммуникативные:

    - умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем

    Познавательные:

    - формировать умение проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации,

    Коммуникативные:

    - использование речи для планирования и регуляции своей деятельности,

    - умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем

    Познавательные:

    - построение логической цепи рассуждений, доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения,

    - умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение

    - умение устанавливать причинно – следственные связи,

    - логические: анализ, сравнение, обобщение

    Регулятивные:

    - формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено и того, что неизвестно,

    - волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

    - контроль, оценка, саморегуляция

    Коммуникативные:

    - задавание вопросов, достижение общего решения в совместной деятельности,

    - умение выражать свои мысли

    Познавательные:                -   общеучебные: поиск и выделение информации, моделирование,                    -логические: анализ, синтез, выбор подходящего способа решения поставленной задачи. 

    Познавательные:

    - использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия               

    Коммуникативные:

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

    Личностные:

    - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности,

    - самооценка на основе критерия успешности

    Регулятивные:

    - управление своей деятельностью,

    - контроль, коррекция, оценка

    Прогнозируемый  результат: 

    - учащиеся научаться выполнять сложение и вычитание числа 1,

    - моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, числового отрезка,

    - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

    - оценивать себя, границы своего знания и незнания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока математики "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц". Презентация к уроку.

    Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" с описанием ууд.УМК " Начальная школа 21 века"...

    Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.

    Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....

    Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

    Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

    Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

    Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

    технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

    Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...