Урок математики в 1 классе по теме "Сравнение с нулём"
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме

Урок математики по программе Л.Г.Петерсон

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика. Л.Г.Петерсон. УМК «Перспектива»

Класс: 1

Тип урока: ОНЗ

Цели:

 педагогическая – создание условий для изучения числа 0 и его свойств, организация работы по определению цели пробного действия на уроке и фиксированию затруднения в речи;

ученическая – в результате учащиеся овладеют умением выявлять свойства0 с помощью наглядных моделей, научатся применять данные свойства при сравнении, сложении и вычитании чисел, писать цифру 0, записывать свойства в буквенном виде.

Формируемые УУД:

личностные – самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения;

регулятивные – определение плана выполнения заданий под руководством учителя, оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений;

познавательные – использование  наглядных моделей и символических средств для познания  окружающего мира, ориентация в универсальных знаковых системах;

коммуникативные – работа в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролёра, участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

1) включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию (загадку);

2) определение содержательных рамок урока: сравнение чисел с 0;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте ещё раз поприветствуем их и подарим им улыбки.

Садитесь.

Слайд 1. Урок открытия нового знания. Ребята, как построена работа на уроке открытия нового знания. (Мы проходим два шага учебной деятельности.)

Слайд 2. Девиз: В школу мы пришли учиться,

                            В жизни это пригодиться!

                            Тот, кто хочет много знать,

                            Должен сам всё постигать!

Сегодня на уроке вы сами откроете новое знание.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Ребята, разгадайте загадку:

Слайд 3.

  • Что же это? (Ноль.) На что похожа эта цифра?

Слайд 4 – 5. В Венгрии есть памятник нулю.

  • Какие свойства 0 вы узнали на прошлом уроке? (Правила сложения и вычитания с 0.)
  • Сегодня на уроке вы продолжите знакомство со свойствами 0.
  • Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, постараемся сами «открыть» новый способ.)
  • С чего начнете урок? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Цели:
  • 1) повторить порядковый счет от 0 до 9 и обозначение количества предметов соответствующей цифрой;
  • 2) повторить правила сложения и вычитания с 0;
  • 3) повторить правило сравнения групп предметов по количеству;
  • 4) мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;
  • 5) зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании пробного учебного действия.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  1. Соотнесение количества предметов с цифрой. Порядковый счет от 0 до 9.

Слайд 6.

  • Вспомните, как вы соотносили количество предметов с числом.

Учитель раздает учащимся карточки с заданием  6 со страницы 33 учебника (Р-1).

Задание выполняется индивидуально. Дети считают количество предметов в мешках и записывают в окошки соответствующие число.

  • Назовите полученные числа в порядке возрастания. С какого числа начнете? (0, ...)
  1. Повторение правил сложения и вычитания чисел с 0.

Слайд 7.

Учитель открывает на доске задание 2:

  • Рассмотрите внимательно записи на доске. Что интересного замечаете? (В первом столбике записаны суммы, во втором - разности.)
  • Какое правило нужно вспомнить, чтобы найти значение выражений первого столбика? (а + 0 = 0 + а = а.)
  • Какое правило нужно вспомнить, чтобы найти значение выражений второго столбика? (а – 0 = а, а – а = 0.)

Соответствующие эталоны (Д-2) помещаются рядом с выражениями.

  • Это задание вы будете выполнять в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

(Каждый в паре имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, другой должен внимательно выслушать. Своё несогласие высказывай вежливо.)

- Договоритесь с соседом, кто какой столбик будет решать, и найдите значение выражений.

Учащиеся в парах решают примеры. Проверка организуется фронтально. Учащиеся с помощью числового веера показывают полученные результаты. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

  1. Повторение правила сравнения групп предметов по количеству.

Слайд 8.

Учитель открывает задание.

  • Какие эталоны помогут вам вспомнить правила сравнения групп предметов по количеству?

Дети вспоминают алгоритм сравнения групп предметов.

  • Сравните количество кругов и треугольников на рисунке, используя алгоритм.

Учащиеся выполняют работу в парах.

4) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Порядковый счет от 0 до 9, соотнесение количества предметов с цифрой, правила сложения и вычитания с 0, правила сравнения групп предметов по количеству.)
  • Что будете делать дальше? (Выполнять задание на новое знание.)
  • А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем, и самим найти новое знание.)
  • Готовы попробовать свои силы? (Да.)

Слайд 9.

У учащихся карточка для пробного действия:

  • Возьмите следующую карточку. Что вам нужно сделать? (Сравнить число 5 с 0.)
  • Что нового в этом задание? (Сравнение с нулем.)
  • Попробуйте выполнить задание.

На задание отводится 1 минута. Далее учитель фиксирует затруднения.

  • Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли сравнить числа с нулем.)
  • Кто выполнил задание? Какой знак вы поставили?

Учитель фиксирует на доске варианты знаков.

  • Обоснуйте свой знак, назовите правило, которым вы воспользовались.

Учащиеся в замешательстве.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать своё решение.)
  • Какой же следующий шаг на уроке? (Нужно разобраться с нашим затруднением.)

3.Выявление места и причины затруднения.

Цели:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с правилами сравнения групп предметов по количеству и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – не удобный способ для выполнения заданий подобного типа.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Сравнивали число 5 с 0.)
  • Чем это задание отличалось от предыдущего? (В предыдущем задании мы сравнивали группы предметов по количеству на рисунке, это мы уже хорошо умеем делать.)
  • В чем затруднение? (В выборе знака.)
  • Почему возникло затруднение? (Нет правила сравнения чисел с нулем.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

1) сформулировать конкретную цель будущих учебных действий;

2) согласовать тему урока;

3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;

4) организовать составление учащимися плана действий с целью выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите пред собой на уроке? (Найти удобный способ сравнения 0 с другими числами.)
  • Какой же будет тема урока? («Сравнение чисел с 0».)

Слайд 10.

Учитель открывает тему на доске.

  • Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли? (сравнение по количеству с помощью составления пар.)
  • Как это может вам помочь? (Мы заполним мешки в соответствии с числами, сравним, составляя пары, сделаем вывод.)

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;

3) организовать решение последнего задания (или обоснование правильности его решения) и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю выполнить план в парах.

 Учащиеся в группах заполняют мешки, сравнивают, составляя пары, делают вывод.

В случае возникновения затруднений, учитель организует подводящий диалог.

  • Сколько предметов должно быть в первом мешке? (5.)
  • Зарисуйте 5 геометрических фигур.

Учащиеся зарисовывают на карточках с мешками.

  • Сколько предметов должно быть во втором мешке? (0.)
  • Что это значит? (Мешок будет пустым.)
  • Сравните с помощью составления пар.

Учащиеся пытаются составить пары.

  • Что вы видите? (Все предметы в первом мешке остались без пары.)
  • Какой вывод вы можете сделать? (Число 5 больше 0.)

Вариант представления:

Мы заполнили мешки в соответствии с числом предметов. В первом мешке – 5 предметов, второй мешок оказался пустым, так как в нем 0 предметов. В первом мешке все предметы остались без пары, значит 5 больше 0.

Далее учитель организует подводящий диалог по составлению эталона.

  • А если бы в первом мешке было 7 предметов? (То 7 больше ноля, так как все предметы были без пары.)

Аналогично рассматривается еще несколько случаев сравнения 0 с числами.

  • Какой вывод вы можете сделать? (Любое натуральное число больше нуля, а нуль меньше любого натурального числа). Повторим хором.
  • Как это можно записать в общем виде? (мы можем так же, как и на прошлом уроке все числа заменить буквой а.)

Слайд 11.

Учитель на доске открывает эталон , учащиеся эталоны сравнения с нулём.

  • Итак, смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Сравнивать числа с нулем.)

Физминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

организовать усвоение детьми свойств 0 при сравнении с натуральными числами с комментированием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)

Слайд 12.

Работа организуется фронтально. На доске расположены карточки, на которых записаны задания на сравнение с 0:

Дети должны определить, какой нужно поставить знак, и обосновать свой ответ с опорой на эталон. Вариант обоснования:

  • Сравниваю числа 3 и 0. 3 – натуральное число, значит оно больше 0. Ставлю знак >.
  • Вы поработали все вместе, как теперь вы будете работать? (Самостоятельно)
  • Зачем? (Чтобы каждый из нас проговорил новое правило.)

Учитель открывают карточку.

  • Какое задание будете выполнять? (Сравнивать числа с 0.)
  • Согласуйте свое решение с соседом.

Учащиеся проверяют свою работу с результатом у доски. Слайд 13.

  • У кого другой знак?
  • Проговорите правило еще раз?
  • Исправьте свои ошибки.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

1) проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)

 2, стр. 32

  • Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе. Откройте учебник и найдите 2, стр. 32.
  • Какое задание будете выполнять? (Сравнивать числа с 0.)

На выполнение задания отводится 1 минута. Работа проверяется по образцу. Слайд 14.

  • У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?
  • Не расстраивайтесь, вы еще будем тренироваться, и у вас все получится.
  • У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – дополнение рисунков и записей так, чтобы неравенства стали верными.

Организация учебного процесса на этапе 8:

 3, стр. 32

Работа организуется фронтально. Слайд 15.

  • Найдите в учебнике  3, стр. 32. Рассмотрите рисунок.
  • Какое задание нужно выполнить? (Надо в соответствии со знаками >, < или = изобразить точки в пустых клетках таблицы.)

Дети комментируют решение так:

  • В первой таблице стоит знак >. В верхней левой клетке стоит 3 точки, значит справа могут быть 2, 1 или 0 точек. В нижней левой клетке стоит 1 точка, значит справа должна остаться пустая клетка.

Аналогично идет работа над другими таблицами.

  • Молоды! Вы хорошо справились с заполнением таблиц. А теперь попробуйте выполнить задание посложнее.

 8, стр. 33

  • Найдите в учебнике  8, стр. 33.
  • Прочитайте задание.

Дети комментируют свои действия так:

  • Число * меньше 1, значит, оно стоит в числовом ряду левее. Левее 1 стоит 0. Ставлю вместо * ноль.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности  с  точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Вспомните, какой была тема урока? («Сравнение чисел с 0».)
  • Какую цель ставили перед собой на уроке? (Найти способ сравнения 0 с другими числами.)
  • Кто помнит, как это можно сделать?

Дети с опорой на эталон  повторяют правила сравнения натуральных чисел с 0.

  • Удалось ли нам достигнуть цели нашего урока? (Да.)
  • Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)
  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

Слайд 16. Оценим свою деятельность на лесенке успеха.

  • Кто может утверждать, что он знает правило сравнения чисел с 0, может нарисовать себя на верхней ступеньке «знаю» лесенки успеха. Кто не уверен в этом, то на 2 или 3 соответственно. Кто не знает – на нижней ступени.
  • Оцените свою работу на лесенке «умею»: если вы считаете, что вы умеете сравнивать числа с нулём, нарисуйте на верхней ступеньке. Если у вас не все получалось сегодня, и вы не сумели выполнить все задания без ошибок, то на 2 или 3 ступеньке. А если вы считаете, что не умеете сравнивать числа с 0, то нарисуйте себя на нижней ступеньке.

Дети берут заготовленные заранее лесенки  успеха и цветными карандашами отмечают свои успехи на уроке. Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, я довольна вашей работой на уроке.

Слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...