Урок по математике для 4 класса "Табличное умножение и деление"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Кузнецова Людмила Викторовна

Цели урока:

  1. Обучающие
  • закрепление навыков табличного умножения и деления;
  • отработка вычислительных навыков при нахождении значений числовых выражений, решение задач;
  • повторение решения геометрических задач, нахождение Р и S прямоугольников , квадратов, прямоугольного треугольника..
  1. Развивающие
  • развивать навык употребления  математической терминологии;
  • развивать познавательную активность детей; умение использовать в работе
  •  ранее полученные знания, умение рассуждать, делать выводы.
  • Расширять кругозор детей.
  1. Воспитывающие
  • воспитание бережного отношения  к природе, трудолюбия, упорства, взаимопомощи;

Оборудование учителя

  • лесенка с номерами 1,2,3
  • карточки-ответы к № ступенькам
  • круги-таблицы с правилами поведения в лесу «Что нельзя делать в лесу, на лугу…»
  • музыкальное сопровождение «Сказка о царе Салтане».
  • Макет большого дерева
  • Черный чемодан
  • Бочонки с номерами 1-5 от игры «Лото» и мешок
  • Конверты с геометрическими заданиями для 5 групп и карточки-ответы.
  • Рисунок бобра.

 

Оборудование учащихся:

  • конверты с карточками-заданиями по таблице умножения
  • сигнальные карточки-листы клена, зеленый и желтый
  • печатный текст задачи
  • карточка с круговыми выражениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК   ПО МАТЕМАТИКЕ

в 4 классе  по теме «Табличное умножение и деление»

учителя начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки

Кузнецовой Людмилы Викторовны

Цели урока:

  1. Обучающие
  • закрепление навыков табличного умножения и деления;
  • отработка вычислительных навыков при нахождении значений числовых выражений, решение задач;
  • повторение решения геометрических задач, нахождение Р и S прямоугольников , квадратов, прямоугольного треугольника..
  1. Развивающие
  • развивать навык употребления  математической терминологии;
  • развивать познавательную активность детей; умение использовать в работе
  •  ранее полученные знания, умение рассуждать, делать выводы.
  • Расширять кругозор детей.
  1. Воспитывающие
  • воспитание бережного отношения  к природе, трудолюбия, упорства, взаимопомощи;

Оборудование учителя

  • лесенка с номерами 1,2,3
  • карточки-ответы к № ступенькам
  • круги-таблицы с правилами поведения в лесу «Что нельзя делать в лесу, на лугу…»
  • музыкальное сопровождение «Сказка о царе Салтане».
  • Макет большого дерева
  • Черный чемодан
  • Бочонки с номерами 1-5 от игры «Лото» и мешок
  • Конверты с геометрическими заданиями для 5 групп и карточки-ответы.
  • Рисунок бобра.

Оборудование учащихся:

  • конверты с карточками-заданиями по таблице умножения
  • сигнальные карточки-листы клена, зеленый и желтый
  • печатный текст задачи
  • карточка с круговыми выражениями.

ХОД УРОКА

  1. Организационные моменты:
  • Сегодня на уроке мы закрепим наши умения решать задачи, находить значения числовых выражений, будем работать с геометрическим материалом.

Нас ждет много увлекательных и интересных заданий. Урок у нас необычный.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,

Смекалку, фантазию наши возьмем.

Дорогой с пути никуда не свернем.

II Устный счет.

  • Посмотрите: перед нами три дорожки.
  • Давайте вспомним, как называются такие линии?

~( ломаная, прямая, кривая)

  • как вы думаете, по какой нам нужно пойти, чтобы наш путь был самый короткий, чтобы быстрее дойти до леса?

~( по прямой)

  • Итак, идем по прямой дорожке.

Но чтобы нам леса скорее достичь,

Должны мы подняться по лестнице ввысь.

  • Лестница волшебная. Каждая ступенька имеет свое задание и название.
  • Смело шагаем вверх!

1 СТУПЕНЬКА: ГРАФИЧЕСКАЯ

  • Приготовили карандаши. Работаем точно по моей команде!
  • Поставим точку и теперь будем двигаться не отрывая руки по моему заданию:

- 1 клетку вверх;  1 клетку вправо;

- 2 клетки вверх;  1 клетку вправо;

-2 клетки вниз;   1 клетку вправо;

- 1 клетку вниз.

  • У вас получилась фигура. На что она похожа?

~(на букву «Д»)

  • Кто может назвать математические термины на букву «Д»?

~(деление, делимое, делитель, дробь, длина, диагональ, диаметр, движение).

2 СТУПЕНЬКА: ТАБЛИЧНАЯ

  • А сейчас мы быстро повторим таблицу умножения. Работаем в парах. На это задание вам 1 минута.

~(Перед  детьми  лежат конверты, в них карточки-задания).

  • Просигнальте, как вы справились с этим заданием.

СИГНАЛЫ:                        зеленый (верно «5»)                               желтый (ошибка)

3 СТУПЕНЬКА: ВЕЛИЧИННАЯ

  • Я называю задания, вы думаете и записываете только ответ:
  1. Детеныш кита имеет длину 7 метров.
  • Сколько это сантиметров?
  1. Весит он 2 тонны.
  • Сколько это килограмм?
  1. Выпивает он за день 600 литров воды
  • Сколько литров он выпивает за 10 дней?
  1. Самая долга радуга была видна 3 часа.
  • Сколько это минут?
  1. Сибирский тигр весит 400кг.
  • Сколько это центнеров?
  1. Сколько лет живет слон, если это на 30 меньше, чем 1 век?
  • Проверяем.

Я вам показываю карточки-ответы, а вы сверяете их со своими записями:

     

  • Просигнальте, как вы справились с этим заданием.

-ФИЗМИНУТКА-

- Встали все, повернулись лицом друг к другу. (Iв.           IIв.).

  • Я вам сейчас буду называть слова, а вы выберите из них те, которые обозначают геометрические фигуры.

Если вы согласны со мной, то киваете головой (показывая согласие ↨), а если нет (показывая несогласие ↔).

Приготовились: 1) квадрат (да↕)

2) минута (нет↔)

3) прямоугольник (да)

4) треугольник (да)

5) тонна (нет)

6) многоугольник (да)

7) час (нет)

III.Закрепление.

  • Молодцы! Добрались до леса!

Здравствуй лес!

Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!!!

1)

  • Лес этот волшебный! Чтобы войти в него, надо знать пароль найти значение числовых выражений с подробным объяснением.
  • Если правильно решим, то перевернув круг – прочитаем пароль:

   

    17· 5           56:2             26 · 3           91:7             75:5              18 · 3          24· 4            54:3

  • на 1 стороне – правила поведения в лесу и буква.
  • На 2 стороне – выражение.
  • Какое слово расшифровали?

~( ВНИМАНИЕ)

  • Почему в лесу надо быть внимательным?

~(чтобы не причинить вред природе, ее жителям. Ведь мы – друзья природы!)

Зажмурьте глаза, - Что изменилось? (поменять 1 круг на другой)

Откройте.

2)

  • Ну вот и попали мы в сказочный лес. Лес этот полон прекрасных чудес.

«Белка здесь живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые…»

Музыка из сказки «Сказка о царе Салтане….».

-Белочка предлагает нам решить задачу. Прочитаем задачу.

        ~(текст отпечатан, перед каждым лежит на столе).

«На территории заповедника посадили молодые деревья Кленов – 56 саженцев, лип в 3 раза больше, чем кленов, а берез на 54 саженца меньше, чем лип. Сколько саженцев берез посадили в заповеднике?»

  • О чем говорится в задаче? ~(о деревьях).
  • Какие главные слова возьмем в краткую запись? ~(клены, липы, березы).
  • Что сказано про клены? ~(их 56 саженцев).
  • Запишем.
  • Что сказано про липы? ~(их в 3 раза больше, чем кленов).
  • Что сказано про березы? ~(их на 54 меньше, чем лип).
  • Прочитайте вопрос задачи.
  • Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? ~(нет).
  • Почему? ~(мы не знаем, сколько посадили лип).
  • А можно узнать, сколько посадили лип? ~(да)
  • Как это можно узнать? ~(умножением т.к. в больше 56 ·3= 168 (саж.)- лип).
  • Зная, сколько посадили лип, теперь можно ответить на главный вопрос задачи? ~(да)
  • Как? Каким действием? ~(вычитанием), т.к. на меньше 168-54=114 (саж.) –берез). Решаем самостоятельно.
  • Какой будет ответ? Назовите. ~(114 саженцев берез посадили в заповеднике).

Кленов – 56с.  

Лип -?, в 3 раза больше, чем                    ?

Берез - ?, на 54с. меньше, чем

  • Измените вопрос задачи, чтобы она решалась сложением? ~(сколько всего деревьев…).
  • Что надо добавить в кратную запись? ~(фигурную скобку,?).
  • Выполните это действие самостоятельно,  и запишите ответ. ~(56+168+114=338(саж.) всего в заповеднике посадили 338 саженцев).

-ФИЗМИНУТКА-

«Математику друзья

Будем знать как 2х2

Посчитаем…,

Порешаем…,

Помечтаем…

И в лесу мы погуляем.

А затем вернемся в класс

Ждут задания там нас».

Для глаз и шеи

  1. Глазами «постричь» треугольник, квадрат, прямоугольник.
  2. Головой «Написать» слово треугольник, квадрат, час, минута.

  • Ребята! Я уже говорила, что мы в сказочном лесу. Вот это огромное дерево, в благодарность, за то- что вы решили задачу о деревьях, приготовило вам СЮРПРИЗ.

        ~(учитель достает из-за  дерева черный чемоданчик).

  • Что же в нем находится ? Я вам чуть-чуть подскажу:

«В чемоданчике находится то, что имеет прямое отношение к урокам математике. Без этого нам просто не обойтись…».

  • Что там лежит? ~(линейка).

Сейчас Люба Кривенко расскажет нам историю происхождения линейки:

4)

Вот линейка-то и поможет каждому из вас в следующем, геометрическом задании. Задание называется:

«Заморочки из бочки».

Работать будем в группах по 4 человека.

 На доске вы видите 5 конвертов,

Это задания для ваших групп.

Представитель из каждой группы

Выходит и вытаскивает из мешочка

Бочонок с номером:

                        и т.д.

        По номеру бочонка вы берете себе конверт с заданием, конверты тоже имеют номера, а какая заморочка вас ждет увидите сами…

         

                                                                                                И т.д.

МЕТОД  ПРОЕКТА:

1 КОНВЕРТ: Найти площадь и периметр квадрата со стороной 50м.

2 КОНВЕРТ:  Стороны прямоугольника 30дм. и 70 дм. Найдите его периметр и площадь.

3 КОНВЕРТ: Прямоугольный треугольник имеет стороны 30м, 40м и 50м. Найдите его периметр и площадь.

4 КОНВЕРТ:  Длина комнаты прямоугольной формы 60м, а ее площадь 1800м². Узнайте ширину этой комнаты. Найдите периметр комнаты.

5 КОНВЕРТ: Периметр квадрата 36дм. Найдите его S (площадь).

☼- Прежде чем начнем работать, давайте вспомним основные понятия, которые нам пригодятся в работе:

  • Что называется прямоугольником?

~( это четырехугольник, у которого все углы прямые).

  • Что называется квадратом?

~(это четырехугольник, у которого все стороны равны и углы прямые).

  • Что называется периметром многоугольника?

~(периметр- это сумма длин всех сторон многоугольника).

  • Как найти площадь прямоугольника?

~(надо длину умножить на ширину).

  • Как найти площадь прямоугольного треугольника треугольника? (S∆+ (а•в) :2)
  • Вскрывайте конверты и приступайте к работе.
  • Чья группа первой выполнит работу- просигналит мне зеленым листочком.

ПРОВЕРКА: - Я вам буду показывать карточки с правильным ответом, а вы мне сигналите – так у вас или нет.

1 КОНВЕРТ:  Рٱ = 200м; Ѕٱ= 2.500 м²;

2 КОНВЕРТ:  Рٱ = 200дм; Ѕٱ= 2.100 дм²;

3 КОНВЕРТ:  Р ∆= 120м; Ѕ∆= 600 м²;

4 КОНВЕРТ:  ширина = 30м; Р комнаты= 180 м²;

5 КОНВЕРТ:  1 сторона = 9дм; Ѕٱ= 81дм²;

  • Кто выполнил неверно, это задание будет вашим домашним заданием, так как дома у вас будет больше времени на его выполнение и учебник- подсказка.

5)

        Шли мы по лесу, шли - и вышли к реке. А здесь живут бобры.

ПОКАЗ РИСУНКА БОБРА

  • Бобер – крупный грызун, обитает по лесным рекам, строит из веток и ила домики- хатки, делает платины длиной до 6 метров. Длина тела бобра 1 метр.
  • А хотите узнать его вес?

Тогда найдите «ключ» к выражениям и вы узнаете  вес бобра.

  • Поможет вам в выполнении этого задания – смекалка и внимание.

НА ДОСКЕ:

        : 4 =

  - 1.500=

          :4 =        кг.

8 • 207 =

     + 61 =

        ~(у каждого ученика такое задание лежит на столе).

  • Начинаем работать! Кто же из вас первым узнает вес бобра?

*- Чему равен вес бобра? ~(25кг.).

  • Какой  пример явился ключом? ~(8.207)
  • Прочитайте выражение, в ответе которого есть 9 единиц?

~(156:4=39)

  • Прочитайте выражение в ответе которого отсутствуют единицы и десятки?

~(39+61=100)

  • Найдите в этой цепочке самое большое число?

~(1656)

  • А самое маленькое? ~(4)

Молодцы!

        Интересное получилась прогулка по лесу, но пора возвращаться домой.

IV ИТОГ  УРОКА.

  • Что вам понравилось на уроке?
  • С каким заданием вы бы хотели встретиться еще раз?
  • А кто заметил, наш урок математики был тесно связан с каким еще уроком? ~(природоведение).
  • Оценки за урок…..

Урок окончен.

Дополнительный материал.

  1. «Иван Петрович – это отец Нины Ивановны, а Саша – сын Нины Ивановны.

Кем приходятся Саша Иван Петровичу? ~(внуком).

  1. «На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна -на юг, а другая на север, - лапки в грязи.
  • А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.
  • Как же так?

Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?»

                С

~( ↕ находятся друг против друга,

                            Ю

                Значит, вороны смотрят друг на друга

                Но при этом в разные стороны.)

3. «Ослик пригласил к себе на День рождение гостей, в том числе и Пяточка, к 9 часам. Чтобы не опоздать, Пятачок вышел из дома в 8 часов, взяв подарок воздушный шар. Первую половину пути Пятачок преодолел за 10 мин. еще 5 мин. он летел на воздушном шаре, после чего шар лопнул.  Расстроенный  Пятачок 5 мин. рассматривал лопнувший шарик, 15 минут горько плакал и 10 минут брел до жилья Ослика.

  • Не опоздал ли Пятачок на День Рождения?»

~( 10+ 5+ 5+ 15+10= 45 минут – был в пути)

Не опоздал!!!

*  *  *  *  *  *  *   *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *   *   *  *  *  *  *  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике. Усвоение таблиц умножения и деления. Задачи в два действия. Нахождение неизвестного делимого.

Урок нацелен на то, чтобы, закрепить материал по теме табличное умножение и деление; учиться решать задачи в два действия; находить неизвестное делимое; совершенствовать вычислительные навыки, ф...

Конспект урока по математике по теме:"Умножение и деление на 2. Половина числа. Решение задач."

Цели обучения.Обеспечить усвоение учащимися таблицы умножения на два.Отработать навыки решения примеров, задач.Устранить пробелы в знаниях; Цели воспитания. Воспитания патриотизма;добросовестного...

Открытый урок по математике по теме: «Умножение и деление чисел»

открытый урок по математике содержит разработку урока,технологическую карту урока ,самоанализ...

Конспект урока по математике "Контрольная работа. Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"

Конспект урока по математике "Контрольная работа. Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями"...

Конспект урока по математике на тему "Умножение и деление числа 4"

Составить таблицу умножения и деления с числом 4 и работать над ее запоминанием; закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3; развивать умение работать самостоятельно и в парах. форми...