Урок по математике «Число и цифра 3».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Выборнова Татьяна Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_19-matematika.doc758 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 19

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Число и цифра 3».

Основные цели:

1) сформировать способность к фиксированию количества числа 3 в графической и знаковой форме, к сложению и вычитанию в пределах 3;

2) повторить состав числа 2, знаковую и схематическую записи чисел 1 и 2;

3) тренировать мыслительную операцию сравнения и аналогии.

Демонстрационный материал:

1) текст письма на листе А-4:

2) рисунки 6-и домиков: 2 домика на половине А-4, 4 домика на листе А-4 с прорезями для карточек чисел;

3) набор карточек с графическим изображением чисел 1 – 3, карточек с цифрами и знаками действий;

4) эталон числа 3;

5) карточки с примерами:

6) карточки с примерами для задания на пробное действие:

7) эталон состава числа 3:

 

 

 

8) эталоны сложения и вычитания;

9) чистый лист (формат половина А-4) для демонстрации записи цифры;

10) черный и красный фломастеры;

11) образец выполнения задания (этап 6):

12) образец выполнения самостоятельной работы:

Задание 1.

Задание 2 ( 4, стр. 30)

13) набор геометрических фигур.

Раздаточный материал:

1) рисунки двух домиков для числа 1 (1/6 А-4), рисунки двух домиков для числа 2 (формат А-5) с прорезями для карточек, рисунки двух домиков для числа 3 и карточка с графическим изображением числа 3 в конверте;

2) набор цифр и знаков действий;

3) графическое изображение чисел 1 – 2 на прозрачной пленке или кальке;

4) карточки с изображением эталонов сложения и вычитания;

5) чистый лист (формат – половина А-4);

6) фломастер черного цвета;

7) карточки с примерами (этап 2):

8) карточки с примерами для задания на пробное действие:

9) карточки с заданием (этап 6):

10) карточка с заданием для самостоятельной работы:

11) геометрическое лото;

12) счетные палочки;

13) цветные карандаши.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Вчера вечером почтальон принес к нам в класс письмо.

Учитель открывает конверт, читает письмо (Д–1).

  • Вы готовы помочь числам?! (Да.)
  • Чтобы выполнить это задание, нам понадобятся знания и умения, полученные на уроках математики. Что мы уже знаем? (Ответы детей.) Что умеем? (Ответы детей.)
  • А если при строительстве мы столкнемся с чем-то новым, незнакомым? (Мы не растеряемся. Главное понять, что мы еще не знаем, и постараться самим открыть способ.)
  • Я думаю, у вас все получится.
  • С чего мы должны начать свою работу? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о количестве как свойстве предметов и способе сравнения групп предметов;

2) повторить количественное обозначение чисел 1 и 2, написание цифр 1 и 2, состав числа 2;

3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;

5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация способа сравнения групп предметов.

  • В Цифрограде одна улица. Вдоль нее стоят домики чисел.

Учитель показывает рисунки домиков (Д–2), прикрепляет их магнитами к доске и просит детей найти на партах такие же рисунки (Р–1).

  • Чем похожи домики? (Крыши одинаковой треугольной формы, домики одноэтажные.)
  • Чем отличаются? (Разное количество комнат: есть однокомнатные и двухкомнатные.)
  • Разбейте домики на группы по сходству.

Учитель показывает на первый домик.

  • Какое число может жить в этом домике? (Число один.)
  • Кто поселит это число в домик?

Дети прикрепляют к первому домику карточку с цифрой 1.

  • А как мы еще обозначали число 1? (Точкой.)
  • Какой еще домик подойдет для этого числа? Почему? (Второй, потому что там тоже одна комната.)
  • Как узнать, что эти домики заняты числом один? (Нужно поставить номер.)
  • Куда прикрепить номер, чтобы было лучше видно?

Дети предлагают разные варианты, выбирается место на крыше.

– Домики для числа один готовы:

  • Какое число может жить в оставшихся домиках? (Число 2.)
  • Как показать, что здесь живет число 2? (Точками и цифрой.)
  • Как вы думаете, почему в этих домиках по две квартиры? (2 = 1 + 1.)

Если дети затруднятся ответить на этот вопрос, учитель может поставить наводящие вопросы:

  • Что мы знаем о составе числа 2? (2 — это 1и 1.) Как это можно показать?

Домики заполняются аналогично как домики для числа один.

2) Актуализация вычислительных навыков в пределах 2. Затруднение в индивидуальной деятельности.

  • В гости к числам приехали примеры. Найдите на своих карточках такие же примеры:

Учитель прикрепляет магнитами карточки с примерами (Д-5) к доске, дети из раздаточного материала (Р-7) отбирают такие же.

  • Каждый пример может зайти в гости только в тот домик, который соответствует его ответу. Давайте разведем гостей по домам.

Дети выполняют вычисления устно и размещают карточки с примерами рядом с соответствующими домиками. Работа проводится на доске и на рабочих местах одновременно. Действия комментируются приблизительно так:

1 + 1 =2, помещаю карточку рядом с домиком числа 2.

  • Итак, что мы повторили? (Мы повторили способы записи чисел один и два, состав числа два.)
  • Встретились ли вам затруднения? (Нет, мы все это изучали на прошлых уроках.)
  • Что вам помогало? (Наши знания, эталоны чисел.)
  • Я вижу, что вы готовы изучать новое.

Учитель вывешивает на доску карточки с примерами для пробного действия Д-6.

  • Положите перед собой карточки с такими же примерами.

Учащиеся достают карточки Р-8.

  • Посмотрите на эти примеры. Есть ли в них новое для вас?

Учащиеся могут не выделить новое, так цифры в примерах им знакомы.

  • Попробуйте найти ответы к этим примерам и расселить их по домикам.

На выполнение задания отводится 1 минута.

  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось?

Многие учащиеся смогут найти значение предложенных выражений. Однако заселить эти примеры правильно в домики они не смогут. Если будут попытки заселить примеры в имеющиеся домики, то путем анализа учитель указывает на ошибочность мнения. Фиксируется затруднение: не можем заселить примеры в нужный домик.

  • В какой домик проводим эти примеры?

Если были допущены вычислительные ошибки, затруднение фиксируется сразу: не можем правильно найти ответ.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Ребята, какое задание вы выполняли? (Распределяли примеры 1 + 2 и 2 +1 рядом с домиками чисел.)
  • В чем возникло затруднение? (Некоторые из нас не смогли правильно посчитать, а кто посчитал, не смог заселить примеры в домики.)
  • Почему возникли эти затруднения? (Мы не изучали число 3, не знаем, как правильно его обозначать.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель перед собой поставим? (Изучить число 3.)
  • Тема урока: «Число и цифра 3».
  • Вспомните, как мы изучали число два. Подумайте, как будем изучать число три? (Так же.)
  • С чего начнем? (Научимся обозначать число с помощью точек.)
  • Что нам поможет? (Возможно, обозначения чисел один и два с помощью точек.)
  • Далее? (Будем учиться писать цифру три, и «откроем», как можно это число составить.)
  • Что нам поможет в работе? (Наши знания, учебник, помощь учителя.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) определить способы обозначения числа 3 и последовательность действий при записи цифры 3, зафиксировать их на эталоне;

2) определить состав числа 3.

Организация учебного процесса на этапе 5:

1) Графическое обозначение числа 3.

  • Мы с вами предположили. Что нам могут помочь графические обозначения чисел один и два. Давайте подумаем, как?

Дети предлагают свои варианты, учитель обобщает ответы детей и предлагает воспользоваться прозрачной пленкой (Р–3), на которой нанесены графические значки чисел 1и 2.

В течение 2 минут дети в самостоятельной работе получают наложением графическую модель числа 3 и зарисовывают ее на половине листа А-4. Полученные варианты вывешиваются на доске.

  • Молодцы! Вы хорошо потрудились и получили два варианта обозначения числа 3. Давайте посмотрим, согласен ли с нами автор учебника.
  • Откройте учебник, стр. 30 и найдите рисунок кубика. Какой вариант рисунка нам подойдет?

Учитель оставляет на доске вариант:

  • Найдите в конверте такую же карточку.

2) Обозначение числа 3 цифрой.

Учитель предлагает детям взять половину листа А-4 (Р–5) и попробовать написать цифру 3 самостоятельно. Некоторые варианты прикрепляются к доске.

  • У нас получилось много вариантов. Можно ли использовать все ваши варианты? (Нет, люди нас могут не понять.)
  • Какой вариант выбрать? (Нужно договориться, согласовать с автором.)

Учитель предлагает детям найти образец цифры в учебнике и рассказать, как правильно писать цифру 3. Все шаги по написанию цифры учитель может показать на листе А-4 или на доске: «Ставим рабочую точку чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем закругленную линию в верхний правый угол. Опускаемся вниз, почти до центра клетки. Ведем вторую закругленную линию вниз, до середины нижней границы клетки».

  • Давайте еще раз повторим, как пишется цифра 3. Вы будете работать пальчиком в воздухе, а я отмечу каждый шаг стрелочками.

Дети комментируют свои действия хором вместе с учителем. На доске появляется образец записи цифры 3. Результат работы по созданию графической модели числа и цифры фиксируется виде эталона числа 3 (Д–4).

3) Работа над составом числа 3.

  • Какие шаги мы с вами уже сделали в процессе изучения числа 3? (Изучили способы обозначения: с помощью точек и цифры.)
  • Какой шаг осталось сделать? (Изучить состав числа три.)
  • Как можно доказать, что 1 + 2 и 2 + 1 равны 3? (Можно посчитать геометрические фигуры, счетные палочки, точки.)
  • Договоритесь в своих парах, каким способом вы будете доказывать.

Учитель приглашает к доске по одной паре учеников на каждый способ. Остальные пары работают на своих местах.

  • Давайте докажем сначала, что 2 + 1 =3.

Каждый способ доказательства проверяется при помощи эталона сложения и согласовывается: дети жестами выражают свое согласие или несогласие с работающими у доски учениками.

  • Как можно быстрее доказать, что 1 + 2 = 3? ( Слагаемые поменяли местами, поэтому результат не изменится.)
  • Как на одной схеме (Д–6) показать, что 1 + 2 и 2 + 1 равны 3-м?

Если дети затрудняются с ответом, учитель проводит работу с помощью подводящего диалога:

  • Какое число поместим в центре? (Число, которое получилось в результате, это — 3.)

Учитель записывает цифру 3.

  • А в пустые прямоугольники запишем то, как получили это число.

Дети называют, как получили число 3. Учитель записывает в пустые прямоугольники:

  • Можем мы теперь заселить домики числа 3? (Да.)
  • Как вы думаете, достаточно ли тройке одноэтажного дома? Почему? (Нет, потому что 3 это 1 и 2 и 2 и 1.)

Учитель прикрепляет к доске рисунок домика и просит детей найти в конверте такой же.

  • Кто попробует заселить в домик точки? (Два ученика поочередно прикрепляют точки в окошки первого рисунка на доске, остальные в это время выполняют ту же работу на своих местах.)

Аналогично идет работа со вторым домиком.

  • Достаточно ли мы поработали в Цифрограде? Можем ли мы быть уверены, что в следующий раз не столкнемся с этим затруднением? (Нет.)
  • Что нужно сделать, чтобы запомнить все изученное о числе 3? (Нужно закрепить, потренироваться.)

Физкультминутка.

Ритмический счет через 2.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи различие между числом и цифрой, способ записи цифры 3, состав числа.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Работа в прописи, стр. 30.

  • Рассмотрите рисунки вверху страницы. Какое число следует за числом 2 при счете? (3.)
  • Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 3.)
  • Что поможет вспомнить порядок записи цифры три? (Эталон числа 3.)

Учитель прикрепляет к доске эталон числа 3.

  • Кто расскажет, как пишется цифра?

Один ученик с комментированием пишет цифру на заранее разлинованной доске. Остальные работают в прописях.

  • Сколько поросят на рисунке? (Три.)
  • Из какой они сказки? («Три поросенка».)
  • Кто ее автор? (С. В. Михалков.)
  • Какой цифрой обозначим число поросят? (Цифрой 3.)

Один ученик записывает цифру на доске с комментированием своих действий. Остальные работают в прописи.

  • Найдите 3, стр. 30. Как называется нарисованная фигура? (Треугольник.)
  • Почему? (У треугольника три угла, три вершины, три стороны.)
  • Какой цифрой обозначим это количество?

Работа по написанию цифры проводится аналогично. Далее работа организуется в парах: дети проговаривают друг другу, как пишется 3, и записывают 2 цифры в прописи.

2) Повторение состава числа 3.

Учитель предлагает детям карточки с заданиями (Р–9):

  • Рассмотрите рисунок на первой строчке. Какое действие нужно выполнить в этом задании? (Сложение частей.) Что получим в результате? (Целое.) Назовите предметы, которые нужно нарисовать в третьем мешочке. (2 круга и 1 прямоугольник.)

Дети выполняют задание.

  • Докажите с помощью эталона сложения, что мы правильно нашли целое.

Учитель прикрепляет к доске эталон и просит учеников найти у себя  на партах такую же карточку. Дети соединяют предметы в мешочках ниточками.

  • Обозначим количество предметов в каждом мешочке цифрой. Какой пример запишем под рисунком? (1 + 2 = 3.) Назовите и подчеркните в этом примере целое и части.

Работа по второму рисунку проводится аналогично, но с большей долей самостоятельности. Проверка выполнения задания осуществляется по образцу, который учитель предъявляет на доске (Д–11).

  • Что интересного заметили в этом задании? (Части меняются местами, целое не меняется.)
  • Итак, достаточно ли вам тренироваться? (Ответы детей.)
  • Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить сформированность представления о числе 3, состав числа 3;

2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает карточки с рисунками предметов Р–10.

1) - Соедините ниточкой цифру 3 с мешками, в которых находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра.

  • Сравните свою запись с образцом.

Учитель открывает образец на доске (Д–12).

  • Если допустили ошибку, исправьте ее: проведите ниточку правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.
  • Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на карточке «?».
  • Кто выполнил задание верно, поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли. Какое число предметов обозначается цифрой 3.)

2) № 4, стр. 30

  • Рассмотрите рисунки. Какое задание нам нужно выполнить? (Сложить фигуры в двух мешках и результат зарисовать в третьем мешке. Потом посчитать количество фигур в этом мешке и записать цифру в окошко.)
  • Всем ли понятно задание? Приступайте к работе.

На выполнение этого задания отводится 2 минуты. Проверка проводится поэтапно: сначала по эталону сложения (Д–8), потом по образцу (Д–12), который учитель предъявляет на доске, проверяется выполнение первой части задания. Результат проверки фиксируется с помощью знаков «+» или «?» на полях. Аналогично проводится проверка второй части задания.

  • Кто допустил ошибку? В какой части задания? (Дети указывают место допущенной ошибки, выявляют причину: ошиблись в вычислениях или были невнимательны.)
  • Кто выполнил задание без ошибок? Кто выполнил всю самостоятельную работу без ошибок? Молодцы! Какой вывод вы можете сделать? (Мы все поняли о числе 3.)
  • Те из вас, кто допустили ошибку, не огорчайтесь: мы потренируемся, и у вас все получится.

Физкультминутка.

Митя шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положили в кузовок.

Дети имитируют движения грибника, нагибаясь за каждым грибком.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым.

2) тренировать способность к удалению частей.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Числа очень довольны вашей работой и предлагают попробовать свои силы в более трудном задании. Попробуем?

Учитель предлагает детям найти  5, стр. 30.

  • Рассмотрите рисунки. Какое действие нужно выполнить? (Вычитание.)
  • Что нам поможет выполнить это задание? (Эталон вычитания.)

Учитель помещает на доску эталон вычитания (Д-8) и просит детей найти у себя на карточке такой же эталон.

  • Выполните вычитание с фигурами, нарисованными на первой строке.

Работа выполняется самостоятельно.

  • Сколько фигур нарисовали в третьем мешке? (Один красный кружок.)
  • Проверьте себя. (Дети соединяют фигуры ниточками.)
  • Назовите по рисунку целое и части.
  • Какими цифрами можно обозначить количество фигур в каждом мешке? (3, 2, 1.)
  • Какой пример можно составить по этому рисунку? (3 – 2 = 1.) Подчеркните целое и части.
  • Прочитайте получившуюся запись. (3 — целое, 2 — часть, 1 — часть.)

Работа по рисунку второй строки проводится аналогично.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Кто нам прислал письмо? (Числа из страны Цифирии.)
  • О чем они нас попросили? (Построить домики для чисел 1, 2, 3.)
  • Удалось ли нам выполнить просьбу чисел? (Да.)
  • С каким затруднением мы встретились? (Не знали, как обозначить число 3 точками и цифрой.)
  • Мы справились с этой проблемой? (Да.)
  • Как обозначается число 3 графически и цифрой? Покажите на карточке. (Дети поднимают вверх эталоны числа 3.)
  • Какое количество предметов обозначаем цифрой 3? (Три предмета.)
  • Как получить число 3? (Три это два и один, один и два.)
  • Как вы думаете, удалось ли вам побывать в учебной деятельности? Обоснуйте свой ответ.
  • Оцените свою работу на уроке с помощью разноцветных точек (урок 18).
  • Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.
  • Я вместе с жителями страны Цифирии благодарю вас за работу. Вы – молодцы!

Домашнее задание:

- пропись: 2-я и 3-я строчки (продолжить по закономерности);

- №1, 2, стр.30 (составить маленький рассказ по рисункам, используя слова учебника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Число и цифра 1".

Урок по математике для 1 класса по программе "Перспектива", автор учебника Л.Г.Петерсон....

Конспект урока по математике. Число и цифра 8.

Урок с использованием игровых элементов обучения....

Коррекционный урок по математике "Число и цифра 18. Получение, написание. Место в числовом ряду. Письменная нумерация. Монеты".

Коррекционный урок по математике " ТЕМА: Число и цифра 18. Получение, написание. Место в числовом ряду. Письменная нумерация. Монеты. "...

Разработка урока по математике "Число и цифра 5".

Урок был подготовлен и проведен в ходе подготовки к заседанию школьного педагогического совета по теме "Требования ФГОС к управлению уроком". Учитель работает по учебно - методическому комплекту Л.Г.П...

Конспект урока по математике "Число и цифра 6" 1 класс.

Урок построен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Тип урока: открытие нового знания....