Развитие математических способностей обучающихся на уроках
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Бондаренко Светлана Семёновна

В докладе говорится о работе с одарёнными детьми, о заданиях, развивающих логическое мышление младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия г.Сызрани

Тема: « Развитие математических способностей обучающихся на уроках»

Учитель: Бондаренко Светлана Семёновна

 

Содержание

1.Выявление математических способностей учащихся.

2.Подбор заданий, развивающих логическое мышление учащихся:

а) задания на развитие и совершенствование внимания;

б)на развитие восприятия и воображения;

в)на развитие памяти;

3.Приёмы, используемые на уроках, способствующие развитию интереса к математике:

а) разнообразный устный счёт;

б)самостоятельная работа;

в)дифференцированная работа по карточкам;

г) «Математический КВН», «Час весёлой математики»

4.Участие детей в Международном конкурсе «Кенгуру», ЕГЭ по математике, Олимпиадах.

Работа по выявлению одарённых детей начинается на уроке математики, когда детям предлагаются различные упражнения и задания развивающего характера. Такие задания есть в нашем учебнике , их предлагают нам наши методические пособия. Например, реши ребус; головоломку; сравни площади фигур; заполни магический квадрат; найди «лишнее» выражение; задания следующего вида: «Разность двух чисел равна 56. Уменьшаемое в 2 раза больше вычитаемого. Назови эти числа» или практического характера: «Выложи из палочек такую фигуру(шестиугольник). Переложи 4 палочки так, чтобы получилось 2 остроугольных треугольника». Хорошо мыслящие дети сразу выделяются в процессе выполнения подобных заданий. С этими детьми я занимаюсь индивидуально в ходе подготовки к Олимпиадам, где задания подобного характера решаются в большем объёме.

      Все задания, развивающие логическое мышление учащихся, можно разделить на:

   а) задания на развитие и совершенствование внимания:

Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах, лабиринты могут быть числовыми. Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, т.к. в них имеется разветвлённая сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определённые задания вычислительного характера: пройди путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35. Это задание выполняют методом проб.

б) задания на развитие восприятия и воображения:

Здесь надо представить характер того или иного преобразования, например, вообразить то целое, которое должно быть составлено из предложенных  частей, найти недостающую часть среди множества заданных частей для получения целого, на глаз соотнести размеры площадей нескольких заданных фигур, описать и изобразить взаимное расположение нескольких геометрических фигур или объектов и т.д.

     Например, отыщи пары одинаковых фигур, напиши номера двух пар фигур, из которых может быть составлен квадрат. Отсчитай 12 счётных палочек и выложи их по образцу рисунка. Переложи 8 палочек так, чтобы получилось 4 равных квадрата.

   в) задания на развитие памяти-

зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти детей.

   Для этого используются дидактические игры; зрительные диктанты, содержание которых обогащается изучаемым математическим материалом. Учитель показывает в течении одной минуты одновременно все фигуры, изображённые на рисунке. А затем просит детей воспроизвести их в тетради по памяти.

  г) задания на развитие мышления:

    В курс включается система содержательно-логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач.

Умение сравнивать отрабатывается при проведении сравнения двух чисел, примеров, задач, уравнений, двух фигур, а затем и группы примеров, задач и т. д.

    1.Напиши два числа: 100 и 1000. Сравни эти числа.

    2. Вычисли значения выражений:

          28:4=

         24:4=

Подчеркни подмеченные различия.

   3.Найди сумму длин сторон заданных квадратов. Покажи сумму длин сторон каждого квадрата с помощью отрезка..Скажи, чем задания и их решения похожи.

  4.Реши задачи. Отметь сходство и различие в задачах и их решениях. Сделай вывод.

 5. В приведённых группах чисел записаны по определённому правилу. Установи для каждого столбца своё правило и впиши вместо точек нужные числа.

 6. Раздели числа на две группы:

15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40

При выполнении этого задания очень важно обратить внимание детей на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим.

7. Вставь недостающую фигуру.

8. Четыре девочки из детского сада Аня, Варя, Галя и Даша играли с мячами. Каким из мячей играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький. Но меньше , чем у Ани и Даши, а мяч у Ани не меньше , чем мяч у Даши.

      Подобные задания я включаю в устный счёт. Что делает его разнообразным, некоторые задания развивающего характера я предлагаю для самостоятельной работы под «звёздочкой».

   Для более сильных учащихся предлагаю на уроке выполнить более трудное задание в карточке, тесте, оцениваю это задание отметкой.

   В развитии познавательных способностей детей, расширении их математического кругозора помогают мне проводимые «Математические КВНы», «Час весёлой математики», они помогают глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создаёт условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.

Ежегодно мои  учащиеся принимают  участие в Международном конкурсе «Кенгуру», Обнинских олимпиадах, Олимпиадах школьного и городского уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

Мастер- класс «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики»

Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках математики.Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики.

Одна из главных задач школьного обучения – развитие творческих способностей обучающихся. А одним из путей творческого развития при изучении математики является формирование у учащихся характерных для ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"

В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....