Урок математики. Тема. "Прямоугольник и квадрат".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Евсина Оксана Леонидовна

Цели:

1. Сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры.

2. Формировать навыки изображения и вычисления периметра этих фигур.

3. Развивать умение наблюдать и сравнивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_otkrytykh_dvereyurok_matematiki_vo_2_klasse.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе.

Тема. "Прямоугольник и квадрат".

Цели:

- Сформировать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры;

- Развивать умения наблюдать и сравнивать;

- Формировать навыки изображения и вычисления периметра этих фигур;

- Совершенствовать математическую речь учащихся;

- Развивать логическое мышление.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

(Слайд  №1)

2. Мобилизующий этап.

- Посмотрите, кто сегодня к нам пришёл на урок?

- Наш дракон необычный, рассмотрите его. Из чего он состоит?

- Какие вы видите фигуры?

(Слайд  №2)

- Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой – геометрией.

(Слайд  №3)

Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

3. Устный счёт.

- Но сначала вы должны настроиться на урок, на усвоение материала, поэтому Дракоша предлагает вам устный счёт.

(Слайды с №4 по №12)

Первое слагаемое 13, второе  40. Укажи сумму.

Уменьшаемое 56, вычитаемое 20. Укажи разность.

На сколько  87 больше, чем 60?

Какое число надо вычесть из 30, чтобы получить 23?

Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 43?

Запиши число, в котором 8 десятков и столько же единиц.

Увеличь его на 2.

Какое число меньше 90 на 7

- Прочитай все ответы.

53, 36, 27, 7, 49, 88, 90, 83.

- Какое из этих чисел лишнее? Почему?

- На какие группы можно разбить эти числа?

4. Практическая работа.

- Возьмите каждый фигуру, которая лежит на подносе. Что это за фигура?

(Слайд  № 13)

- Дайте определение треугольника.

(Слайд  №14)

-  Подумайте, как из него получить квадрат.

(Слайд  №15)

Дети делят фигуру, как показано на рисунке, затем соединяют детали. Учитель повторяет правила безопасности при работе с ножницами.

– Вы получили квадрат. Расскажите о нем.

(Слайд  №16)

( У квадрата четыре вершины, четыре стороны, четыре угла.)

-  Что можно сказать об углах?

( Они прямые.)

При помощи угольников или модели прямого угла выясняется, что углы у квадрата прямые.

-  Возьмите в руки линейки, измерьте стороны квадрата.

( Все стороны равны.)

-  Сколько углов и сторон у квадрата?

( По четыре.)

Учитель на доске фиксирует свойства квадрата.

(Слайд  № 17)

-  Рассмотрите рисунки на доске.

(Слайд  №18)

На доске:

        7                                           8

                 

– Из каких геометрических фигур составлен первый рисунок?

( Квадрат, два треугольника, круг.)

-  Какая фигура лишняя?

( Круг, так как он не имеет углов.)

-  Из каких геометрических фигур составлен второй рисунок?

( Прямоугольник, три треугольника, круг.)

- Чем отличаются рисунки?

( Количеством треугольников и тем, что на первом рисунке – квадрат, а на втором – прямоугольник.)

-  О какой еще фигуре мы будем говорить?

( О прямоугольнике.)

5. Физкультминутка

6. Знакомство с новым материалом

-  Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется "Родственники".

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

Учитель показывает рисунок.

противоположных сторонах прямоугольника.

( Противоположные стороны прямоугольника равны.) – Назовите эту фигуру, ребята!           2

( Квадрат.)

-  Как вы узнали?

( Стороны равны, углы прямые.)

(Слайд  №19)

- Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".

 Однажды встречает он на пути такую фигуру:  3

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. "Как тебя зовут?" – спрашивает.

 Узнали, дети?

( Это прямоугольник.)

-  Почему он так называется?

( У него все углы прямые.)

Осуществляется проверка у доски.

-  Давайте измерим длину сторон. Что вы о них скажете?

( Стороны, которые лежат одна против другой, равны.)

Учитель на доске фиксирует свойства прямоугольника.

-  Называются эти стороны противоположными. Сформулируйте вывод о

(Слайд  №20)

У детей на партах по два прямоугольника разного цвета. Длина красного прямоугольника больше длины синего, а ширина одинакова.

- В этом можно также убедиться, не измеряя стороны по линейке. Предложите такой способ.

( Наложением.)

-  Накладываем одну фигуру на другую и замечаем, что противоположные стороны равны.

В чем же отличие квадрата от прямоугольника?

( У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные.)

-  У прямоугольника та сторона, которая длиннее, называется "длина". Сторона, которая короче, называется "ширина".

 Сравните красный и синий прямоугольники, используя понятия "длина стороны" и "ширина стороны".

 Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?

( У квадрата все стороны одинаковой длины.)

7. Закрепление нового материала

- Давайте поучимся чертить прямоугольник, используя свойства сторон. Начертите прямоугольник, длина которого – 5 сантиметров, а ширина – 3 сантиметра. Как можно их расположить?

На доске:  9

(Слайд  №21)

– Подумайте, можно ли из этого прямоугольника получить квадрат?

( Взять за сторону квадрата ширину или длину прямоугольника.)

- Начертите в тетради квадрат любым способом.

Дети выполняют задание.

– Кто начертил квадрат со стороной 3 сантиметра, кто – со стороной 5 сантиметров?

(Слайд № 22)

- Дракоша просит вас найти периметр прямоугольника.

- Что такое периметр?

(Сумма длин всех сторон).

(Слайд  №23)

- А теперь послушайте продолжение сказки.

 Квадрат спрашивает у Прямоугольника:

 – А мы не родственники с тобой?

 – Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

 Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания.

(У фигур четыре угла, все углы прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

-  А какая же у них общая фамилия?

( Прямоугольники.)

-  Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Отдыхают вместе, трудятся. Один раз гуляли на полянке, и прямо к ним направляется фигура, имеющая такой вид:

(Слайд  №24)

Вежливо поздоровавшись, говорит: "Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то я нашел своих близких родственников!"

4

 – А как же тебя зовут?

 – Четырехугольник.

 – Как же доказать, что мы твои родственники?

 – Мы имеем два общих признака.

 Они были названы.

 А вы, ребята, сможете их назвать?

( Четыре угла, четыре стороны.)

(Слайд  №25)

- Так встретились и жили одной дружной семьей три родственные фигуры, которые назывались четырехугольники.

- Давайте повторим, что мы узнали на уроке.

К концу урока на доске появляется таблица:

4 угла

 Все углы прямые

 4 стороны

 Противоположные стороны равны        

10

4 угла

 Все углы прямые

 4 стороны

 Все стороны равны        

11

4 угла

 4 стороны

12

(Слайд  №26)

8. Итог урока

-  Какие утверждения правильны?

На доске:

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырехугольник – это многоугольник.

( Правильные – первое и третье утверждения.)

(Слайд  №27)

- Дракоше с вами очень понравилось, понравилась ваша работа на уроке. Он дарит вам свой портрет и даёт домашнее задание.

( Слайд  №28)

-  Завтра, ребята, мы продолжим разговор о многоугольниках.

 Спасибо за хорошую работу!