2 класс математика Тема: Прямоугольник. Квадрат.
материал по математике (2 класс) на тему

Фурсалова Наталья Анатольевна

Исследовательская деятельность на уроке математики. Использование элементов ОТСМ ТРИЗ .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Прямоугольник. Квадрат.

Цели:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, вывести и уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат», выявить основные свойства прямоугольника и квадрата, учить распознавать их на основе существенных свойств,

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике.

  1. Орг. Момент:

-Чтобы наш урок начать надо об уроке рассказать. Вы в школу пришли учиться. А что значит учиться?

Сначала надо (захотеть)

Потом (попробовать и трудности преодолеть)

Затем понять (чего не знаешь)

Когда (ты сам поставишь цель)

Тогда найдёшь ( и способ изучения)

  1. Тема урока:слайд 1

Для того чтобы познакомиться с чем то новым, нужно повторить раннее изученный материал.

Работа с копилкой геометрических фигур, собранной самими детьми.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока мы сыграем в «Мои друзья».

- Мои друзья все те у кого количество углов больше трёх?

-Мои друзья все те у кого величина угла больше прямого? Меньше прямого?

-Мои друзья все те  у кого соотношения сторон равные? Неравные?

-Опираясь на предыдущую игру, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (многоугольники.) клик

-Какие многоугольники сегодня нас будут интересовать ,вы мне скажете после математического диктанта. У каждого на парте технологические карты нашли арифметический диктант, записываем через запятую.Слайд 2

3.Математический диктант:

  • Найдите произведение 7 и 8(56)
  • Делимое 72 делитель 8 найди частное (9)
  • Сумма чисел равна 26, один из слагаемых равен 11, чему равен второе слагаемое?(15)
  • На сколько 43 больше 13 (30)
  • Во сколько раз 42 больше 6 (7)
  • Найди разность 84 и 15 (69)

Проверка:

-сегодня моим другом будет геометрическая фигура с числом 56, 9, 15, 30, 7, 69.

- Посмотрите на ребят проверьте свою работу и оцените . Какие геометрические фигуры у ребят?( квадраты и прямоугольники)Клик

Цель сегодняшнего урока раскрыть секреты прямоугольника и квадрата. (Главный секрет будет – квадрат может назвать себя прямоугольником. А прямоугольник не всегда может назвать себя квадратом).

Сценка :

Поспорили квадрат и прямоугольник. Квадрат говорит:

-Ты прямоугольник, и я прямоугольник. – А прямоугольник отвечает:

- Ничего подобного, это я прямоугольник. А ты – квадрат, нечего моим именем называться.

- Кто из них прав?

3.Работа по группам:

- А для того чтобы выяснить кто же прав, нам необходимо провести исследовательскую работу. В каждой группе геометрические фигуры условно названные №1№2. Слайд 3

(В группы раздаем прямоугольники и квадраты. На прямоугольниках пишем крупно – №1, на квадратах – №2. И даем 2 шаблона для паспорта – чтобы потом было видно. В каждой группе несколько фигур (квадраты, прямоугольники)

Дети работают по плану и на основе своих исследований заполняют паспорт.)

План работы:

  1. Измерить ширину и длину.
  2. Проверь какие углы у фигур
  3. Чем похожи эти геометрические фигуры.
  4. Чем отличаются.
  5. Заполнить паспорт.

Шаблон без значения признаков на экране .

Клик

Проверка

Слайд 4

Элемент

Имена признаков (ВОПРОСЫ)

Значения признаков (ОТВЕТЫ)

Фигура №1

Количество сторон

4

Количество углов

4

Величина углов

90 град. (прямые)

Соотношение сторон

Пары равны  

Элемент

Имена признаков (ВОПРОСЫ)

Значения признаков (ОТВЕТЫ)

Фигура №2

Количество сторон

4

Количество углов

4

Величина углов

90 град. (прямые)

Соотношение сторон

Все равны

-Возьмите по геометрической фигуре, используемой в исследовании. (Теперь на доске закрываете последнюю строчку паспорта у обоих фигур. Это описание прямоугольника прямоугольника: 4 стороны, 4 угла, все прямые, а про стороны ничего не сказано, значит, они могут быть равными и неравными. )

 «Мои друзья» - все, кто подходит под это описание – встаньте. (Встанут квадраты и неквадраты – прямоугольники. Оставляем у фигуры №1 закрытой последнюю строчку, на месте «Фигура №1» ставим «прямоугольник».) Слайд 5

- запишите в свой паспорт изменение.

Слайд 6

-Так ученые описывают эту фигуру. Покажите все, что подходит под это описание. На месте «фигура №2» ставим «квадрат».

Слайд 7

Переворачиваю доску. Таблицы.

-Вы нашли сходство и различие. В чем сходство? В чем различие?

4.Круги Эйлера

Т.к. вы практически учёные, я уверена, что вы сможете вывести определение квадрата и прямоугольника. СЛАЙД 8

Для этого вам необходимо обратить внимание на понятия и ответить на вопросы.

-множество квадратов являются частью чего?

-множество прямоугольников являются частью чего?

-множество четырёхугольников являются частью чего?

-А теперь наклейте круги и подпишите множества. Обращаю внимание, что самое большое множество – это множество геометрических фигур, а самое маленькое – множество квадратов.

Проверка Слайд 9

множество, которое снаружи, для другого множества – группа. Для прямоугольников ближайшая группа какая? – четырехугольники. Для квадратов? прямоугольники.  

5. Работа с определением.

-А теперь опираясь на паспорт объектов и коллективную работу, мы поработаем над определением: Прямоугольник – это… указкой на группу – четырехугольник – смотрим на паспорт, какой там дополнительный признак кроме 4-х углов и сторон? – углы прямые.

Квадрат  – это – смотрим на ближайшую группу – прямоугольник – смотрим на паспорт квадрата, какой признак отличает именно его – все стороны равны.

Помним правило вывода определений: «определяемое слово»- это «группа», «отличительный признак»

Проговаривают получившиеся определения. Если останется время записать определения.

6.Закрепление

- Вы смогли правильно сделать выводы, составить определения, а теперь я хочу посмотреть как вы усвоили урок и сумели ли мы достигнуть поставленной цели и раскрыть секреты квадрата и прямоугольника.

У вас в технологических картах таблица.

1

2

3

4

5

6

Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что…»

Вы обсуждаете в паре. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1. Верите ли вы,  что в прямоугольнике все углы прямые.

2.  Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.

3. Верите ли вы,  что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

4. Верите ли вы,  что квадрат является прямоугольником.

5. Верите ли вы,  что в квадрате все углы прямые.

6. Верите ли вы,  что у квадрата все стороны равны.

Дети заполняют таблицу. Слайд 10

Вернёмся к нашим героям.Слайд 11 

Кто из них был прав? ( квадрат)

Почему?( квадрат может назвать себя прямоугольником. А прямоугольник не всегда может назвать себя квадратом).

Это и есть Главный секрет

7.Д/з

Начертить квадрат и прямоугольник, провести диагонали в этих фигурах. Сделать выводы о длине диагоналей (равны, неравны; одинаковые, разные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс на тему :"Прямоугольник. Квадрат"

Тема урока: Прямоугольник и квадрат.Цель урока: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.Задачи урока:-образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, с...

Открытый урок по математике Тема: «Прямоугольник. Квадрат.» (2 класс)

Цели :Уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат»; выявить основные свойства прямоугольника и квадрата.Учить распознавать эти фигуры на основе существенных свойств.-  Формировать навыки изображе...

Урок математики во 2 классе по теме: "Прямоугольник, Квадрат"

Урок математики во 2 классе   по  теме:  "Прямоугольник. Квадрат"  по УМК "Начальная школа 21 века. Тип урока- открытие нового знания. изучение нового материала строится на основе ...

Самоанализ урока математики во 2 классе по теме: "Прямоугольник. Квадрат".

Данный материал содержит самоанализ урока математики, проведённого во 2 классе по теме:"Прямоугольник. Квадрат"  по УМК "Начальная школа 21 века"....

Методическая разработка урока математики 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Прямоугольник. Квадрат."

Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать...

Урок математики во 2 классе по теме «Прямоугольник. Квадрат»

Урок по этой теме позволяет усвоить геометрический материал, закреплять вычислительные навыки и развивать пространственное и логическое мышление ребёнка....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...