Решение задач
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Мышинская Жанна Михайловна


Урок математики в 3 классе (программа "2100") по теме "Решение задач".

Цель урока : систематизация и углубление знаний по теме "Решение задач".

В уроке представлены задачи, связанные с природой Ямала, представлена информация о природоохранных территориях ЯНАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_3_klass.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме «Решение задач» (3 класс, программа «2100»)

Цель урока: Систематизация и углубление знаний по теме «Решение задач».

Задачи урока.

Образовательные:

  • проверить усвоение учащимися изученного материала, умения применять теоретический материал;
  • познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами птиц, рыб и зверей ЯНАО, раскрыть роль охраны природы.

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;
  • развивать навыки общения с природой, ориентируясь на ненасильственную модель поведения.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей;
  • показать учащимся прикладной аспект математики (применение математики в жизненных ситуациях), формировать интерес к этой науке.

Оборудование: выставка Красных книг, презентация, ПК, мультимедиапроектор, нетбуки, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний (слайд)

Помните, что дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

- Скажите, что нужно сделать, чтобы сохранить природу?

- Ребята, посмотрите на доску, скажите, какие слова пропущены?

Верхне - Тазовский  …………

Гыданский  ………….

Задание 1 (слайд)

- Для того, чтобы узнать, какие слова пропущены, сосчитайте цепочки примеров, расположите ответы в порядке возрастания и составьте из слогов слово.

      -20            -500          :6              +12

? -----------?-----------?-----------?-----------92                           НИК

      +11            *2           -16              *5

? -----------?-----------?-----------?-----------100                           ЗА

      :3              +20           :8             *4

? ----------?-----------?-----------?-----------160                            ВЕД

      :30             *7           +59          -35

? ----------?-----------?-----------?-----------45                              ПО

- Какое слово у вас получилось? (заповедник) (слайд)

- Что такое заповедник?

- Для чего создают заповедники?

- Как вы думаете, где находятся Верхне-0Тазовский и Гыданский заповедники? (слайд)

- Какие еще охраняемые территории вы знаете? (слайд)

ВЫВОД: Нужно всегда помнить, что в природе все взаимосвязано, и уничтожение одного компонента природы повлечет изменение всего природного комплекса. (слайд)

- (слайд) 11 января 1916 года в Бурятии на берегу о. Байкал, был создан первый в Российской империи государственный заповедник, получивший название Баргузинский. С этой даты, начиная с 1997 года стали отмечать «ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ».

Задание 2 (слайд)

- Сколько в нашей стране заповедников и национальных парков, вы узнаете, решив задачи. (слайд)

1. На территории США находится 10 заповедников, а в России на 91 заповедник больше. Сколько заповедников находится на территории России?

Ответ: 101 заповедник.         

2. На территории США находится 58 национальных парков, а в России на 17 парков меньше. Сколько национальных парков находится на территории России?

Ответ: 41 национальный парк.

- Так сколько заповедников и национальных парков находится на территории России?

(слайд) ВЫВОД: Кроме этого на территории нашей огромной страны находятся тысячи заказников и памятников природы. Из них 14 особо охраняемых территорий находятся на территории ЯНАО. Сотрудники заповедников и парков стараются уберечь животный и растительный мир, следят за тем, чтобы на охраняемые зоны не проникали браконьеры.

- (слайд) Посмотрите на слайд. Кого вы здесь видите?

- Почему из огромного количества животных я выделила именно этих?

- Все эти объекты занесены в Красную книгу и им всем угрожает исчезновение с лица Земли.

- Как вы думаете, почему для книги выбран именно красный цвет? (своеобразный сигнал опасности, угрозы)

- (слайд) Существует Международная Красная книга, но так как она не может вместить в себя все редкие виды животных и растений, каждая страна имеет свою Красную книгу. (выставка книг)

- И наш ЯНАО тоже имеет Красную книгу.

III. Сообщение темы урока

- Сегодня тема урока математики «Решение задач». Я предлагаю заниматься решением задач во время путешествия по страницам Красной книги ЯНАО.

IV. Закрепление пройденного материала (слайд)

Страница 1 – «Животный мир» (слайд)

- Вспомните, какие природные зоны находятся на территории нашего округа?

- Какие звери живут в северных районах ЯНАО? (белый медведь, северный олень, белый песец, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка)

- Какие звери встречаются в южных районах ЯНАО? (бурый медведь, лось, соболь, белка)

- Как вы думаете, какой из медведей крупнее: белый или бурый? Проверим, правы ли вы.

 Задание 3 (слайд) – Решите задачу (с комментированием).

Масса двух бурых медведей 600 кг. Определите массу белого медведя, если он на 150 кг больше бурого. 

Решение:

  1. 600 : 2 = 300 (кг) – вес бурого медведя
  2. 300 + 150 = 450 (кг) – вес белого медведя

Ответ: 450 кг - масса белого медведя.

        - Так какой медведь крупнее?

        ВЫВОД: Белых медведей люди добывали ради шкуры и мяса. С 1956 охота на них полностью запрещена. А с 1976 белый медведь находится под международной охраной, занесен в Красную книгу.

        - Посмотрите на доску: вот среда обитания белых медведей в ЯНАО - о. Белый, о. Шараповы кошки, побережье Карского моря (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе белого цвета).

- А дальше мы поговорим о животных, которых ненцы называют «наши друзья». О ком пойдет речь?

- Что вы знаете о северных оленях?

Задание 4 (слайд)

– Решите задачу про оленей (самостоятельное решение).

За сутки летом один олень съедает 22 кг зеленой массы, а другой – на 4 кг меньше. Сколько корма съедят олени за неделю?

Разбор задачи:

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Сможете вы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Ребята, а неделя – это сколько дней?

Решение: (вывести на экран для проверки) – 2 способа решения!

  1. 22 – 4 = 18 (кг) – съедает другой олень
  2. 22 + 18 = 40 (кг) – съедают оба оленя
  3. 40 * 7 = 280 (кг) – за неделю

Ответ: 280 кг.

        - Расскажите, какое значение имеют олени для коренного населения?

ВЫВОД: Значение оленя в домашних условиях невозможно переоценить. Это транспорт и постель, одежда и обувь, пропитание и лекарство. Неприхотливость, способность переносить суровые климатические условия сделали его для ненца незаменимыми домашними животными.

- (слайд) Посмотрите на доску: вот среда обитания северных оленей в ЯНАО - с-з оконечность п-ва Ямал, о. Белый (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе серого цвета).

Страница 2 – «Речные обитатели» (слайд)

- (слайд) Северные реки и озера богаты рыбой. Многие имеют промысловое значение. В водоемах водятся стерлядь, осётр, омуль, налим, щука, ёрш и много других.

Задание 5 (слайд)

- По данным таблицы найдите общий вес пойманной рыбы, выловленной за один день рыбаками, и определите, сколько килограммов рыбы приходится на одного человека, если невод обслуживало 6 человек (коллективное решение).

Название рыбы

Сельдь обская

Корюшка

Пыжьян

Щёкур

Муксун

Сырок

Нельма

Ерш

Тугун

Общий вес (кг)

85

31

205

9

10

4

8

6

2

Разбор задачи:

- Что значит найти общий вес?

- Можете ли вы сразу определить, сколько кг рыбы приходится на 1 человека?

- Что нужно сначала найти?

- Сосчитайте общее количество рыбы рациональным способом (доводим до круглого числа).

- Какие числа удобнее складывать? (85 и 205, 31 и 9, 4 и 6, 8 и 2)

Решение:

  1. 85 + 31 + 205 + 9 + 10 + 4 + 8 + 6 + 2 = 360 (кг) – всего поймали
  2. 360 : 6 = 60 (кг) – на одного человека

Ответ: 60 кг.

        ВЫВОД: В Красную книгу ЯНАО занесена рыба тугун. Она населяет реки, впадающие в Северный Ледовитый океан. Правилами рыболовства на территории ЯНАО установлен запрет на промысловый и любительский лов тугуна. В настоящее время численность его повысилась, но не настолько, чтобы вести промысел. 

- Посмотрите на доску: вот среда обитания тугуна в ЯНАО – реки, впадающие в Северный Ледовитый океан (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе желтого цвета).

Страница 3 - «Пернатые» (слайд)

- В заповедниках и заказниках ЯНАО богатейший мир пернатых.

- Каких птиц, населяющих нашу территорию, вы знаете? (лебеди, гуси, чайки, утки, совы).

- (слайд) Такие редкие виды, как краснозобая казарка, орлан-белохвост, сокол-сапсан, серый журавль и филин занесены в Красную книгу.

- (слайд) Посмотрите на фотографию этой птицы. Это белоклювая гагара. Почему ее так назвали?

- Самая крупная из гагар. От других гагар отличается большим желтовато-белым клювом. Голова и шея чёрные с пурпурным оттенком, белые штрихи на горле и по бокам шеи. Белоклювая гагара распространена на арктическом побережье. Основное условие гнездования — присутствие богатых рыбой водоёмов (крупных озёр и рек, или морского побережья). Занесена в Красную книгу, т. к. много этих птиц гибнет в рыболовных сетях, их птенцы становятся добычей хищников. Если спугнуть птицу, она не возвращается к своему гнезду. Местное население любит употреблять ее в пищу или убивает ради шкурок, т. к. раньше в моде были дамские шапки и муфточки из шкур гагар, а также из них шили тапочки, входившие в национальный костюм карелов.

- Посмотрите на доску: вот среда обитания белоклювой гагары в ЯНАО – арктические тундры п-ов Ямал и Гыданский (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе зеленого цвета).

Задание 6 (слайд)

- Расшифруйте название величественной птицы Ямала, количество особей которой насчитывает не более 300. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

15

25

6

87

76

 

 

 

 

 

 

Х

У

Т

Р

С

Е

19 * 4 =

25 * 4 =

75 : 3 =

29 * 3 =

60 : 4 =

90 : 15 =

- Ребята, что вы знаете об этой птице?

ВЫВОД: Журавль или стерх – очень красивая и редкая птица. Совершенно белая, с черными концами крыльев, с красными клювом и лапами. Она отнесена к вымирающим птицам. Эти птицы на данный момент охраняются по особой программе, утвержденной Президентом России Путиным В.В.

- Посмотрите на доску: вот среда обитания стерха в ЯНАО –  низовья Оби, р. Куноват  (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе красного цвета).

- Как вы думаете, почему фотографии редких видов животных изображены на листах разного цвета?

- Международная Красная книга, изданная в 1966 году, выглядела необычно. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение: (слайд)

красные страницы - животные и растения, которые могут исчезнуть;
серые страницы – животные и растения, находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные;
белые страницы – о редких видах животных и растений на Земле, живущих на ограниченной территории;
зеленые страницы – о видах животных и растений, которые человеку удалось спасти;
желтые страницы – численность животных и растений которых пока не критична, но сокращается.

- Посмотрите на доску (повесить картинку западно-сибирского бобра на доску на листе черного цвета).

- Как вы считаете, что обозначает черный цвет страницы?

(слайд) черные страницы – животные и растения, которые исчезли

ВЫВОД: Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения. Все мы ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.

- Ребята, мы закончили путешествие по Красной книге, постарайтесь применить полученные знания при решении задач. Предлагаю вам решить тест (работа в нетбуках).

1. Выбери верное выражение.

На территории России находится 101 заповедник и 41 национальный парк. Сколько охраняемых территорий расположено в нашей стране?

101 – 41

101 + 41 +

101 * 41

101 : 41

2. Выбери верное выражение.

На территории ЯНАО охраняется 6 видов млекопитающих и 24 вида птиц. Во сколько раз больше охраняется птиц, чем млекопитающих?

24 * 6

24 + 6

24 - 6

24 : 6 +

3. Выбери верное выражение.

С юга прилетели две стаи гусей. В одной стае было 18 гусей, а во второй стае - в 2 раза больше. Сколько было гусей во второй стае?

18 + 2

18 - 2

18 * 2 +

18 : 2

4 . Выбери верное выражение.

За 2 дня филин поймал 8 мышей. Сколько мышей поймает филин за 5 дней?

(2 * 5) + 8

(8 : 2) + 5

(8 : 2) * 5 +

(5 * 8) - 2

5. Выбери верное выражение.

Рыбак пойма 5 кг сырка, а корюшки – на 3 кг меньше. Сколько кг рыбы поймал рыбак?

(5 – 3) + 5 +

(5 + 3) + 5

(5 – 3) - 5

(5 + 3) - 5

- Ребята, кто получил отметки 4 и 5?

V. Итог урока (слайд)

- Вот мы и попутешествовали, и задачи решали неплохо. Мне очень хочется, чтобы вы навсегда запомнили слова писателя М. Пришвина “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее - от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значить охранять родину”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...