урок "Действие сложение и его компоненты"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

первый урок по теме "Сложение" УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie._komponenty_deystviya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Компоненты и результат действия сложения

Цель урока

 Разъяснить предметный смысл сложения чисел. Познакомить с терминами «Числовое выражение», «равенство», «сумма», «слагаемые», «значение суммы». Формировать навыки самоконтроля. Научить изображать равенство на числовом луче. Начать работу по формированию навыков табличного сложения

Основные понятия темы

Сумма, слагаемые, значение суммы, числовое выражение

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать названия результата и компонентов действия сложения;

Работать с числовым лучом;

Называть и обозначать действия сложения и вычитания;

Правильно употреблять в речи математическую терминологию

Личностные: положительное отношение к учению, готовность оценивать свои действия, адекватное восприятие критики и оценки со стороны учителя и одноклассников

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою работу;освоение способов установления количественных взаимосвязи между объектами

Познавательные: осмысление вышеперечисленных понятий на предметно-конкретном уровне.

Коммуникативные: формирование умения грамотно задавать вопрос и  отвечать на них; использовать речь для регуляции своих действий

Организация пространства

Межпредметные

связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир

(умение установить логические связи между объектами, умение работать по алгоритму)

Литературное чтение

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Математика , ч. 1. с. 80-82

Наглядный и раздаточный материал

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы  

 

Друзья, я приглашаю вас отправиться в далекое путешествие в волшебную страну Плюсовию. Дорога нам предстоит непростая, нужно преодолеть много испытаний. Все ли готовы отправиться в путь?

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Я вижу, что все готовы отправиться в путешествие. Только для этого нам нужно раздобыть карту. Королева Плюсовии прислала конверт, в котором лежит карта. Только открыть его мы сможем, решив задачи.

1.У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек? 5

Мама булки испекла,

 По одной всем раздала.

 Если шестеро пьют чай,

 Сколько булок, сосчитай?  6

3. Только я в кусты зашла,
Подосиновик нашла,
Лисичку, боровик.
И зелёный моховик.
У кого ответ готов,
Сколько я нашла грибов? 4

4. Мама – белка для детишек.
Принесла из леса шишек.
Сразу все не отдала,
По одной всего дала.
Старшему – еловую,
Среднему – сосновую,
Младшему – кедровую.
Скажите, детишки,
Сколько бельчат съели по шишке? 3

Ребята, что вы делали, чтобы решить задачи? (присчитывали по 1). А можно решение каждой задачи записать выражением? (можно)

А мы можем это сделать? (пока еще нет) Я думаю, что к окончанию нашего путешествия каждый из вас сможет записать решение с помощью числового выражения.  

2 этап   Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

Диагностические задания

Актуализация знаний. Закрепление ранее изученного материала

Цель: закрепить навыки сравнения чисел, умение присчитывать и отсчитывать 1.

Все задачи мы решили, поэтому конверт можно открыть. Посмотрите на карту. Путь нам предстоит нелегкий, на пути нас ждут встречи с героями сказок. Они будут показывать верную дорогу в страну Плюсовию.

Перед нами три дороги. Чтобы найти верный путь нужно выполнить задание Бабы Яги.

(У ребят на парте лежат карточки с цифрами 0-9)

Покажите мне число, которое меньше 8, но больше 6; больше3, но меньше 5; находится между 4 и 6. Покажите мне число, следующее за 5; 8. Покажите мне число, предшествующее 4;7.

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием Бабы Яги!

Физминутка

Мы туристы, мы в пути. 
Веселей шагайте ноги, 
Легче – выдох, 
Глубже – вдох. 
Путь не близок, не далёк. 
Впереди течёт ручей: 
Перепрыгнем поскорей.

  Закрепление названий результата и компонентов действия сложения

Цель — закрепить понятия числовое выражение, названий компонентов и результатов действия сложения

Чтобы пройти через лесную полянку, нужно помочь Старичку Лесовичку.

Лесовичок просит помочь ему собрать лесной урожай.

Вот корзина для грибов. Мальчики собирают в корзину лисички, а девочки – подберезовики.

(Работа выполняется у доски. Ребята «срывают» по 1 грибочку и кладут в корзину)

-Сколько лисичек собрали мальчики? (3) Сколько подберезовиков собрали девочки? (4) Сколько всего грибов в корзинке? (7) Как вы узнали? (Пересчитали, положили вместе, объединили) Какие вы молодцы! Но нужно еще собрать ягоды в баночку. Мальчики собирают земляничку, а девочки – ежевику. (работа выполняется аналогичная сбору грибов. 5 да 3, всего 8) Молодцы, ребятки! Давайте нарвем Лесовичку красивый букет цветов. Девочки сорвут синие цветы, а мальчики – белые. Сколько цветов в нашем букете? Как вы узнали? (3 и 6 будет 9)

Лесовичок остался доволен. Мы объединяли предметы, складывали их вместе. В математике объединение, сложение имеет свой знак. Он называется ПЛЮС и обозначается +. Откройте тетрадь. Я показала вам в тетради, как правильно писать знак +. Пропишите его до конца рабочей строки.

Молодцы, какие красивые знаки вы написали. Ребята, посмотрите на нашу дорогу. На ней написаны числа и знак +. Это числовые выражения. Давайте выберем такие числовые выражения, которые будут обозначать сколько у Лесовичка грибов, ягод, цветов. (На доске открываются карточки:

3+4      5+3           3+6

4+3      3+5           6+3 Обучающиеся прикрепляют карточки с решением к корзинке, баночке и вазе.

-Посмотрите, внимательно на эти выражения. Что общего у всех выражений? (они содержат знак +). На экране появляется запись: 4+3=7 и название всех компанентов.

-Ребята, числовое выражение со знаком + называется суммой, а числа, которые складывают – слагаемые. Обучающиеся повторяют определение с опорой на схему на экране.

-Значение выражения или результат сложения называют значением суммы. Читают это числовое выражение по-разному. (учащиеся предлагают свои версии прочтения, некоторые оказываются верными, их проговариваем всем классом. Те способы прочтения, которые детьми не названы, учитель произносит сам, а дети повторяют.

Физминутка

По дорожке, по дорожке 
Скачем мы на правой ножке. 
И по этой же дорожке 
Скачем мы на левой ножке. 
По тропинке побежим, 
До лужайки добежим. 
На лужайке, на лужайке 
Мы попрыгаем, как зайки. 
Стоп. (Присели.) 
Немного отдохнём 
И домой пешком пойдём

Перед нами болото. В нем живет бегемот Шоколад. Он поможет нам перейти на другой берег, только если мы выполним его задание.

Ребята, сложение чисел можно изобразить на числовом луче. Откройте учебник на с.81 Вы видите 4 числовых луча. Нам нужно записать равенства к каждому лучу. Найдите первый луч. Первое слагаемое – это синяя точка, начало стрелочки. Назовите это число.(3) Второе слагаемое – это сколько шагов мы сделали вправо, сколько мерок мы отложили вправо на числовом луче. Назовите это число(4). Скажите, ребята, в какую точку на числовом луче попала стрелочка?(7) Это значение суммы.(Работа с остальными лучами проводится самостоятельно. Производится обмен тетрадями в парах, решение сверяется с решением, записанном учителем на доску)

Мы подошли с вами к владению Кощея Бессмертного. Он хочет вас запутать. Посмотрите, на табличках у дорог записаны числовые выражения. Но только около одной дороги они верные, около других дорог могут встретиться неверные выражения

3+4=6                      5+4=9            6+1=7

4+2=7                      3+3=5            2+3=5 Ученики выбирают 3 дорогу, обосновывая свой ответ, опираясь на числовой луч и показывая решение наглядно, с помощью красных и синих кружков. Если возникли затруднения, можно графически в тетради изобразить решение выражений, которые, по мнению детей, будут верными.

Какие вы у меня умнички! С заданием Кощея справились!

Мы подошли с вами к воротам в страну Плюсовию.

Физминутка для глаз

Вас вышла встретить королева Сумма. Скажите, ребята, почему ее так зовут?

Она тоже решила проверить ваши знания.

 

 

Закрепление изученного материала

Цель-  закрепить знания о компонентах и результате сложения

Проверочная работа по карточке

- В примерах на сложение закрасить красным цветом слагаемые, а зеленым цветом – значение суммы.

Карточка:

3+3=6        2+1=3        2+2=4          4+1=5

2+3=5        3+1=4         1+2=3          4+2=6

(Взаимопроверка в парах. Если все верно выполнили рисуется зеленый кружок, если допущены ошибки – желтый, если все неправильно – красный кружок.

Молодцы, ребята! Вы все достойно выполнили задание королевы.

3 этап   Подведение итога. Рефлексия.

Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

 -  Что узнали нового?

- Какие трудности возникли?

- Что понравилось выполнять больше всего?

- О чем расскажете дома?

Но наше путешествие по стране Плюсовии только начинается. Мы еще не раз встретимся с королевой этой волшебной страны. А сейчас, я прошу вас раскрасить лепестки вот этого волшебного цветка. Если у вас на уроке все получилось, вам было интересно – вы раскрасите лепесток зеленым, что-то не получилось, было немного трудно – возьмите желтый карандаш, а если вам на уроке было тяжело выполнять задания, у вас возникли трудности – возьмите красный карандаш.

(Ученики раскрашивают лепестки и закрепляют их на доске) Посмотрите, какой красивый цветок мы подарили королеве. На это наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компоненты действия сложения

урок математики по УМК "Перспектива" 1 класс учебник Петерсон Л. Г....

Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»

Урок математики  с  использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...

Конспект урока математики в 1 классе по прогрвамме "Перспектива". Тема "Связь между компонентами и суммой при сложении"

Конспект  урока математики, составленный в соответствии с ФГОС. Тема урока: "Связь между компонентами и суммй при сложении". Урок проводился в 1 лассе по прогамме "Перспектива "....

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Связь компонентов при сложении.

Урок математики 1 класс ( учебник Т.Демидова, С.Козлова)...

Правила "Компоненты сложения и вычитания. Св-ва сложения. Нахождение компонентов. Действия при решении задач", 2 класс

Правила "Компоненты сложения и вычитания. Св-ва сложения. Нахождение компонентов. Действия при решении задач", 2 класс. Информация взята из интернет-источников....