Открытый урок математики "Число 0"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Открытый урок математики "Число 0" для первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_0.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Знакомство с числом нуль из раздела «Число 0»

Учебник: Математика (М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В.Степанова), часть 1, учебник с70-71

Цель урока: способствовать ознакомлению с числом 0, его местом в ряду целых неотрицательных чисел, правописанию цифры 0; создать условия для получения числа 0 из последующего числа, определения закономерностей.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе нуль как отсутствии объектов пересчета; ознакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры.

Развивающие: развивать внимание, память, математическую речь; развивать логическое мышление, развивать желание работать самостоятельно, разбираться в проблемных ситуациях.

Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, индивидуально, в группе; творческую активность, интерес к математике.

Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха; создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах,

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с цифрами, презентация, компьютер, проектор.

УУД

Предметные: имеют представление о понятиях «натуральный ряд чисел», «число нуль»; умеют писать цифру 0, получать число 0 из последующего числа, определять место числа 0 в ряду целых неотрицательных чисел.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнение других людей.

Структура и ход урока.

Этап урока

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Слышите? Звенит звонок, начинается урок.

 А теперь проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки? 

Тихо сели.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II

Актуализация знаний.

(7 мин)

Касса картинок (каждое задание учитель выкладывает в кассе)

- Начнём мы с математической разминки.

Пока мы начнём работать со всем классом, 2 ученика будут работать индивидуально у доски:
– один ученик будет работать с карточками “Лото”, соединит карточки в порядке возрастания;
– другой ученик соединит карточки с цифрами в порядке убывания;

-
Дети работают у доски, а мы начинаем работу с числовым рядом.

– Счёт от 0 до 10 в прямом и обратном порядке;

– Посчитайте в прямом порядке с помощью чётных чисел

  • Почитайте в обратном порядке с помощью нечётных чисел
  • Игра «Молчанка»:

-Покажите на веере самое большое однозначное число (1)

- покажите самое маленькое двузначное число ( 10)

–    Покажите последующее число  за числом 5;2;6
––  Покажите предыдущее число числу 10; 7;5

  • 4 увеличь на 1, 7 уменьши на 1; 6 + 1; 2 - 1
    – Соседи числа 3, 6. Расскажи об этих числах.

( слайд 2 )Работа с геометрическим материалом:

-Посмотрите на слайд, что вы видите на чертеже?

- Сколько многоугольников? Назовите многоугольники. Почему их так называют?

- Сколько на чертеже  незамкнутых ломаных?

Смотрят задания, считают, показывают ответ, выкладывают перед собой карточки.

Выкладывают числа в порядке возрастания.

Проговаривают задания.

Выкладывают число и делают вывод о натуральном ряде чисел. 

Дети работают веерами с цифрами.

Проверить работу учащихся у доски.

Предметные.

Регулятивные. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные.

III

Постановка темы и цели урока.

(3 мин)

(слайд 3)

-Посмотрите на экран .

Помогите белочке посчитать грибы в корзинке.      

_Сколько в первой, второй, последней корзинке?

(нисколько)

-Интересное слово «нисколько».

А как в математике обозначают «нисколько»? С помощью нуля.

 - Какая тема урока?

- Что нового узнаем на уроке?

-Чему будем учиться на уроке?

Отвечают на вопрос.

Фронтальная работа.

Высказывают свои предположения

Регулятивные: планирование деятельности; целеполагание.

Коммуникативные.

IV

«Открытие» нового знания. (5 мин)

  • Давайте рассмотрим эту цифру.( Слайд 4,5)
  • На что она похожа?(Слайд  6)
  • Оказывается, у этого числа  есть два названия.  

А какое  ещё одно название вы узнаете, отгадав ребус:

 Отгадайте ребус: «нуль». (слайд  7 )

Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».

(слайд 8)   Могу назвать её мячом,

А хочешь, дыркой назовём,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как её не назовём,

Она зовётся всё ж нулём.

    Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

    Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

    Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.) (слайд 9)

– В народе говорят: (слайд 11)

С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.

Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

- Кто знает, что значат эти выражения?

-А сейчас мы проверим, какое внимание у вас.

Отвечают на вопросы, рассматривают цифру, выдвигают гипотезы.

Рассматривают памятник.

Работают с числовым рядом по карточкам, отвечают на вопросы.

Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Физминутка (1 мин)

Показывает быстро движения.  (слайд 12)

Повторяют движения

V

Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.

(5 мин)

Письмо цифры 0

Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр.70

-Составьте математический рассказ по первому рисунку.

На 1 тарелки 3 ягоды, а на второй 0 ягод.

Давайте научимся писать цифру ноль .Печатная прямо. Письменная цифра цифра с наклоном. Рассмотрите образец. (слайд 13)

-Откройте тетради на странице 26.

 - Пропишите цифру в тетради.  Поставьте точки под  самыми  красивыми  цифрами. 

- Давайте найдём  место нуля  в ряду чисел. 0 меньше любого натурального числа. Пропишите в тетради.

-Возьмите карандаш.

 - Соедините линиями  соответствующий рисунок.

Составляют математический рассказ, читают выводы по учебнику

Будем учиться писать цифру 0.

Выполняют работу в тетрадях и делают взаимопроверку с соседом по парте.

Познавательные: умение извлекать информацию из текста, иллюстраций; умение ориентироваться на развороте учебника.

Личностные: умение определять и высказывать простые, общие для всех людей правила.

Коммуникативные.

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(9 мин)

 Работа по учебнику:

- Рассмотрите рисунок на с 70

- Расскажи , что было, что изменилось?. Вставьте карандашом  в кружки  нужные знаки.(больше, меньше, равно)

- Проверьте ваши ответы по кассе цифр.

 - Как быстро сравнивать любое число с 0? (Если ноль меньше одного, значит он меньше любого натурального числа.)    

Выполняют задание самостоятельно в учебниках, проверяют его по эталону.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные: логически, общеучебные.

Физминутка.

(1 мин)

Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем. Поморгаем. Снова глазки закрываем. До шести теперь считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.

Выполняют упражнения.

VIII

Повторение с включением новых знаний.

(9 мин)

Работа в паре по карточкам. ( Слайд  16)

Учебник с 71 – Составь рассказ по картинке и выполни запись с помощью карточек.

4 -4= 0

Как получился 0? Что заметили? (Чтобы получился ноль надо из числа вычесть тоже самое число)

Составьте самостоятельно математическое выражение, чтобы в ответе был ноль.

Проверка выражений.

Выполняют задание в парах, сравнивают результаты с эталоном.

Выполняют задание в группах, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнение других людей.

Познавательные: логические.

IX

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(1 мин)

Организует беседу:

- Какая у нас была учебная задача? (познакомиться с числом и цифрой 0)

- Мы её решили?

-Вы довольны своей работой?

Если да, то поднимите ладошки и поверните их ко мне. А если не очень, то поверните ладошки к себе.

- А мне понравилось как вы работали. Вы были активны, старались. Спасибо вам за урок. Похлопали себе.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Касса картинок

Мультимедийный

Практический

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73996dae-5afb-426b-ba3d-31d2f084c0ed/ResFile.SWF 

2

Письмо цифры 0

Мультимедийный

Практический

Иллюстрация (анимация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF

3

Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1кл. Часть 1. Урок 09. 6 задание.

Мультимедийный

Практический

тест

http://nachalka.info/class1 

0

0

0

0

=

0

=

0

0

0

0

=

0

=

0

0

0

0

=

0

=

0

0

0

0

=

0

=

-

-

-

-

=

=

=

-

-

-

-

=

=

=

-

-

-

-

=

=

=

-

-

-

-

=

=

=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...