конспект урока математики в 4 классе по теме: "Неравенства"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Кацанова Ирина Владимировна

математика

Тема: Решение   неравенства.

Цель урока: научить учащихся устанавливать, является ли данное число решением неравенства; познакомить с алгоритмом конспектирования учебного текста и  записью решения задач  с вопросами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

математика

Тема: Решение   неравенства.

Цель урока: научить учащихся устанавливать, является ли данное число решением неравенства; познакомить с алгоритмом конспектирования учебного текста и  записью решения задач  с вопросами.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности.

- Вспомним, какие задания вы выполняли в прошлом году на уроках математики? Какие задания вам казались наиболее интересными? Трудными?

-С помощью каких математических знаков вы могли составить выражения, решить задачи?

(Вывешиваются на доску знаки, называемые детьми)

-Правильно. Невозможно представить себе математику без чисел и знаков. А как вы думаете, какие задания вы будете выполнять в 4 классе?

-Действительно, ребята, в этом учебном году вы узнаете еще больше нового, интересного и необычного, поэтому пожелаем друг другу удачи, успеха. Я тоже желаю вам удачи! За работу! В добрый час!

(Ответы детей)

Трудными назвали решение сложных уравнений.

(Ответы детей)

Обсудили в парах, отвечают.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.На доске карточки:

170 х 2             585 – (10 + 85)            Х < 290

4 >5                 17 + 9 = 26                 580 : 2

12 – а = 8         (380 + 90) – 80   (384 + 40)+16

-На какие группы можно разбить эти записи?  

-Какое высказывание называют равенством, неравенством?

-А выражения являются высказываниями?

-Вычислите удобным способом значения выражений в первом столбике.

-Запишите в тетрадь полученные числа в порядке убывания.

-Что интересного вы заметили?

-Назовите самое маленькое число в данном ряду.

-Продолжите ряд еще на два числа.

2.(Убираю с доски выражения)

-Как одним словом назвать все записи, которые остались?

-На какие группы их можно разбить?

(Разбиваю на группы: «высказывания» и «высказывания с переменной»):

17 + 9 = 26                        12 – а = 8

4 > 5                                   х < 290

-Какое из высказываний верное, а какое нет?

(Убираю высказывания первого столбика)

- Найдите «решение уравнения».

- Как проверить, верно ли оно найдено?

-Как еще называют «решение уравнения»?  

4.Индивидуальное задание (для мотивации изучения нового понятия)

- Из составленного  ряда чисел выберите и запишите решение неравенства

 х < 290  

-Выражения, равенства и неравенства; выражения и высказывания; буквенные и числовые.

(Расставляют карточки по группам)

-Нет, о них нельзя сказать, верные они или неверные.

Проверяют, как выставлены карточки на доске.

170 х 2           17 + 9 = 26            4  > 5

580 : 2             12 – а = 8              Х < 290

(384 + 40) + 16

(380 + 90) – 80

585 – (10 + 85)

Дети сигналят ответы: 340, 290, 440, 390, 490.

Записывают: 490, 440, 390, 340, 290.

-Все полученные числа, оканчивающие нулём; все числа уменьшаются на 50; в разряде десятков чередуются 9 и 4.

-290

-240,190.

-Высказывания.

-Высказывания с переменной и без переменной; уравнения и неравенства.

-17 + 9 = 26 – верное высказывание, а 4  >5 – неверное.

- а = 4

-Надо подставить число 4 в уравнение: 12 – 4 = 8 – верное равенство.

-Корень уравнения.

Самостоятельно  обдумывают  предложенное  задание.

III.Постановка учебной задачи (где и почему возникло затруднение).

-Какое задание выполняли?

-Почему не можете обосновать свои ответы?

-Поставьте перед собой цель.

-Предложите название темы урока.

-Искали решение неравенства  х <290.

-Не знаем, как определить, является число решением или нет.

-Научиться определять, является число решением неравенства или нет.

-«Решение неравенства»

IV.Построение проекта выхода из затруднения.(«Открытие» детьми нового знания)

-Каким способом вы предлагаете обосновать, является число решением неравенства или нет?

-Предложите свои версии, исходя из значения этих слов в языке.

-Сравните с текстом учебника.

-Итак, что такое «решение неравенства»?

-Как вы поняли, «решение неравенства» - это действие или число?

-Какие же числа из вашего ряда являются решениями неравенства х<290?

-Почему число 290 не является решением?

-Итак, какой первый шаг при ответе на данный вопрос?

-Надо узнать, что такое – «решение неравенства».

(Варианты детей)

-Это число, которым заменяют переменную, и получают верное неравенство.

- Это число.

- 240, 190.

- Такого быть не может, чтобы  290 < 290.

Первый шаг - подставить число.

V.Первичное закрепление во внешней речи.

  1. №1, стр.1

(Найди в тексте, выделенном рамкой: а)вводную часть; б)главную мысль; в)пример, иллюстрирующий эту главную мыслью. Какими символами обозначены эти части текста? Придумай свои примеры неравенств и их решений и сделай конспект.)

-Текст, который мы прочитали, как и любой учебный текст, состоит из нескольких частей: вводной, главной мысли и примеров. Почему важно его понимать?

-Для этого мы будем учиться конспектировать текст, то есть кратко излагать его смысл. Как вы думаете, какая из указанных частей должна войти в конспект?

-Расставьте шаги алгоритма конспектирования текста. (На доске карточки.)

2.№2, стр.1

(Какие из чисел 24, 91, 318, 56, 7 удовлетворяют неравенству t>56, а какие ему не удовлетворяют? Почему?)

-Прочитайте задание.

-Какие числа вы подчеркнете?

-Как можно назвать эти числа?

-Почему не выбрали число 56?

3.№3, стр.1

(Какие из чисел 75,71,70,65,9,0 являются решениями неравенства 75 – х >4? Докажи)

4.№5, стр.2 – работа в парах.

(Имеются ли среди чисел 6,9,12,30,72 решениями неравенства:

а)8хb-7>90        б)d:3+9<12?)

-Главная мысль.

(Обсуждение в группах)

На доске появляется алгоритм: прочитать текст – отметить значками части текста – выписать главные мысли.

-Все числа, которые больше 56. Это 91 и 318.

-Решения неравенства.

-Потому что неверно, что 56>56.

Число 56 не удовлетворяет этому неравенству.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№4, стр. 1

(Будет ли число 6 решением неравенства:

а)15+Х>40      в)54:t>1   д)а+а<20

б)2+Y<96        г)48-n<39    е)0:b>5?)

Проверка через проектор на доске.

VII.Повторение.

1.№8, стр.2

(Заяц за 2 ч пробегает 14 км, а сокол за 3 ч пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько километров в час скорость зайца меньше скорости сокола?)

На доске таблица.

S

v

t

Заяц

Сокол

-Прочитайте задачу. Заполните таблицу.

-Рассмотрите запись в тетради. Что необычного?

-Для чего нужны вопросы?

-Как ответить на первый вопрос?

-Надо ли писать пояснения?

-Ответьте самостоятельно на все следующие вопросы.

2.№10, стр.3 – работа в группах.

(Вычисли:

а)(786-600)х19+(1007-965)х14-48х16;

б)(9867+76535)х105-96+78х(1080-789).

Проверка выполненной работы (мультипрезентация с использованием проектора)

-Записаны вопросы.

-Чтобы определить порядок решения задачи.

-Надо расстояние разделить на время.

-Нет, в вопросе все объяснено.

VIII.Итог урока.Рефлексия деятельности.

-Назовите тему урока.

Что означает термин «решение неравенства» - действие или число.

-Как узнать, является число решением неравенства или нет?

-Посигнальте мне, кому нужна еще в этом помощь?

-Молодцы! Вы работали замечательно! А еще что нового узнали?

-Для чего надо уметь конспектировать текст?

-А записывать задачи с вопросами?

-Как вы думаете, над чем следует потренироваться дома?

-Отметьте, кого сегодня можно похвалить?

-Решение неравенства.

-Число.

-Поставить его вместо буквы и определить, верное неравенство или нет.

-Как составлять конспект, записывать задачи с вопросами.

Дети оценивают собственную деятельность и деятельность класса словесно.

IX.Домашнее задание.

Домашнее задание записываю на доске, а учащиеся – в дневнике:

№6, стр.2 (1 строчка по выбору),

№9, стр.3 (образец на стр.2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 4 класс http://aida.ucoz.ru Тема «Решение неравенства»

Слайд 2

На какие группы можно разбить эти записи? 170 * 2 585-(10+85) (380+90)-80 4 › 5 17+9=26 580:2 (384+40) +16 х ‹ 290 12-а=8 05.09.2014 2 Выражения Р авенства Неравенства

Слайд 3

Выражения равенства неравенства 170*2 17+9=26 4›5 580:2 12-а=8 х ‹290 (384+40)+16 (380+90)-80 585-(10+85) 05.09.2014 3 Вычислите удобным способом значения выражений

Слайд 4

Как одним словом назвать все записи, которые остались? 17+9=26 4›5 12-а=8 х ‹290 Высказывания 05.09.2014 4 На какие группы их можно разбить?

Слайд 5

высказывания высказывания с переменной 17+9=26 12-а=8 4›5 х ‹290 Какое из высказываний верное, а какое - нет? 05.09.2014 5

Слайд 6

Запишите решение неравенства Х‹290 ? 05.09.2014 6

Слайд 7

Тема «Решение неравенства» 05.09.2014 7

Слайд 8

05.09.2014 8 Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...