Конспект урока математики во 2 классе по теме "Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Хазиева Василя Закиевна

Урок  по своему типу комбинированный, включает много интересных заданий, которые носят практический, исследовательский характер и направлены на развитие познавательной активности детей. Урок построен как с использованием современных приемов (мотивационное начало урока, проблемная ситуация, рефлексия, обучающие структуры  по сингапурской методике - это Инсайд – аутсайд сёкл, тэйк оф тач даун), так и уже хорошо известных (рассуждение, разъяснение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon математика 2 класс2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                 «Князевская средняя общеобразовательная школа»                                                                   Тукаевского муниципального района                                                                Республики Татарстан

Урок математики во 2-м классе на тему: «Квадрат»

Выполнила учитель начальных классов                      

I квалификационной категории    

Хазиева  Василя  Закиевна

2014 г.

Технологическая карта

Структурные элементы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показатели реальных результатов

1.Самоопределение

к учебной деятельности (мотивация)

(2 мин.)

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.

Приветствие, эмоциональный настрой на урок. Устанавливает тематические рамки учебной деятельности.

Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Полная готовность класса к работе. Организация внимания учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

2.  Актуализация  знаний учащихся

 (4 мин).

 

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы. Создаёт  проблемную ситуацию во время устного счёта.

Обсуждают  способы решения задания. Выража- ют свою точку зрения, выдвигают свои версии.  

Активизируются все мыслительные операции, познавательные процессы.

3.  Постановка учебной задачи  

(5 мин)

а) разрешение проблемной ситуации;

б) погружение в проблему;

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Разрешение проблемной ситуации, для подведения  учащихся к формулированию темы  и постановке задач урока.

Анализируют проблему, делают выводы. Самостоятельно выделяют и формулируют  тему урока. Формулируют конкретную для себя цель будущих учебных действий

Определяют базовый объем знаний для освоения новой задачи.    Формулируют  тему урока:  квадрат.

 

4. «Открытие» детьми нового знания

(8 мин.)

а) практическая работа;

б) работа по учебнику;

в) чтение правила по учебнику.

Найти сходства и различия квадрата и прямоугольника.

Подводит детей к самостоятельному выводу: сходство и различие квадрата и прямоугольника.

Найти квадрат среди прямоугольников.

Выполняют задания из учебника  в  тетради, анализируют,   устанавливают причинно – следственные связи.

5. Физминутка  

(2 мин)  

Выполнение упражнений для снятия утомляемости.

Проводит физминутку.

Дети выполняют упражнения для снятия утомляемости.

Снятие утомляемости. Поддержание эмоционального настроя на уроке.

6.  Первичное закрепление изученного материала  

 (8 мин.)

а)  нахождение периметра;

б) обобщение о квадрате и прямоугольнике.

Усвоить учащимися нахождение периметра квадрата по выведенной формуле.

Организует работу над выведением формулы нахождения периметра, подводит детей к самостоятельному выводу: любой квадрат может быть прямоугольником.

Находят периметр квадрата, делают вывод: любой квадрат – прямоугольник; называют предметы из жизни, имеющие форму квадрата.

Нахождение периметра квадрата.

7.  Включение в систему знаний и повторения. Составление задач по выражениям.  

(5 мин.)

Совершенствование умение составлять задачи по выражениям.

 Организует самостоятельную работу  по составлению выражения и решению задачи.

 Учащиеся самостоятельно решают задачу.

Умение  каждого  обучающегося составлять задачи по выражениям.

8. Физминутка для глаз.  

 (2 мин.)

Выполнение  упражнений  для сохранения зрения.

Включает презентацию.

Выполняют упражнения.

Снятие усталости

9.  Итог урока.

 (7 мин.) 

Проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока.

 Учитель читает сказку о квадрате и треугольнике, через игру подводят итоги урок.

 Выполняют предложенные учителем задания, делают выводы; соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия.

 Выявляет с обучающимися социальную и практическую значимость изучаемого материала.

10.  Рефлексия

(2мин.) 

Проведение  самооценки учащимися  своей деятельности.

 Методика «Выбери слово».

Дети дают самооценку своей учебной  деятельности  

Рефлексия по поводу своего психо  - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Тема: «Квадрат».

Цель: систематизировать представление о прямоугольнике; дать представление о квадрате.

Задачи: познакомить  с квадратом, с его свойствами, научить  находить периметр квадрата; совершенствовать  умение   решать  примеры,  составлять задачи по выражениям; воспитывать  интерес к урокам математики, чувство  товарищества, культуру общения, умение анализировать свою работу, умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися свойств  квадрата, нахождения периметра квадрата; умение составлять задачи по выражениям.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение оценивать результат своей деятельности; самоконтроль процесса и результата деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения; правильно планировать свою речь; отвечать на вопросы; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в парах.

Методы и приемы: объяснительные – иллюстративный, словесный метод,  частично – поисковый метод, самопроверка, взаимопроверка, исследовательский метод.

Форма работы: фронтальная, индивидуальна, парная.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

И внимательно считать.

  1. Актуализация знаний учащихся.
  1. Устный счет.

(на интерактивной  доске игра «Вихрь» - примеры с ответами 66 и 84)

  1. Работа над задачей (на интерактивной доске).

-Турист отправился в Санкт-Петербург на поезде и затратил на дорогу 26 часов. А обратный путь  он проделал на самолете и затратил 2 часа. Сколько часов сэкономил турист на обратном пути?

- На заводе за день выпускают 40 комбайнов, а тракторов – на 7 больше. Сколько тракторов выпускают на заводе за один день?

 3)  Логическая разминка.

(На столе геометрические фигуры – круг, треугольник, прямоугольник, квадрат)

      - Какую фигуру вы считаете лишней? Почему? (убираем круг – нет углов)

      - А теперь какая фигура лишняя? Почему? (треугольник – 3 угла)

      - Назовите оставшиеся фигуры. (прямоугольник, квадр.)

      -Какой четырехугольник называется прямоугольником? (четырехугольник, у которого все углы прямые)

  III. Постановка учебной задачи.

(На интерактивной  доске автомобили)

- Из каких геометрических фигур они состоят?

- Какие фигуры имеют прямые углы? (прямоугольник, квадрат)

- Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (они равны)

- Какие фигуры составляют кабины машин? (квадрат)

- Сформулируйте тему урока. (Квадрат)

- Тему урока вы назвали, а как вы думаете, что мы сегодня узнаем о квадрате? (О сторонах квадрата)

IV. «Открытие» детьми нового знания.

1) Практическая работа.

- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны)

- А как это доказать? (наложить противоположные стороны)

- А чем  отличаются квадрат и прямоугольник? (у квадрата все стороны равны)

- Докажите  это. (Дети сравнивают противоположные стороны с помощью перегибания, затем квадрат сгибают по диагонали и сравнивают смежные стороны.)

- Итак, сделаем вывод: у квадрата все стороны равны.

 -Нам нужно начертить квадрат в тетради. Известно, что длина одной стороны 6 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (можем)

- Как? (У квадрата все стороны равны.  Значит, все остальные стороны тоже  равны 6 см)

(Дети чертят в тетради квадрат)

-Отгадайте загадку.

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат).

2)Работа по учебнику.

Открываем учебники на странице 34. №1.

№2. –Что понадобится? (линейка). Самостоятельно выпишите номера квадратов. Взаимопроверка.

- Прочитаем правило.

- Итак, квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

  1. Физминутка.

    (квадрат – приседание, прямоугольник – прыжок, круг – хлопаем в ладоши).

VI. Первичное закрепление изученного материала.

1)  - У меня платок. Какой он формы? (квадрат). Я хочу обшить его по краям тесьмой, но не знаю, какой длины тесьму купить. Подскажите, как узнать?

  - То есть надо найти… (периметр)

  - Давайте выведем  формулу периметра  квадрата. Если сторона квадрата  а, то его периметр? ( Р=а+а+а+а+а) Запишите формулу в тетрадь.

   - В каких единицах будем  измерять длину моего платка? (в  см)

   - Длина стороны платка 8 см. Как найти периметр?

(Проверка по интерактивной  доске)

2) Обобщим наши знания о прямоугольнике и квадрате. Отвечайте «да» или «нет». Прямоугольник и квадрат:

  • геометрические фигуры   (да)
  • многоугольники  (да)              
  • имеют по четыре стороны  (да)
  • имеют по 4 угла  (да)
  • все углы прямые  (да)

- Можно сказать, что любой  прямоугольник  является  квадратом. (нет). Почему?

- А как вы считаете, любой  квадрат  можно назвать  прямоугольником? (да)

4)Назовите предметы из нашей жизни, которые имеют форму квадрата  (на интерактивной доске).

VII. Включение в систему знаний и повторения. Составление задач по выражениям.

1)  №6 на стр. 34.

–Составить по выражению задачи о транспорте.

1 вариант – по 1 выражению. (Пример:  В гараже было 100 автобусов. Сначала выехали 25 больших автобусов, а затем – 15 маленьких. Сколько автобусов осталось в гараже?)

2 вариант – по 2 выражению. (Пример:  В одном гараже стояло 20 синих машин и 20 красных машин. Во 2 гараже было на 50 машин больше, чем в 1 гараже. Сколько машин было во 2 гараже?)

VIII. Физкультминутка для глаз.

IX.  Итог урока.

- Послушайте сказку.

Жили - были два брата треугольник с квадратом. (показать)

Старший - квадратный, добродушный, приятный.

Малодушный – треугольный, вечно недовольный.

Стал спрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же все четыре »

Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов,

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов».

Но на утро младший брат страшной мести был не рад:

Поглядел он, нет квадрата.

Онемел. Стоял без слов…

Вот так месть. Теперь у брата (СОГНУТЬ ВСЕ УГЛЫ)

Восемь новых уголков. (показать)

-Какая фигура получилась?

- Ребята, чему учит данная сказка? (быть добрыми, нельзя мстить, злиться и быть недовольными).

- А теперь ответьте на вопросы, написанные на доске. Будете обсуждать, и отвечать соседу по парте.

(вопросы на интерактивной  доске)

1-ый вопрос для обсуждения: Что общего у  квадрата  и прямоугольника?

2-ой вопрос для обсуждения: Чем отличаются прямоугольник и квадрат?

3-ий вопрос для обсуждения: Какая фигура называется квадратом?

X.  Рефлексия.

– Напишите в тетради «Я», и выберите одно слово с экрана:

  • узнал
  • удивился
  • задумался
  • запомнил
  • научился
  • засомневался
  • повторил
  • не понял

XI.  Дом.задание

- № 3,4 на стр. 34.

Доп.задание

-Ёж не стал чертить многоугольник, заяц не выбрал треугольник, а лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и свое название. Какую фигуру начертила белка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"

В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...