Урок математики
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

УМК: «Школа России».

Предмет: математика

Тема: «Площадь прямоугольника».

Тип: Урок «открытия» нового знания.

Учебник: «Математика 3 кл. 1 часть» М. И. Моро, М.А. Бантова.

Цель: создать условия для формирования представления о площади; знакомства учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

·         научить в процессе реальной ситуации использовать определения понятия «площадь прямоугольника», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площадь прямоугольника по формуле. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.

Коммуникативные УУД:

·         умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Регулятивные УУД:

·         развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Девизом нашего урока буду такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

  И открытия нас ждут

обязательно! (Слайд 1)

Настраиваются на работу

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Устный счет

- 6 увеличить на 5

- 6 увеличить в 5 раз

- На сколько 60 больше 10?

- Первый множитель 8, второй – 4. Чему равно произведение?

- Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное?

- Найти произведение чисел 6 и 8.

- Во сколько раз 60 больше 10?

- 7 умножить на 3 (Слайд 2)

Устно выполняют задания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1. Какие фигуры изображены на доске? (Слайд 3)

Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор (Слайд 4).

2. Задача на нахождение периметра прямоугольника. (Слайд 5)

3.Составление выражения при нахождении периметра (6+4)*2=20 см (Слайд 6).

Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.

Решают задачу на нахождение периметра.

Составляют выражение по формуле нахождения периметра

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Выявление причины

затруднения.

4. Историческая справка.

Площадь – это величина, которая указывает сколько места занимает фигура на плоскости (Даль) (Слайд 7)

Задача на нахождение площади. (Слайд 8)

- Проблема: как найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры?

Какую цель поставим перед собой на этом уроке?

- Чему равна длина каждой стороны квадратного сантиметра?

- Сколько таких частей вмещает каждая сторона?

-       Предложите формулу вычисления площади прямоугольника (Слайд 9) Проверьте себя по учебнику.

Подсчитывают квадратные сантиметры.

Делают вывод: S=a*b

Выводят формулу вычисления площади прямоугольника и учатся находить площадь по формуле.

Находят S по формуле.

Читают правило в учебнике.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Начертите прямоугольник и вычислите его площадь, используя полученные знания. (Длина — 7 см, ширина — 4 см) (Слайд 10)

На доске задача:

«Найдите площадь прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина в 2 раза меньше»

- Как вычислить площадь данного прямоугольника? (Слайд 11)

Чертят прямоугольник. Самостоятельно вычисляют площадь.

Выполняют самопроверку по

слайду.

Предлагают варианты решения задачи.

- Чтобы узнать площадь, нужно длину умножить на ширину, но здесь ширина не известна, значит, сначала будем находить ширину.

 

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

6. Реализация построенного

проекта.

Решение:

1) 6 : 2 = 3 (см) - ширина.

2) S = 6 • 3 = 18 (см2)

Ответ: S = 18 см2. (Слайд 11)

Решают самостоятельно в тетрадях. Проверка по эталону на слайде.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; Логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

7. Физкультминутка для глаз

(Слайды 12-14)

 

 

 

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение задачи (Слайд 15)

Взаимопроверка в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи (Слайд 16)

Проблемный вопрос - как найти длину по известным площади и ширине?

Решают задачу, сделав чертеж и необходимые расчеты.

? см, в 2 раза больше

 

 
 image
 

 


                           2 см

 

Решение:

1) 2 • 2 = 4 (см) – длина

2) 4 • 2 = 8 (см2) – S

Ответ: S = 8 см2

 

Самостоятельно решают.

Делают предположения и обосновывают свои ответы.

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; 

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

 

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по тетради на печатной основе.

С. 52, №142 Самопроверка.

Для сильных учащихся: с.59, №161.

Самостоятельное решение в тетради.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение.

10. Включение в систему знаний и повторение.

- Какая величина была главной хозяйкой нашего урока?

- Площадь какой фигуры мы учились находить?

- Как найти площадь прямоугольника?

- Какими единицами измеряли площадь?

- Что такое см²? (Слайд 17)

 

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

10. Рефлексия деятельности.

- Чем был полезен урок?

- Какие новые знания получили?

- Как найти площадь прчмоугольника?

(Слайд 18)

Подводят итоги урока

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...