Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Заварзина Елена Петровна

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

- Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

- Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

 

Задачи программы:

- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных

универсальных учебных действий;

- приобретение опыта самостоятельной математической деятельностью с целью получения нового знания, его преобразования и применения;

- формирование специальных для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического, эвристического;

- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра,  становление гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

- формирование математического языка  и математического  аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;

- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc609 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

директор МБОУ  ТСОШ №3

зам. директора по УВР

на заседании Т.М

___________________

_____________________

    протокол № ______

"_____"_______2014 г.

"_____"_______2014 г.

         "_____"_______2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике для 4 класса

уровень базовый (профильный)

срок реализации 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам.

Математика. 4 класс – М.: Баласс, 2014 год

(Стандарты второго поколения)

     

Разработчик программы: Заварзина Елена Петровна,

            учитель начальных классов первой квалификационной категории  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

- Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

- Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных

универсальных учебных действий;

- приобретение опыта самостоятельной математической деятельностью с целью получения нового знания, его преобразования и применения;

- формирование специальных для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического, эвристического;

- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра,  становление гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

- формирование математического языка  и математического  аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;

- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

           Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.

Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

1. Приобретение опыта выполнения УУД.

2. Мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения  УУД (или структуры учебной деятельности).

3. Тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

         На уроках по ТДМ «Школа 2000...» учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретенного опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и, при необходимости, коррекцию своих действий (третий этап). И, наконец, по мере освоения данного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требований ФГОС (четвертый этап). Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000...»:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на

максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

        Поскольку развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта (Л.С. Выготский), то представленная система дидактических принципов сохраняет свое значение и для организации воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную математическую деятельность учащихся по получению нового знания, его преобразованию и применению, включающую три основных этапа математического моделирования:

1) этап построения математической модели некоторого объекта или процесса реального мира;

2) этап изучения математической модели средствами математики;

3) этап приложения полученных результатов к реальному миру.

          При построении математических моделей учащиеся приобретают опыт использования начальных математических знаний для описания объектов и процессов окружающего мира, объяснения причин явлений, оценки их количественных и пространственных отношений.

        На этапе изучения математической модели учащиеся овладевают математическим языком, основами логического, алгоритмического и творческого мышления, они учатся пересчитывать, измерять, выполнять прикидку и оценку, исследовать и выявлять свойства и отношения, наглядно представлять полученные данные, записывать и выполнять алгоритмы. Далее, на этапе приложения полученных результатов к реальному миру учащиеся приобретают начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Здесь они отрабатывают умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, действовать по заданным алгоритмам и строить их. Дети учатся работать со схемами и таблицами, диаграммами и графиками, цепочками и совокупностями, они анализируют и интерпретируют данные, овладевают грамотной математической речью и первоначальными представлениями о компьютерной грамотности.

            Организация взаимодействия учителя и учеников в процессе обучения определяется системой дидактических принципов - деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества, обеспечивающих интеграцию не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования с позицией преемственности с традиционной школой.

В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль, обучающий контроль, текущий контроль, корректирующий контроль, итоговый контроль.

Система заданий курса допускает возможность организации кружковой работы по математике, индивидуальной и коллективной творческой, проектной  работы, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий и электронных образовательных ресурсов.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года обучения

Содержание  курса  математики  обеспечивает  реализацию  следующих  личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических  качеств  личности,  адекватных  полноценной  математической  деятельности;
  • целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;
  • овладение  начальными  навыками  адаптации  в динамично  изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;
  • принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция;
  • освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками,  умение  находить выходы из спорных ситуаций;
  • мотивация  к  работе  на  результат,  как  в  исполнительской,  так  и  в творческой деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты:

  • умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения;
  • освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта;
  • умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания  моделей  изучаемых  объектов и процессов, решения  коммуникативных  и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности;
  • овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными  задачами,  готовить  свое  выступление  и  выступать  с  аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов;
  • освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и  право  каждого  иметь  свое  мнение,  способность  аргументировать  свою точку зрения;
  • умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций  в  совместной  деятельности,  осуществлять  взаимный  контроль, адекватно  оценивать  собственное  поведение  и  поведение  окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать;
  • начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний;
  • освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения  между  объектами  и  процессами  различных  предметных  областей знания;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе  с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета  «математика».

Предметные результаты:

  • освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению  нового  знания,  его  преобразованию  и  применению  для  решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение устной и письменной математической речью, основами логического,  эвристического и  алгоритмического мышления,  пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы,  графики),  исполнения и построения алгоритмов;
  • умение  выполнять  устно  и  письменно  арифметические  действия  с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые  задачи, простейшие  уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

В результате изучения курса математики учащиеся 4 класса должны знать:

  • таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);
  • таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
  • свойства арифметических действий:

а) сложения (переместительное и сочетательное);

б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);

в) деления суммы на число;

г) деление числа на произведение;

  • разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);
  • алгоритм письменного сложения и вычитания;
  • алгоритм письменного умножения;
  • алгоритм письменного деления;

  • название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;
  • единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;
  • способ вычисления площади и периметра прямоугольника;
  • правила порядка выполнения действий в выражениях;
  • формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам;
  • правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;
  • правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения;
  • формулу площади прямоугольного треугольника;
  • названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
  • названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;

- взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
уметь:

  • устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы;
  • читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений;
  • складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;
  • умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;
  • делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком);
  • решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;
  • сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить вели чину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;
  • использовать эти знания для решения различных задач;
  • использовать эти правила для вычисления значений выражений;
  • использовать эти знания для решения задач;
  • применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений;
  • использовать эти знания для решения задач;
  • использовать данную формулу при решении различных задач;
  • узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки;

  • читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в...»,  разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;
  • решать задачи на пропорциональную зависимость величин.

  1. Основное содержание предмета

   Содержание курса математики строится на основе:

системно-деятельностного подхода, методологическим  основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);

−  системного  подхода  к  отбору  содержания  и  последовательности изучения  математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);

−   дидактической   системы   деятельностного   метода   «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон) 

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...». Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом. Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000...» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков по математике.

Содержание курса математики в 4 классе:

Раздел 1. Повторение (2 часа)

Раздел 2. Неравенства (7 часов)

Раздел 3. Оценка результатов арифметических действий

(8 часов)

Раздел 4. Деление на двузначное и трехзначное число

(6 часов)

Раздел 5. Площадь фигуры (5 часов)

Раздел 6. Дроби (37 часов)

Раздел 7.  Координатный луч (4 часа)

Раздел 8. Задачи на движение (20 часов)

Раздел 9. Углы. Построение. Измерение (11 часов)

Раздел 10.Ддиаграммы (6 часов)

Раздел 11. Графики (13 часов)

Раздел 12. Повторение изученного за 4 класс (16 часов)


Национально-региональный компонент

       Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:

http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/goova_npk/id.gif     Систематичность
http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/goova_npk/id.gif     Доступность
http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/goova_npk/id.gif     Наглядность
http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/goova_npk/id.gif     Разнообразность материала
http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/goova_npk/id.gif     Связь материала в учебной и воспитательной работе
http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/goova_npk/id.gif     Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.

       Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы и т.д.
       На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные можно подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.
     В процессе работы по использованию на уроках математики задач с национально-региональным компонентом можно дополнительно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни республики, перспективы развития. Можно привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о республики, крае, городе, селе. Кроме этого, статистические данные из области краеведение можно использовать при проведении исследовательских работ и организации проектной деятельности.
       Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения
.  (Приложение)

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Петерсон, Л. Г. Математика. 4 класс: учебник/ Л. Г. Петерсон.-М.:Ювента, 2013.
  2. Петерсон, Л. Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. Вып. 4: в 2 ч./Л. Г. Петерсон, Т., С. Горячева, Т. В. Зубавичене, А. А. Невретдинова.-М.: Ювента, 2013.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Учебно-тематическая карта

Дата

№ урока

Тема раздела, урока

Тип урока, форма проведения

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Система контроля

Основные средства обучения

Личност

ные

Метапредмет

ные

Предметные

Раздел 1. Неравенства (5 ч.)

1

Решение неравенства

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей

Знать, что такое решение неравенства. Уметь решать неравенства, тренировать вычислительные навыки, уметь решать текстовые задачи на движение

Текущий: устный опрос

Диск «Начальная школа. Математика. 4 класс». ООО «Кирилл и Мефодий»

2

Множество решений

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Самостоятельно делать выбор

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения

Текущий: устный опрос

3

Знаки ≥ (больше или равно) и ≤ (меньше или равно).  Самостоятельная работа по теме «Неравенство. Множество решений».

Урок открытия новых знаний

дифференцированная

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей

Текущий контроль

4

Двойное неравенство.

НРК

(Проектная деятельность)

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)

Знать понятие двойного неравенства. Уметь читать и записывать двойные неравенства, находить множества их решений.

Текущий: устный опрос

5

Двойное неравенство. Самостоятельная работа по теме «Двойное неравенство».

Урок повторения изученного материала

индивидуальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей

Текущий: самостоятельная работа

Раздел 2. Оценка результатов арифметических действий.  (7 ч.)

6

Оценка суммы.

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Самостоятельно делать выбор

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Уметь находить приближенные значения, границы суммы.

Текущий контроль

Диск «Начальная школа. Математика. 4 класс». ООО «Кирилл и Мефодий»

7

Оценка разности.

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей

Уметь находить приближенное значение, границы разности.

Текущий: устный опрос

ЭОР

8

Оценка произведения.

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Самостоятельно делать выбор

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера

Уметь оценивать произведение, находить его границы.

Текущий

ЭОР

9

Оценка частного. Самостоятельная работа по теме «Оценка суммы, разности, произведения и частного».

Урок открытия новых знаний

индивидуальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Уметь находить границы частного, решать неравенства, текстовые задачи, уравнения, примеры на порядок действий.

Текущий: самостоятельная работа

10

Прикидка результатов арифметических действий. Самостоятельная работа по теме «Прикидка результатов арифметических действий».

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Уметь находить приближенные значения, решать текстовые задачи, находить границы результатов выражений.

Текущий:

работа по карточкам

ЭОР

11

Закрепление. Работа над ошибками самостоятельной работы. Математический диктант.

Урок закрепления пройденного материала.

Урок рефлексии

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Моделировать содержащиеся в тексте данные. Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Текущий:

фронтальный опрос

ЭОР

12

Контрольная работа по теме «Оценка результатов арифметических действий»

Контроль и учет знаний

индивидуальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Контроль качества усвоения учебного материала.

Раздел 3. Деление многозначных чисел. (7 ч.)

Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

13

Работа над ошибками. Деление с однозначным частным.

Урок обучения умениям и навыкам

дифференцированная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь

на общие

для всех

 простые правила поведения,  

делать

 выбор,

какой

поступок совершить.

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

Сформировать навыки деления на многозначные числа с однозначным частным методом прикидки результата

Текущий контроль

http://school-collection.edu)

14

Деление с однозначным частным. Самостоятельная работа по теме «Деление с однозначным частным».

Урок рефлексии

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Текущий: фронтальный опрос, индивидуальные задания

15

Деление на двузначное и трехзначное число.

НРК (задачи)

Урок открытия новых знаний

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь

на общие

для всех

 простые правила поведения,  

делать

 выбор,

какой

поступок совершить.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос.

16

Деление на двузначное и трехзначное число. Самостоятельная работа по теме «Деление на двузначное и трехзначное число».

Урок открытия нового знания

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач

Текущий: самостоятельная работа

17

Деление на двузначное и трехзначное число.

Урок рефлексии

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Текущий: самостоятельная работа

18

Деление на двузначное и трехзначное число.

НРК (устный чет)

Комбинированный урок

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь

на общие

для всех

 простые правила поведения,  

делать

 выбор,

какой

поступок совершить.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей

Текущий контроль

19

Повторение и закрепление. Самостоятельная работа по теме «Деление на двузначное и трехзначное число».

Закрепление пройденного материала.

дифференцированная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Раздел 4. Приближенное вычисление площадей. (4 ч.)

20

Приближенное вычисление площадей.

НРК (решение задач)

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Уметь находить приближенное значение площади, построить соответствующий алгоритм действий

Текущий: самостоятельная работа

палетки

21

Оценка площади. Приближенное вычисление площадей.

Проектная задача

Урок открытия новых знаний

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для всех

 простые правила поведения,  

делать выбор,

какой

поступок совершить.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Текущий: самостоятельная работа

ЦОР (ед. коллекция)

Задание № 45,69

22

Повторение и закрепление. Самостоятельная работа по теме «Приближенное вычисление площадей».

Закрепление пройденного материала

дифференцированная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Текущий: самостоятельная работа

23

Контрольная работа по теме «Деление многозначных  чисел Оценка площади».

Контроль и учет знаний

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Контроль качества усвоения учебного материала.

Тематический контроль

Раздел 5. Доли и дроби. (   ч.)

24

Работа над ошибками. Измерения и дроби.

Закрепление пройденного материала.

Изучение нового материала

фронтальная

Мотивация к познанию, учёбе.

Выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Знать понятие дроби, как числа, выражающие части единиц счета или измерения.

Текущий: самостоятельная работа

http://school-collection.edu)

25

Из истории дробей. Урок-путешествие

Изучение нового материала

микрогрупповая

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

26

Доли.

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать

общие

для всех

 людей

правила

поведения

при общении

и сотрудничестве

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Иметь представление о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, уметь читать и записывать доли в виде дроби, сравнивать доли.

Текущий:

фронтальный и индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа

27

Сравнение долей. Самостоятельная работа по теме «Доли. Сравнение долей»

Урок изучения нового материала

дифференцированная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Текущий: самостоятельная работа

ЦОР (ед. коллекция)

Задание № 11,17

28

Нахождение доли числа

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Уметь находить доли числа, решать текстовые задачи, примеры на порядок действий.

Текущий: самостоятельная работа

www.shool2100.ru

29

Проценты

Урок - путешествие

Урок открытия новых знаний

групповая

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знать понятие процент. Уметь читать и писать знак процента, решать простейшие задачи, в которых требуется найти процент.

ЭОР

30

Нахождение числа по доле

Урок изучения нового материала

фронтальная

формир. соц. роли ученика и положительное отношение к учению

Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Уметь искать число по доле, сравнивать доли, решать текстовые задачи, примеры на порядок действий.

www.shool2100.ru

31

Нахождение числа по доле. Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Нахождение доли числа».

НРК

(решение задач)

Урок закрепления

дифференцированная

формир. соц. роли ученика и положительное отношение к учению

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Уметь решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

Текущий контроль

32

Контрольная работа

Контроль и учет знаний

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Контроль качества усвоения учебного материала.

Тематический: контрольная работа

33

Дроби

Комбинированный урок

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Иметь представление об образовании дроби, уметь читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями.

Текущий:

работа по карточкам

www.shool2100.ru

34

Сравнение дробей. Самостоятельная работа по теме «Дроби. Сравнение дробей».

Урок изучения нового материала

дифференцированная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Уметь искать часть числа, выраженную дробью.

Текущий контроль

Диск «Игры и задачи» интеракт. зад. - сравнение долей

35

Нахождение части числа.

Урок изучения нового материала

фронтальная

формир. соц. роли ученика и положительное отношение к учению

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Уметь находить число по его части.

Текущий: устный опрос

www.shool2100.ru

36

Нахождение числа по его части.

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Уметь решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

Текущий контроль

www.shool2100.ru

37

Нахождение числа по его части. Самостоятельная работа по теме «Нахождение части числа».

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Текущий: самостоятельная работа

38

Решение задач.

НРК

(решение задач)

Комбинированный урок

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

39

Площадь прямоугольного треугольника.

Урок - открытие

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Иметь представление о прямоугольном треугольнике, знать формулу площади прямоугольного треугольника

Текущий контроль

Диск «Игры и задачи» интеракт. зад. – площадь прямоуг. треугольника (формула)

40

Деление и дроби

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)

Знать, что черту дроби можно понимать как знак деления, уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде дроби, записывать дробь в виде частного.

Текущий контроль

ЦОР (ед. коллекция)

Задание № 2, 12,13

41

Нахождение части, которую одно число составляет от другого. Самостоятельная работа по теме «Деление и дроби».

Урок изучения нового материала

Индивидуально-обособленная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Текущий: самостоятельная работа

http://school-collection.edu)

42

Контрольная работа

Контроль и учет знаний

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Контроль качества усвоения учебного материала.

Тематический: контрольная работа

43

Работа над ошибками. Сложение дробей.

Урок изучения нового материала

дифференцированная

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

 Уметь складывать и вычитать  дроби с одинаковыми знаменателями.

.

Текущий: фронтальный опрос

44

Вычитание дробей

Комбинированный урок

фронтальная

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами  

Текущий:

фронтальный опрос

45

Повторение. Вычитание дробей. Самостоятельная  работа по теме «Сложение и вычитание дробей».

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Текущий: самостоятельная работа

Раздел 6. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

46

Правильные и неправильные дроби

Проектный урок

Урок изучения нового материала

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Знать о правильных и неправильных дробях, уметь сравнивать любую дробь с единицей

Текущий:

фронтальный опрос

www.shool2100.ru

47

Правильные и неправильные части величин.

Урок изучения нового материала

фронтальная

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Текущий контроль

48

Правильные и неправильные части величин. Самостоятельная  работа по теме «Неправильные дроби».

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения

Текущий: самостоятельная работа

49

Задачи на части.

НРК

(решение задач)

Урок изучения нового материала

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера

 Иметь представление о правильных и неправильных частях величин. Уметь решать задачи на части с неправильными дробями.

Текущий: самостоятельная работа,

с. 37–38

Диск «Игры и задачи» интеракт. зад. – задачи с дробями, на поиск части от целого

50

Смешанные числа. Тест.

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения

Знать, что такое смешанные числа. Уметь записывать неправильные дроби в виде смешанного числа.

Текущий:

работа по карточкам

http://school-collection.edu)

51

Выделение целой части из неправильной дроби

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера

Уметь выделять целую часть из неправильной дроби.

Текущий контроль

52

Выделение целой части из неправильной дроби. Самостоятельная  работа по теме «Выделение целой части из неправильной дроби».

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Уметь записывать смешанные числа в виде неправильной дроби.

Текущий: самостоятельная работа

53

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.

Урок изучения нового материала

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Знать алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Текущий: самостоятельная работа

54

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.

Самостоятельная  работа по теме «Запись смешанного числа в виде неправильной дроби».

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Текущий: самостоятельная работа

Раздел 7. Сложение и вычитание смешанных чисел и дробей.

55

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Урок - конференция

Урок изучения нового материала

микрогрупповая

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Знать алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Текущий контроль

Диск «Игры и задачи» - рациоаналь-ное + и - чисел

56

Сложение и вычитание смешанных чисел

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера  

Уметь складывать и вычитать смешанные числа. Знать приемы вычитания смешанных чисел.

Текущий контроль

http://school-collection.edu)

57

Вычитание смешанных чисел вида 3 – 1 1/4

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

Уметь складывать и вычитать смешанные числа, находить часть от числа, выделять из неправильной дроби целую часть.

Текущий контроль

58

Сложение и вычитание смешанных чисел. Самостоятельная  работа по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)

Текущий контроль

59

Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

НРК

(решение задач)

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)

Текущий: самостоятельная работа

60

Сложение и вычитание смешанных чисел. Самостоятельная  работа по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Урок закрепления пройденного материала

дифференцированная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Текущий: самостоятельная работа

61

Контрольная работа

по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Контроль и учет знаний

индивидуальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Проверка умения выделять целую часть из неправильной дроби, записывать смешанное число в виде неправильной дроби, складывать и вычитать смешанные числа, находить часть от числа.

Тематический контроль:

контрольная работа, с. 47–48

62

Контрольная работа за 2 четверть

Контроль и учет знаний

индивидуальная

Тематический контроль:

контрольная работа, с. 47–48

Раздел 8. Шкалы и числовой луч.

63

Шкалы

Урок – игра «Крестики – нолики»

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

Знать понятия шкала, цена деления. Уметь складывать и вычитать дроби, решать уравнения и задачи.

Текущий контроль

www. Viki.rdf.ru

64

Числовой луч

Урок изучения нового материала

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Знать понятие числовой луч.

Текущий контроль

ЦОР (ед. коллекция) задание № 14,15,16

65

Координаты на луче

Урок изучения нового материала

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

Знать понятие координаты на числовом луче.

Текущий контроль

66

Расстояние между точками числового луча

НРК

(решение задач)

Урок изучения нового материала

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие

Знать прием нахождения расстояния между точками числового луча.

Текущий. Самостоятельная работа,

с. 49–50, № 1, 2

Диск «Игры и задачи» - определение координат

 (1-е задание)

67

Расстояние между точками координатного луча. Самостоятельная  работа по теме «Шкалы. Координаты на луче».

Урок закрепле-ния прой-денного материала

дифференцированная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Систематизировать знания о числовом луче, координатах точек, уметь находить расстояние между точками на числовом луче. Знать понятие о движении по числовому лучу, уметь читать и строить модели движения.

Текущий: самостоятельная работа

http://school-collection.edu)

68

Движение по координатному лучу.

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Текущий контроль

69

Движение по координатному лучу. Самостоятельная  работа по теме «Движение по числовому лучу».

Урок закрепле-ния прой-денного материала

дифференцированная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Текущий: самостоятельная работа

70

Одновременное движение по координатному лучу

Урок открытия новых знаний

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Знать понятие одновременного движения по числовому лучу, уметь определять по рисунку числового луча различные величины, уметь читать и строить модели движения.

Текущий контроль

71

Повторение. Проверочная работа.

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Раздел 9.  Задачи на движение.

72

Скорость сближения и скорость удаления.

Проектный урок

Урок открытия новых знаний

групповая

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

 Знать понятия скорость сближения и скорость удаления. Уметь решать задачи на движение.

Текущий контроль

http://school-collection.edu)

73

Скорость сближения и скорость удаления.

НРК

(решение задач)

Урок повторения изученного материала

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие

Текущий.

Самостоятельная работа

 

74

Закрепление. Повторение по теме «Скорость сближения и скорость удаления».

Урок повторения изученного материала

парная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

Текущий.

Самостоятельная работа

 

75

Закрепление. Самостоятельная  работа по теме «Скорость сближения и скорость удаления».

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность

Текущий: самостоятельная работа

76

Закрепление. Повторение по теме «Скорость сближения и скорость удаления».

Урок повторения изученного материала

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

Текущий.

Самостоятельная работа

 

Viki.rdf.ru

77

Встречное движение.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Уметь читать и строить модели встречного движения, находить закономерности изменения расстояния между движущимися объектами. Знать понятие встречное движение.

Текущий: фронтальный опрос

http://school-collection.edu)

78

Движение в противоположных направлениях

НРК

( устный счёт)

Урок открытия новых знаний

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера

Уметь читать и строить модели движения в противоположных направлениях, находить закономерности изменения расстояния в зависимости от времени движения.

Текущий контроль

79

Движение вдогонку. Самостоятельная  работа по теме «Задачи на движение».

Урок пов-торения изучен-ного

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Уметь делать вывод о зависимости между расстоянием, скоростью и временем движения вдогонку и с отставанием. Уметь отразить эту зависимость в формулах.

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 55–56

80

Движение с отставанием.

Урок открытия новых знаний

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Текущий контроль

81

Формула одновременного движения. Самостоятельная  работа по теме «Задачи на движение».

Урок открытия новых знаний

дифференцированная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи

Текущий контроль

82

Повторение. Формула одновременного движения.

НРК

(решение задач)

Урок повторения изученного

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи

Текущий контроль

83

Повторение. Формула одновременного движения. Задачи на движение.

Урок повторения изученного

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи

84-85

Решение задач на движение. Самостоятельная  работа по теме «Задачи на движение».

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки.

Знать понятие формулы одновременного движения. Уметь решать задачи по формулам.

Текущий: самостоятельная работа

86

Движение вдогонку.

Урок повторения изученного

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Текущий контроль

www.zavuch.ru

87

Движение вдогонку.

Урок повторения изученного

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Текущий контроль

88

Задачи на все случаи одновременного движения. Самостоятельная  работа по теме «Задачи на движение».

Урок обобщения изученного

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Текущий:

самостоятельная работа

89

Контрольная работа.

Урок контроля

индивидуальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проверка умения решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку, движение с отставанием, находить проценты от числа.

Тематический контроль

90

Действия над составными именованными числами.

НРК

Урок введения новых знаний

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Уметь выполнять различные операции с составными именованными числами, рассматривать соотношения между величинами, решать задачи с именованными числами.

Текущий контроль

www.zavuch.ru

91

Новые единицы площади.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Знать новые единицы измерения площади ары и гектары. Уметь использовать соотношения между единицами площади при переводе значений величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие.

Текущий контроль

92

Повторение по теме «Действия над составными именованными числами». Самостоятельная  работа по теме «Действия над составными именованными числами».

Урок обобщения изученного

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Текущий:

самостоятельная работа

93

Работа над ошибками

Урок - КВН

Урок обобщения изученного

групповая

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Текущий:

самостоятельная работа

Раздел 10.  Углы. Измерение углов.

94

Сравнение углов.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Знать понятие угол, виды углов. Знать новое понятие биссектриса. Уметь сравнивать углы.

Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос

ЦОР (ед. коллекц) задание № 80,81,83

95

Развернутый угол. Смежные углы.

Урок введения новых знаний

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Знать понятия развернутый угол, смежные углы, острый и тупой угол.

Текущий контроль

ЦОР (ед. коллекц) задание № 82

96

Измерение углов.

Урок введения новых знаний

парная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Знать прием сравнения углов –измерение. Уметь сравнивать углы.

Текущий контроль

транспортир

97

Угловой градус.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Знать понятие угловой градус и измерение углов в градусах.

Текущий: фронтальный опрос

98

Транспортир.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Знать прибор для измерения углов – транспортир, уметь работать с ним.

Текущий контроль

99

Измерение углов.

Урок повторения изученного

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Знать свойства углов треугольника, уметь делать вывод о сумме углов треугольника, уметь складывать и вычитать углы.

Текущий контроль

100

Измерение углов. Самостоятельная  работа по теме «Измерение углов транспортиром».

Урок обобщения изученного

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

Текущий:

самостоятельная работа

101

Построение углов.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Текущий контроль

102

Построение углов. Самостоятельная  работа по теме «Построение углов с помощью транспортира».

Урок-сказка

индивидуальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера

Текущий: самостоятельная работа

 

103

Контрольная работа.

Урок контроля

индивидуальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Проверить умение и навыки измерения углов транспортиром, построения углов, сложения и вычитания смешанных чисел, нахождения процента от числа.

Раздел 11.  Диаграммы.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера

104

Круговые диаграммы.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Знать, что такое круговые диаграммы, уметь их строить и анализировать.

Текущий контроль

http://school-collection.edu)

105

Столбчатые и линейные диаграммы

Урок введения новых знаний

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Знать новые виды диаграмм: столбчатые и линейные, уметь строить и анализировать их.

Текущий контроль

Диск «Игры и задачи» - линейная диаграмма

106

Игра «Морской бой». Пара элементов. Самостоятельная  работа по теме «Круговые и столбчатые диаграммы».

Урок-игра

групповая

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие

Знать понятия пара элементов, координата. Уметь играть в игру «Морской бой»

Текущий контроль

107

Передача изображений.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Уметь работать с координатной плоскостью, уметь ориентироваться в координатах на плоскости. Знать способ передачи изображений.

Текущий контроль

108

Координаты на плоскости. Самостоятельная  работа по теме «Передача изображений».

Урок введения новых знаний

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)

Текущий контроль

Диск «Игры и задачи» - определение координат

(2 задание)

109

Построение точек по их координатам.

Урок введения новых знаний

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Знать различные способы построения точек по их координатам

Текущий контроль

Диск «Игры и задачи» - определение координат      (3-е задание)

110

Точки на осях координат.

Урок введения новых знаний

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи

Текущий контроль

111

Построение фигур по координатам

Урок введения новых знаний

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Текущий контроль

112

График движения.

Урок открытия новых знаний

фронтальная

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Знать понятие графика движения. Уметь строить графики движения объекта, анализировать их, изобразить на графике время, место встречи объектов

Текущий контроль

http://school-collection.edu)

113

График движения.

Урок повторения изученного

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Текущий контроль

114

График движения. Самостоятельная  работа по теме «Графики движения».

Урок повторения изученного

фронтальная

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничеств

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами

Текущий контроль

115

График движения.

Урок повторения изученного

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Текущий:

работа по карточкам

116

Контрольная работа.

Урок контроля

Индивидуально - обособленная

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Тематический контроль

Раздел 12. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 4 КЛАССЕ

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

117

Повторение по теме «Нумерация многозначных чисел»

 НРК

(решение задач)

Урок повторения изученного

фронтальная

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий)

Уметь применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел, вычислять периметр многоугольника, решать задачи на движение.

Текущий контроль

http://school-collection.edu)

118

Повторение по теме «Нумерация многозначных чисел». Самостоятельная  работа по теме «Задачи на повторение».

Урок повторения изученного

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами

Текущий:

самостоятельная работа

(15 минут)

119

Повторение по теме «Действия с многозначными числами»

Урок повторения изученного

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами

Текущий контроль

120

Именованные числа.

Урок повторения изученного

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

.

Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств

Текущий контроль

121

Именованные числа. Самостоятельная  работа по теме «Задачи на повторение».

Урок обобщения изученного

фронтальная

Текущий:

самостоятельная работа

122

Повторение. Задачи на движение.

Урок повторения изученного

фронтальная

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи

Текущий контроль

123

Повторение.

Урок повторения изученного

фронтальная

Текущий контроль

124

Повторение. Нахождение площади и периметра.

Урок повторения изученного

фронтальная

Текущий контроль

125

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля

индивидуальная

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

126

Работа над ошибками.

Урок обобщения изученного

фронтальная

Текущий контроль

127

Повторение. Решение задач.

Урок обобщения изученного

групповая

В самостоятельно созданных ситуациях

общения и сотрудничества, опираясь  на общие

для всех простые правила поведения,  

делать выбор,

какой поступок совершить

Текущий контроль

128

Урок -Олимпиада.

Урок обобщения изученного

групповая

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи

ЭОР

129

Повторение и закрепление пройденного.

Урок обобщения изученного

фронтальная

Формирование положительного отношения к учебному предмету и устойчивой мотивации к дальнейшему изучению

Текущий контроль

130

Урок - КВН

Урок обобщения изученного

фронтальная

ЭОР

131

Переводная контрольная работа

(40 минут)

Урок контроля

фронтальная

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

Итоговый контроль

132

Работа над ошибками

Урок обобщения изученного

фронтальная

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Текущий контроль

133

Итоговая контрольная работа

(40 минут)

Урок контроля

фронтальная

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

Итоговый контроль

134

Работа над ошибками

Урок обобщения изученного

фронтальная

Текущий контроль

135

Административная контрольная работа

(40 минут)

Урок контроля

фронтальная

Итоговый контроль

136

Итоговый урок обобщения

Урок - аукцион

Урок обобщения изученного

фронтальная

ЭОР

Лист корректировки учебной программы

№ урока

Название раздела, тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки программы

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Приложение

Задачи по математике с национально-региональным компонентом

В лесной зоне и тундре Камчатской области обитают в основном следующие представители животного мира: северный олень, лось, медведь, лисица, соболь идр. Масса бурого медведя 350 кг, он на 250 кг тяжелее, чем олень. Какова масса оленя?

Высота кустика клюквы и брусники до 30 см, а высота кипрея - 180 см. Во сколько раз кипрей выше клюквы или брусники? На сколько клюква ниже кипрея?

Ученые установили, что тимофеевка луговая, овсяница луговая, полевица тонкая живут примерно по 15 лет, борщевик рассеченнолистный и одуванчик лекарственный на 5 лет больше, а ковыль перистый живет в 4 раза дольше, чем борщевик и одуванчик.

Вопрос. Сколько лет живут борщевик, одуванчик, ковыль?

Корневые системы кустарников в основном достигают глубины 50-ти см, а корневые системы деревьев примерно 10-ти м.

Вопрос. На сколько метров длиннее корневая система у деревьев?

В народе давно подмечена связь между определенными видами грибов и деверьев, что метко отражено в их названии - подосиновик, дубовик, рыжик еловый. Сейчас уже хорошо известно, что корни многих деревьев вступают во взаимовыгодное сожительство с грибами, которое называют микоризой. Исследование 3500 видов растений показало, что около 80% изученных видов обладают микоризой.

Вопрос. Рассчитайте количество видов растений, обладающих микоризой.

В одном кубическом метре почвы может обитать до 450 дождевых червей.

Вопрос. Сколько червей может обитать в 7 кубических метрах почвы?

Северные олени ценны как транспортные животные. Расстояние в 15 км они преодолевают за 55 минут. Сколько времени они затратят на преодоление 30 км? 45км? 60км?

Из поселка Татаурово в город Улан-Удэ выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ч. В то же время ему на встречу выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. Они встретились через 2 часа. 1)Кто был ближе до города, когда они встретились мотоциклист или велосипедист? 2)Какое расстояние от города до поселка?

Вася и Петя ловили рыбу в реке Ангара. У Васи хорошо клевало, у Пети хуже. Сколько рыбы они вместе поймали, если Петя поймал на 18 меньше, чем они поймали вместе и у одного из них на 14 меньше, чем у другого.

В Джердинском заповеднике обитает заяц пищуха и сокол сапсан.  Заяц за 2 ч пробегает 14 км, а сокол за 3 ч пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько километров в час скорость зайца меньше скорости сокола?

. На кондитерской фабрике "Амта" выпускают конфеты "Ласточка", "Водопад ", "Маска". В 10 минут выпускается 150 конфет "Маска", 200 конфет "Ласточка" и 140 "Водопад".

Какую часть из выпускаемых конфет составляют конфеты каждого сорта?

Улан-Удэнское ателье "Элегант" за месяц должно сшить 38 костюмов. В первую неделю было сшито 7 костюмов, во вторую ( 11 костюмов. Какую часть всех костюмов осталось сшить?

Длина одной стороны парка "Орешково" составляет 3/11 его периметра, длина другой 4/11 периметра, а сумма длин этих сторон равна 280 м. Найти периметр парка.

Расстояние между г. Улан-Удэ и районным центром Кижингой 170 км. Из г. Улан-Удэ и Кижинги одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля со скоростью 50 км/ч. и 35 км/ч. Через какое время автомобили встретятся?

 Поверхность гостиницы "Бурятия" имеет форму параллелепипеда. Определить, сколько граней, ребер, вершин имеет поверхность гостиницы. Что такое куб? Из каких фигур состоит поверхность куба?

Со станции Горхон вышел поезд со скоростью 48 км/час. Через 2 часа с той же станции в противоположном направлении вышел другой поезд Москва-Пекин, и через 3 часа после его выхода расстояние между поездами стало 402 км.

Найти скорости поездов Улан-Удэ ( Горхон и Москва ( Пекин.

В зрительном зале кинотеатра "Прогресс" 18 рядов и в каждом ряду 22 места. Сколько денег выручил "Прогресс" за 3 сеанса, если цена билета на фильм "По велению вечного неба" (про Чингисхана) 60 руб.?

Старинные бурятские четки содержат бусинки и колечки. В этих четках 108 камушек бусинок или бусинок из сандалового дерева. Из них коралловых бусинок в 8 раз меньше количества сандаловых, а серебряных колечек на 6 больше колечек из слоновой кости. Всех вместе 117 бусинок и колечек; серебряных колечек на 2 меньше коралловых бусинок. Найти количество каждого наименования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...